Авто
95K

Как экономить на платных дорогах с помощью транспондера

41
Как экономить на платных дорогах с помощью транспондера
Аватар автора

Диана Макарова

ездит на машине на юг

Страница автора

Четыре года подряд мы всей семьей ездим на машине на море — из Санкт-Петербурга в Геленджик.

Путь неблизкий — 2253 километра. Это трое суток в машине с остановками на ночлег. Чтобы не задерживаться в пробках, мы едем по платной дороге М-11 до Москвы, а затем — по М-4 до Новороссийска. В 2017 году проезд по платным дорогам обошелся нам в 4 тысячи. В августе 2019 года мы арендовали транспондер — устройство, которое автоматически платит за проезд, — и сэкономили 1174 ₽.

В статье расскажу, что это за устройство, как им пользоваться и сколько получится сэкономить в 2022 году.

Что такое транспондер

Транспондер — это гаджет, с помощью которого можно оплатить проезд бесконтактно, проехав пункт оплаты практически без остановки. Причем оплата бывает по специальному тарифу — обычно это на 15% дешевле, чем если рассчитываться наличными или банковской картой. Иногда можно сэкономить и 50%.

Транспондер выглядит как небольшая коробочка, которая приклеивается на лобовое стекло. Важно прикрепить его на стекло за зеркалом заднего вида, чтобы данные с транспондера легко считывались, когда вы проезжаете пункты оплаты.

Заряжать транспондер или менять в нем батарейки не нужно — в устройстве уже установлена батарея, срок работы которой около 5 лет.

Так выглядит транспондер на лобовом стекле: белая коробочка с надписью «Автодор»
Так выглядит транспондер на лобовом стекле: белая коробочка с надписью «Автодор»

Какие бывают транспондеры

Транспондеры бывают четырех видов — T-Pass, «15-58 М-11», «Западный скоростной диаметр» и «Главная дорога». Каждый из них выгоден на определенной платной дороге.

Например, транспондер «15-58 М-11» даст скидку на проезд по трассе М-11 «Нева», а транспондер «Главная дорога» — на участках Северного обхода Одинцова, трассы М-11 и Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге.

Я пользовалась транспондером T-Pass, потому что он предоставлял скидку на нужных мне дорогах по пути к морю:

  • М-4 «Дон» — от 21 до 211 км;
  • М-11 «Нева» — от 258 до 334 км.

Еще транспондер T⁠-⁠Pass дает скидку на трассе М-3 «Украина» — от 124 до 194 км, — но в мой маршрут она не вошла. Также по транспондеру Т⁠-⁠Pass можно проехать по платной дороге ЦКАД с безбарьерной системой взимания оплаты со скидкой до 50%.

В 2022 году для всех транспондеров доступна интероперабельность. Это значит, что любым транспондером можно оплачивать проезд на всех платных дорогах России. Услуга, как правило, подключена по умолчанию, но я рекомендую перед поездкой зайти в личный кабинет или мобильное приложение и проверить, чтобы интероперабельность была активна.

Транспондер можно купить или арендовать. Мы с семьей ездим по платным дорогам раз в год, поэтому нам выгоднее арендовать. Но вот тем, кто постоянно ездит по платным дорогам, выгоднее все-таки купить транспондер.

Где купить транспондер

Транспондер T-Pass продает ООО «Автодор — платные дороги». Эта компания — дочка ГК «Российские автомобильные дороги». Организация следит за тем, чтобы все водители оплачивали проезд по платным участкам дорог. И она же продает транспондеры, чтобы водители охотнее выбирали платные участки.

Транспондеры продают в интернет-магазине, стационарных и мобильных центрах продаж «Автодора», на почте, во всех популярных маркетплейсах, в салонах связи и автомагазинах, на АЗС партнеров и даже в сети быстрого питания «Мгрилькафе». Если вы уже в пути поняли, что с транспондером вам выгоднее и проще, то загляните на карту «Автодора» — там обозначены заправки, где продают транспондер.

Транспондер T-pass «Автодора» в их официальных офисах продаж стоит от 2900 ₽. В интернет-магазинах он стоит дороже: в «Сбермегамаркете» — 3896 ₽, а в «Онлайн-трейде» — 3630 ₽.

