Я проходила «собеседование» в «Скайпе» на удаленную работу и потеряла около 18 000 ₽
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Этот материал создавался как предостережение, а также как механизм для защиты от мошенников. Я не буду жаловаться и проклинать людей, которые выбрали родом своей деятельности обман. Я хочу поделиться опытом и подсказать как распознать действия мошенников заранее, до того момента, как вы потеряете деньги.
Ситуация
Никогда не думала, что это может произойти со мной. Я долго размышляла о причинах произошедшего, и поняла — мы все — потенциальные жертвы. Мошенники вычисляют, где у нас болит, и предлагают лечение.
По профессии я финансист, много работала именно с банковскими продуктами, занималась разработкой приложений, и даже написала несколько статьей по финансовой грамотности. Это ирония и трагедия.
2 месяца назад я ушла с работы с твердой уверенностью, что больше в офис не вернусь. За 15 лет я устала подстраиваться, терпеть выходки руководства, искать общий язык с коллегами, жить по расписанию, а главное — заниматься бесполезной работой. Мне захотелось больше времени посвящать себе и семье. Поэтому я решила попробовать вариант удаленной работы и начала действовать в этом направлении.
На это меня и поймали мошенники.
Небольшая ремарка: я НИКОГДА не отвечаю на звонки с незнакомых номеров. Я их просто отбиваю. Это был единственный случай за долгое время, когда я ответила на звонок. Почему? У меня нет ответа на этот вопрос. Номер мне показался то ли знакомым, то ли безопасным, то ли я устала и заскучала в дороге, в тот день долго ехала за рулем, к моменту звонка уже 8 часов.
Очень приятный, мягкий голос. Немого акающий московский говор. Мужчина. Представился — Денис. Назвал известный сайт по поиску работы, где у меня действительно размещено резюме. Назвал кадровое агентство. Назвал основные пункты моего резюме и зарплатные ожидания. Я вежливо поспросила перезвонить через полчаса и пошла гуглить. Кадровое агентство существовало. Оно было известным, респектабельным, имело хорошие отзывы и высокие оценки.
Моя первая фатальная ошибка — следующие звонки я уже воспринимала как продолжение первого.
Я не делала перерывы, не пробивала номера и даже больше не спрашивала, какую организацию представляет звонивший.
Сначала перезвонил тот же самый молодой человек. Сказал, что работа несложная, с текстами, в дальнейшем — по моей основной профессии. Оплата небольшая, около 5000 ₽ в неделю, но и занятость всего 2-3 часа в день.
Важно! Если б мне начали заливать про заработок в 100 000 ₽ рублей, я бы положила трубку.
- — В общем, если Вы согласны, вам надо установить Скайп на телефон. Вы знаете, что такое Скайп?
— Не особенно, но когда-то приходилось в нем общаться.
— Тогда установите Скайп, и вам позвонит менеджер, который объяснит в чем заключается работа и как осуществляется оплата.
Я установила Скайп, меня там обнаружили, и уже по Скайпу мне перезвонил новый молодой человек, такой же приятный, вежливый и с московским выговором. Он сказал, что мы должны настроить Скайп для того, чтоб запись нашей встречи сохранилась и я могла потом ее пересматривать. Я произвела действия под его диктовку.
Моя вторая фатальная ошибка — в результате наших совместных действий по настройке Скайп я дала доступ к экрану своего смартфона.
Другими словами, оппонент мог наблюдать все мои действия и даже их фиксировать. Почему это произошло? Потому что я действительно не очень знакома с возможностями Скайпа, а предоставление доступа к экрану оказалось не очень очевидным действием.
Далее — классика. Мне предложили пройти в приложение Сбербанк для того, чтобы настроить поступление оплаты. И действительно, сначала мы нашли модуль Свое дело, выбирали виды деятельности, которыми я могу заниматься. Периодически возвращались на главный экран, где мой собеседник, естественно, видел всю информацию по моим счетам. Мне очень повезло, что на тот момент у меня на счетах оставалось совсем немного денег, они все находились в других банках, и частично были выведены в инвестиции и на накопительные счета. Но и эти небольшие деньги я потеряла.
Дальше началась откровенная дичь. Вопрос, почему я на нее велась, до сих пор меня мучает. Чтоб не чувствовать себя полной идиоткой, мне хочется думать, что ко мне применялись психологические манипулятивные техники, но в глубине души я понимаю, что это не так.
