Я учился в петербургском политехническом колледже и работаю помощником судебного юриста
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
О себе
Санкт-Петербург не мой родной город, но проживаю в нем с 2010 года. В колледж я поступил в 15 лет в 2017 году, сдав вступительный экзамен по физкультуре.
Выбор учебного заведения
Мое решение о получении среднего профессионального образования имеет несколько причин:
1. Моя мечта — стать юристом и сотрудником правоохранительных органов, расследовать преступления, находить преступников, бороться с преступностью и помогать людям, защищая их права. Поэтому я хотел, как можно скорее приступить к осуществлению своей мечты, тогда я считал, что это будет короткий и лучший способ осуществить мечту;
2. Я не любил обучение в школе из-за учителей, которые давали посредственные знания, запугивали ЕГЭ и хотел, как можно быстрее избавиться от обстановки, в которой мне было некомфортно;
3. Не хотел находится в окружении одноклассников, с которыми интересы все больше и больше стали расходится;
4. Хотел параллельно работать и учится в университете МВД на заочной форме обучения, так как поступить из числа школьников после 11 класса в университет МВД или другой университет из системы правоохранительных органов довольно непросто из-за большого конкурса и жесткого отбора.
Поступление
Не рассматривал ничего кроме Политехнического колледжа городского хозяйства, так как только это заведение обучало по специальности «Правоохранительная деятельность», есть бюджетные места, имело новое учебное здание, новую материальную базу и находилось рядом с моим домом.
Я знал, что есть Полицейский колледж (сейчас он называется Санкт-Петербургская академия милиции имени Н.А. Щёлокова), но обучение было для меня невозможным, потому что родители не могли финансово позволить себе оплату моего обучения.
Стипендия
Обучался на бюджете и получал на всем протяжении обучения (3 года и 6 месяцев) стипендию. В первый семестр 1 курса она была обычной, позже только повышенной, потому что учился практически на отлично.
В начале 1 семестра 1 курса (2017 год) платили — 515 рублей. Со 2 семестра 1 курса получал около — 800 рублей. С 2 курса по 3 курсы стипендия — 1100 рублей. На протяжении 4 курса стипендия — 1300 рублей
Так же я участвовал в различных соревнованиях, за это тоже получал дополнительно к стипендии деньги. Можно получить за участие и за призовое место, суммы всегда разные. К стипендии относился серьезно, откладывал ее на всем периоде обучения на накопительный счет, чтоб мог оплатить часть или первый год обучения в университете
Учеба
Сил и времени учеба отнимала у меня немного, так как преподаватели от нас толком ничего и не требовали, хотя были и исключения. Главное, чтобы занятия студентами посещались (иначе отчитают преподавателя) и конспекты многостраничные были написаны. С каждым годом требования к нам все уменьшались, и мы лишь ходили в колледж для галочки, а также пообщаться, прогулять занятия в столовой или поехать гулять по городу.
Так как моей целью было стать не только сотрудником правоохранительных органов, но и юристом, я самостоятельно прилагал много сил и времени в изучении различных дисциплин: история, философия, теория государства и права, криминалистика, криминология, огневая подготовка.
Программа была несложной, много предметов были не нужными, так как многое повторялось:
- «право» и «теория государства и права»
- «основы безопасности жизнедеятельности» и «безопасность жизнедеятельности»
- «информатика» и «информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности»
- «организационно-управленческая деятельность» и «основы управления в правоохранительных органах»
Экзамены были и не простыми, и несложными. Все зависит от работы на занятиях, подготовки, преподавателя и отношения между студентом и преподавателем. Конечно, списывали и на многих предметах, потому что что-то забыли, кто-то не готовился или не знали ответа на вопрос в билете.
На протяжении обучения были грамотные и строгие преподаватели: они вели русский язык и литературу, огневую подготовку, теорию государства и права, конституционное право, налоговое, финансовое право, гражданское право и процесс, уголовное право.
Одни преподаватели привили любовь к литературе, развивали нас физически, другие помогли развить критическое мышление, которое очень важно не только в работе юриста, но и в жизни вообще, другие словно открывали глаза на то, как действительно работает и не работает закон в жизни. Многие преподаватели, к сожалению, уволились из данного колледжа. Получается, что буквально на преподавателях, которых можно перечесть по пальцам держится вся эта учебная программа, они прикладывают насколько от них возможно сил и времени на обучение и на закупку материальной базы за свой счет.
И встречались совершенно ленивые и незаинтересованные преподаватели, которые вели не менее важные дисциплины, которые формируют базис юриста: уголовный процесс, семейное право, криминалистика, риторика, экологическое право, делопроизводство и режим секретности и еще многие другие. Насколько мне известно, многие эти «преподаватели» работают до сих пор и это очень плохая ситуация, так как учебная программа меняется, делаются перестановки дисциплин, добавляют новые дисциплины, которые они ведут, что грозит ухудшением качества знаний у ребят, повышение прогулов и незаинтересованности и разочарованию студентов к сфере юриспруденции.
