«Облезлые и на вид больные крысы были повсюду»: почему я больше не поеду в Биканер

Мы с подругой прилетели в Дели сразу после Нового года. В моём путеводителе был календарь местных праздников, из которого я узнала, что на днях будет проходить красочный фестиваль верблюдов в городке под названием Биканер.

Находится он в пустынном индийском штате Раджастхан. А так как мы как раз планировали проехаться по этому штату, то решили начать наше путешествие именно с Биканера, чтобы посмотреть на нарядных верблюдов:)

Добраться туда можно на ночном поезде. Билеты я купила заранее через Интернет, так что после прогулок по Дели мы без проблем сели в вагон и понеслись на северо-запад страны. Если бы я покупала билеты в кассах на вокзале, то с вероятностью 99% их просто не было бы в наличии. Индийцы очень много путешествуют по своей стране и, как правило, большими семьями, так что спрос на поезда огромный. Жд-билеты в этой стране всегда нужно покупать заранее.

Что не понравилось

Всё пошло по кривой уже на пути в город. Дорога пролегала через пустыню, где ночью в январе было ощутимо холодно. В индийских поездах нет стекол (только в высоких классах, а мы брали обычный "плацкарт"), только решётки. Потому когда состав нёсся по безжизненным ландшафтам, в вагоне стоял невероятный дубак. Ни до ни после я так больше не мёрзла. Я могу спать зимой в минусовую погоду с открытой форточкой и всегда люблю, чтобы мой нос "был по ветру", т.е. держу его снаружи:) Так как не хватает воздуха, если накрываюсь с головой. Но тут впервые я влезла в спальный мешок целиком, закрыв молнию с головы до ног, спрятав даже нос)) У подруги спального мешка не было и она не знала как спастись от холодрыги, закутываясь во всё, что можно. Перчатки она натянула на ноги, т.к. носки не согревали стопы. В общем, мне поспать в ту ночь немного удалось, а ей вряд ли. Прибыли в город мы совершенно измученными и разбитыми:(

Вторая ночь уже в отеле прошла не сильно лучше: мы мучились от голода и, лёжа в кровати, вспоминали, что было дома на новогоднем столе всего несколько дней назад. Биканер — город не туристический и очень традиционный. Как оказалось, там совсем туго хоть с какой-то привычной едой. Никаких более менее приличных заведений в округе, только кипящий в масле стрит-фуд. Днём мы делали честные попытки поесть в очередной "чистеньком ресторане", но вся еда была просто ужасно невкусной. Даже не столько по-индийски острой, сколько просто отвратительно жирной и из непонятных ингредиентов. Вообще было не разобрать, что ты ешь.

Я ранее уже путешествовала через всю Индию, так что прекрасно была знакома с индийской кухней. Поедала на улицах самосы, заказывала острый бирьяни в ресторанах, потому, если бы реально в Биканере было что-то поесть, то я сориентировалась бы. В общем, к ночи мы были дико голодные. Спас нас только "Ролтон", который я всегда беру на всякий случай в любое путешествие. Заварили один на двоих и, наконец, с полным животом сладко заснули)

На следующий день мы отправились в неординарное место — в храм крыс.

Про него я тоже вычитала в путеводителе. Я даже знала, что там нужно снимать обувь, потому везла с собою бахилы аж из России:) Так как ходить среди сотен крыс босиком абсолютно не желала. Индийцы же бесстрашно топали по всему мусору, что вокруг разводили грызуны. Храм, конечно, вызвал очень противоречивые чувства. С одной стороны я люблю необычные места, с другой — грязи там хоть отбавляй, просто передёргивает от брезгливости. Облезлые и на вид больные (с явными авитаминозными залысинами) крысы там были повсюду — бегали по полу, спали везде, где только можно, мылись в специальных ванночках с тухлой водой, кишели в еде, что им жертвовали прихожане… Короче, зрелище на любителя.

Кроме прочего, меня обгадили голуби, которые тоже повадились залетать в храм ради крысиной еды, что стояла повсюду в больших тарелках. И последней каплей стала одна крыса, которая и вовсе меня кусанула!

Я стояла и фотографировала огромную чашу молока с сидящими по кругу крысятками, как почувствовала, что на моей ноге кто-то активно орудует.

Посмотрела вниз и обнаружила, что крыса уже прогрызла мой бахил (ещё раз порадовалась, что тащила их с собою через всю страну)!!! От неожиданности я так подпрыгнула и взвизгнула, что крысы, лакающие молоко, перепугались и кинулись со всех ног по все стороны. Но большинство из них не удержались на краю чаши и попадали в молоко. Картина маслом: десятки крыс сумасшедше работают лапами, чтобы не утонуть в молоке и поскорее спастись от этой ненормальной русской:) Ситуация была неповторимая: во мне одновременно перемешались и страх и отвращение и дикий смех. Потому, хоть какие-то позитивные эмоции всё-таки остались.

Что понравилось

Ещё к положительным моментам этой поездки я бы отнесла тот самый фестиваль верблюдов, ради которого мы, собственно, и ехали в город. Он был потрясающе красивым и ярким. Именно там я поняла, что вот это настоящая Индия, как многие из нас представляли в детстве: усатые мужички в тюрбанах, цветные наряды и танцы женщин, необычные музыкальные инструменты, традиционные кувшинчики на головах девочек (словно из "Книги джунглей")… Больше нигде в Индии не видела этого.

Также довольно красивым оказался форт Биканера. Монументальный дворец с великолепными деталями повсюду. Построен он был в XVI веке местным махараджей. Впоследствии вокруг него и вырос современный город.

Но, если взвешивать негативные и позитивные моменты, то в лучшем случае впечатления от города выходят в ноль. Так что повторить путешествие в Биканер я, пожалуй, больше не решусь.

Но потратили мы на эту поездку совсем немного. Я не буду считать весь бюджет на то путешествие по Индии, т.к. мы провели в дороге три месяца и доехали до самой южной точки Индостана — в городок Каньякумари. После чего через всю страну снова вернулись в Дели, откуда был обратный вылет на родину.

А конкретно эта поездка в Биканер обошлась совсем в какие-то смешные деньги. Билеты на поезд туда и в Удайпур (куда мы поехали после) обошлись в цену не более 500 рублей. Отель стоил около 1000 рублей, а храмы, форт и фестиваль были абсолютно бесплатными. Город не сильно большой, так что мы везде передвигались пешком, рикш не ловили. А наш отель был в 5 минутах от вокзала, потому трансфер тоже никакой не заказывали. До храма крыс мы добрались на автобусе, но стоило это не более 30 рублей туда-обратно. Еды почти не покупали, а всякие снеки на улице, на которые мы потом перешли, стоили тоже совсем недорого. Только в Биканере я видела горы вполне съедобных самодельных картофельных чипсов, разваленных на тележках. Индийцы делали пакет из газеты (как раньше у нас продавали семечки) и засыпали чипсами его до краёв, продавая по 50 рублей. В общем, по примерным подсчётам затратили мы на поездку в Биканер максимум 3000 рублей с человека.