Гейб Ньюэлл: почему все любят создателя Half-Life и Steam
Все геймеры хотя бы раз в жизни слышали о Гейбе Ньюэлле.
Трудно найти игрока на ПК, который не пользуется Steam и не проходил ни одну игру Valve. Ньюэлл — один из главных деятелей современной игровой индустрии, у него миллионы фанатов. Ему посвящают песни, его пародируют, а чуть ли не каждое его публичное появление становится поводом для создания мемов.
Рассказываем о величии Гейба Ньюэлла: как он пришел к успеху, какие знаковые игры выпустил, в чем его влияние на игровую индустрию и причины популярности. Заодно вспоминаем лучшие мемы с Ньюэллом.
Ньюэлл и не думал работать в игровой индустрии — но вдохновился чужим примером и бросил престижную работу
Гейб Ньюэлл родился 3 ноября 1962 года в США, в штате Колорадо, но детство провел в калифорнийском городе Дэвис. После школы он поступил в Гарвардский университет, но спустя несколько лет отчислился.
Первое место работы будущего сооснователя Valve — компания Microsoft, в которой он провел 13 лет начиная с 1983 года. Ньюэлл продюсировал первые три версии Windows. Работать в ИТ-индустрии ему нравилось, но он заинтересовался видеоиграми, которые как раз быстро набирали популярность. В то время все в его окружении обсуждали Doom и Quake, в разработке которого принимал участие Майкл Абраш: ранее он ушел из Microsoft ради создания первого трехмерного шутера id Software.
Успех Абраша вдохновил Ньюэлла покинуть Microsoft и основать свою компанию. К тому же за 13 лет работы в большой корпорации у него накопилось приличное состояние и прочные связи в ИТ-индустрии.
Вместе с Ньюэллом Microsoft также покинул его коллега Майк Харрингтон, который выступил сооснователем Valve и частично профинансировал разработку Half-Life. В 2000 году Харрингтон расторг контракт с Ньюэллом и оставил Valve.
У Ньюэлла не было опыта работы в игровой индустрии, зато он хорошо распоряжался финансами и быстро находил опытных специалистов. Для создания Half-Life студия решила не разрабатывать собственный движок, чтобы сэкономить время и деньги. Valve лицензировала движок Quake и адаптировала его под свои нужды. Модифицированная технология получила название GoldSrc. На этом движке также разработали Team Fortress Classic и Counter Strike.
Какие знаковые игры выпустила Valve под руководством Гейба Ньюэлла
Half-Life. Первая игра Valve, которую начали разрабатывать сразу после основания компании. Ньюэлл, Харрингтон и сценарист Марк Лэйдлоу хотели предложить нечто новое в жанре шутеров, где доминировали игры id Software вроде Doom и Quake. Но Valve не хотела создавать очередной шутер без сюжета.
Авторы сделали акцент на правдоподобном сеттинге и захватывающей истории. При этом разработчикам было важно, чтобы игрок всегда находился в центре сюжета. По этой причине в Half-Life нет привычных кат-сцен: за всеми событиями мы наблюдаем от первого лица, глазами ученого Гордона Фримена. Half-Life вышла на ПК 19 ноября 1998 года — и получила восторженные отзывы критиков. Сейчас на Metacritic у игры 96 баллов из 100.
После успеха Half-Life Ньюэлл нанял Gearbox Software для создания сюжетных спин-оффов Opposing Force и Blue Shift. В играх рассказывали о том же инциденте в комплексе «Черная Меза», но в центре сюжета оказывались другие герои — молодой солдат Адриан Шепард и охранник Барни Калхаун.
Team Fortress Classic. Командный мультиплеерный шутер, который вырос из одноименного мода для Quake. Для создания игры Valve взяла на работу авторов оригинальной модификации Джона Кука и Робина Уолкера. Шутер вышел 7 апреля 1999 года.
Counter-Strike. Один из самых популярных онлайн-шутеров в мире, который изначально был модом для Half-Life. Релиз первого билда состоялся 9 ноября 2000 года. Позже вышло еще несколько версий, а самой «народной» стала 1.6. Некоторые хардкорные фанаты продолжают играть в нее до сих пор.