В интернет-магазинах транспондер стоит дороже, чем в официальных офисах продаж. Источник: onlinetrade.ru
В интернет-магазинах транспондер стоит дороже, чем в официальных офисах продаж. Источник: onlinetrade.ru
Лучше покупать в «Автодоре». Источник: tpass.me
Лучше покупать в «Автодоре». Источник: tpass.me

Где арендовать транспондер

Арендовать транспондер можно только у представителей «Автодора» — либо в офисах компании, либо на трассах. Например, на 136 км и 168 км дороги М-3 «Украина» и на 89 км, 208 км, 545 км и 647 км дороги М-11 «Нева».

Вернуть устройство можно в любой пункт — необязательно возвращаться именно туда, где вы его брали. Я взяла свой транспондер в аренду на 545 км дороги М-11 «Нева», а вернула уже в пункте продаж Санкт-Петербурга.

Аренда транспондера стоит 5 ₽ в сутки, арендовать можно хоть на один день. Для аренды потребуется только паспорт. Залог оставлять не надо, но сразу же потребуется пополнить лицевой счет минимум на 500 ₽.

5 ₽
в сутки стоит аренда транспондера

С браком и поломками здесь тот же принцип, что и с любыми другими товарами: если вы выявили неисправность, то вправе вернуть устройство для замены или починки. Если уже в процессе возврата обнаружат какие-либо поломки, связанные с неправильной эксплуатацией устройства, то придется выкупить транспондер. У меня таких проблем не было: за 18 дней с устройством ничего не случилось.

Так выглядит акт приема-передачи транспондера. Специалист осмотрел устройство и написал, что никаких повреждений нет
Так выглядит акт приема-передачи транспондера. Специалист осмотрел устройство и написал, что никаких повреждений нет
Отдельно «Автодор» продает специальный пакет, который блокирует сигнал, — этакую шапочку из фольги для транспондера. Он нужен, чтобы устройство не срабатывало там, где вы не хотите
Отдельно «Автодор» продает специальный пакет, который блокирует сигнал, — этакую шапочку из фольги для транспондера. Он нужен, чтобы устройство не срабатывало там, где вы не хотите

Как настроить и закрепить транспондер

Транспондер лучше крепить за зеркалом заднего вида, потому что в автомобилях часто используют дополнительное покрытие на лобовом стекле — оно может помешать считыванию сигнала. А за зеркалом такого покрытия нет.

Настраивать сам транспондер не придется — нужно только зарегистрировать личный кабинет на сайте «Автодора». С устройством во время этого процесса ничего делать не нужно.

Как крепить. Сначала я очистила и обезжирила стекло спиртовой салфеткой — она была в комплекте с транспондером. Затем сняла защитную пленку с клеевой основы устройства и плотно прижала его к ветровому стеклу на 10 секунд. В правилах было написано, что температура стекла должна быть выше +10…15 °C, но в тот день было заметно холоднее. Это не помешало транспондеру держаться как надо: за всю дорогу он не отклеился, а когда пришло время его снимать, я его еле отодрала.

Как зарегистрировать личный кабинет. Если вы арендовали транспондер в пункте продаж и обслуживания, то у вас персонифицированный транспондер, это важно учитывать при регистрации. Это значит, что система уже создала лицевой счет по вашим паспортным данным, а вы можете привязать еще несколько устройств к счету.

Неперсонифицированный транспондер можно купить в любом другом месте, кроме пунктов продаж и обслуживания «Автодора», например на «Озоне» или на Почте России. Для активации неперсонифицированного транспондера не нужны паспортные данные.

У анонимного устройства есть минусы:

  1. Счет нельзя пополнять банковской картой.
  2. В личном кабинете нет детализации поездок.
  3. Если ошибетесь при пополнении счета, деньги не вернут.
  4. Такое устройство нельзя подключить к услуге интероперабельности, чтобы ездить со скидкой по всем платным дорогам страны.

Я арендовала транспондер в официальном пункте продаж. В договор внесли мои паспортные данные, поэтому устройство сразу было персонифицированным. Чтобы создать личный кабинет, я зашла в раздел «Регистрация» на сайте «Автодора». Там ввела ФИО и подтвердила электронную почту. После этого система предложила мне привязать транспондер к счету — для этого нужно указать номер договора и паспортные данные.

