«Квадрат и про­стран­ство»: зачем идти на новую выставку в ГЭС-2​ и при чем тут Малевич
17K

«Квадрат и про­стран­ство»: зачем идти на новую выставку в ГЭС-2​ и при чем тут Малевич

19
Аватар автора

Маша Махова

увидела очень много квадратов

Страница автора
Аватар автора

Михаил Голденков

фотографировал квадраты

Страница автора

В Доме культуры «ГЭС-2» открылась выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» под кураторством итальянского критика Франческо Бонами и экс-директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой.

Экспозиция не скупится на звездные имена художников-участников и рассказывает две истории. Первая — о влиянии идей Казимира Малевича на искусство 20—21 веков, вторая — о взаимоотношениях музея, зрителя и произведения.

Это одно из главных культурных событий сезона, если не целого года. Куинджи, Родченко, Кабаковы, Пикассо, Баския, Гормли — такое количество русского авангарда и мирового искусства давно не посещало столицу. Расскажу, почему эту выставку нельзя пропустить и на что стоит обратить внимание.

Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»

Кураторы: Франческо Бонами, Зельфира Трегулова
Кому понравится: ценителям авангарда и всем, кто хочет понять искусство 20 века
Адрес: Болотная набережная, 15
Даты проведения: до 27 октября
Часы работы: с 11:00 до 22:00 ежедневно
Цена билета: бесплатно, по регистрации

Причина № 1

ГЭС-2 — тоже часть экспозиции

Зельфира Трегулова отмечает, что часть посетителей ГЭС-2 не знают о выставочной деятельности Дома культуры. Для них здание бывшей электростанции ассоциируется скорее с красивым местом для фотосессий, коворкингом или книжным магазином.

Эту проблему кураторы «Квадрата и пространства» решили оригинально и вынесли пару работ из экспозиции в общественные зоны ГЭС-2. Недалеко от входа теперь висит картина Ильи Кабакова «Полет» — намек для зрителей и приглашение на выставку этажом ниже.

Получается, ГЭС-2 — не только хранилище для шедевров, но и самостоятельный арт-объект. Как авангардисты стремились выйти за рамки холста, так и новый проект Дома культуры распространяется за пределами выставочных залов и селфи с работами художников.

Причина № 2

Игра с квадратом

«Черный квадрат» — не главный герой выставки, а отправная точка для концепций прошлого и трендов настоящего. Кто-то отталкивается от идей Малевича, кто-то спорит с ним, а кто-то действует параллельно его открытиям.

Перед вами откроется кураторский взгляд на историю искусства 20 века — около 260 четырехугольников разных авторов. Вы увидите рифмы с «Квадратом» в полотнах Айвазовского, акционизме Пригова, лежащем человеке Гормли, QR-коде и еще сотне других работ.

Причина № 3

Архитектура выставки

Архитектор Евгений Асс построил свою супрематическую композицию с двенадцатью главами-перекрестками вместо привычных залов.

По словам Франческо Бонами, пространство выставки — тотальная инсталляция. В экспозиции нет замкнутых пространств, поэтому здесь легко потеряться или найти свой личный маршрут для встречи с работами. Например, можно отсканировать все QR-коды, изучить кураторский текст и начать с «Черного квадрата». Или наоборот: зайти с лестницы и оказаться на, казалось бы, неочевидном для концепции старте.

Совет: записывайтесь на медиаторские туры на стойке регистрации. В программе есть сокращенный вариант экскурсии и полуторачасовой.

Как отыскать Малевича в работах разных авторов?

Расскажу на примере пяти экспонатов выставки, которые рифмуются с открытиями Малевича и другими идеями авангардистов. Где-то можно увидеть образ квадрата, где-то — беспредметность и игру с пространством.

Кстати, виновник торжества тоже присутствует в качестве основного референса: одну из авторских копий «Черного квадрата» 1923 года специально привезли в ГЭС-2 из Русского музея.

🌊 Иван Айвазовский. Черное море. 1881. Важная идея кураторов: изменение российского искусства началось еще до «Квадрата» — с живописи конца 19 века.

Поэтому одной из первых работ выставки стало «Черное море» Айвазовского, главного мариниста 19 века. Картина выглядит радикально по меркам своего времени. Пейзаж тяготеет к нефигуративному искусству за счет линии горизонта. На нем нет ничего, кроме неба, моря и движения к беспредметности, о котором мы позже услышим от авангардистов.