Counter-Strike 1.6, в свою очередь, породила множество других популярных модов. Среди них, например, Zombie Mod и Jailbreak, в котором одна команда пытается сбежать из тюрьмы, а другая следит за порядком и соблюдением правил.
Day of Defeat. Командный онлайн-шутер в сеттинге Второй мировой войны, который тоже вырос из одноименной модификации для Half-Life. Игра вышла 1 мая 2003 года.
Counter-Strike: Condition Zero. Спин-офф шутера, который преимущественно разрабатывала Turtle Rock Studios. В Condition Zero была улучшенная по сравнению с CS 1.6 графика и сюжетная кампания, где игроки в роли спецназа сражаются с террористами в разных уголках мира. Геймплейно кампания Condition Zero напоминает шутеры вроде Soldier of Fortune. Релиз Condition Zero состоялся 23 марта 2004 года.
Counter-Strike: Source. Ремейк Counter-Strike, который разработали на собственном движке Valve — Source. Игру бесплатно получали все покупатели Half-Life 2, а затем ее начали продавать отдельно. CS: Source вышла 7 октября 2004 года.
Half-Life 2. Вторая часть научно-фантастического шутера. На релизе в ноябре 2004 года игра поразила многих проработанной физикой предметов. HL2 также выделялась необычным антиутопическим сеттингом далекого будущего, вдохновленным Восточной Европой.
Геймеры считают Half-Life 2 одной из лучших видеоигр в истории. Среди достоинств упоминают захватывающий сюжет с проработанными персонажами, непрерывное повествование от первого лица без каких-либо кат-сцен и увлекательный геймплей. Half-Life 2 гармонично сочетает в себе перестрелки, простые головоломки, хоррор-эпизоды, сегменты на транспорте и масштабные битвы, в которых герой командует небольшим отрядом.
Valve также выпустила самостоятельные аддоны Episode One и Episode Two, в них продолжили историю Гордона Фримена и его друзей.
Portal. Экспериментальная головоломка о девушке по имени Челл, которая может создавать два разных портала и перемещаться между ними. Portal была частью большого сборника The Orange Box, куда вошли как уже старые игры Valve вроде Half-Life 2, так и новые. Portal вышла 10 октября 2007 года. Прототипом послужила бесплатная головоломка Narbacular Drop, которую в 2005 году сделали студенты технологического института DigiPen.
Team Fortress 2. Еще одна игра 2007 года, вышедшая в составе The Orange Box. Это продолжение оригинальной Team Fortress, но в мультяшном стиле и без серьезного милитари-сеттинга. Team Fortress 2 считается одной из лучших мультиплеерных игр в истории. Шутер уже толком не поддерживают, но у него все еще полно фанатов.
Left 4 Dead. Кооперативный зомби-шутер, разработанный Turtle Rock Studios. В игре была кампания на четверых и отдельный режим, в котором особыми зараженными управляли другие игроки. Релиз состоялся 17 ноября 2008 года.
Спустя всего год вышла Left 4 Dead 2, разработкой которой занималась уже сама Valve.
Серия Left 4 Dead популяризировала кооперативные экшены, в которых игроки отбиваются от полчищ врагов, попутно выполняя задания. Впоследствии вышло немало подражателей вроде Warhammer: Vermintide, Back 4 Blood и World War Z, но они не смогли повторить успех оригинала и сиквела.
Portal 2. Вторая часть головоломки о похождениях Челл. Продолжение может похвастаться более проработанным сюжетом, в котором нашлось место харизматичным персонажам вроде робота Уитли. А главный злодей GLaDOS появляется куда чаще. Portal 2 вышла 18 апреля 2011 года.
Counter-Strike: Global Offensive. Продолжение онлайн-шутера, которое Valve поддерживала на протяжении 11 лет, с августа 2012 года. CS:GO стала важной дисциплиной в мире киберспорта и популяризировала кейсы с виртуальными предметами.
