Посмотрите на доходный дом Лумберга в Санкт-Петербурге

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Архитектор: Ф.Ф. Лумберг
Год постройки: 1904 год
Стиль: модерн

В 2 минутах ходьбы от Невского проспекта, в Перекупном переулке, 9 находится довольно необычный и красивый шестиэтажный дом Лумберга (шестой этаж мансардный, с выходом на крышу), построенный в стиле модерн — один из первых в Петербурге. Рядом, кстати, располагается дом, где жил Марк Шагал (ага, тот самый) и на углу Перекупного и Херсонской дом с башенкой К. Шмидта — тоже в модерне. Так что есть что посмотреть на этом уголке. Вообще, район Пески интересен в плане модерна — его здесь много.

Дом Лумберга
Дом Лумберга
Дом Лумберга
Дом М. Шагала
Дом К. Шмидта

Я работал здесь неподалёку, на Конной улице, и в перерыве часто прохаживался мимо этого дома. В нём побывал в рамках экскурсии конкретно поэтому дома Фёдора Грибкова.

В 1828 г. переулок назывался Торговым и располагался на территории бывших Александровской Сенной площади и примыкающего к ней рынка. В середине XIX в. территория площади сокращается, прокладывают две новых улицы (Исполкомская и Херсонская) и Торговый переулок получил промоушен и стал называться Торговой улицей. Правда, через 11 лет, в 1871 г. опять упал в статусе и вдобавок ещё и название поменяли — Перекупной переулок. В 1880 г. переулок продлили от Конной до Невского проспекта.

С 1866 г. на территории дома Лумберга находился деревянный двухэтажный дом с питейным заведением, который после пожара 1887 г. перестроили в камне. Во дворе размещался деревянный флигель. Кстати, забавно, что Петербург всегда считался каменным городом и Пётр I строго-настрого наказал строить всё и камня, но между тем, к началу XX в. каменных зданий насчитывалось всего 30%.

Наш герой родился в 1867 г. и, к моменту завершения обучения в Институте гражданских инженеров в 1890 г., угодил в самую круговерть промышленного бума, который спровоцировал бум строительный.

К концу XIX в. Санкт-Петербург был не только столицей Российской Империи, но и центром индустриализации — с 1860-х по 1894 гг. количество крупных промышленных предприятий выросло с 200 до 500, а всяких помельче — с 3200 до 8500. Такой мощный буст требовал как можно больше рабочей силы — вот и стекались сюда со всех концов России-матушки будущие строители коммунизма. А жить-то где-то надо. Купить в те времена квартиру было нельзя — только съём! Дозволялось приобрести во владение только участок и застроить его как хочется. Собственно, поэтому массово скупали участки на свои или заёмные средства и застраивали доходными домами — под сдачу то бишь. Доходный дом окупался примерно через 2 года и сулил владельцам немалые барыши.

Интересный факт: вплоть до 1910 г. высота фасада дома не должна была превышать 23 м — высота Зимнего дворца. Так распорядился Николай I, который свято соблюдал чистоту небесной линии Санкт-Петербурга.

Поработав главным архитектором Обуховского завода и скопив кой-какой капитал, в 1903 г. наш герой тоже поддался «строительной лихорадке» — приобрёл участок в Перекупном переулке, снёс всё к чертям и построил собственный доходный дом, который не похож и по сей день ни на какой другой в Петербурге. Квартира самого Лумберга располагается на третьем этаже — обозначается самым большим и красивым омегавидным окном.

Дом практически лишён декора, присущего модерну. Ни тебе сов, ворон, лебедей, чертей или девиц каких с чертополохами — только редкие вставки из гранитного булыжника на первом этаже, кирпичное обрамление окон и кованые решётки балконов. За принадлежность модерну декор отдувается фасад — своими ассиметрией, текучестью и мягкостью эркеров и наплывов, разнообразными формами окон.

