Пробки, плохой сер­вис, мало развлече­ний: почему мне не понравился Краснодар

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Сергей Тиняков

не смог полюбить Краснодар

Я дважды пытался полюбить Краснодар. Первую попытку сделал в сентябре 2017, вторую — в январе 2024. От третьей, пожалуй, откажусь.

Перед первым путешествием я часто слышал от знакомых, что Краснодар — классный город, который обязательно стоит посетить. А во второй раз меня чаще отговаривали от поездки. Но я все-таки решил дать этому месту еще один шанс. Расскажу, что мне не понравилось.

Из-за закрытого аэропорта в Краснодар трудно, долго и дорого добираться. Я с двумя детьми летел на самолете из Москвы в Сочи, а оттуда ехал на «Ласточке». Подробнее об этом и других способах добраться до Краснодара я уже рассказывал.

Главная площадь Краснодара. Летом здесь работает поющий фонтан

Некомфортная городская среда

Мы приехали в Краснодар из Москвы и сразу ощутили контраст в организации городской среды. Дома построены как попало: частный сектор соседствует с многоэтажками. Здания завешаны рекламой. Иногда кажется, что не соблюдают не только дизайн-код, но и строительные нормы.

Во многих местах не было тротуаров, а там, где были, их заставили автомобилями. В городе пытались навести порядок и реконструировали несколько улиц в центре: сузили проезжую часть, расширили тротуары, посадили деревья и обустроили велодорожки. На мой взгляд, получилось неплохо, но потом проект закрыли.

Проблемы с транспортом

Одна из главных проблем Краснодара — транспорт. Четыре километра от ЖК «Большой» до железнодорожного вокзала мы ехали на такси больше получаса. Мой друг, который живет в Краснодаре уже много лет, рассказывал, что вечером в будни даже при поездке в соседний район можно простоять в пробке полтора часа.

В такси повышенного класса с сервисом тоже могут быть проблемы. Мы вызвали машину через «Яндекс Гоу» по тарифу «Бизнес». Первый водитель отказался нас везти и уехал без объяснений.

У второго не было детского кресла, хотя доплату за него списали. В защелке ремня безопасности на переднем сиденье стояла заглушка. Когда я попытался пристегнуться, водитель довольно грубо стал объяснять мне, что на Кубани это моветон и неуважение к автомобилю, что бы это ни значило. Ехать в такой атмосфере было максимально некомфортно.

Общественный транспорт тоже оставлял желать лучшего: на линии были в основном старые маршрутки, которые подрезали друг друга и устраивали гонки.

В центре Краснодара максимально плотная застройка
Из-за пробок из новых жилых комплексов можно очень долго выбираться

Дефицит развлечений

Обычно перед путешествием я составляю список интересных мест, которые стоит посетить. В Краснодаре с этим возникли проблемы. На мой взгляд, в городе почти некуда сходить, кроме парков, — для нас это стало одним из главных разочарований.

Я приехал в Краснодар с двумя детьми. Но ни в филармонии, ни в театре кукол, ни на других площадках в ближайшие три дня представлений не было. Для города с населением 1,4 млн человек это странно. Даже в Сыктывкаре, который в шесть раз меньше, в любой вечер можно куда-то сходить с семьей. В январе 2024 года из-за снегопада и плохой погоды погулять мы не могли, поэтому вынужденно проводили вечера в номере гостиницы.

Еще одно разочарование — Краснодарский историко-археологический музей-заповедник имени Евгения Фелицына. В путеводителях он указан как одна из главных городских достопримечательностей. Билет на выставку «Зимний бал кукол» для взрослого стоил 350 ₽, для детей — по 300 ₽. И это со скидкой.

За такую цену мы ожидали увидеть нечто сногсшибательное. Но нас провели в комнату, где в витринах стояло несколько десятков кукол местной мастерицы. Экспозицию осмотрели самостоятельно за 10 минут. Я был готов оплатить экскурсию — она стоила еще 100 ₽ с человека, но смотритель сказала, что на этой выставке не о чем рассказывать. «И это все?» — спросили меня дети. Я не нашелся что ответить. Вход в другие залы стоил еще дороже.

