Мне отказали во въезде в Южную Корею, и я пять дней прожила в аэропорту
В августе Анне отказали во въезде в Южную Корею.
Она прилетела в страну как туристка — мечтала посмотреть достопримечательности и позагорать на острове Чеджудо. Но сотрудники погранслужбы не позволили ей покинуть аэропорт Инчхон: сказали, что цель поездки не соответствует заявленной. У туристки забрали паспорт, и она провела в аэропорту пять дней, прежде чем удалось обменять билеты и вернуться в Россию.
Ее случай не единственный. В сентябре 16 россиянам, которые прибыли на пароме из Владивостока в порт Тонхэ, тоже отказали во въезде. Путешественников заподозрили в том, что они планировали устроиться на работу. В октябре одна из участниц «Сеул-чата» написала, что ей отказали во въезде в аэропорту Сеула и потребовали, чтобы она вернулась в Россию через Гонконг за свой счет. Еще один участник чата поделился, что его не пустили в Южную Корею в 2023 году.
Я нашла Анну в «Сеул-чате», поговорила с ней и узнала, какие вопросы ей задавали пограничники, как она коротала время в аэропорту и возвращалась. Дальше — слово ей.
Что вы узнаете
Почему я выбрала Южную Корею
Я планировала первую поездку за границу в августе 2024 года. Выбрала Южную Корею, потому что заядлая фанатка корейских дорам. Хотела посетить дворцы и музеи, отведать морепродуктов и позагорать на острове Чеджудо, который часто показывают в сериалах.
Из Комсомольска-на-Амуре, где я живу, лететь до Южной Кореи недалеко: через Пекин — примерно пять часов без учета времени на пересадку.
Как я готовилась к поездке
Готовиться к поездке я начала в феврале. Посмотрела видео на «Ютубе» о том, какие нужны документы. Так узнала, что виза не требуется, но надо получить K-ETA — электронное разрешение на въезд. В видео рассказали, что его можно оформить через посредников, но посоветовали этого не делать, так как те могут допустить ошибку. Поэтому документами решила заниматься самостоятельно.
Я заполнила анкету на сайте k-eta.go.kr. У меня не было карты иностранного банка, чтобы уплатить сбор за разрешение на въезд. Поэтому я попросила помочь подругу, которая живет в Нидерландах. За сбор я отдала ей 8 € (846 ₽) . Мою заявку одобрили 23 апреля, и в тот же день K-ETA прислали на электронную почту. На всякий случай я распечатала этот документ.
Билеты купила в мае. За перелет из Хабаровска в Инчхон и обратно с пересадкой в Пекине отдала 70 000 ₽ с багажом. Хотя я бронировала билеты на сайте «Аэрофлота», рейс выполняли другие авиакомпании: сегмент из Пекина в Хабаровск — российская «Аврора», а из Пекина в Инчхон — китайская China Eastern Airlines. Я планировала с 3 по 8 августа быть Сеуле, потом до 11 августа улететь в Чеджу, затем вернуться в Сеул, а 18 августа отправиться в Хабаровск через Пекин.
Отели в Сеуле и Чеджу забронировала через «Букинг» с возможностью оплатить по прибытии. Подтверждение бронирования распечатала на двух языках — русском и корейском.
По рекомендации из видео я заранее оформила справку с работы с подтверждением моей деятельности, получила справку о доходах 2-НДФЛ и выписку с банковского счета за год. Еще сделала маршрутный лист с указанием достопримечательностей, которые планировала посетить.
Я знала, что на погранконтроле эти документы могут пригодиться, чтобы подтвердить цель поездки. С этим строго, потому что многие приезжают как нелегальные трудовые мигранты. Я планировала туристическую поездку и не хотела проблем.
Я взяла деньги, но на всякий случай оформила карту UnionPay «Россельхозбанка», так как боялась ходить только с наличными.
Английский я в школе не изучала, но за полгода до поездки начала заниматься корейским, чтобы хоть как-то ориентироваться за рубежом. Говорить свободно не могу, но некоторые нужные фразы узнала.
Как я прилетела в Инчхон и пыталась пройти погранконтроль
Ночью я прилетела в Пекин. Познакомилась там с двумя девушками: одна путешествовала в Японию, вторая — в Макао. В город мы не выходили. Вместе ждали самолет до утра, мой был в 11:40.
В самолете до Инчхона пассажирам раздали карточки прибытия, Arrival Card. Я заполнила ее сама. Указала имя, фамилию, пол, дату рождения, национальность, профессию и адрес проживания в Корее.