Я создала учетную запись, но еще не привязала транспондер к своему счету
Привязать персонифицированный лицевой счет — значит указать данные договора, который вы получили при покупке или аренде транспондера
Данные нужно взять из договора и паспорта
Данные нужно взять из договора и паспорта
Номер лицевого счета — это цифры до первой косой черты в номере договора
Номер лицевого счета — это цифры до первой косой черты в номере договора
Если все данные ввели правильно, в личном кабинете будет видно, сколько денег на счете
Если все данные ввели правильно, в личном кабинете будет видно, сколько денег на счете

Пополнить счет можно несколькими способами: наличными в любом центре обслуживания и продаж, в приложениях Тинькофф-банка, «Росбанка», «Уралсиба» или Сбербанка, на заправках «Лукойла» или картой в личном кабинете на сайте «Автодора». Последний способ мне показался наиболее удобным — я просто вводила данные карты и нужную сумму на сайте, подтверждала операцию и сразу же видела, что счет пополнен.

Если вы сдаете транспондер, а на счете остаются деньги, их можно вернуть. Для этого необходимо написать заявление в офисе продаж, где вы сдаете транспондер. Деньги придут в течение двух месяцев.

Что происходит на пункте оплаты

У въезда на платную дорогу установлены специальные пункты взимания платы с терминалами. В них можно расплатиться наличными или по карте. Водителям с транспондером нужно заранее перестроиться на полосу T-pass, снизить скорость до 30 км/ч и проехать практически без остановки. Полоса T-pass обычно зеленого или желтого цвета.

На пунктах взимания платы всегда установлены шлагбаумы, за которыми стоит светофор. Если горит зеленый — водитель может спокойно ехать, но при большом потоке может быть очередь: в таком случае придется немного подождать.

Когда машина проезжает через такой пункт, система определяет ее категорию в зависимости от высоты и числа осей. Чем больше категория, тем дороже проезд. Например, мой автомобиль Honda Stepwgn — минивэн, но относится к 1 категории, поэтому у меня минимальный тариф.

От категории зависит цена проезда. Обычно рядом со шлагбаумом стоит табло, где и высветится присвоенная вашему транспортному средству категория и сумма оплаты.

На трассе «Дон» транспондер не дает скидок для легковых автомобилей, зато с ним не придется стоять в очереди к пункту оплаты
На трассе «Дон» транспондер не дает скидок для легковых автомобилей, зато с ним не придется стоять в очереди к пункту оплаты

На трассе M-4 тариф также различается в зависимости от дня недели. Тарифы с понедельника по четверг ниже, чем в выходные. При проезде днем с пятницы по воскресенье по участку 21—93 км трассы М-4 «Дон» водитель легкового автомобиля заплатит 250 ₽ наличными или через транспондер.

Сколько можно сэкономить с транспондером

По пути из Санкт-Петербурга до Геленджика я проехала по трассам M-4 и M-11. В 2022 году затраты на проезд в дневное время составят 5025 ₽. Скидок по транспондеру практически не осталось. Сэкономить удастся только на петербургском ЗСД — Западном скоростном диаметре. Например, чтобы доехать из центра города до трассы М11, с транспондером плата будет 152 ₽, а без него — 400 ₽. На трассах М11 и «Дон» скидок нет. Транспондер поможет сэкономить время, потому что не придется стоять в очередях.

Ночной тариф. Ехать ночью дешевле — этот же маршрут будет стоить 4540 ₽.

Абонемент. Он работает так же, как, например, абонемент в спортзал: вы покупаете несколько услуг, которыми нужно воспользоваться за определенное время. Только здесь не тренировки, а количество поездок. Например, 5 поездок в течение месяца по 21—93 км трассы М-4 будут стоить 390 ₽. Без абонемента но с транспондером водитель потратит 1250 ₽ днем и 1000 ₽ ночью.

Важно, что на цену абонемента не влияет, в какое время суток вы планируете проезжать пункт оплаты. Поэтому его выгодно покупать тем, кто часто ездит днем.

Программа лояльности. Подключиться к программе можно в личном кабинете — это могут сделать только те, кто уже купил персонифицированный транспондер T-pass.

Программа лояльности работает так: водитель копит бонусные баллы, а затем меняет их на скидку. Баллы начисляют за проезд по платным участкам трасс М-4 «Дон», М-3 «Украина», ЦКАД, М-12 «Москва — Нижний Новгород — Казань», М-11 «Нева» с 58 по 149 км, с 208 по 646 км и с 647 по 684 км и М-1 «Беларусь» с 33 по 66 км.

За проезд каждого участка начислят 100 баллов. А если участок длиннее 100 км, то за каждые 50 км — еще по 100 баллов. При приобретении скидки баллы списываются, но не перестают накапливаться.

