Кто такие зумеры и как они инвестируют
Поколение Z, или зумеры, — одно из самых молодых поколений, многие из них недавно окончили школу или только начали строить карьеру. Но они уже достаточно многочисленны и составляют чуть меньше трети населения мира.
Для этого материала я изучил несколько десятков исследований, чтобы рассказать вам о том, как устроено это поколение, чем отличается от предыдущих, как оно потребляет, инвестирует и относится к деньгам — в России и по всему миру.
Кто такие зумеры
Чаще всего социологи к поколению Z относят людей, которые родились в период с 1997 по 2012 год. Их также называют «цифровыми аборигенами»: зумеры стали первым поколением, у которого с раннего возраста был доступ к интернету и цифровым технологиям. В 2024 году самым старшим представителям зумеров исполнится 27 лет, а самым младшим будет 12.
Считается, что поколение Z ведет жизнь более медленного темпа, чем представители предыдущих поколений в их возрасте, они реже употребляют алкоголь, чаще страдают от аллергии и недостатка сна. Для них стало нормой использовать социальные сети для создания и поддержания отношений с друзьями, а ностальгия стала одной из главных тем молодежной субкультуры в 2010-е и 2020-е годы. Журнал The Economist назвал поколение Z более образованным и воспитанным, но в то же время оно в большей степени подвержено стрессу и депрессии по сравнению с предыдущими поколениями.
В 2019 году поколение Z стало самым многочисленным: сейчас его доля составляет 30% населения планеты, а к 2025 году зумеры будут представлять 27% рабочей силы.
Какие еще есть поколения. В этой статье мы будем сравнивать зумеров с другими поколениями. Вот их условные обозначения:
- Бэби-бумеры — люди, родившиеся с 1946 по 1964 год.
- Поколение Х — люди, родившиеся с 1965 по 1980 год.
- Миллениалы — люди, родившиеся с 1981 по 1996 год.
Кроме них, есть еще молчаливое поколение, к которым относят людей, родившихся с 1928 по 1945 год, и поколение Альфа — то есть родившихся после 2013 года.
Потребительские привычки поколения Z
В августе 2023 года сервис Snapchat подметил, что совокупно все представители этого поколения тратят 450 млрд долларов в год — или 8894 $ на зумера. BBC уточнило, что примерно 360 млрд долларов от этой суммы приходится на зумеров из США.
Зумеры небогаты: более старшее поколение Х тратит в год 2,4 трлн долларов. Но в Snapchat ожидают, что уже через несколько лет глобальные траты молодого поколения достигнут триллиона долларов.
Пока же более 46% американских представителей поколения Z тратит больше, чем зарабатывает, выяснила компания Rocket Mortgage, опросив 2 тысячи человек в возрасте от 19 до 26 лет. Опрос компании Deloitte, проведенный в начале 2023 года в 44 странах, показал, что проблема жизни от зарплаты до зарплаты волнует примерно половину представителей этого поколения, 46% переживает из-за необходимости брать подработку, а 35% — из-за стоимости жизни.
В России зумеры на товары повседневного спроса, к которым относятся продукты питания и средства личной гигиены, тратят 16 620 ₽ в месяц, подсчитали в исследовательской компании NielsenQ. В среднем траты россиян только на продукты в 2023 году достигли 21 161 ₽ в месяц.
При этом 80% представителей молодого поколения, живущих не в Москве, зарабатывают до 50 тысяч рублей. В столице почти половина зумеров получает от 50 до 75 тысяч рублей. В «Газпромбанк-инвестициях» при этом считают, что среднее значение месячного дохода зумеров — 27,5 тысячи рублей.
По данным Росстата, средняя зарплата в России в ноябре 2023 года составляла чуть больше 73 тысяч рублей.
Зумеры любят покупать и в онлайне, и в офлайне. Хоть представители поколения Z и знают с ранних лет, что такое интернет, они поклонники покупок в разных форматах, показало исследование McKinsey & Company, в котором приняли участие 10 тысяч потребителей разных возрастных групп. Им одинаково нравится посещать обычные физические магазины и пользоваться приложениями для совершения быстрых покупок.
Похожие выводы в исследовании Near Intelligence. Российских зумеров исследование NielsenQ также называет омниканальными потребителями.
