Я помогаю книгами сельским библиотекам, потому что меня волнует будущее поколение
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Как я начала помогать
Однажды я читала новости во «ВКонтакте» и наткнулась на пост волонтерской группы «Мария», которая ищет и собирает вещи для жителей сел и оказывает им вещевую помощь. Я отдала много детских ненужных мне вещей и игрушек — к тому же склад группы оказался в моем родном городке Сестрорецке.
Так я познакомилась с добрейшей и замечательнейшей женщиной — Надеждой, которая организовывает помощь для сел. Книги — это частые запросы жителей сел и их можно было передавать через эту группу. Многие сельские родители, имеющие 3-5-7 детей, думают только о том, как выжить: потому что нет работы, вокруг бедность и разруха, не могут позволить себе многое, в том числе и новые книги и говорят: «В книжный магазин мы приезжаем как в музей — просто полюбоваться».
Надежда подумала о том, что неплохо было бы помочь сельской библиотеке, ведь если подарить книгу одной семье, то дети ее быстро прочитают и уберут на полку, а книгу из сельской библиотеки всегда сможет взять любой местный ребенок. Так у нее родилась идея «Букли» — отдельного сообщества для книжной помощи сельским библиотекам. Фонд сельских библиотек — очень скудный и старый, это полуразвалившиеся книги-лапша, и, максимум, пожелтевшая с 80-х годов классика. Из года в год эти библиотеки не финансируются вовсе — нет денег, так говорит начальство, все уходит на городскую библиотеку, а сельской максимум, что перепадет — это не нужное в городе. Но невостребованное в городе чаще всего не нужно и в селе.
Больше всего страдают дети: им хочется чего-то нового, познавательного, современного, интересного, красивого, яркого и красочного, а этого нет. Группа «Букли» сильно переросла свою сестру «Марию» и получила большую популярность среди библиотекарей. Я узнала о ней, общаясь с Надеждой, и стала посылать подарки с книгами в села.
Как оказалось, есть несколько групп, помогающих сельским библиотекам, но мне нравится именно «Букля» — она самая душевная, что ли. В группе принято писать благодарности на стене для дарителей и я иногда до сих пор удивляюсь, как люди радуются и прыгают от счастья, получив даже одну интересную новую книгу. Некоторые библиотеки снимают видео: так одна из библиотек прислала мне в личку низкой поклон от мальчика с моей книгой — это, конечно, было приятно, но уж слишком за ту малость, что я делаю. Дошло даже до того, что и я стала получать дары от библиотек, в ответ, скажем так, — свежие садовые яблоки под Новый год, орешки, груши, сухофрукты, вязаные носки, мыло ручной работы, детские поделки.
Все библиотеки и библиотекари — разные, и большинство из них — такие благодарные люди, хотя пару раз мне попадались библиотекари, ленящиеся забрать посылку с почты и не написавшие ничего в ответ, даже простого «спасибо». Если встречаешь такую библиотеку, то невольно задумываешься — а так ли нужны им книги, если человек несколько недель не может прийти без уважительной причины за посылкой в соседний дом. В таких случаях он попадает в мой ЧС и больше я ему ничего не посылаю.
Я не тешу свое самолюбие: дарительство — это не всегда радужно и просто. Я отправляла 20-киллограммовые посылки через почту и донести такую — уже достижение. Да, конечно, я довожу ее на автомобиле, но перед этим посылку нужно спустить по лестнице до авто и потом донести до почты, а чаще всего у меня их несколько посылок за один привоз на почту. Нужно потратить много сил и времени на поиск и сбор нужных книг, а еще и немало усилий на отправку, потратить деньги.
Иногда, не получив тривиального «спасибо» в ответ, я ощущала моральное опустошение и терзалась вопросами — а пригодились ли мои книги, читают их или нет, или просто поставили красоваться на полку?
У меня есть три библиотеки, которым я помогаю на постоянной основе, остальным — по наитию. С одной из библиотек я, можно сказать, сдружилась и летом ездила погостить в их село на юг. Это меня очень впечатлило, хоть село находилось не в самой бедной области. Теперь моя цель съездить в другую свою подопечную библиотеку — в Саратовскую область и посмотреть, как там.
Определенной суммы пожертвования у меня нет, иногда, мне кажется, я могла ухнуть туда весь свой доход или все свое время. Например, прошлым летом я искала недорогие книги пакетами, пачками на «Авито», рынках, стоках, распродажах по всему городу, покупала их, везла домой, сортировала, собирала посылки. Мне хотелось помочь как можно большему количеству сел как можно большим количеством книг. Моя квартира превращалась в книжный склад — такое волонтерство одновременно и выматывало, и воодушевляло.
Что я делаю сейчас
Сейчас у меня нет времени и возможности собирать книги на «Авито» и я покупаю их на «Вайлдбериз» — тем более там бывают хорошие цены в дни распродаж. Определенной суммы сейчас также нет, я могу увидеть просьбу библиотеки, разжалобиться и накупить ей книг на пару тысяч рублей.
Что мне это дает
Я человек очень эмпатичный и мне очень тяжело думать, что где-то, всего в 1000 километров от меня, живут люди в ужаснейшей бедности. Еще хуже думать о том, что у молодого поколения также ничего нет для души, развития, выработки интересов, понимания того, как встать на ноги и разобраться в этой жизни, так как нет примера перед глазами, а имеющаяся в библиотеках литература физически и морально устарела. Я чувствую, что вкладываю частичку себя в будущие поколения, выбирая им книги и посылая в села. Как же я радуюсь, когда библиотекари присылают мне фото детей с моими подарками, — я чувствую, что старалась не зря.
Сейчас активный костяк дарителей группы — примерно 30 человек. Это те, кто постоянно и практически ежедневно мелькает на стене. Нуждающихся библиотек в «Букле» — сотни, а интересных книг, которых может не быть у конкретной библиотеки, — тысячи. Так что группа будет несказанно рада новому притоку дарителей.