Dota 2. Онлайн-игра в жанре MOBA , основанная на модификации DotA для Warcraft 3. Одна из самых популярных игр в своем жанре с огромной киберспортивной аудиторией. Dota 2 вышла 9 июля 2013 года.
Artifact. Карточная игра во вселенной Dota 2, вышедшая в 2018 году. Artifact должна была конкурировать с Hearthstone от Blizzard, но не снискала большой популярности, и ее поддержку прекратили.
Half-Life: Alyx. Первая VR-игра Valve. В шутере рассказывают о похождениях участницы Сопротивления Аликс Вэнс до знакомства с Гордоном Фрименом. Релиз состоялся 23 марта 2020 года. Сейчас это один из самых высокооцененных и успешных релизов для очков виртуальной реальности.
Counter-Strike 2. Обновленная версия Counter-Strike: Global Offensive на актуальном движке Source 2. Игра вышла 27 сентября 2023 года. Valve улучшила графику, уменьшила задержку серверов и серьезно изменила некоторые карты. Авторы также улучшили звук, освещение и переработали физику — например, дым теперь взаимодействует с объектами на карте и реагирует на выстрелы.
Как Гейб Ньюэлл повлиял на индустрию видеоигр
Популяризовал сюжетные шутеры. До Half-Life игроки не воспринимали их как серьезные произведения с продуманными сценариями. Например, вся сюжетная завязка первой Doom умещалась в маленьком текстовом файле. В Half-Life же была полноценная история с диалогами и зрелищно поставленными эпизодами. А еще игра могла похвастаться продуманной вселенной с детальной предысторией — к такому фанаты FPS тогда не привыкли.
Вышедшая в 2004 году Half-Life 2 лишь закрепила за Valve звание создателей лучших сюжетных шутеров. Историю раскрывали не только через диалоги, но и через окружение — надписи на стенах и интерьер помещений. Впоследствии серия Half-Life повлияла и на другие игры: ее след можно заметить в сериях Resistance, BioShock и Metro, а также в новых частях Wolfenstein.
Изменил отношение к модификациям. Как правило, Гейб Ньюэлл ищет талантливых разработчиков среди обычных игроков без опыта работы в индустрии: 17 из 33 игр Valve созданы на основе модификаций — среди них сверхпопулярные Counter-Strike и Dota 2. Ньюэлл нанимает моддеров, чтобы те создавали полноценные игры на основе своих работ. Например, так он сделал с авторами мода Alien Swarm для Unreal Tournament 2004 — в 2010 году компания выпустила полноценную версию игры.
Благодаря примеру Valve создатели лучших модификаций часто получают предложения поработать в крупных компаниях. Например, автор Aether для Minecraft стал сотрудником Mojang, а разработчика модификации Enderal для The Elder Scrolls 5: Skyrim наняли главным сценаристом ремейка первой Gothic.
Выпустил Steam, самый популярный цифровой магазин игр. Изначально Steam был лишь сервисом для обновлений Counter-Strike. В 2004 году Valve заставила всех покупателей Half-Life 2 зарегистрироваться в Steam, чтобы активировать лицензионный ключ. Игроки приняли сервис в штыки, но Valve не поддалась критике и продолжила выпускать обновления для сервиса.
Все изменилось в 2005 году, когда Steam стал полноценным магазином цифровых игр. Каталог рос, а с нарастающей популярностью интернета Steam стал главным игровым сервисом на ПК. Сейчас у площадки более 132 млн активных пользователей в месяц.
Ввел региональные цены. До Steam большинство игр стоили одинаково по всему миру. Не все геймеры могли себе позволить покупать лицензионные копии, поэтому во многих странах процветало пиратство. Гейб Ньюэлл доказал, что добиться успеха можно и в регионах, которые многие издатели считали безнадежными. Например, Россия стала одним из главных рынков Steam благодаря низким ценам на игры: они были в несколько раз дешевле, чем в Европе. Ньюэлл заявил, что высокое качество лицензионных сервисов позволяет побороть пиратство.
