Я эвалюатор ароматов и зарабатываю около 500 000 ₽
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Профессия: эвалюатор ароматов
Город: Москва
Возраст: 34 года
Опыт работы: 13 лет
Выбор профессии
Изначально у меня было образование графического дизайнера в сфере маркетинга и рекламы, далее я работала в рекламных агентствах с такими клиентами как Автодор, МГТУ им. Н. Э. Баумана и Radisson. Достигла позиции арт-директора и поняла, что хочу не только делать красиво, но и создавать что-то новое. Жутко захотела создавать что-то полезное и глубокое.
Вспомнила про свои пятерки по химии и пошла учиться на второе высшее. К окончанию МГУТУ им. К.Г. Разумовского у меня уже была коллекция своих ароматов и свой бренд натуральной косметики. В 2017 году я закончила институт по специальности химик-технолог парфюмерно-косметических средств.
Но мне этого было мало, в 2019 году я получила дополнительное образование, непосредственно по специальности парфюмер в GIP (Grasse Institute of Perfumery) и закрепила эти знания на практикумах во французских компаниях Floressence, Technico Flor, Robertet.
Начинала я с позиции инженера-парфюмера на культовом парфюмерном производстве Новая Заря и получала совершенно смешные 30 тыс. руб. Работая при этом без выходных и ещё можно было получить штраф, допустим, за забытый белый халат или неверно выбранный парфюм (но это уже другая история).
Суть профессии
Эвалюатор (от англ. evaluate — оценка). Профессия пришла к нам из Европы. Изначально эвалюаторы трудились в компаниях производителей душистых веществ. Там где создавались парфюмерные композиции для крупных парфюмерных домов.
Например, компания Givaudan сама производит парфюмерные молекулы, у неё есть парфюмеры, которые создают парфюмерные композиции (отдушки). Допустим, бренд Chanel заказывает у них мужской аромат в винтажном стиле. Какая парфюмерная композиция подойдет именно им определит эвалюатор. То есть Chanel общается с эвалюатором компании Givaudan.
Эвалюатор не создает аромат.
Он знает всю “библиотеку” готовых парфюмерных композиций. Он может даже не знать, из чего они сделаны, и не быть химиком. Он просто хороший маркетолог. Это своего рода переводчик с “клиентского” языка на “парфюмерный” и наоборот.
Парфюмер общается исключительно техническими терминами. Эвалюатор же может разъяснить заказчику про пирамиду аромата. А это, скажу вам по секрету, супер художественная история. Она может не иметь ничего общего с действительной формулой.
Эвалюатор — это на самом деле очень крутой маркетолог с базовым понятием о химии ароматов. Его задача — продать парфюмерную композицию. Поскольку условный Chanel устраивает тендер по всему миру.
Эвалюатор проводит презентацию. Описывает — “вкусно”, делает невероятно красивые картинки и презентует аромат клиенту. Рассказывает, как классно аромат раскрывается, как он повысит их продажи и т.д.
Парфюмер при этом остаётся за кулисами. Заказчик может ни разу его не увидеть, при этом с эвалюатором он будет общаться довольно часто.
Но эвалюатор не создает ароматы, он действует как маркетолог-переводчик. На этом его “юрисдикция” заканчивается.
Место работы
Немного по другому профессия эвалюатора выглядит в России и в странах СНГ.
Я работаю эвалюатором (по трудовой книжке) внутри одной из самых крупных российских парфюмерных компании. Это мультибрендовое ООО, которое производит готовую продукцию. Я работаю в отделе маркетинга.
Рабочий день
Всё начинается с того, что у отдела продаж появляется задача создать новую коллекцию ароматов. Они обращаются ко мне. Мы проверяем статистику продаж и находим самые популярные позиции.
Дальше я уже анализирую весь рынок. Создаю концепцию всей парфюмерной линейки совместно с отделом маркетинга. Определяю, например, как может пахнуть и выглядеть утренняя свежесть или томное вечернее спа. Создаю концепцию.
Дизайнер затем её отрисовывает. После согласования с отделом продаж, создаю тендер, с позиции заказчика. Всем моим парфюмерным партнёрам отправляют техническое задание.
Могу описать парфюмерную формулу, либо как будет пахнуть каждая нота, как будет проходить раскрытие аромата…
После этого парфюмеры из разных стран присылают мне образцы, я создаю “сигнальный образец”. К этому времени уже созданы флакон, крышка, коробочка, придумано название. Моя задача собрать всё воедино.
Итак, профессия эвалюатора — это чудесное сочетание маркетолога и знатока химии ароматов. Эти две специальности играют ключевую роль в создании новых парфюмов, помогая брендам воплотить свои идеи в реальность.
Случай
Бывают запросы на создание духов с феромонами или афродизиаками. Это конечно чисто маркетинговая задачка и если я просто скажу парфюмеру, допустим, итальянцу сделать такую формулу аромата, то он закатится смехом и покрутит у виска. Такого конечно не существует в природе и все продукты, что есть на рынке лишь красивые легенды маркетологов.
Подработки
Я работаю как эвалюатор-фрилансер, скорее более понятнее сказать бренд-менеджер в узкой парфюмерно-косметической сфере.
Можно назвать услугу, которую я выполняю — Аромабрендинг. Это новый прием в маркетинге для эффективного развития бизнеса. Его основная задача заключается в создании эксклюзивного аромата для компании или продукта, чтобы привлечь внимание целевой аудитории, выделиться среди конкурентов и сформировать лояльность к бренду.
Работаю с почасовой оплатой, сама регулирую нагрузку и количество брендов, с которыми работаю.
Доход
В целом, я зарабатываю около 500 тыс. руб. в месяц.
На основной работе я "сижу" на окладе + премия около 70 тыс. руб.
Так же, есть постоянные проекты и клиенты, которые мне платят ежемесячно около 200 тыс. руб.
Остальной доход я получаю от консультационных услуг, создания парфюмерных формул, уже как парфюмер, ведения частных уроков для парфюмеров, как ментор и продажи комплектующих для парфюмерии.
Чтобы зарабатывать больше нужно работать с крупными брендами, у которых большие цели, стратегия и большие бюджеты, где я буду максимально полезна со своим скилами.
Расходы
Основные расходы на:
- аренду лаборатории в центре Москвы;
- зарплату сотрудников постоянных и проектных;
- командировки по России, странам СНГ;
- посещение международных выставок;
- закупку комплектующих для парфюмерии.
Откладывать на развитие тоже получается.
Экономия
Я точно за оптимизацию бюджетов! Всегда предлагаю своим клиентам работать на прямую с поставщиками, а не пользоваться услугами перекупщиков.
Всё, что можно использую повторно. Стеклянные флаконы для образцов можно помыть и использовать до бесконечности.
Финансовая цель
Просто хочу работать с интересными брендами, быть в стабильном финансовом положении и видеть практический результат у своих клиентов.
Будущее
Безусловно я хочу оставаться и рости в профессии эвалюатор, создавать парфюмерные шедевры-бестселлеры!