«Большая торговая площадка на бывшем карьере»: почему я больше не поеду в Рускеалу
Этот текст написал читатель в Сообществе. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Я посещал Рускеальский карьер несколько раз до того, как он превратился в бизнес-проект.
Был там в 2014, 2015 и 2017 годах. Привлекала возможность посмотреть, как сочетаются природа и последствия промышленного вмешательства человека, изменившие рельеф. Обычно добирались на машине, прогуливались по парку, любовались пейзажами, заглядывали в кафе перекусить.
В 2022 году приезжали в Рускеалу 12 февраля компанией из Санкт-Петербурга. Так как я раньше был в горном парке и предварительно смотрел фотографии, отзывы других посетителей и видеообзор поездки на ретропоезде, решил, что современный вид парка стал хуже, и остался только на осмотр железнодорожной станции Горный парк «Рускеала».
На мой взгляд, когда там было меньше разных дополнительных развлекательных услуг, это был действительно парк. А сейчас место больше похоже на большую и дорогую торговую площадку на бывшем карьере.
Первое, что теперь встречает посетителей, — огромная асфальтовая парковка. Сложно воспринимать территорию как природный парк, если огромная площадь отдана парковке, как в торговых комплексах. В самом парке много ограждений и технических элементов аттракционов. Почти на каждом углу какие-то платные услуги. Еще и одну из исторических кирпичных труб утратили — она обрушилась при неблагоприятных условиях.
Мне не нравится, что сейчас место урбанизируется: вместо природного рельефа появилось больше ограждений, деревянные мостки, ступени. Возможно, для многих посетителей это удобно, но в итоге ландшафт парка становится похож на городской, а не природный. Раньше над заполненной водой чашей каньона было просторное небо, а теперь оно перечерчено тросами зиплайна.
Территория парка прежняя, а число посетителей сильно увеличилось. Это мешает любоваться природой, приходится дольше ждать возможности сделать красивые фото без толпы вокруг. Почти всегда туристов гораздо больше, чем нужно для комфортного осмотра. Однажды мы пересеклись с группой под руководством костюмированного гида-актера, и какое-то время пришлось идти в плотном потоке людей. Еще некоторые посетители слушают музыку через переносные колонки.
Ночная подсветка каньона выглядит на фотографиях сайта парка очень эффектно и масштабно. Но в реальности она может разочаровать тех, кто приезжает посмотреть на нее и специально остается там после заката. На деле она более блеклая, по крайней мере так было в 2017 году. Было ощущение, что фотографии специально обработали, чтобы подсветка выглядела ярче. Возможно, что-то с тех пор изменилось, но от других посетителей я тоже слышал разочарованные отзывы.
Все эти изменения я замечал постепенно во время предыдущих посещений. На мой взгляд, лучше было бы убрать тросы над водой. Прогулочные лодки и буйки тоже не украшают карьер. И одной водной платформы достаточно в качестве компромисса для туристов, которые хотят оценить виды с воды.
Мне неизвестна финансовая сторона работы парка, но входную плату на территорию комплекса хотелось бы тоже уменьшить. Раньше, то есть до появления «Обители ангелов», хаски и прочего увеселения, билет стоил 150—200 ₽. Стоимость других услуг — более сложный вопрос.
В последней поездке я потратил деньги только на билеты на поезд. Покупал их за месяц до поездки. В поезде из Петербурга до Маткаселькя плацкарта стоила 872 ₽. Оттуда до парка мы дошли пешком по зимнему лесу. Обратно ехали на туристическом поезде с паровозом, сидячее место в стилизованном вагоне стоило 549 ₽. Дальше пересел на «Ласточку» до Петербурга — 857 ₽. Еще купил несколько сувениров в туристическом поезде.