Мы приступили к настройке зарплатного и к тому же почему-то одновременно брокерского счета в долларах. Из-за санкций нам надо послать запрос с приложения Сбербанка на мой счет почему-то Мегафона. Мне продиктовали пятизначный код, который оканчивался на 900 (код Сбербанка, как пояснил менеджер). По странной случайности данная комбинация цифр составляла в сумме ровно половину остатка на счете. Я ввела код в окошко сумма и нажала оплатить. Деньги ушли на мой лицевой счет Мегафона, что естественно. Мой собеседник сказал, что мы видимо ошиблись, и деньги списаться были не должны, но переживать не стоит, они всего лишь на моем же лицевом счете. Сейчас мы их вернем. И в этот момент я не насторожилась. Действительно, я не называла никаких кодов, данных карт, персональных данных. Просто видимо не так поняла менеджера. Мы зашли в личный кабинет Мегафона, я увидела деньги, перестала беспокоиться.
Раз уже деньги на лицевом счете Мегафона — сказал менеджер, давайте мы переведем их на ваш долларовый счет, чтоб его запустить, и потом уже вернем в Сбербанк. Заодно вы научитесь выводить деньги и поймете, как работает приложение.
- — Давайте, — радостно сказала я.
Я скачала по ссылке в Скайпе приложение, установила его, и мы перевели туда деньги с лицевого счета Мегафона. Конечно, мы перевели их не туда, а мошенникам. Моя третья фатальная ошибка — ничего нельзя скачивать из непонятных источников и устанавливать на свой телефон. Я увидела в скачанном приложении свои деньги, но уже в долларах.
Само собой это были никакие не доллары, а циферка в наспех состряпанной табличке с моим именем. Чтобы вывести деньги обратно, вам сейчас перезвонит специальный специалист, сказал мне менеджер и исчез.
Специальный специалист перезвонил. Но вместо того, чтобы вернуть выведенные деньги, я потеряла оставшиеся на счете. Мы опять заходили в приложение Сбербанка, мне сказали посмотреть данные карты, но не озвучивать их, а переписать куда-нибудь. Само собой, пока я их переписывала, специалист Николай фиксировал их с моего экрана вместе со сроком действия карты и Пин2. В скаченном приложении я ввела данные карты, якобы для возврата денег, потом там же ввела номер из смс, которую мне прислал сбербанк. Вуаля.
- — Скажите, а карта, с которой списались ваши деньги на Мегафон была кредитной?
— Да, — ответила я.
— Тогда давайте проверим ваш кредитный рейтинг.
И только тут меня затошнило от ужаса, и я завершила звонок. За полсекунды набрала в Гугл «Собеседование в Скайп Мошенники» — и первый же десяток ссылок описал мне ровно мою ситуацию и потерю денег как итог.
В следующие 2 минуты я перевыпустила обе карты Сбербанка. Написала в Мегафон, с каких номеров звонят мошенники. Снесла приложение якобы брокерского счета. Написала жалобы в Скайпе на входящие номера липовых менеджеров. Снесла Скайп. Настроила приложение Сбер так, чтобы с экрана не видно было остатки по счетам. Установила дополнительную защиту и даже поменяла пароль на Госуслугах. Сделала скрины всех переписок и историй действий в приложении Сбера и Мегафона. Все эти действия, кроме перевыпуска карт, конечно, уже не имели значения.
Потери
Теперь я успокаиваю себя тем, что прошла экспресс-курс финансовой грамотности и заплатила за это сумму примерно 18 000 ₽. Я посмотрела, такие цены на похожие курсы существуют. Также посчитала, что примерно 5 молодых здоровых мужчин, не считая тех, кто были за кадром и списывали деньги с моих счетов, пока меня разводили по телефону менеджеры заработали за 5 часов работы те же 18 000 ₽. Не так уже и много для такой нервной работы.
Что в итоге
Выводы, которые я сделала для себя:
- Проверять номера входящих звонков, узнавать название фирм, реквизиты, должности звонящих.
- Если собеседование происходит онлайн, не давать доступ к экрану телефона. А еще лучше, настаивать на очном собеседовании.
- Не скачивать по неизвестным ссылкам никаких приложений.
- При любом подозрении прерывать разговор, не поддаваться на провокации и уговоры.
- Ни в коем случае не открывать на устройстве в процессе разговора банковские и любые другие приложения, содержащие персональные данные.
- Не называть свои данные, данные банковских карт, коды из пришедших СМС, не озвучивать суммы на счетах.
Если факт мошенничества уже произошел, и вы все-таки лишились своих денег, и осознали это, делайте следующее:
- через мобильные приложения перевыпустите банковские карты;
- смените пароли на вход в банковские приложения и на сайт Госуслуг, в соцсети и на электронную почту;
- установите двухфакторную идентификацию для входа во все приложения, содержащие персональные данные;
- подайте заявление в полицию онлайн на сайте МВД в разделе обращения граждан или очно в любом отделении полиции через дежурного;
- сообщите вашему мобильному оператору номера мошенников;
- не вините себя, с вами работали специально обученные люди, они знают, что и как говорить, чтоб вас обмануть. Это им должно быть стыдно.
Берегите себя и своих близких. Будьте бдительны. Надеюсь, материал поможет вам сохранить свои деньги.