Многие преподаватели как К. (ведет криминалистику) и М. (ведет криминологию) делают фон работы, не обучают, от того, что видимо лень. Занятия проходили так: 20-30 минут ждали опоздавших, преподаватель включал презентацию, читал 2-3 слайда, уставал и оставшееся время мы все сидели в тишине смотря в телефоны. Когда приходила проверка в виде заведующей, то сразу кипела работа, рассказывались интересные истории с работы.
У преподавательницы П. (вела у меня семейное право, сейчас ведет уголовное право и другие дисциплины) мы тупо переписывали статьи семейного кодекса РФ, в сопровождении агитаций семейных традиций и ценностей. Другие же преподаватели просто отчитывают материал и нисколько не заинтересованы в обучении студентов.
Из-за загруженного расписания занятия длились с 9 утра до 18 вечера, возможность работать находилась не у всех. В основном мои одногруппники подрабатывали в общественном питании. Но это отражалась на самочувствии, потому что ребята не высыпались, прогуливали занятия и портились отношения с преподавателями. А деньги нужны всем. Но никто не работал и не стажировался в сфере юриспруденции во время учебы.
Достоинства и недостатки колледжа
Данная критика субъективна и направленна на то, чтоб дать другой взгляд на красивую картинку, сопровождающуюся громкими и красивыми словами, обещающими работу, знания и хорошую зарплату, а также показать то, с чем столкнулся я, показать недочеты в работе и отношение преподавателей к своей работе. Но ни в коем случае не оскорбить и (или) унизить.
Достоинства:
- Относительно новое, симпатичное здание, где есть бассейн, большой спортивный и тренажерный залы;
- Неплохие стипендии;
- Развито студенческая активность;
- Адекватный административный персонал, который всегда войдет в положение студента и постарается помочь.
Недостатки:
- Низкая квалификация преподавателей;
- Много ленивых и незаинтересованных преподавателей;
- Неактуальные знания;
- Неумение обучать и преподавать;
- Слишком много времени тратиться на теорию, отводя на получение практических знаний минимум времени;
- Нет общежития
- Не преподается и не обучают студентов юридическому письму, составлению юридических документов
- Не обучают ораторскую искусству и юридической аргументации
- Не обучают юридической этике
- Не обучают работе в программах ГАС Правосудие, Мой арбитр, Консультант+
Рассказав недостатки учебного заведения, хочу, чтоб это было сигналом для:
1. Абитуриентов — нужно 100 раз подумать, стоит ли поступать или нет. Если вы хотите как можно быстрее пойти работать в правоохранительные органы, то поступайте. Диплом среднего профессионального образования будет плюсом к вашей кандидатуре. Текучка там огромная, но и устраивается вы будете как минимум полгода, если медицинская комиссия вас не забракует и у вас будет прописка в Санкт-Петербурге или Ленинградской области.
Если вы хотите пойти работать в суд, то со среднем профессиональным образованием вы можете работать только специалистом 1-3 категории, за 25-30 тысяч рублей. Если вы хотите развиваться как судебный юрист: выступать в судах и представлять интересы граждан, компаний, то лучше сразу идти в университет. Иначе проблем не оберетесь.
2. Колледжа — необходимо предпринимать попытки исправить их. Необходимо набирать преподавателей не только, хорошо знающих свой предмет, но и тех, кто может преподнести, рассказать, заинтересовать и обучить, кто не страдает старческим маразмом.
Нужно перенимать практики и методики обучения из разных учебных заведений и разных стран, где признаны лучшие методики образования, добавлять, как можно больше практики. Находить организации, которым будет интересно сотрудничество, чтобы у студентов был выбор, были возможности стажироваться, пробовать свои силы и находить свои слабые стороны, пока они еще учатся.
Давать возможность студентам рассуждать и критиковать, делать что-то самим, давать дополнительные материалы, ведь только так возможно развитие, а не через создания фона работы и написание многостраничных конспектов. Спрашивать мнения студентов о преподавателях, о том, как они обучают, нравится ли им как преподносят материал, что бы они хотели улучшить.
Акцентировать внимания на студентах, потому что они придут на замену старшему поколению и их нужно подготовить насколько это возможно. Иначе они столкнутся с суровой реальностью, а не тем, что написано красивыми словами в учебниках, столкнуться с тем, что у них будут отсутствовать нужные навыки и знания, им будет очень и очень сложно найти работу в сфере юриспруденции вне государственных структур, которая будет их устраивать (зарплаты крайне маленькие даже для Санкт-Петербурга), им придется брать дополнительные курсы повышения квалификации, потому что реальных и актуальных знаний у них попросту нет.