Интересно заглянуть во внутренний дворик, где на уровне третьего этажа можно увидеть корпус картинной галереи, который видимо в советское время укрепили подпорками. Воротная арка (в правой части здания) стилизована под вход в какой-то сказочный грот и украшена кирпичом и замковым камнем.

Картинная галерея, вид с улицы
Картинная галерея, вид с улицы

Единственный вход в здание находится в левой части здания — защищён козырьком и нишей, так что всегда можно спрятаться от дождя. Рядом со входом, кстати, окошко в форме Ω. Входная дверь сохранилась по сей день, оригинальная то бишь.

При входе в парадную посетителя встречают два мускулистых атланта и изразцовая печь из местечка Могилёв, которая покрашена по последней сельской моде подъездов конца 90-х — фаянсово-белое с ярко-зелёным. Просто таки сам председатель колхоза отвечал за редизайн — très chiс, друзья! Кстати, смотрел старые фотографии и ещё в 2013 г. тоги атлантов, которыми подпоясаны чресла, нежно коррелировали по цвету с цоколем печи — отважно зеленели.

Поднимемся же по лестнице на третий этаж — в бывшую квартиру архитектора! Бывшую квартиру Лумберга раньше занимало ДОСААФ, а теперь благотворительная организация «Созидатели». Дверь, кстати, прорубили уже в советское время.

Здесь нас встречает прихожая и малое трёхчастное окошко в отдельном кабинете. Огромная гостиная радует гигантским окном, потолочным декором и изразцовой печью саксонского происхождения с большим керамическим панно «Возвращение с охоты» — возможно Ernst Teichert Meissen. Обратим внимание на сохранившиеся паечные витражи большого окна — вероятно раньше окно целиком состояло из них.

Далее следуем в помещение навесной галереи, которую мы смотрели со двора — здесь была мастерская архитектора. Кстати, и для растений место найдётся. Возможно и зимний сад тут бы какой-нибудь.

Галерея внутри
Галерея внутри

В последующих комнатах встречается ещё парочка изразцовых печей, а отдельная комната с бордовыми обоями и большой омегаподобной аркой возможно служила домашним театром. Арка по форме интересно коррелируется с окошком.

В 1911 г. дела Лумберга перестали ладиться и в качестве стабильного источника дохода у него осталась только должность архитектора карточной фабрики Ведомства учреждений императрицы Марии. С частными заказами дела и не ладились вовсе — он продаёт здание в Перекупном переулке с галереей и строит для себя новый доходный дом на Коломенской, 10 и заодно дачу в Терийоки — Зеленогорск. Дача была построена примерно в 1910 г. и визуально созвучна дому в Перекупном переулке — даже омегавидное окошко, интегрированное в треугольный фронтон крыльца.

Многие, кстати, знакомы с творчеством Лумберга именно по «даче Хоббита», которая располагается на берегу Финского залива в Зеленогорске — на территории санатория «Северная ривьера» — Приморское шоссе, 570И. Здесь сейчас живут работники санатория. Дача является жемчужиной деревянного модерна и хвала Богам, что она сохранилась до наших дней.

После революции 1917 г., когда В.И. Ленин подписал декрет о независимости Финляндии, Лумберги решили остаться в Терийоках. Но дела видимо пошли совсем плохо и в 1921 г. дача выставляется на продажу. Лишь в 1927 г. дача перешла банковскому работнику Эйнару Кунтту — директору одного из отделений выборгского банка — и стала называться Villa Maria (по имени жены владельца). Сохранились буквы Vi и Ma на входных пилонах. В это время тут и погреб появился.

Фёдор Фёдорыч умер в Терийоки в 1938 г. и вроде как так и не получил гражданства Финляндии. Похоронен здесь же.

  • Никита МардюковЖаль конечно что всё в таком плачевном состоянии1
  • С.С.Видела этот дом, но внутри не была, спасибо, что показали, очень атмосферно)0