📰 Дмитрий Пригов. Квадрат Малевича. 1987. Основоположник московского концептуализма Пригов иронизирует над культом вокруг Малевича и помещает идею квадрата на страницы газеты «Правда».

Черный здесь — супрематический элемент, пробивающийся через печатный текст и пропаганду. Еще это отсылка к футуристической опере «Победа над Солнцем», где «Черный квадрат» впервые появился в качестве декорации: он заменял солнечный круг и олицетворял победу творческой энергии человека над силами природы.

👤 Игорь Шелковский. Человек сидящий. 2002—2003. Схематичные люди — главный образ в творчестве нонконформиста и скульптора Шелковского. Они напоминают наскальную живопись и в то же время супрематических крестьян Малевича, для которого человек — символ «меры всех вещей».

С недавних пор увеличенную версию работы Шелковского можно встретить в одинцовском Парке Малевича — там скульптура «сидит» на липовой аллее.

🪵 Архитектурное бюро «Меганом». Сарай сараев. 2006—2024. Деревянная постройка с дырками сделана не по чертежам, а по текстовому описанию. Вместо инструкции архитекторы московского бюро «Меганом» прислали 400 символов без знаков препинания.

Это манифест: сарай играет с восприятием зрителя и снижает пафосность выставочного пространства Дома культуры. Деревянная постройка — примета чего-то далекого от традиционного музея и близкого к детству. Объект рифмуется с мыслью Малевича о том, что арт-институция будущего должна будет обходиться «без академической утвари».

🪣 Илья и Эмилия Кабаковы. Случай в музее, или Музыка на воде. 1992. Кабаков как представитель московского концептуализма развивает идею о выходе произведения за рамки холста к пространству жизни. Этот принцип впервые провозгласил Малевич и другие авангардисты.

Главный герой тотальной инсталляции Кабаковых — выдуманный художник Сергей Кошелев. Он впитал в себя идеи авангардистов и создал ни на что не похожий стиль в живописи. Громкое открытие его выставки прерывает непредвиденная бытовая ситуация: в залах прорывает трубы. Акцент с афиш и картин смещается на симфонию воды в ведрах и тазиках.

Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod

Маша МаховаКак относитесь к «Черному квадрату» Малевича?
  • Wind-Up BirdБыл недавно, к авангарду так себе отношусь на самом деле, но само арт-пространство, архитектура и организация на высоком уровне. Из экспонатов больше всего запомнилась инсталляция Метрополис: люминесцентный город из мусора, вот это класс!5
  • Анко СлотхПопала на выставку совершенно случайно, осталась в диком восторге от задумки и экспонатов. Кому по описанию понравилось и может сходить - идите обязательно, оно того стоит.1
  • Георгий АваВызывает массу эмоций- и слезы, и радость, а также восторг от уникального, неповторимого качества исполнения,что и требуется от искусства.Надо больше писать, больше говорить - КВАДРАТ В КАЖДЫЙ ДОМ!0
  • Дарья БочароваВиктория, согласна полностью. Смотрели на сарай в дырках и думали: что это? А оно вона как - не по инструкции, а из 400 символов сделано...блин. Меня убивает способность на каждое .... страницу формата А4 ученого текста с объяснениями написать.2
  • Виталий САнко, какой сочный рыжий цвет!0
  • Юрий ОболенцевКак символ беспредметного искусства Черный квадрат Малевича до сих пор вызывает много споров . В большинстве своем , спорят люди , остановившиеся на передвижниках в своем развитии . Для понимания искусства авангарда очень правильно организованная выставка .0
  • Татьяна С.Вчера была на этой выставке. Впечатления двоякие. Есть очень интересные картины и экспонаты. Понравился Метрополис - глубокая идея, Музыка воды погружает в атмосферу. Но многое не выходит за рамки детского творчества, или это насмешка над зрителем. Вспоминается фильм "1+1", где мазню успешно продают благодаря удачной рекламе. Вот так же и нас хотят убедить в том, что это такое искусство, а мы глупые ничего не понимаем. На контрасте с действительно произведениями искусства это особенно заметно! Стоит сходить и самим убедиться. Тем более, что сам дом культуры потрясающий, и отдыхать на его территории очень приятно, как в помещении, так и на улице!1
  • user3361856Гениальная вещд0
  • KrupinatorВиталий, там на каждом полотне есть 4 оттенка цвета и написано по 4 ассоциации с цветом: На жёлтом, например, написано: подсолнух, канарейка, золото, лимон. На оранжевом был апельсин, морковь и что-то ещё.2
  • KrupinatorДарья, ну, эмоцию же вызвало) искусство не должно под вас подстраиваться, оно должно выражать идею художника и вступать в диалог со зрителем. А современное искусство, сколько, на него ни плюются, как минимум удивляет и заставляет напрячь мозги и воображение.1
  • KrupinatorВиктория, молиться надо в церкви, а не в музее)1
  • KrupinatorВыставка потрясающая. Взяла бесплатный аудиогид и программку, очень помогло понять многие работы. Больше всего понравилась работа Кабаковых, получилась интересная интерактивная инсталляция. Ну, и город из мусора, конечно. Днём какой-то хлам из бутылок и старых вещей, а ночью мегаполис.2
  • Дарья БочароваKrupinator, какая глупость! Искусство должно вызывать положительные эмоции, желание ходить и смотреть (а насмотрено уже много, поверьте), а не отвращение как кусок глины, похожей на дерьмо. Конечно, если на большее не способен художник - можно и сарай в дырах представить как шедевр. Только для кого? Для того, кто не видел ничего до этого? И чем же он напрягает мозги?0
  • Анко СлотхKrupinator, кстати да0
  • Vitaliy SabinМне выставка скорее не понравилась. Да, сейчас меня обзовут диванным критиком и скажут, что я просто не достиг той степени "просветления" и "изменённого сознания", чтобы понимать эту мазню. Но давайте честно. Репин, Микеланджело - это искусство. Квадрат - это всего лишь квадрат. Нарисуй ты три разноцветных квадрата, искусством они от этого не станут. Это всё также будут просто три квадрата. Об отсутствии какого-либо либо смысла в творениях этих "художников" говорят даже сами названия картин. "Композиция N100500", "Зарисовка N5". Тут даже сам автор понятия не имеет, что он нарисовал (сейчас набегут демоны, будут с пеной у рта строчить, что "картины пишут, а не рисуют". Ван Гог писал. Малевич рисовал). Если бы знал, смог бы дать название. А как вам "картина" одной мадам, где изображена черная точка и расходящаяся от неё спираль на белом фоне? Два цвета, точка, спираль. Знаете, сколько рисовала этот "шедевр" дама? 28 лет. И нет, я не хейтер современного искусства. Бэнкси - вот современное искусство. Рене Грюо - вот современное искусство. Даже на этой выставке среди 90% откровенной мазни были хорошие экспонаты. Куиджи - Пейзаж. Степь Кордье - Северное море Кифер - Морские сражения происходят каждые 317 лет. Ну и, разумеется, светящийся мегаполис из мусора. Это было сильно. В остальном же, даже сама идея выставки притянута за уши. "Квадрат - это прямоугольник, и у Куиджи в степи есть прямоугольник. Значит, картины взаимосвязаны! А ещё пол ГЭС это тоже прямоугольник!" Гениально!!! "А ещё у Малевича квадрат чёрный, и у Бэкона есть чёрный цвет в картине!". Искусствоведы, вам самим не смешно искать смысл там, где его нет? Я в таких случаях всегда вспоминаю показательную историю. Тарковский на съёмках какого-то очередного своего "шедевра" никак не мог оживить одну сцену. Всё вроде ему нравилось, но было как-то статично. И он просто сказал актерам играть, но при этом приседать в кадре. На вопрос актёров "А в чём смысл?", он ответил: "Вы приседайте, а зритель смысл найдёт".1
  • user5864589Выставка очень интересная. Ходили с семьей. Все понравилось. Понравилась инсталляция Метрополис; картина "Чёрное море" Айвазовского ;музыка на воде. Остались очень довольны.0
  • user5880613Посетила выставку в сентябре вместе с дочкой 6 лет. Нам понравилась выставка, дочь с удовольствием искала предметы на картинах, придумывала названия картинам, а потом читала как она названа автором. Дискутировала, обращала внимание на цветовые решения! Спасибо организаторам!0