В музее красивые интерьеры, но скучные выставки и дорогие билеты

Невыносимая жара

Даже в конце сентября температура в Краснодаре может доходить до +40 °C. Из-за асфальта и бетона вокруг ощущаешь себя как в печке. Спасает обилие торговых центров: там работают кондиционеры и можно скрыться от изнуряющей жары.

В нашу первую поездку вместо прогулок нам приходилось бегать от магазина к магазину, чтобы хоть немного охладиться. Я видел город и в снежную погоду, но он все равно меня не впечатлил. Лишний раз выходить на улицу не хотелось независимо от сезона.

Единственное, что нам понравилось, — парк «Краснодар». Там много свободного пространства, приятная глазу парковая архитектура, современные детские площадки и даже пруды с живой рыбой. Особенно впечатлил Японский сад — часть парка, обустроенная в восточном стиле.

А вот прогулка по улице Красной — в выходные ее перекрывают для транспорта — нам не понравилась. Люди просто ходят по улице без машин, ничего интересного там не происходит. Мы видели только столик, где делали большие мыльные пузыри.

В Краснодаре живут мои друзья, и я рад, что встретился с ними, но в следующий раз для отдыха с детьми выберу другое направление. Вся поездка с учетом двух ночевок в Сочи заняла пять дней и обошлась нам в январе 2024 года больше чем в 50 000 ₽ на троих, но положительных эмоций от города мы не получили.