Позволил игрокам зарабатывать на торговой площадке Steam. С появлением обмена, покупки и продажи предметов из Team Fortress 2 появились тысячи продавцов и перекупщиков, которые превратили игровой трейдинг в целый бизнес. Отдельные пользователи зарабатывают тысячи долларов на перепродаже редких скинов для оружия в Counter-Strike 2 и предметов кастомизации в Dota 2.
У трейдинга есть и темная сторона: в Steam появились мошенники, которые обманом забирают у игроков ценные предметы или взламывают аккаунты. Обычно Valve оперативно банит таких недобросовестных пользователей.
Сделал распродажи обыденностью. В магазине Valve часто проходят акции невиданной щедрости: новинки за половину стоимости, хиты пятилетней давности со скидкой 90% или сборники с десятками игр.
Каждую неделю Steam устраивает как минимум одну распродажу. А лучшие предложения ждут игроков раз в сезон: весенние, летние, осенние и зимние распродажи уже стали геймерскими праздниками.
Дал площадку независимым создателям. Пройти сертификацию и опубликовать игру в Steam могут все — даже небогатые разработчики-одиночки. Взнос составляет всего 100 $. Valve подсвечивает новинки в отдельном разделе магазина и часто ставит их в рекомендации. Для инди-разработчиков даже устраивают семидневный фестиваль демоверсий, в котором все пользователи Steam могут попробовать будущие релизы и занести их в список ожидаемого.
Внедрил систему раннего доступа. Любой разработчик может опубликовать в Steam незаконченную версию своей игры и дорабатывать ее по отзывам пользователей. У раннего доступа есть отдельная категория в магазине. Выпуск ранней версии позволяет авторам получить деньги для окончания разработки, а пользователям — попробовать игру задолго до выпуска финальной версии и дать обратную связь.
Возродил интерес к портативным игровым ПК. С подачи Гейба Ньюэлла Valve выпустила Steam Deck — компактный компьютер на базе операционной системы SteamOS. Несмотря на не самое мощное железо, он обеспечивает хорошую производительность во многих играх — более 4 тысяч тайтлов полностью поддерживают Steam Deck.
Сейчас устройство Valve — самое популярное в своей нише. Уже продано несколько миллионов копий, а свои аналоги Steam Deck выпустили Asus, Lenovo, MSI и другие технологические компании.
Повысил спрос на шлемы виртуальной реальности. Valve выпустила несколько игр для VR-шлемов, включая высокооцененную Half-Life: Alyx. Также компания продает собственные очки виртуальной реальности — Valve Index.
Сделал киберспорт мейнстримом. Valve создала две популярные киберспортивные дисциплины — Counter-Strike и Dota 2. Компания вложила 1,6 млн долларов в призовой фонд турнира The International 2011 по Dota 2. На тот момент это были крупнейшие призовые в истории киберспорта. Гейб Ньюэлл лично присутствовал на открытии и закрытии каждого турнира. С их помощью разработчик повышал популярность онлайн-игр Valve.
Почему интернет так любит Гейба Ньюэлла
Ньюэлл всегда ставит высокую планку качества для игр Valve. За последние десять лет основатель компании забраковал более десяти игр, которые находились на ранних этапах разработки. Это не только продолжение Half-Life, но и Left 4 Dead 3 и RPG в духе серии The Elder Scrolls. Причина отмены всегда была одна и та же: прототипы и концепты не соответствовали планке качества, установленной предыдущими играми Valve.
Глава Valve относится к клиентам и конкурентам с уважением. Гейб Ньюэлл считает, что чем ближе его компания к клиентам, тем выгоднее это бизнесу. Valve всегда учитывает пожелания и критику фанатов при разработке игр и новых функций Steam. Например, в 2022 году Ньюэлл запретил выпускать в Steam игры на основе блокчейна или технологии NFT. Он объяснил это тем, что создатели подобных проектов, как правило, задействованы в мошеннических схемах.
Также основатель Valve поддерживает появление новых аналогов Steam. В 2020 году он заявил, что его компания только выиграет от конкуренции с магазином Epic Games Store.