Но если взять отдельно онлайн, то представители Z покупают в интернете чаще, чем другие поколения, — но миллениалы наступают им на пятки.
Любят сервисы BPNL. Американская компания PYMNTS, специализирующаяся на исследованиях рынка технологий и платежных систем, выяснила, что 60% потребителей предпочитают пользоваться сервисами BPNL , а не кредитными картами. Причем это предпочтение особенно ярко выражено среди молодых покупателей.
По данным Mercator Research, 52% респондентов в возрасте 18—24 лет использовали BNPL или краткосрочные займы в течение года, в то время как среди людей старше 65 лет этот показатель составляет всего 12%. Феномену популярности BNPL среди молодежи посвящена статья на Business Insider.
По-особому относятся к брендам. По данным компании 5WPR, 45% представителей поколения Z бойкотировали какой-либо бренд по идеологическим причинам, а 36% хотят покупать товары, которые воплощают их политические и социальные убеждения. Этот показатель выше, чем у представителей других поколений.
При этом для молодежи важна экологическая повестка. Так, в исследовании 2021 года о потребительских привычках в США говорится, что 75% зумеров сказали, что при выборе товара для них важно то, насколько этот бренд экологичен, — и только 49% сказали, что для них важен в первую очередь сам бренд. Кроме того, 73% зумеров готовы тратить больше денег на продукцию при условии, что она будет более экологичной.
Как зумеры относятся к деньгам
На этот счет у исследователей нет единого мнения.
Осенью прошлого года Market Watch написал о тренде «мягкие сбережения», который набирает популярность у поколения Z. Его суть сводится к тому, что молодежь скорее предпочтет потратить деньги на сиюминутные впечатления, а не на долгосрочные сбережения. Для них важнее иметь лучшее качество жизни сейчас, чем деньги на банковском счете.
Концепцию «мягких сбережений» также называют ответом нового поколения на подход FIRE , который, наоборот, подталкивает людей сберегать сейчас, чтобы еще в относительно молодом возрасте выйти на пенсию.
Но более ранние исследования рисуют другую картину. Например, в инвестиционной компании BlackRock, наоборот, утверждают, что зумеры откладывают на пенсию в среднем 14% своего дохода, в то время как более старшие поколения — 12%.
Данные опроса Сбербанка говорят: 67% зумеров откладывают регулярно или от случая к случаю. Чаще всего они копят деньги на квартиру. По данным CGK, у 30% уже есть пенсионный счет.
Вместе с тем 52% представителей поколения Z сказали, что деньги негативно влияют на их ментальное здоровье. Это меньше, чем у поколения Х, бумеров или миллениалов, но если люди постарше стрессуют из-за инфляции и роста цен, то зумеры — из-за оплаты повседневных расходов.
Еще эксперты недавно диагностировали у зумеров и миллениалов «дисморфию денег». Этим термином называют ситуацию, когда люди чувствуют неуверенность в своем финансовом положении, — при этом не имеет значения, есть ли для этого основания или нет. Подогревает такие настроения информационный фон: с одной стороны, есть много разговоров о дороговизне жизни, с другой — сверстники в Instagram* показывают, как богато они живут. Это еще больше усиливает разочарование в собственном благосостоянии.
Денежной дисморфии, согласно опросу Credit Karma, подвержены 43% представителей поколения Z.
Как инвестируют представители поколения Z
Пожалуй, главным фактором, определяющим зумеров как инвесторов, стала доступность информации о финансовых инструментах и различных инвестиционных приложений. Поэтому и инвестировать они начинают раньше по сравнению с предыдущими поколениями: четверть американских инвесторов поколения Z начали заниматься этим еще до своего 18-летия, следует из данных CFA Institute и FINRA Investor Education Foundation.
Пандемия также увеличила количество зумеров-инвесторов. В отчете «Год пандемии в мобильных приложениях» от Global Wireless Solutions говорится, что за период с марта 2020 по февраль 2021 представители нового поколения стали проводить в финансовых приложениях в два раза больше времени. Аналогичный показатель среди миллениалов вырос на 66%, а у поколения X — на 76%.
Согласно исследованию, проведенному BNPL-сервисом Klarna, каждый четвертый человек в возрасте до 25 лет инвестирует. Данные австралийской ассоциации ответственного инвестирования говорят, что более половины представителей поколения Z уже вложили до 20 тысяч долларов в сбережения или инвестиции, а один из четырех уже инвестировал до 100 тысяч долларов.