РедакцияЧто думаете о Краснодаре?
  • ЛужайкаВ мае поехали в Краснодар с друзьями — впечатление 10 из 10. Добрались спокойно, внутри города пробок в первой половине дня не заметили. Посетили, конечно же, парк — это архитектурная вкуснятина! Потом направились на выставку «Русское искусство» в Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, сам музей, а особенно потолки, можно долго разглядывать, выставка также всем нам очень понравилась. Потом бродили по городу, нас как раз таки удивило, что в центре мало людей, вывески в тон зданий, все здания, которые нам встречались, были сохранены и отреставрированы, город чистый и сбалансированный. Очень понравился этот город, ждем следующей встречи с ним. На обратном пути пробки были, но не смертельные.5
  • ЛужайкаЛужайка,0
  • Паштет РиетЛужайка, я думала, что видела все, но фраза архитектурная вкуснятина выбила меня из колеи13
  • ЛужайкаПаштет, Ахахах0
  • ПавелКак коренной житель Краснодара плюсану по многим пунктам. Но не по всем. С такси - как во всех других городах страны, а поездил я много. Мне кажется, что за пределами Москвы у Яндекса "комфорт" уже начинается с Рело Логан Центральная улица Красная не перекрывается по выходным с начала пандемии. Но там почти всегда бывают уличные артисты. С музыкой, латинскими танцами, и всяким другим С театрами автору странным образом не повезло. Не знаю как кукольный, но во многих других спектакли идут ежедневно Выставочных залов несколько, но с Третьяковкой или Уффици они, конечно же, не сравнятся. Музей Фелицина замер ещё в 80х годах прошлого века. Не слышал, чтобы там что-то происходило. Художественный музей Коваленко по мне так интереснее С погодой автору опять таки не повезло. В феврале у нас бывает сухо и +18 +20, или теплая осень длится до ноября. Но, да, я всегда затрудняюсь придумать, куда вести гостей на прогулку если только не в парк Галицкого21
  • Dens324Как коренной краснодарец плюсану по многим пунктам, но не по всем. По трудности, сложности и долготе путешествий, соглашусь. Сейчас в условиях близости зоны боев многие аэропорты закрыты для гражданской авиации, впрочем как и ряд других аэропортов юга России. По рекламе да, у нас много разной рекламы. По схаосу в застройке, да. У нас в центре города это тоже ярко видно. У нас посредине улицы трамвайная трасса проходит. По одну сторону многоэтажки, по другую куча частного сектора. У нас застройка района смешанная. По одну сторону улицы в основном советские красные дома, по другую разнобой из частного сектора, многоэтажного бизнес-центра и прочего другого. По количеству рекламы еще по всему городу не знаю, а вот по Северной… едешь в сторону мостов и перед глазами мелькает всякая верхняя реклама (растяжки). По заставленности, да. У нас куча таких мест. По проблемам с транспортом в плане пробок я соглашусь с автором. Мы на стыке годов 2023/24 гг. ехали в пятницу к друзьям, в Черемушки. Так нам пришлось постоять в пробках. Еле-еле доехали на такси. Когда мама без меня ездит она едет или утром, вечером (если нужно скажем в пределах центра например) или вообще на общественном транспорте (даже в пределах центра города). В части, касающейся такси, таки да. У нас иногда бывают проблемы с этим. Для примера я приведу одну из казусных ситуаций со мной и мамой. Мы как-то вызвали какое-то такси, а водитель не приехал во двор. Мы пошли искать где оно, и оказалось, таксист встал за трамвайными путями. Еще у нас при поездке к родственнице по центру таксист встал не возле нас на Красноармейской, а у калитки во двор. В связи с этим, я отчасти соглашусь с проблемами с такси. В части общественного транспорта, у нас, в центре рядом с «Большим» проблем с ним нет в части периодичности подхода, но есть в части наличия кондиционеров. Насчет плотной застройки. У нас старый (советский) жилой массив рядом с гимназией. Наш массив состоит из нескольких пятиэтажек советской постройки, а в том же ЖК «Большой» действительно много домов на одном. Фундаменте, из-за чего для его жителей, энергосетей и района в целом проблемы в виде паркующихся гостей жилого комплекса во дворе иногда. В части того, что из новых жилых комплексов из-за пробок долго выбираться, соглашусь. В части, касающейся развлечений, соглашусь. У нас можно развлечься только в многочисленных ТРЦ, ТЦ, скверах и парках, а больше негде. Насчет