Гейб Ньюэлл харизматичен и не избегает общения с фанатами. Он часто дает интервью и не боится выступать перед публикой, чем резко выделяется на фоне других руководителей игровых компаний. Он носит поло вместо классических костюмов и снимается в рекламных роликах своих игр.
Поклонники Valve ценят Ньюэлла и за его приземленность и доброту. Он лично доставил первые экземпляры Steam Deck покупателям в Сиэтле, где располагается офис компании. А еще Ньюэлл отвечает на письма фанатов по электронной почте и даже может поздравить с днем рождения.
Он один из последних игровых руководителей старой школы. Гейб Ньюэлл — неизменный глава Valve с 1996 года. Он хорошо знаком нескольким поколениям игроков.
Многие его коллеги уже завершили карьеру в игровой индустрии или вышли на пенсию — например, основатель Maxis Уилл Райт или создатель Doom Джон Кармак. Сам Ньюэлл пока не думает отходить от дел.
Чем сейчас занимается Гейб Ньюэлл
Продолжает руководить Valve. Он не отвечает лично за разработку игр, но стоит за всеми ключевыми бизнес-решениями.
Развивает Steam. Глава Valve с самого начала своей карьеры был больше бизнесменом, чем инженером. Поэтому Steam для него очень личный проект.
Участвует в создании и продвижении Steam Deck. Глава Valve принимает активное участие в производстве и маркетинге портативных ПК. Например, в марте 2023 года он снялся в ролике в честь годовщины Steam Deck, где поблагодарил всех фанатов за поддержку.
Дает интервью. Ньюэлл снялся в документальном фильме Noclip, который студия создала по заказу самой Valve в честь 25-летия Half-Life.
Соучредитель компании поделился подробностями разработки дебютной игры студии и правилами, которые он сформировал в ходе ее создания. Например, Гейб Ньюэлл уверен, что игру всегда лучше перенести, если разработчики не уверены в ее качестве, — поскольку «задержки временны, а плохая игра останется такой навсегда».
Лучшие мемы с Гейбом Ньюэллом
Габен. Это прозвище прочно закрепилось за генеральным директором Valve после того, как он в 2008 году засветил свою рабочую почту gaben@valvesoftware.com в режиме Team Fortress 2 с комментариями разработчиков.
Пользователи посчитали забавным такой никнейм и начали создавать ремиксы и различные пародийные ролики про Габена. Одно из самых популярных видео — это ремикс Shooting Stars с участием самого Ньюэлла.
Святой Гейб Ньюэлл. Отфотошопленные изображения или гифки, в которых главу Valve представляют в виде Иисуса.
Как правило, такие мемы появляются на фоне крупных распродаж в Steam: многие пользователи специально ждут сезонных акций в магазине, чтобы купить как можно больше игр по низким ценам.
Он не умеет считать до трех. Мемы про это появились на фоне долгого ожидания Half-Life: Episode Three, которая так и не вышла. И вряд ли выйдет. Но дело не только в Half-Life: Valve за всю свою историю не выпустила ни одного триквела. Например, фанаты все еще не получили продолжения Team Fortress 2, Left 4 Dead 2 и Portal 2. Последним релизом компании вообще оказалась Counter-Strike 2, которая заменила Counter-Strike: Global Offensive.
Мем продолжает жить и благодаря самому Гейбу Ньюэллу, который периодически троллит фанатов, то и дело упоминая цифру три или Half-Life.
Worth the Weight. Мемная фраза, которая возникла из другого комментария Ньюэлла о разработке Team Fortress 2. Однако оригинальная фраза звучит как worth the wait — Гейб Ньюэлл выражал надежду, что TF2 оправдает ожидания фанатов спустя девять лет разработки.
В соцсетях завирусилась именно цитата со словом weight, которое созвучно с wait. Как правило, эту фразу используют в шутках про большие габариты основателя Steam. Этот мем скорее уже в прошлом, так как Ньюэлл за последнее время сильно схуднул.