Какие скидки дают по программе лояльности

Количество балловПредоставляемая скидка
5003%
10005%
20007%
400010%
600015%

Какие скидки дают по программе лояльности

Количество балловПредоставляемая скидка
5003%
10005%
20007%
400010%
600015%

Но есть исключения: 15—58 км автодороги Москва — Солнечногорск, Западный скоростной диаметр Санкт-Петербурга, Северный обход Одинцова и другие дороги, не входящие в состав «Автодора». По ним можно проехать, оплатив проезд со счета транспондера, но без скидки.

5025 ₽
стоит дорога до моря в 2022 году

Запомнить

  1. Узнайте заранее, какие платные участки встречаются на вашем пути. От этого будет зависеть тип транспондера, который вам подходит.
  2. Для длительных поездок раз в год выгоднее арендовать транспондер, а не покупать.
  3. Пополняйте счет транспондера заранее, а не перед пунктом оплаты. На трассе могут быть проблемы с интернетом.
  4. Проверьте, включена ли интероперабельность транспондера.
  5. Не теряйте документы на транспондер — номер договора еще пригодится.
Диана МакароваПользуетесь транспондером? Расскажите, не было ли проблем:
  • V P4
  • V P0
  • София НевскаяV, и в чем проблема? Для оплаты транспондером все еще не требуется скребсти мелочь по карманам, чтобы передать тетеньке в будке за проезд, в некоторых пунктах даже останавливаться не надо, только скорость сбавить. Вам надо личную полосу на зсд и м-11 выделить, чтобы на неё всякие умные не совались и время ваше не тратили?)1
  • Nastia HohlovaЗанятная статья, спасибо. Только есть несколько нюансов. Пользуемся T-Pass уже несколько лет, катаемся по М5 постоянно. В будние дни очевидные преимущества транспондера, а вот летом на выходных просто шапито. Народ без транспондеров лезет на выделенку, а потом сдаёт назад. Не всегда срабатывает автоматическое считывание с устройства, приходится из окна руку вытягивать, чтобы услышать заветный пик от приёмника на пункте проезда. А в личном кабинете Автодора иногда сильно косячат с количеством пунктов, например, мы проехали 5, а нам посчитали 7. Плюсик им в карму - они всегда реагируют на запрос от владельца, сумму к новому месяцу пересчитывают.4
  • Диана МакароваМаксим, а у Вас в аренде или куплен? Про абонентскую плату впервые слышу, это случайно у Вас не абонемент именно на этот маршрут?0
  • Диана МакароваNastia, да, согласна, когда встают на эту полосу по незнанию, а потом сдают назад - это треш, особенно если поток машин увеличен2
  • МаксимДиана, у меня в собственности. Но у t-pass, кажется, тоже АП есть. Позже уточню и отпишусь0
  • Для тех кто в теме - статья банальна, но новичкам пригодится. Пользуюсь транспондером уже много лет, так как три раза в год катаюсь по М4 от конца до конца. Моё мнение: плата за проезд в тех местах, где дороги (причем правильные, хорошие дороги) были построены раньше появления небольшой компании, зарегистрированной в оффшоре (которая по поручению Автодора собирает деньги с водителей) есть банальный ГРАБЕЖ. Таким образом подавляющее большинство ПВП просто вымогатели. В исключениях разве что обходы Ельца, Ефремова и Богородска, но и эти участки дороги строились на мои налоги. Во многих местах встречи с грабителями можно избежать объехав платные участки по альтернативным объездам, но так как люди начали экономить именно так (а не покупать транспондеры), то первоначальные (еще адекватные) объезды быстренько привели в непроезжее состояние (путем установки по 20 лежачих полицейских на 1 км пути, скоростного лимита 30 км, растянутых навечно ремонтов мостов , светофоров на каждом переходе, оборудованных кнопкой, но работающих в автоматическом режиме и останавливающих поток авто при полном отсутствии пешеходов, и т.п.) а новые стали с особым цинизмом указывать с объездом в 100 - 150 км. Вот тут пришла пора покупать транспондер или автомат. Но так как автоматом можно дотянуться только до низового звена данной ОПГ, что не изменит ситуацию, пришлось остановиться на транспондере. Выводы от использования сабжа: - да комфортней, но не от того что дороги супер ровные (кочки ямы встречаются), а от того что объезды изгадили. И уже бы разрешили везде ехать 130, а то деньги берут - а скорость 90. - да дешевле, но только если вы в любом случае платите. Я не беру сейчас способы проезда зайцем, из за массовости которых (с чего бы это?) начали вносить изменения в КоАП. Но даже сделать крюк в 25км в Краснодарском крае имеет смысл для экономии 200 рублей, а ведь некоторые "объезды" (старые еще) короче платной магистрали. - быстрее не в час пик. В сезон вы сначала теряете время в пробке перед пунктом оплаты, пытаясь добраться до "свободной транспондерной" полосы, а затем топите на все деньги с повышенным расходом до такой же пробке в пункте на выезд. Пару раз я объезжал по альтернативному маршруту владельцев транспондеров выбравших платку. Зимой-весной-осенью быстрее, но опять же не от того что транспондер прекрасен, а потому что нужно постоять на пяти светофорах в чистом поле. Так что, пользуйтесь транспондерами - с ними вас ограбят на чуть меньшую сумму.5
  • Андрей Беловтратить время, брать в аренду, потом сдавать, чтобы сэкономить 1тр? жесть8
  • Диана МакароваАндрей, взять в аренду занимает по времени не больше 20 минут, я рада, что для вас 1000 рублей - не деньги7
  • Диана МакароваМаксим, спасибо, было бы интересно узнать. Я про такое не слышала0
  • Диана МакароваAlexandr, аргументируйте. Я взяла его, заплатив за двухнедельную аренду 36 рублей, и конечно же посчитала экономию уже без них. Пункты аренды расположены на трассе, лишних километров в пути к аренде Вы не потратите. Как было у нас: мы проехали продолжительное время от Петербурга, нужно было в любом случае сделать остановку на короткий отдых. Тут же начинается платный участок, сразу же после въезда на него справа на обочине место для отдыха и маленькое здание с транспондерами. И отдохнули, и транспондер взяли. Кстати говоря, за платный участок, на который мы вьехали, оплата была сделана на съезде с него: то есть, сначала мы арендовали транспондер, потом оплатили со скидкой. Обратно я сдавала его в Питере, потому что офис Автодора располагался на станции метро, через которую я постоянно езжу и мне было удобно, да и от самой станции метро пройти 500 метров. Кому удобнее, можно сдать и на трассе. Дело Ваше как считать, я всего лишь поделилась своим мнением и опытом4
  • Глеб СероштанСергей, а какая именно компания зарегистрирована в офшоре?0
  • Глеб, сейчас погуглил, да, моя информация (примерно двухлетней давности) об операторе сбора средств, зарегистрированном на Кипре, устарела, признаю. Теперь ряд российских аффлов сделали, с долями физиков (числящихся сразу в в трех ООО гендирами). Ситуация с платными дорогами как в том анекдоте про горчицу и кошку: россиян заставили по третьему разу (первый - транспортный налог, второй - акциз на топливо) расставаться с деньгами, причем выдавая транспондерную скидку на этот грабеж хотят, чтобы с деньгами расставались радостно.2
  • Алексей, на нормальных машинах стекла с напылением разнообразным, препятствующим прохождению радиосигнала, а в районе зеркала , на перфорации, делают специальный участок без покрытия. В инструкциях даже пишут.3
  • Диана, глубокий подход к вопросу.0
  • Mikhail StepanovСергей, Не воспринимайте платные дороги как налог. Это способ регулирования трафика: тот, кто готов заплатить, потратит на дорогу меньше времени. Для экономных - добро пожаловать на среднего качества трассу со скоростью 90. Кстати, в Европе это повсеместная практика.0
  • Mikhail, с Ваших слов можно подумать, что транжиры везде подут быстрее 90? Разочарую - за пределами МО есть два участка со 110, один 130, остальные все 90. Яне воспринимаю как налог, я воспринимаю как грабеж. Для регулирования трафика постройте дорогу с нуля (пример - обход Одинцово) и регулируйте трафик. Но ставить на давным-давно построенной дороге будку сбора денег (как например в Краснодаре, южнее Воронежа , и т.п. - есть просто наглый грабеж.5
  • ОлегТеперь уже 5 руб аренда. А так да, было выгоднее арендовать, чем покупать0
  • АлексейДиана, на таких, как вы, жениться нужно, а Транспондер лучше все-таки купить :) Первое - чтобы не переживать за свои деньги, а второе - чтобы не тратить время)2
  • Dontsov EvgenyСЛОЖНОСТИ с транспондерами от Автодора: 1. В личном кабинете может быть только ОДИН транспондер. Второй привязать можно только при визите в офис Автодора. 2. В личном кабинете транспондера есть странная функция "интероперабельность". Для активации нужно указать ваши паспортные данные. Хрен знает, что это за слово, но вы не сможете проехать по некоторым дорогам (А118 КАД Санкт-Петербурга) или отрезку М11 без активации этой функции. К паспортным данным может быть привязан только один транспондер. Пробовал зарегистрировать второй личный кабинет для второго транспондера - не дает включить из-за повтора паспортных данных. 3. Вы можете положить деньги по номеру транспондера на него без регистрации личного кабинета. Однако вы не сможете включить "интероперабельность" в таком случае. Там где она не нужна сможете кататься. 4. Вернуть деньги с транспондера на который положили деньги по номеру - невозможно даже в офисе Автодора (! п-ры) Подытожим — шаг влево, шаг вправо — ничего не работает. Но если у вас один транспондер, то всё будет работать и он реально помогает экономить время и деньги.2
  • ВладимирС августа ничего не экономит транспондер. А ещё при выходе из строя батарейки менять ее необходимо не отключая старую. Если просто вынуть батарейку, то транспондер превратится в "кирпич". Начиналось все хорошо, но в итоге получилось все как всегда. Легче платить бесконтактной картой на пункте оплаты. Не надо морозить деньги на счёте транспондера.0
  • РазидаПользоваться транспортером только планируем. Спасибо Диана за доступное изложение материала0
  • АлексейДень добрый! Спасибо за статью. Прочитали её перед поездкой на черноморское побережье Абхазии в октябре 2021 года и взяли у друзей лежащий без дела транспордер. Но, оказалось, что с момента написания статьи уже многое поменялось, хотя прошло всего полгода. Внимание!!! С 02.08.2021 тарифы на проезд М4 изменились: стоимость проезда с транспондером и без теперь одинаковая, так же исчезли ночные тарифы. К тому же общая стоимость проезда по М4 выросла. В итоге только подкопили баллы друзьям, сами же ни в чем не сэкономили.2
  • Александр Капшуквозврат денег при аренде если есть остаток. придет только через 2 мес. и сколько народу им даст пользоваться деньгами, жесть.0
  • СергейЛьгот на презд давно нет0
  • СергейИтак: 1. Льготы убрали, проез по карте/за нал/или трансп.. стоит одинаково 2. Не сто'ит эксперементировать с ночными поездками (хоть это не про транспондер). Если вы никогда не ездили ночью на дальние расстояния, (поездка 30мин с дня рождения тещи/свекрови не считается). Ночная езда-то ещё удовольствие. Нет пробок (после 01.00), но и освещения скорее нет (если брать в рассчет весь путь) , ехать как днем не получится. Утренний туман может вообще вогнать в минус сэкономленное время. 3. Если "очередь" проезда по транспондеру 3-4 машины (когда машин мало то именно здесь возникает очередь, так как полос для транспондера в 3 раза меньше), а другие полосы пустые то оплатить картой на 30 сек (хорошо-хорошо 1 мин.) дольше, нужно просто остановиться. И ТУТ вас тех. обеспечение "случайно" не перепутает с грузовым авто (при наличии багажника очень актуально). 4. Если стоим в мертвой пробке (по типу майских праздников) на подъезде к пункту оплаты, то стоим в "общей куче" не взирая на гаджет. Ближе чем за 100 метров свернуть к нужному шлагбауму не получится.0
  • queenxxТрэш ситуации в том, что технический прогресс давно позволяет брать плату с автомобилей по камерам, и весь этот цирк с транспондерами никому не нужен. Зачем его устраивать? Затем, что предприятиям по отмыву денег на транспондерах и прочей никому не нужной чепухе, оформленным на чьих то любовниц, нужно продолжать существовать.2
  • ДмитрийПодвёл.нет индикатора батареи и соответственно узнаешь об этом только на трассе. А передвигаюсь по платкам раз в год .Мошенники.0
  • Андрей ЗлотинСпасибо за информацию!0
  • Андрей ЗлотинСтатья банальная, но новичкам, как мне, пригодится. :)0
  • Alexander YudakovВова, нет, оно не так работает. Сначала терминал получает от банка ответ о том, что платеж проведен успешно и только потом пишет "ОК". Если нет денег — номер не пройдет.0
  • user2641533Да пользуюсь и я его купил, даже если вы не пользуетесь платными дорогами в течение года деньги всё одно остаться на транспондере и не сгорают очень выгодно0