невыносимой жары соглашусь. Из-за нее я не выхожу фактически из дома летом, ранней осенью (в так называемый «бархатный сезон»), особенно последнее время, когда стало больше антропогенного фактора (стекла, бетона, автомобилей). Что касается улицы Красной, в нашей ее части находятся: ТК «Центр города» с «Большим» и детской площадкой этого ЖК, памятник Екатерине 2 с колоколом внизу, скипетром и державой, а также Царские ворота, посвященные визиту царской семьи в тогда еще Екатеринодар. Также в конце сквера у нас есть кинотеатр «Аврора», находящийся в стадии реконструкции, но рядом с ним есть памятник «Авроре», который ранее прилегал к зданию кинотеатра4
  • Helg SvartНу вот как-то странно предъявлять южному городу претензию в климате и температуре в 40 градусов. Это тоже самое, что я по своему желанию перееду в Сыктывкар и буду жаловаться какие же там холодные зимы. А в остальном... В Краснодаре живут только те, кто живёт в центре или недалеко от трамвайной линии. А остальные живут в транспорте 😁 Такая вот ирония10
  • JuliaПриключения москвичей за МКАДом: "В южном городе аж +40 летом! Какие-то улочки, коровники, мы в аду, мама!"5
  • Нехетти ГринЛужайка, задержитесь там дня на три, не ходите в парк Галицкого, замените друзей на детей. Тогда и поговорим за 10 из 10)6
  • Нехетти ГринЛужайка, и че?)1
  • Нехетти ГринДенис, спасибо за инсайд, лишь укрепили наше беглое впечатление. Жаль. В таком климате город-конфетку можно было бы сделать. Но бабло, как известно, побеждает. Всё - кроме плохого вкуса.0
  • ЛужайкаНехетти, В любой ситуации можно увидеть минусы если захотеть))3
  • Нехетти ГринЛужайка, а можно и плюсы. Яркое такое солнышко светит, радостное! В луже с г-ном)0
  • ЛужайкаНехетти, Сочувствую2
  • Максим БушуевЛужайка, архитектура шикарна!0
  • Anton ChehovПо городу ездят на трамваях, это реально экономит время. Трамваи комфортные, с кондеем, билетером, вайфай. Из развлекух только ночная жизнь да рестики хорошие. Культурной жизни я не увидел.6
  • ПавелНехетти, если в этом отзыве заменить слово Краснодар на Ростов (Ставрополь, Астрахань, Волгоград, Саратов и др.) , то смысл не поменяется ни на йоту. Будет все тоже самое - ужасный общественный транспорт (ещё и без нормальной трамвайной сети как в Краснодаре), скудная культурная жизнь, улочки заставленые припаркованными машинами, пробки, глупейшая хаотичная застройка и, как результат, полное смешение малоэтажного сектора с многоэтажками, административно-делового с жилым (спальным), плюс бессмысленный трафик населения по городу.2
  • ПавелДенис, эээх, чем-то ты мне знаменитого в узких кругах Лёву Кравеца с ул.Радищева, 5 напоминаешь. Легендарная была личность :/0
  • Сёмка ДруковКраснодарский край - рай1
  • Сёмка ДруковЛужайка, красивая люстра0
  • Сёмка ДруковНехетти, парк точно всем посетить нужно0
  • Dens324Что же касается парка Галицкого я там никогда не был. У меня рядом со стадионом «Краснодара» и парком Галицкого няня живет, так она долго выезжает оттуда в центр города и заезжает обратно, из-за пробок0
  • JuliaПавел, после Москвы ОТ в любом (без преувеличения- буквально любом) городе мира покажется отвратительным и неудобным. Ну так у Краснодара с Волгоградом и не московский бюджет, чтобы по три станции метро в год открывать(6
  • ПавелJulia, небольшой бюджет, плохое администрирование и повальная коррупция. Это все общие факторы для краевых и областных центров. Плюсом к этому Краснодар добивает массовое переселение в него народа из дальних и холодных регионов страны. У подруги сынишка ходит в школу, где более 20 параллельных классов и по 40 учеников в каждом3
  • Сергей ТиняковHelg, да, вы правы. Но я не ожидал, что в конце сентября даже ночью будет + 33 °C0
  • Сергей ТиняковJulia, я не москвич. Живу на Крайнем Севере — в Сыктывкаре7
  • ПавелСергей, такого не бывает даже в июле-августе0
  • RufinaleЯ думаю о Краснодаре только в тот момент, когда приходит мысль - открытие аэропорта В остальном, Краснодар меня не интересует3
  • Сергей ТиняковПавел, видимо, нам очень повезло. 20 сентября 2017 года в 20:45 термометр на жд-вокзале показывал + 33 °C. Гисметео в этот вечер помнит про + 28 °C, что тоже не мало https://www.gismeteo.ru/diary/5136/2017/9/0
  • Helg SvartСергей, это была температура стены, на которой закреплён датчик термометра, а не температура воздуха0
