Как мне не пришлось платить за номерной знак на мотоцикл
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Летом 2020 года я поехал в Ставропольское отделение МРЭО ГИБДД регистрировать очередной мотоцикл. Поскольку байк был куплен в Москве, оставить номерной знак с регионом 77 по закону не получалось. Предстояла замена номера на аналогичный с 26 регионом.
Регистрационный знак
Как знают мотоциклисты, а также владельцы авто, импортированных из США и Японии, в России на тот момент только-только вступил в силу новый ГОСТ, согласно которому на ТС можно было закрепить госзнаки нескольких форм и размеров.
Если говорить про мотоциклы, это стандартная большая «лопата» номерного знака, и как альтернатива — гораздо более аккуратный небольшой номер «нового» образца.
ГИБДД такие знаки не выдавало, зато они могли прописать в СТС просто код из цифр и букв, по которому владелец потом мог в сторонней фирме заказать номерную табличку нужного размера.
Причем в законе не была четко прописана обязанность сначала оплачивать госпошлину за «большой» номер и получать его в ГИБДД, а потом отдельно платить за маленький.
Не написано — значит, необязательно, решил я, и при оплате пошлины на госуслугах оплатил только регистрационные действия и новый СТС.
Попытка его получить
Осмотр мотоцикла прошел без проблем, подаю документы в окошко, инспектор спрашивает про пошлину за номер. Инспектор внезапно начал нервничать и грубить.
- Я не буду ставить большой номер, сразу закажу маленький.
- Кто тебе сказал, что так можно? Приезжают, ни черта не знают и выносят мозги! Ты бы хоть в интернете почитал, как надо!
- Я в интернете и прочитал.
- Начитался ерунды (изменено) и решил, что все знаешь! Иди оплачивай!
- Спасибо, мне не нужен большой номер.
В ответ на это инспектор поставил на заявлении отказ, я уехал из РЭО.
Жалоба
Спорить с инспектором лично не было никакого желания. Я решил узнать, что на этот счет думает руководство МВД Ставропольского края.
Зайдя на их сайт, я через приемную в свободной форме описал произошедшую ситуацию, сослался на ГОСТ, закон о регистрации ТС, в котором указано, что ГИБДД присваивает код для номерного знака, но там не прописано обязанности именно у МВД покупать саму табличку.
В конце дописал — «Прошу разъяснить законный порядок действий и принять меры».
Результат
Честно говоря, я не рассчитывал на какой-то быстрый ответ. Тем более что по закону я обязан зарегистрировать ТС в 10-дневный срок после покупки, и время играло против меня, потом можно было попасть еще и на штраф.
Каким же было мое удивление, когда буквально через 2-3 дня мне на мобильный с личного номера позвонил инспектор и испуганным извиняющимся голосом попросил срочно к нему приехать, он был неправ, извинится и расскажет, как дальше быть. Это было что-то новое в общении с полицией.
Я не знаю, как воздействовало на инспектора начальство, но при встрече он действительно сто раз извинился, сказал, что «не так понял» и, конечно, я могу заказать себе номер сам, СТС они выдадут.
Попросил подписать бумагу о том, что порядок действий мне разъяснен, я подписал без лишних претензий и не требовал ничего больше. «Ты, наверно, юрист?», поинтересовался офицер. Видимо, интересоваться своими правами в России положено только адвокатам.
Компенсация
Я уже был готов уехать, но дальше произошло вообще что-то странное.
- А если мы с тобой поедем вместе закажем номер, и я его оплачу — у тебя не будет больше претензий?
- Нуээээ… Нет.
- Хорошо, как будешь ехать, набери, встретимся.
Через несколько дней я поехал заказывать номер, набрал инспектору.
- Слушай, у меня времени нет, у тебя карта к номеру привязана? Сколько там, 1500?
- Эээ… Да.
- Хорошо, я переведу.
Перевод пришел, инспектор ГИБДД действительно оплатил мне изготовление номерного знака на мотоцикл. Хотя я был бы гораздо более счастлив, если бы мне не пришлось рассказывать МВД о законах, по которым они же и работают.
И не знаю, насколько такая история возможна в 2023, многое, как мне кажется, изменилось.