Снизить количество мест на программы юриспруденции, потому что образуется большое количество людей, которые не работают по специальности. Из 25 человек моей группы только 5 или 6 человек пошли в органы, т.е. каждый 5. Это очень низкий показатель, который не оправдывает потраченных средств.
Возможности в виде стажировок и практик было не много. Мало, кто хочет взять к себе студента с очной формы обучения, тем более студента из колледжа, есть предвзятое отношение. По окончании 2 курса и у меня и нескольких одногруппников после успешной сдачи экзамена по уголовному праву появилась возможность пройти летнюю стажировку в главном следственном управлении, которой мы и воспользовались. Была очень интересно, на протяжении месяца были в окружении грамотных следователей, за счет чего подтянули знания в уголовном процессе.
Думаю, если есть желание и связи, то, конечно, появится возможность пройти практику и стажировку в разных организациях и сферах. Местом нашей производственной и преддипломной практики был отдел МВД, суд и отдел ФМС, где в наши обязанности входило сшивание дел, нумерация страниц. То есть монотонная работа, которая только вызывала отторжения и разочарование.
Помощь в трудоустройстве предлагали по месту преддипломной практики, но уже многие из моего окружения, как и я не хотели работать в правоохранительных органах из-за кучи ограничений: невыездной, маленькая зарплата, палочная система, постоянный стресс, ненормированный рабочий день, безоговорочное подчинение, разочарование в уголовно-исправительной системе.
Резюмируя, я скорее расширил свой кругозор, побывал в разных местах, увидел и изучил многое. Во многом разочаровался и многое отверг. На место этого пришло понимание, что действительно важно для меня: заниматься правозащитной деятельностью, вырабатывать критическое мышление, не идти на поводу общественного мнения, подвергать все сомнению, перепроверять информацию и рассматривать ее с разных точек зрения, задавать неудобные вопросы.
Практических навыков ценных я, к сожалению, не получил. Теория небольшая имеется, но и она забывается, так как не находит месту применения. Но и негативный опыт это тоже опыт. Во время обучения у меня появились настоящие друзья, с которыми мы вместе прогуливали занятия, разъезжая по городам России, вместе преодолевали жизненные трудности. В колледже было много хороших и веселых моментов. Думаю, студенчество получилось неплохим, в отличие от качества образования.
Дальнейший путь
По окончанию колледжа, получил диплом с отличием и отправился проходить срочную службу в армии. Отслужив, поступил в 2022 году на программу бакалавриата «Юриспруденция» в один из филиалов РАНХиГС на заочную форму обучения, оплатив первый год обучения деньгами, которые получал и скопил в качестве стипендии.
На поиск работы, которая мне нравится ушло тяжелых 7 месяцев, столкнувшись со следующими проблемами:
- Не берут студентов на заочной форме обучения, потому что работодатель не собирается оплачивать учебные отпуска;
- Нет высшего образования — оно необходимо, чтоб представлять интересы компании в судах выше первой инстанции, а также в арбитражных судах;
- Нет опыта работы, кроме стажировки в полиции, где там лишь учили сшивать дела и привозить-отвозить документы в различные государственные учреждения;
- Не хочу работать в судах и правоохранительные органах;
- Не хотел и не хочу работать, где есть, монотонная работа, т.к. она сводит с ума и появляется ощущение, что мир и жизнь двигается в отличие от тебя.
Только по воле случая мне повезло и меня нашел мой текущий работодатель, где работаю в качестве помощника судебного юриста. Учусь и приобретаю важные знания и навыки в работе:
- изучаю гражданское право и процесс
- составляю, пишу и редактирую юридические документы;
- представляю интересы компании и выступаю в судах;
- пользуюсь программами ГАС Правосудие, Мой арбитр, Консультант+
Когда находился в поисках работы, осознал, что для меня важна тема экологии, ее защита и сохранение. Поэтому прикладываю усилия, чтоб развиваться в этой сфере. С 2023 года сотрудничаю с экологическими НКО и оказываю им помощь.
С появлением работы началось мое профессиональное развитие: прохожу курсы повышения квалификации, читаю учебники со статьями, участвую в юридических форумах как волонтер, состою в Ассоциации юристов России в качестве кандидата в члены и прохожу участие в различных олимпиадах в сфере юриспруденции. На этом останавливаться не собираюсь, есть куда расти и чему научится.
В дальнейшем планирую развиваться в сфере экологического права как судебный юрист, защищая права граждан на благоприятную окружающую среду и защищать окружающую среду от негативной деятельности человека, а также поступить в один из топовых университетов России на программу магистратуры.