  • ПавелHelg, и Вечер у Гисметео вполне может в 17.00 начинаться0
  • Игорь15 лет прожил в Краснодаре но этот год точно будет последним так как полностью разочаровался в нём.0
  • Марина ВикторовнаА мне нравится Краснодар, живу в микрорайоне Молодежный, в центр езжу очень редко. Переехала из Нижнего Новгорода и считаю, что лучше два месяца жары, чем восемь месяцев зимы. Продукты здесь намного вкуснее и свежее, чем в центре и до моря 3-4 часа, в год бываю там раза четыре, ещё на очень интересные экскурсии можно съездить в Пятигорск, Кисловодск, Чечня, Дагестан и много чего интересного в горах есть..1
  • Елена ЕременкоМне не приятно читать критику Но,как местный житель, скажу : побольше бы таких статей ,чтобы все знали, как в Краснодаре плохо и сюда не пёрлись бесконечно. Инфраструктура страдает потому что вместе с приезжими, в городе 4 000 000 жителей . У нас уже,как в Москве,работать можно только у себя на районе, иначе добираться туда-обратно часов 5 в день. Так что да,не приезжайте в Краснодар,нам и без вас дышать нечем.3
  • Санёк СанёчекПочему-то никто не пишет про прекрасный общепит, в каждую поездку посещаем с женой новые заведения, практически всегда очень нравится!0
  • Денис ПогореловУлицу Красную перестали перекрывать в выходные в 2020 году. Японский сад открыли в 2023 году. Это рубрика "В гостях у сказки"? Надо мне тоже о чём-нибудь написать. Например, об Антанариву. Был ли я там, значения тут, видимо, не имеет.2
  • Сергей ТиняковДенис, в статье указано, что я был в Краснодаре дважды: в сентябре 2017, когда Красную еще перекрывали, и в январе 2024. Своей историей вы можете поделиться в Сообществе https://journal.tinkoff.ru/blank-form/1
  • Сергей ТиняковСанёк, расскажите, какие заведения вам понравились?0
  • Санёк СанёчекСергей, всегда завтрак по выходным в Птичке-невеличке, отличный сервис, музыка, интерьер, игристое) Катенька-Катюша - русская кухня, Угли-Угли - авторская, BQ125 - отличный бар. Пользуясь случаем прорекламирую также общепит в Ростове-на-Дону1
  • НаталияПавел, вот про Ростов-на-Дону - это вы зря, красивый южный город с красивыми историческими домами в центре и пойти есть куда и зимой и летом. Да а с транспортом проблемы, извините,город растёт, а улицы никак не раздвинешь и метро нет. А с мнением о Краснодаре согласна - станица с милионным населением, а куда пойти с ребенком, кроме парка Галицкого, мы тоже с трудом нашли0
  • Маргарита КармановаОтличная статья, все так и есть, плюс трудно найти работу и очень плохо с бюджетной медициной, зато много ча той-дорогой.0
  • Алеся СавельеваЯ живу в Краснодаре уже 11 лет 1) Сходить некуда?! Мне интересно, в каких это подборках и рекомендациях автор увидел музей Фелицина 🫠 Туда ходить и на школьных экскурсиях стыдно, а учителя в школе, как известно, не особо заморачиваются местами для досуга. Опровергаю: в городе каждый день можно найти всякие мероприятия! И платные, и бесплатные, и детские, и взрослые... И культурные, и пиво попить крафтовое))) Если автор не смог найти таких, либо в те дни, которые приехал автор, они не проводились (может это был понедельник?!) - это не значит, что в Краснодаре дефицит развлечений))) 2) Описывать недовольство на конкретных людей, обобщая их в группу "краснодарцы" в теме "Проблемы с транспортом" - это как минимум попахивает невежеством, а как максимум - стереотипизацией и ксенофобией. Ну нельзя судить о событиях, явлениях и группах людей по одному или двум ее представителям! Вам не понравился таксист - напиши отзыв и сними звезду - зачем писать об этом в статье про целый город и аргументировать этим "проблемы с транспортом" ?!!1
  • Софья ТаранХочу сказать автору Спасибо! Отличная антиреклма. Надеюсь, что в наш Краснодар больше никто не будет пеезжать. Уже надоело выслушивать от "паноех", как тут плохо. Я с автором согласна, не по всем, но по многим пунктам. И до сих пор, не понимаю, зачем все сюда пеезжают. Просто из-за того, что тепло и море рядом?! Это бред! Лучше смотрите цены на квартиры и ставку на ипотеку, когда пытаетесь куда-то переехать. Так что наша прекрасная деревня, и по сей день, НЕ ждёт гостей на ПМЖ!2
  • Григорий ХанКак же всё-таки замечательно,что мой любимый город не нравится приезжим!!!Ведь так хорошо,когда они уезжают и больше никогда не возвращаются.Сразу становится чище и уютнее!!!2
