Бесит неурегулированность законов о ветхом и аварийном жилье
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
В суровой российской действительности есть 2 определения, которые не дают мне покоя — это «ветхое жилье» и «аварийное жилье».
Начну с понятия «ветхое жилье», которое появилось в приложении к МДК 2-04.2004, утв. Госстроем. Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье». (Вспомнилась детская песенка — опа есть, а слова нет). Есть общие критерии для признания жилья ветхим: износ конструкций до 70% для зданий из кирпича или камня (для деревянных домов максимальная степень износа равна 65%). Согласно законодательству ветхие дома в отличие от аварийных юридически не представляют угрозу безопасности, их не будут сносить. Ветхие дома ремонтируются по программе капремонта в первую очередь, но не находятся «на особом положении». Просто представьте: в подъезде осыпается штукатурка, течет крыша, сгнили балки перекрытий, прогнил пол, текут батареи и трубы, требуется ремонт коммуникаций в подвале и дом просто «признается ветхим», его не планируют расселять. Его если и будут ремонтировать, то за счет средств кап. ремонта (за наш с вами счет) и за региональные субсидии (с наших с вами налогов). Сроки выполнения работ не прописаны и не регулируются. Есть примеры судебной практики, где дом 1936 г. постройки относится к ветхому уже 42 года и стоит в очереди на ремонт на 2025 г. последние 7 лет даты ремонта переносятся или, мое любимое, ограничиваются косметическим ремонтом.
Понятие «аварийного жилья» наоборот расписано детально, отражено в кипе документации, но на практике все неопределенно. Аварийное жилье — непригодно для жизни, подлежит сносу и расселению. Разве что-то может пойти не так (Кроме того что расселяют годами и не туда куда хотелось)? (Вспомнилась детская песенка –конечно да, конечно, да, конечно…, да). Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство вообще не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой. Никаких! Пожалуйста, скажите что не меня одну это удивляет.
С 2019 г. граждане, которые приобрели жилое помещение после признания дома аварийным, не имеют права на предоставление нового жилья взамен того, которое признали аварийным в рамках программы перенаселения, а только право на выплату денежного возмещения за утраченное жилое помещение. При этом сумма компенсации не может превышать суммы, указанной в договоре купли-продажи данного помещения. (Исключение составляют только те собственники, которые унаследовали жилье в аварийном доме. Напомню, раньше приобретали аварийное жилье со значительной скидкой для того, чтобы за небольшие деньги приобрести право собственности, а затем получить новое жилье. Сейчас эта практика себя исчерпала. Но давайте поговорим о коммерческой недвижимости в аварийном доме.
Согласно законодательству Российской Федерации, при признании дома аварийным устанавливается определенный порядок выплаты компенсации за нежилое помещение, который включает в себя определение суммы выплаты в соответствии с установленными процедурами и регламентами. Однако конкретная сумма выплаты определяется в каждом конкретном случае (нет минимального порога, никто не отталкивается от ДКП ). Сумма возмещения зависит от многих факторов, таких как степень аварийности дома, размеры нежилого помещения и прочие обстоятельства. Есть потрясающие примеры судебной практик, где итоговая стоимость ниже кадастровой в 14 раз.
Т.е. ты не можешь рассчитывать на аналогичный коммерческий объект, а только на непонятно как рассчитываемую компенсацию.
Знаете, когда деревья были большими, а я была ИП на ныне покойном ЕНВД, в мою жизнь красиво вошли налоги на коммерческую недвижимость и никак не могут уйти. И ты их платишь, и территорию около здания убираешь, и сосульки сбиваешь и создаешь красоту и даже лампочки меняешь в округе, чтобы «заходили гости дорогие», а посмотришь судебную практику — признают дом аварийным и за схожий магазин выплачивают собственнику 42000 руб. И за державу так обидно.