По прилете я отдала сотруднице пограничного контроля загранпаспорт, распечатку K-ETA и карточку прибытия. Она мне что-то сказала, но я ее не поняла. Вскоре подошел мужчина, который отвел меня в отдельную комнату.
Со мной пытались говорить на английском, а я ничего не понимала и просто отдала все свои документы. Затем меня отвели к другому столу, там был старый проводной телефон, по которому можно было общаться с русской переводчицей. Это был допрос.
До начала допроса я подписала бумаги о том, что со мной обращались хорошо, независимо от национального признака, и что я отказываюсь просить политическое убежище.
Я не обратила внимания, как общалась с переводчицей девушка, которая вела допрос. Наверное, у нее был наушник или такой же телефон, как у меня.
Диалог был примерно такой:
- — Цель поездки?
— Туризм.
— Были ли вы в Южной Корее ранее?
— Нет, это первая поездка.
— Какая у вас зарплата в долларах?
Я забыла курс валют и назвала в рублях. Когда заполняла анкету для K-ETA, указывала сумму в долларах. Но данные не сохранила, а доступа к ним после подачи заявки не было. Лучше было все записать.
Еще у меня спросили, как называется отель и на какой улице он находится. Я сказала название правильно, но не ответила про улицу. Я не учила адреса и не могла понять, где указан район, а где улица.
Потом поинтересовались, какая у меня должность. Я работаю кассиром. Когда заполняла анкету для K-ETA, такой должности среди предложенных не было. Там говорилось, что нужно выбрать наиболее близкую профессию, поэтому я указала, что офисный сотрудник. Я сказала это переводчице, она начала объяснять это кореянке, а та на нее огрызнулась из-за долгого ответа. Я не поняла ее поведения: все-таки я гость страны, приехала на свои деньги, а она разговаривает в таком тоне.
Допрос длился недолго, минут пятнадцать. В конце концов мне дали уведомление, что во въезде отказано, потому что цель не соответствует заявленной. Сотрудники пояснили, что при заполнении анкеты для K-ETA я якобы ввела неверные данные.
Я упала духом, расплакалась. Сотрудницы ушли, и я полчаса просидела в том офисе одна. Потом меня отвели в зал ожидания для депортируемых.
Как я жила в аэропорту
Я жила в зале для депортируемых пять дней: с 3 по 7 августа. Но это по неопытности. Если бы я знала, что могла сама поменять билет, тогда сразу бы на этом настояла и улетела домой быстрее.
Рейс из Инчхона в Пекин выполняла China Eastern Airlines, а из Пекина в Хабаровск — «Аврора». Со мной общались сотрудники китайской авиакомпании. Они сказали, что билеты на первый сегмент обменяют бесплатно, а из Пекина нужно самой купить билет на рейс этой же китайской авиакомпании. Но из столицы КНР она летает только в Москву, и билет стоил 80 000 ₽. А из Москвы мне нужно было добраться до Хабаровска. Я подумала, что это слишком дорого, и отказалась.
В зале для депортируемых была русская девушка, которая приехала в Южную Корею к парню, — ее тоже не пустили пограничники. Она говорила по-английски. Я рассказала ей о своей ситуации. На следующий день моя новая знакомая объяснила все сотруднице, и та пообещала договориться о бесплатном обмене билета на оба сегмента. Я обрадовалась. Но вечером пришла уже другая сотрудница, ей ничего не передали. Она снова стала требовать от меня билет на второй сегмент. Я была в шоке.
В зале для депортируемых два туалета и две душевые комнаты, которые мыли каждый день. Сантехника современная. Всегда были бумажные полотенца, туалетная бумага, одноразовые сиденья для унитаза. Но обычные полотенца для душа не предоставляли. Удалось выпросить только раз.
На ночь приносили раскладушку и одеяло, утром все забирали. Еще в зале были стиральная и сушильная машины, но я проходила в одной одежде пять дней. Багаж не принесли, пользоваться можно было только тем, что лежало в ручной клади.
Нас кормили три раза в день. На завтрак — сладкая булка и сок, на обед — овощи с рисом, салат и печенье, без напитка, на ужин — грибы с рисом, салат и печенье, тоже без напитка. Насколько я поняла, давали еду из самолета. В целом все было вкусное, хотя салат с капустой мне не понравился. Несколько раз я ходила купить себе что-нибудь поесть и расплачивалась наличными, которые до этого обменяла на юани. Цен уже не помню. Я два раза меняла по 100 ¥ (1421 ₽), все эти деньги и потратила.
Самое плохое — в аэропорту был кулер только с холодной водой. Например, можно было купить лапшу, но заварить ее не получилось бы. Я дважды выпросила горячую воду у охранников, чтобы сделать кофе. Мне объяснили, что нам она не полагается, но все же пошли на уступку.