  • ЛужайкаМаргарита, Бывала я во многих городах России и не только. Просто не страдаю завышенными ожиданиями, обычный южный город РФ. По-своему красивый и колоритный.1
  • Ксения КазаковаСергей, приезжайте в Краснодар в марте-апреле. Это самое прекрасное время здесь! Абсолютно каждая улица утопает в цветах, уже тепло, но еще не жарко, все распускается после зимы. Искренне наслаждаюсь этими неделями в Краснодаре. В целом, во многом с вами согласна, но все-таки центр города мне нравится. Еще рекомендую посетить фудмаркет и 313 небо и еда — симпатичные гастропространства. А так, Краснодар в целом не самый туристический город. Это больше вариант для жизни с работой и инфраструктурой на юге, за красотой и путешествиями — это в край и дальше по Кавказу)2
  • Сергей ТиняковКсения, спасибо вам за мнение и рекомендации1
  • ДарьяПавел, Павел, про Волгоград не надо: пробок в нём нет, есть вторая, третья и нулевая продольная, чтобы объехать пробку. И такой хаотичной застройки тоде нет, ибо есть запрет на строительство выше 2х этажей и ща пределами красных линий. Пространства много открытого. Плюс во всех районах, кроме одного, выход к Волге. Краснодар с Волгоградском рядом не стоял. Волгоград не испохаблен самостроем, рекламой. Плюс в Волгограде намного лучше с освещением. В Краснодаре один фонарь на всю улицу. И подвижной состав общественно транспорта в Волгограде новее намного. И аналог метро есть (метротрам). Так что из всех перечисленных городов - Волгоград самый нормальный0
  • ПавелДарья, рад, что Вам нравится Волгоград. У него огромный плюс (и в то же время минус) то, что он был полностью заново отстроен после войны. С широкими улицами, набережными и др. Ростов, Краснодар или Астрахань этим похвастаться не могут. Но в них хоть немного осталось исторических зданий. Замечу, что строить за пределами красных линий нельзя нигде по всей стране, а не только в Волгограде. Про запрет на здания выше 2х этажей мне сомнительно, в Волгограде полно современных зданий выше 2х эт. Общественный транспорт я не могу оценить ни в Волгограде, ни в Краснодаре, ни в других городах кроме Москвы. Я всегда на машине. Но пробки мне регулярно попадаются во всех этих городах. А как-то вечером возвращался от друзей с ул Череповецкой в отель Южный и увяз по колено в грязи. Вроде центр, но асфальт положить забыли. И трущобы там такие, как вроде я в 90е годы попал. А райончик Речного вокзала, Музыкального театра мне нравится, приятный1
  • ДарьяПавел, выше двух этажей - я имела ввиду, что на земле под ижс не получится выстроить многоэтажный дом или магазин. Есть и такое (магазины), к сожалению, но в разы меньше, чем в Краснодаре. Речпорт и Музкомедия - это центральный район, за ним лучше следят. Дорог в Волгограде нет, да мы ни отрицаем. У вас дороги нормальные. В Краснодаре почему-то ощущение, что часть тротуара застроена какими-то павильонами, лестницами ко входам в эти павильоны. Например, у входа в гостиницу Москва. И остановка транспорта там почти на проезжей части. Ощущение, что изначально этих павильонов там не было по ген плану. Набережную у вас застроили многоэтажками, обидно. От набережной ожидаешь помпезности, мрамора, скульптур каких-нибудь, масштаба, широты. Просто Краснодар распиарен как третий город страны. Поэтому у людей шок, когда они в него попадают. Пробки - понятно, что из-за роста увеличения населения=автомашин. Возможно, спасёт платная парковка в центре (не всё поедут в центр на машине, будут экономить). Разрешить парковку только тем, кто прописан в центре (жителям этих домов, служащим и т п ). Москва так спасается. А сборы от парковки пустить на восстановление исторических зданий и облагораживание набережной . Возможно, жители Краснодара против, я не знаю. Мне краснодарский таксист вооьще сказал, что пробки тут были всегда, и что это нормально, и новые объездные дороги Краснодару не нужны. Также ощущение,что на улицах темно. Возможно, потому что нет подсветки на крышах домов. Фонари вроде есть, но ощущение, что их мало. А так люди нормальные, адекватные, отзывчивые. Водители общественного транспорта приветливы. Не поняла, где искать прогулочные теплоходы. Наверное, не на реке Кубань, потому что она обмелела сейчас. Достопримечательности все посмотрела, парк Краснодар посетила - масштабен. Была в Краснодаре в командировке0