Как я взыскала с Аэрофлота практически полную стоимость авиабилетов

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Юная путешественница

Страница автора

Проблема

В июне 2023г мы летали в отпуск в Калининград — красивый и интересный город, которому стоило бы посвятить отдельную статью, но сегодня не об этом…

Летели мы из Хабаровска в Калининград с пересадкой в Москве, и трудности начались уже с первым перелётом: наш рейс в Москву задержали, что поставило под угрозу второй перелёт. Уже подлетая к Москве, мы понимали, что на второй самолёт не успеваем — так и получилось: в аэропорту Москвы мы стояли и наблюдали, как перед нами взлетает наш самолёт.

Паника, непонимание, что делать дальше, но Аэрофлот молодцы — ждали нас с табличкой, провели к нужному окну, оформили новые билеты на ближайший самолёт (который на следующий день), разместили нас в гостинице с питанием и выделили трансфер до гостиницы и обратно. И всё это за их счёт, мы ничего не платили. Молодцы, но это их обязанность по закону — оставить нас наедине с нашим опозданием на рейс, которая произошла по их вине, они не могли.

Обращение в суд

Но что ещё можно сделать? Например, подать иск в суд, потому что причины задержки рейса, как оказалось, не было — самолёт не был сломан, а погода была отличная. Задержка рейса вышла в общей сложности 12ч 56мин, поскольку оформили нас на самолёт на следующий день.

Сначала я написала досудебную претензию в Аэрофлот о выплате неустойки за задержку рейса, на которую они задержку рейса подтвердили и выплатили штраф 304р. в порядке ст. 120 Воздушного кодекса РФ, а вот выплатить неустойку за задержку рейса в порядке п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» незаконно отказали. И тогда я пошла в суд.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения оказания услуги, перевозчик уплачивает потребителю за каждый час просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения оказания услуги перевозки.

Расчет суммы неустойки (пени) происходит следующим образом:

  • 3% от стоимости авиабилета (его стоимость 35 650 руб.) — 1 069 руб. 5 коп.;
  • размер неустойки (пени) за задержку рейса на 12 час. — 12 834 руб.
  • (1 069 руб. 5 коп. х 12), и за задержку рейса на 56 мин. — 998 руб. 2 коп. (1 069 руб. 5 коп. / 60 х 56).

Таким образом, размер неустойки вышел 13 832 руб. 2 коп.

Статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Моральный вред я оценила в 10000р.

В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Суд иск удовлетворил, и сумма штрафа составила 11 916 руб. 1 коп. (13 832 руб. 2 коп. + 10 000 руб. = 23 832 руб. 2 коп. / 2).

Таким образом, общая сумма по подсчётам выше составила 35 748р. 3к. Но поскольку в ходе процесса судья снизил моральный вред до 5000р., то итоговая сумма всей компенсации составила 28552р. 3 к. (5000р. моральный вред + 13832р. 3 к. неустойка + 9416р. 3 к. штраф + 304р. штраф, который Аэрофлот сам добровольно выплатил мне ранее).

Итог

Длилось всё, конечно, долго — перелёт был в июне, досудебную претензию я составила в июле, а вот до суда дошла только в октябре (можно было и раньше, но руки никак не доходили), в декабре состоялся процесс, и через месяц — в январе 2024г. судебный акт вступил в законную силу. В марте мне выдали исполнительный лист, и тогда же я написала заявление о возбуждении исполнительного производства. Исполнительный лист и заявление нужно отправить приставам по месту нахождения должника — я сначала отправила во Владивосток, но они перенаправили в Москву, из-за этого потеряли ещё немного времени, в итоге исполнительное производство было возбуждено 2 мая, а 1 июля (почти через 2 месяца) я получила всю сумму. Получается, чуть больше чем через год после поездки в Калининград.

Я отслеживала ход исполнительного производства через госуслуги и знала заранее, когда приставы взыскали сумму с Аэрофлота и когда примерно мне её ожидать. Лайфхак: если знаете, в каком банке у должника есть счета, исполнительный лист можно предъявить напрямую в кредитную организацию, минуя приставов. Это будет и быстрее, и проще.

Если вы обращаетесь к адвокату, то можете ещё взыскать оплату услуг представителя — ровно такую, какую ему оплатите. А можете обратиться ко мне, и я вам помогу составить иск.

  • Майкбоже, вас встретили, накормили, спать уложили, на новый самолет усадили, а вам все мало??3
  • emanresudrawkcaBМайк, так говорите, будто это что-то плохое. Всё это (накормить и т.д.) любая авиакомпания обязана сделать по российскому законодательству. А кроме того, обязана уплатить штрафные санкции по воздушному кодексу и закону о защите прав потребителей.2

Сообщество