Все это время я общалась с русскими, которых не пустили в Южную Корею, гуляла по аэропорту и осматривала магазины в нем. Иногда сидела в телефоне, смотрела дорамы: вайфай в аэропорту бесплатный и доступен круглосуточно. Еще у нас был телевизор, мы смотрели Олимпийские игры.
Я позвонила в посольство России в Южной Корее. Объяснила ситуацию, а они сказали, что я официально не на территории Южной Кореи и помочь могут, только если требуется срочная медицинская помощь. Кстати, я видела списки депортируемых: 50% — туристы из России.
В конце концов выяснилось, что я сама могу поменять билет. Кажется, было 5 августа. Сотрудник китайской авиакомпании сказал мне брать билет на 8 августа. Это меня расстроило, так как означало, что нужно провести там еще две ночи. Я позвонила менеджеру «Аэрофлота», и мне помогли обменять билет. За это я доплатила 6000 ₽.
Вечером я ждала, что мне принесут билет на рейс до Пекина, но никто не пришел. Я попросила охранника позвать сотрудников. Он тоже не понял, почему никто не пришел, но ничего толком не ответил. В итоге билет мне так и не отдали и просто провели в самолет.
С прибытия в Корею до посадки в самолет до Китая у меня не было заграна: его забрали еще на паспортном контроле. Вместо него дали бумагу с копией моего паспорта и правилами поведения в аэропорту. С ней можно было гулять в некоторых зонах аэропорта. Документ вернули уже в Пекине после приземления, отметку о депортации в нем не поставили. K-ETA действует три года, но после допроса мое разрешение на въезд аннулировали.
7 августа я улетела из Кореи. Днем прибыла в Пекин, а 8 августа ночью вернулась в Хабаровск. В итоге я потеряла 14 000 ₽ за невозвратные авиабилеты в Чеджу. Хорошо, что отели заранее не оплачивала. Я написала в гостиницы, объяснила ситуацию и извинилась, они отменили бронирования. Переживала, что будет штраф, но все обошлось.
После этого неудачного опыта я хотела вновь полететь в Южную Корею в ноябре на фан-встречу с актером Ли Дон-уком. Но побоялась, что меня снова не пустят, и решила не рисковать.
Я общалась с девушкой, с которой познакомилась в зале для депортируемых в аэропорту. Она еще раз полетела в Южную Корею в сентябре: на этот раз — чтобы выйти замуж. У нее было приглашение от жениха. Пограничники подробно ее расспрашивали, интересовались даже стоимостью билетов на самолет в долларах. Все прошло хорошо — ее пустили в страну.
Тем, кто только собирается ехать в Южную Корею, могу посоветовать вызубрить всю информацию из анкеты K-ETA, адреса отелей и даже стоимость проживания в сутки.
Как подготовиться к поездке и что делать при недопуске в Южную Корею
Генеральное консульство России в Пусане выпустило рекомендации для путешественников. Вот главные моменты.
Во въезде могут отказать, если турист не подтвердит цель путешествия. Миграционная служба Южной Кореи опрашивает пассажиров и проверяет документы, чтобы выявить россиян, которые едут в страну нелегально работать. Любые сомнения миграционного офицера трактуют не в пользу гражданина РФ. Мотивированный ответ о причинах отказа корейская сторона давать не обязана.
Консульство рекомендует туристам иметь при себе подтверждающие документы:
- Обратный билет.
- Бронь гостиницы или контакты приглашающего.
- Наличные деньги — достаточное количество для путешествия. Конкретную сумму не уточняют.
Еще нужно знать маршрут поездки и названия достопримечательностей, которые планируется посетить.
Если россиянина не пустили в Южную Корею, он сам несет расходы во время ожидания обратного рейса и на возвращение.
При этом купить или обменять билет, зарегистрироваться на рейс и заказать питание можно только через авиакомпанию, с которой прилетел пассажир. Но сделать это получится лишь после того, как перевозчик получит уведомление от миграционной службы о запрете на въезд и выдворении. Обычно на это уходит один — три рабочих дня.
Путешественник вправе не подписывать документы, составленные на языке, которого он не понимает. Если к нему применяют силу или оказывают психологическое давление, он может пожаловаться в консульство.
Власти Южной Кореи не обязаны обеспечивать недопущенных пассажиров едой, медикаментами и другими вещами первой необходимости. Эти вопросы тоже советуют решать с перевозчиком.
Если пассажир не хочет находиться в зоне ожидания аэропорта, он может согласовать с авиакомпанией другое место пребывания.
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan