Как я объехал на автобусах 8 стран Европы за 17 дней и потратил 500 евро

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Как-то раз в университете на перемене я ляпнул, что хочу доехать до Парижа на велосипеде. Подозрительно, но сразу 4 человека согласились без колебаний на эту авантюру.

Никто из нас больше 30 км за раз на велосипеде не проезжал, не у всех он даже был. На шуточном фоне мы обсуждали это пару дней, после чего поняли, что поездка займет примерно 50 дней вместе с дорогой назад, и все сэкономленное на транспорте мы потратим на еду, ночлег и прочее. Поэтому идею отложили, но я довольно быстро переделал формат под автобусный евротур, потому что уже дважды ездил так в Прагу и знал, сколько на этом можно сэкономить.

В итоге мы с компанией одногруппников отправились в поездку на 17 дней по маршруту: Санкт-Петербург — Рига — Вильнюс — Варшава — Прага и Дрезден — Милан и Альпы — Париж — Амстердам — Берлин — Рига — Санкт-Петербург. Перемещались на автобусах Lux Express, PolskiBus, FlixBus, Megabus, Eurolines. Это был не тур, все билеты на 6 человек мы покупали отдельно в разных автобусных компаниях.

Путешествовали в конце августа-сентябре 2016 года. В сентябре, как правило, в университете ничего важного не происходит, при этом погода в Европе все еще сказочная, а поток туристов меньше, чем летом. Так что это идеальное время для путешествий.

Как мы планировали маршрут

Поскольку идея про Париж и велосипеды все еще витала в головах, столицу Франции мы обозначили как пункт назначения. Прямых рейсов туда не было, так что мы открыли карту и прикинули, какие города еще хотелось бы посетить. В итоге родился наш маршрут. На выбор повлияли цены автобусных компаний — я просто смотрел, куда дешевле всего доехать из очередного города, и выбирал золотую середину исходя из цены, нужного нам направления и интереса к городу.

Хотя мы выбрали самый дешевый способ — автобусы, все равно пытались экономить. Я знал, когда у каких автобусных компаний распродажи и поджидал нужный момент. У Lux Express, например, это начало августа. Плюс они дают скидку в 10 % людям до 26 лет.

Основная идея экономии была в том, чтобы не останавливаться на ночь в большинстве городов, а брать ночной автобус в следующую точку. В некоторые места мы и не собирались заезжать, но зачем платить 900 ₽ за хостел в Вильнюсе, если мы за эти же деньги можем доехать до еще одного городка. Плюс ночные автобусы дешевле, а города мы выбирали так, чтобы поездка длилась в среднем часов 8: поздно вечером отправляешься, а утром уже выспавшимся оказываешься в новом городе. Не всегда это удавалось: из Милана в Париж мы ехали 16 часов.

Почему мы выбрали автобусы, а не лоукостер

Я знаю, что из Риги летает множество лоукостеров, но экономия там лишь кажущаяся:

  1. Ты ограничен в багаже. На 17 дней нужно основательно собраться, хотя среди нас был смельчак с одним рюкзаком и он остался доволен. Остальные же выразили желание взять еще вещей, так что лоукостеры не рассматривали.
  2. Париж был нашем обязательным пунктом, но нужно понимать, что если лететь туда из Милана, то вылет и прилет будут из аэропортов в пригородах, откуда ты еще за 20 евро будешь добираться в столицу. Автобус Милан — Париж — это поездка из центра города в центр города. С остальными переездами тоже самое.
  3. На дорогу к аэропорту ты еще тратишь не только деньги, но и время. На автобус ты можешь приехать за 5 минут до отправления, иногда можно даже позвонить в контору и попросить их чуть задержаться. Никаких регистраций багажа, паспортного контроля — посмотрел на табло нужную платформу и через 50 метров садишься в автобус.
  4. Это не про экономию, а про само путешествие: из окна автобуса можно увидеть множество мест, в которых ты никогда не окажешься, и посмотреть, как живет страна. Так, например, мы ехали из Цюриха в Милан. Ты просыпаешься, а в окне Альпы! Невероятные ощущения, водитель делал остановку, чтобы можно было немного пройтись и насмотреться на эту красоту.

Траты на 10 автобусных переездов на одного человека — 14 739 ₽

МаршрутЦенаКомпания
Санкт-Петербург — Вильнюс с пересадкой в Риге1380 ₽Luxexpress
Вильнюс — Варшава930 ₽Luxexpress
Варшава — Прага950 ₽PolskiBus
Прага — Дрезден — Прага1600 ₽Eurolines
Прага — Милан2475 ₽Flixbus
Милан — Париж970 ₽Megabus
Париж — Амстердам1552 ₽Flixbus
Амстердам — Берлин1552 ₽Flixbus
Берлин — Рига1950 ₽Luxexpress
Рига — Санкт-Петербург1380 ₽Luxexpress

Траты на 10 автобусных переездов на одного человека — 14 739 ₽

Санкт-Петербург — Вильнюс с пересадкой в Риге
Цена1380 ₽
КомпанияLuxexpress
Вильнюс — Варшава
Цена930 ₽
КомпанияLuxexpress
Варшава — Прага
Цена950 ₽
КомпанияPolskiBus
Прага — Дрезден — Прага
Цена1600 ₽
КомпанияEurolines
Прага — Милан
Цена2475 ₽
КомпанияFlixbus
Милан — Париж
Цена970 ₽
КомпанияMegabus
Париж — Амстердам
Цена1552 ₽
КомпанияFlixbus
Амстердам — Берлин
Цена1552 ₽
КомпанияFlixbus
Берлин — Рига
Цена1950 ₽
КомпанияLuxexpress
Рига — Санкт-Петербург
Цена1380 ₽
КомпанияLuxexpress

Ночевки в городах и жилье

Чтобы сэкономить на не самых, прямо скажем, интересных городах, решили оставаться ночевать в Праге на 3 ночи, в Париже на 3 ночи и в Берлине на 1 ночь.

Во многом продолжительность пребывания определяли цены на автобус. Мы хотели побыть в некоторые городах подольше, но рейс на следующий день мог стоить в 2—3 раза дороже. Вдобавок при малейшей корректировке плана по принципу домино рушилась вся последующая цепочка. Так что составление маршрута представляло собой сбор конструктора, в котором постоянно меняются размеры деталей и их количество.

Жилье искали на двух платформах — Booking и Airbnb. Запросов у 20-летних студентов мало — своя ванная комната, вайфай и расположение недалеко от центра. Мы планировали там только спать, так что незачем было платить за отличный сервис или наличие спа-центра.

В Праге мы сняли квартиру на Airbnb за копейки — 560 ₽ в сутки с человека. Это было какое-то чудо, хост из России, как выяснилось при встрече, недавно начал сдавать ее и явно недооценил свою недвижимость. Да, было пыльно под кроватью, нераздельный санузел, а с площадки иногда пахло едой из ресторана на первом этаже, из-за чего постоянно хотелось есть ночью. Но — 560 ₽ и 15 минут неспешного шага до центра. И 7 минут до автовокзала, куда мы приехали из Варшавы, откуда мы одним днем ездили в Дрезден и потом уехали в Милан.

В Париже картина была совершенно другой. На Airbnb за 1550 ₽ в сутки с человека мы сняли квартиру в коммуне Ле-Лилла в 500 метрах от бульвара Перифирик. То есть, формально мы жили даже не в Париже. И нам повезло ухватить такой вариант: трижды хосты мне отказывали без причин. Но квартира была шикарная, мы с трудом заставили себя из нее выйти и идти смотреть город.

В Берлине ничего достойного на Airbnb мы не нашли, так что за 882 ₽ стали счастливыми обладателями номера на 6 кроватей в северном районе Райникендорф через Booking. Кроме 6 кроватей в номере был стол и 3 стула. Туалет был общий, но весь этаж пустовал, так что это не было проблемой.

Транспорт в городах

В тех городах, где были один день, на транспорт почти не тратились. Все автовокзалы находятся в центре, как и большинство достопримечательностей, входивших в наш план.

В Варшаве решили взять напрокат велосипеды и доехать от центрального вокзала до музея Коперника. Стоимость — 100 ₽ за старт и затем 50 ₽ в час. Это показалось нам копейками, погода была шикарная и мы очень долго катались, потому что первый час по ошибке ехали в противоположную от музея сторону. У стойки проката не было вайфая, и мы с трудом их взяли, а потом не совсем правильно оставили на другой точке. Теперь каждые полгода мне приходит имейл из Польши о том, что я должен им денег.

В Варшаве случился наш самый дорогой переезд за весь евротур. Нам нужно было проехать несколько станций до другого автовокзала и мы взяли билет на метро — временной на 20 минут за 3 злотых. Я прекрасно понимал, что ехать нам больше, но почему-то переубедить друзей не смог. Следующая категория билетов — 75 минут и на один злотый (15 ₽) дороже. На выходе из метро к нам подошли контролеры с проверкой. До автобуса оставалось 5—7 минут и мы немного запаниковали, когда они очень неспешно начали заполнять штрафы по два экземпляра, 6 человек, вносить все данные паспорта. На наши просьбы отпустить, конечно же, был получен отказ. К счастью, мы успели, а штраф обошелся примерно в 3000 ₽. 22 минуты на метро стоили нам больше, чем 16 часов из Милана в Париж.

В Праге мы купили проездной на 3 дня за 310 крон. Это самый выгодный вариант, потому что мы планировали много перемещаться по городу.

Один товарищ решил сэкономить и ни разу не попался. За все 5 раз, что я был в Праге, меня только один раз проверяли, так что, возможно, тактика безбилетника выгодна.

Один раз прокатились на такси, поездка в 15 минут обошлась в 200 крон, платил мой чешский друг, от которого я и ехал. Я сюрпризом пришел к нему в гости в его день рождения, поэтому состояние к концу вечеринки не позволяло мне воспользоваться общественным транспортом.

В Милане мы дважды проехали на метро за 1,5 евро.

В Париже мы брали «Карне» — 10 билетов на транспорт со скидкой за 15 евро. Отдельно один билет стоит 1,9 евро.

Приехав в Амстердам из не самого дешевого Парижа мы крайне удивились ценам на метро. Билет стоил около 3 евро, так что ввиду отличной погоды мы решили ходить пешком весь день. До центра было 5 км и большую часть пути шли через Вестерпарк, где встретили кроликов и множество точек продажи клубники.

В Берлине купили проездной на сутки за 7 евро. В последний день по пути к вокзалу он закончился и оставшиеся 10 минут мы ехали зайцем. Ничему жизнь не учит, но все обошлось.

Достопримечательности

В Вильнюсе понравился независимый район Ужупис. Неформальные кварталы творческих людей. Вход бесплатный.

В Варшаве очень крутой музей Коперника. Вход 500 ₽. Это интерактивное пространство, посвященное разным физическим процессам. Для детей это полный восторг, да и нам было весело. Провели там часа 3, с трудом ушли.

В Праге самое большое удовольствие можно получить от простых прогулок по центру и через Карлов мост. Из платного — подъем на башню с астрономическими часами, откуда видны кирпичные крыши и вот это все, что мы представляем при слове «Прага». Стоит 250 крон, по студенческому — 150. Мне продали даже не по студенческому, а по проездному БСК.

И, конечно, зоопарк. 4 раза был в нем и каждый раз провожу там 5—6 часов, это целый район города, отданный животным. Он входит во всевозможные мировые рейтинги, обязательно стоит посетить. Стоит 250 крон, 200 для студентов, но здесь уже попросили Isic. — International student Identity Card.

В Дрездене поднимались на Фрауэнкирхе. Мы не нашли альтернативных достопримечательностей, галерея старых мастеров была закрыта, а хоть что-то посмотреть хотелось, так что пошли на смотровую площадку. Цена — 8 евро, но разговорчивая женщина на входе поддалась уговорам и продала льготный за 5 евро.

В Милане — Миланский собор. Отдали по 2 евро за вход и еще 9 евро за подъем наверх. Пожалуй, подниматься не обязательно, потому что город вокруг не выглядит живописно. А сам собор внутри поражает красотой и масштабом. Ходили с открытым ртом почти час.

В Париже столько стоящих мест, что каждый может выбрать для себя. Мы были ограничены 4 днями, так что все посмотреть не успевали. К примеру, вместо музея Орсе я предпочел съездить на кладбище Пер-Лашез, где в числе прочих есть могила Джима Моррисона, фанатом творчества которого я являюсь. Само кладбище очень умиротворяющее со множеством красивых старинных склепов и ни чем не напоминает наши ряды крестов.

Вот, что мы посмотрели в Париже:

  1. Ходили к Сакре-Кер, но в собор не заходили, ограничились смотровой площадкой.
  2. Лувр. Вход 15 евро, но билет действует весь день, так что у выхода можно попросить милых бабушек поделиться билетиком, раз они уже уходят. Так и сделали, нашел русских милых дам, рассказал, как тяжело наскрести студентам на билет к шедеврам искусства и бла-бла. По двум билетам заходили, потом один человек выносил оба и проводил следующего, так вшестером и зашли.
  3. Нотр Дам. Вход бесплатный.
  4. Галерея Лафайет. Наверху есть бесплатная смотровая площадка.
  5. Триумфальная арка. 10 евро.
  6. Эйфелева башня. Льготный билет — 13 евро до самого верха.
  7. Колесо обозрения на Площади Согласия. 15 евро.

Амстердам. В то время я еще не интересовался живописью, так что сейчас кусаю локти от упущенной возможности. Никуда не заходили, неспешно гуляли по каналам

Берлин. Все основные достопримечательности — чекпоинт Чарли, Бранденбургские ворота, мемориал жертвам Холокоста, Берлинская стена, Рейхстаг — бесплатные.

Еда

Среди нас не было утонченных гурманов, так что мы ели максимально дешево и быстро. Все понимали, что лучше по пути захватить пару бургеров и успеть еще что-то посмотреть, чем тратить 1—2 часа на ресторан. Были некоторые интересные заведения, которые хотелось посетить, но не все из них располагались в нашем поле обитания, а ехать на другой конец города ради кафе казалось дикостью.

Точные траты на еду тяжело вспомнить, но они не превышали 10 евро в день. Оглядываясь назад, удивляюсь, как мы могли жить с одним-двумя приемами пищи. В Париже и Праге покупали еду в супермаркетах и готовили дома. «Готовили» — громко сказано. Съел утром йогурт с круассаном — вот и позавтракал. В остальном были макароны, рис, наггетсы, сосиски — все, что дешево и быстро. Дешевые продукты Праги нивелировались дорогими продуктами Парижа, так что вышли те же 10—12 евро в день.

Вильнюс. Перекусив еще взятыми в Санкт-Петербурге бутербродами мы пошли гулять и ко времени обеда наткнулись на пиццерию с 50 % скидкой навынос. Взяли 6 пицц и были очень рады.

Варшава. Заглянули в один интересный бар Пифпаф. За 1 злот (15 ₽) можно было взять пробник 20—30 мл разных сортов пива. Тяжело распробовать вкус в таком количестве, так что пустая трата времени и денег.

Прага. На трдельники в сумме ушло 150—200 крон. Остальное готовили дома, а пиво даже в барах стоило не больше 100 ₽.

Дрезден. Очень удивились ценам на пиво в супермаркетах: оно дешевле воды, по 10—30 центов за очень хорошие сорта. Взяли несколько вместе с сэндвичами и гуляли по городу.

Милан. На этот город у нас было меньше всего времени, так что пока половина из нас осматривала Миланский собор, остальные через дорогу перекусили в «Макдональдсе», потом поменялись и отправились в Париж.

Париж. Только еда и вино из маркетов.

Амстердам. Основной пищей для нас стали фрукты и ягоды, которые продаются на каждом углу. Каким-то чудом продержались на них весь день.

Берлин. Из обязательного — карривурст за 3,5 евро, это фирменная сарделька с соусом. В остальном — быстрые перекусы бургерами. Это было в другой поездке в Берлин, но не могу не упомянуть — Burgermeister Schlesisches Tor, ларек с бургерами в бывшем общественном туалете под ж/д мостом. Звучит очень странно, но там самые вкусные бургеры в мире, очередь стоит даже ночью.

Рига. Накупили в «Стокманне» сыра домой, зашли в пару недорогих заведений. Одно из них — Cuba cafe — посещаю каждый раз в Риге по традиции, очень колоритное.

Может показаться, что мы голодали и вернулись, похудев на 10 кг, но это не так. Да, мы ели не самую здоровую пищу, но это экономило нам кучу времени и денег. Когда, если не в 20 лет, себе такое позволять?

Безопасность

Проблем с безопасностью особо не было. В Милане у собора постоянно подходили местные «продавцы» браслетиков. У них такая схема — они предлагают купить браслет, это и браслетом не назвать, просто ниточки, а если ты его берешь посмотреть, то назад они его не принимают, уклоняясь и убирая руки, требуя деньги. Иногда могут просто со спины подойти и повесить тебе его на плечо и начать требовать за него 5 евро. Это не столько опасно, сколько назойливо.

В Париже вечерами просто немножко неуютно, ловишь много взглядов, окликов и так далее. Здесь же наш товарищ проиграл 100 евро уличным шулерам в наперстки. Потом говорил, что его как будто загипнотизировали и вообще не понимает, как дважды отдал 50 евро. Это произошло вмиг, он отстал буквально на 2 минуты и потом вернулся с очень пустым взглядом.

В Берлине, когда вышли вечером из отеля прогуляться, сразу стали получать оклики от сидевших неподалеку арабов, которых привлекли наши подруги в коротких шортах. Стало не очень комфортно, тем более за углом оказалась примерно такая же компания. Прошли пару кварталов и решили вернуться.

Плюсы поездки

Большего всего, пожалуй, понравилось само ощущение бесконечно меняющихся декораций. Такое приятное чувство усталости накатывало обычно к ночи. Идешь по вечернему Парижу, обсуждаешь увиденное с друзьями, и чувствуешь жизнь, текущую по улицам и несущую тебя к новым впечатлениям и эмоциям. Еще вчера бегал по Милану, сейчас идешь по Елисейским полям, а через несколько дней будешь смотреть на канала Амстердама. Чувство, что правильно живешь эту жизнь.

Приятным моментом стало мое появление для друга на день рождения. Мы дружим с пятого класса, но после 11-го он эмигрировал. Почти каждый год все равно видимся. В этот раз списался с его братом, узнал место праздника, перелез с девушкой через забор и устроил ему сюрприз в разгар вечеринки. Он не знал, что я в Праге, был безумно рад и мы отлично провели вечер.

Минусы поездки

Самой неприятной частью стала история со штрафом. Еще досадный случай произошел в Париже с погодой. Абсолютно все дни поездки вышли очень теплыми и солнечными, местами чересчур жаркими. Кроме одного дня, когда мы собирались на Триумфальную арку с Эйфелевой башней и нам действительно нужна была хорошая погода. В этот день был дождь и низкая облачность, из-за чего с арки мы не смогли рассмотреть всю перспективу улиц — самое главное, зачем вообще стоит подниматься. Решили в тот день не подниматься на башню и перенести ее на последний день, когда в очень большой спешке пришлось с этой башни буквально бежать вниз, чтобы успеть на автобус.

Сколько всего потратили

У нас не было изначального порога бюджета, но никто не превысил 45 000 ₽. Кто-то сэкономил на некоторых достопримечательностях, кто-то на сувенирах.

Считаю, что дешевле было бы только искать жилье на каучсерфинге, но в этой части расходов мы хотели большего комфорта, да и кто бы нас принял вшестером. 22 000 ₽ за 11 переездов и проживание в трех городах считаю очень экономным вариантом. В остальном наш бюджет был в среднем 20 евро в день на все.

Сэкономленное из-за отсутствия трат на достопримечательности в Вильнюсе, Дрездене, Берлине, Амстердаме и Риге потратили на разнообразный досуг Праги и Парижа.

Что в итоге

Такую поездку, пожалуй, совершить можно лишь раз и в юности. Спать столько ночей полулежа в автобусе — дело молодых. В прошлом году ездил в Ригу и совершенно не могу уснуть в автобусе, пришлось по приезде в 5 утра идти искать хостел на несколько часов перед самолетом, чтобы хоть немного отдохнула спина и выспаться, а мне всего лишь 25! Когда тебе 20—22 — самое то для такого дешевого и сердитого путешествия.

Если бы я собирался в такой трип снова, то убрал бы из списка Вильнюс с Миланом и добавил бы по дню на Амстердам и Берлин. Я не пожалел ни об одном из городов, но некоторые оказались на один раз.

РедакцияПутешествовали на автобусах? Расскажите про ваш опыт:
Вот что еще мы писали по этой теме