Из аналитики Банка России следует, что в первом полугодии 2022 года 4% всех клиентов брокеров были люди моложе 20 лет, еще 28% — люди в возрасте от 20 до 30 лет. Эта когорта тоже частично пересекается с поколением зумеров.
В 2021 году сообщалось, что вложения зумеров в инвестиционные инструменты компании «Сбер Управление активами» выросли в восемь раз и достигли 7 млрд рублей. Для сравнения: вложения миллениалов и поколения X выросли вдвое — до 25 и 88 млрд рублей соответственно. А осенью прошлого года в «Сбераналитике» подсчитали, что у 36% российских зумеров есть инвестиционные счета.
Многие зумеры стали инвестировать из страха упустить выгоду. На этот путь их, кроме всего прочего, толкают примеры чужих успехов — и многие зумеры задумались, что, возможно, стоит самим поинвестировать, чтобы не остаться позади, пока другие процветают.
В какие активы инвестируют зумеры. Согласно исследованию NASDAQ от 2022 года, перед инвестированием 40% зумеров тратят как минимум час на исследование инвестидеи — больше, чем более старшие поколения.
Также зумеры склонны принимать инвестиционные решения отталкиваясь от своих убеждений. Согласно исследованию 2023 года об инвестиционных наклонностях молодых поколений от американской финансовой организации US Bank, 65% зумеров хотели бы инвестировать в предприятия, которые отражают их ценности. Более того, 85% инвесторов-зумеров готовы пойти на значительное снижение доходности — лишь бы инвестиции отражали их убеждения. Среди представителей поколения X таких 73%, а среди бэби-бумеров — 65%.
Компания The Motley Fool опросила 2 тысячи инвесторов и выяснила, что хотя зумеры наравне с миллениалами и проявляют больший интерес к ESG-инвестированию , чем представители старших поколений, такие акции не составляют значительную часть их портфеля.
Типы акций, которые находятся в портфелях различных поколений
Зумеры | Миллениалы | Поколение X | Бэби-бумеры | Все респонденты | |
---|---|---|---|---|---|
Акции роста | 39% | 53% | 44% | 49% | 21% |
Дивидендные акции | 20% | 42% | 46% | 57% | 19% |
Акции компаний с большой капитализацией | 33% | 50% | 37% | 44% | 18% |
Акции стоимости | 43% | 47% | 34% | 25% | 17% |
Акции малых компаний | 33% | 34% | 31% | 41% | 15% |
Акции голубых фишек | 18% | 28% | 28% | 32% | 12% |
Акции стоимостью меньше 1 $ | 19% | 26% | 25% | 14% | 9% |
Акции EGS-компаний | 10% | 14% | 8% | 2% | 4% |
Инвестиционные фонды недвижимости (REIT) | 10% | 12% | 5% | 6% | 4% |
Типы акций, которые находятся в портфелях различных поколений
Акции роста | |
Зумеры | 39% |
Миллениалы | 53% |
Поколени X | 44% |
Бэби-бумеры | 49% |
Все респонденты | 21% |
Дивидендные акции | |
Зумеры | 20% |
Миллениалы | 42% |
Поколение X | 46% |
Бэби-бумеры | 57% |
Все респонденты | 19% |
Акции компаний с большой капитализацией | |
Зумеры | 33% |
Миллениалы | 50% |
Поколение X | 37% |
Бэби-бумеры | 44% |
Все респонденты | 18% |
Акции стоимости | |
Зумеры | 43% |
Миллениалы | 47% |
Поколение X | 34% |
Бэби-бумеры | 25% |
Все респонденты | 17% |
Акции малых компаний | |
Зумеры | 33% |
Миллениалы | 34% |
Поколение X | 31% |
Бэби-бумеры | 41% |
Все респонденты | 15% |
Акции голубых фишек | |
Зумеры | 18% |
Миллениалы | 28% |
Поколение X | 28% |
Бэби-бумеры | 32% |
Все респонденты | 12% |
Акции стоимостью меньше 1 $ | |
Зумеры | 19% |
Миллениалы | 26% |
Поколение X | 25% |
Бэби-бумеры | 14% |
Все респонденты | 9% |
Акции EGS-компаний | |
Зумеры | 10% |
Миллениалы | 14% |
Поколение X | 8% |
Бэби-бумеры | 2% |
Все респонденты | 4% |
Инвестиционные фонды недвижимости (REIT) | |
Зумеры | 10% |
Миллениалы | 12% |
Поколение X | 5% |
Бэби-бумеры | 6% |
Все респонденты | 4% |
Также, если верить исследованию The Motley Fool, у зумеров нет ярко выраженных предпочтений, в какие сектора инвестировать, — в отличие от миллениалов, которые чаще остальных поколений покупают акции технологических компаний.
В 2021 году S&P Global Market выяснил, что самые молодые инвесторы чаще всего покупали «мусорные» акции, так как они стоят недорого. В тот год благодаря зумерам акции производителя каннабиса Sundial Growers, компании по автоматизации рабочих процессов Exela Technologies и нефтяной компании Camber Energy стали одними из наиболее активно торгуемых на основных американских биржах.
Акции каких секторов находятся в портфелях представителей разных поколений
Зумеры | Миллениалы | Поколение X | Бэби-бумеры | Все респонденты | |
---|---|---|---|---|---|
Техкомпании | 35% | 53% | 36% | 34% | 40% |
Финансы | 26% | 39% | 31% | 37% | 33% |
Энергетика | 23% | 39% | 25% | 27% | 28% |
Здравоохранение | 25% | 32% | 22% | 23% | 25% |
Недвижимость | 21% | 31% | 21% | 23% | 23% |
Коммунальные услуги (ЖКХ) | 24% | 27% | 19% | 25% | 23% |
Промышленность | 24% | 26% | 17% | 20% | 22% |
Потребительские товары повседневного использования | 14% | 16% | 15% | 18% | 16% |
Производство каннабиса | 19% | 20% | 18% | 8% | 16% |
Потребительские товары длительного спроса | 10% | 12% | 9% | 10% | 10% |
Акции каких секторов находятся в портфелях представителей разных поколений
Техкомпании | |
Зумеры | 35% |
Миллениалы | 53% |
Поколение X | 36% |
Бэби-бумеры | 34% |
Все респонденты | 40% |
Финансы | |
Зумеры | 26% |
Миллениалы | 39% |
Поколение X | 31% |
Бэби-бумеры | 37% |
Все респонденты | 33% |
Энергетика | |
Зумеры | 23% |
Миллениалы | 39% |
Поколение X | 25% |
Бэби-бумеры | 27% |
Все респонденты | 28% |
Здравоохранение | |
Зумеры | 25% |
Миллениалы | 32% |
Поколение X | 22% |
Бэби-бумеры | 23% |
Все респонденты | 25% |
Недвижимость | |
Зумеры | 21% |
Миллениалы | 31% |
Поколение X | 21% |
Бэби-бумеры | 23% |
Все респонденты | 23% |
Коммунальные услуги (ЖКХ) | |
Зумеры | 24% |
Миллениалы | 27% |
Поколение X | 19% |
Бэби-бумеры | 25% |
Все респонденты | 23% |
Промышленность | |
Зумеры | 24% |
Миллениалы | 26% |
Поколение X | 17% |
Бэби-бумеры | 20% |
Все респонденты | 22% |
Потребительские товары повседневного использования | |
Зумеры | 14% |
Миллениалы | 16% |
Поколение X | 15% |
Бэби-бумеры | 18% |
Все респонденты | 16% |
Производство каннабиса | |
Зумеры | 19% |
Миллениалы | 20% |
Поколение X | 18% |
Бэби-бумеры | 8% |
Все респонденты | 16% |
Потребительские товары длительного спроса | |
Зумеры | 10% |
Миллениалы | 12% |
Поколение X | 9% |
Бэби-бумеры | 10% |
Все респонденты | 10% |
В какие инвестиционные инструменты вкладывают представители разных поколений
Зумеры | Миллениалы | Поколение X | Бэби-бумеры | Все респонденты | |
---|---|---|---|---|---|
Пенсионные инвестиционные счета | 36% | 47% | 55% | 63% | 51% |
Акции | 37% | 55% | 39% | 41% | 44% |
Взаимные фонды | 26% | 33% | 23% | 31% | 28% |
Криптовалюта | 22% | 43% | 23% | 8% | 24% |
Облигации | 15% | 28% | 18% | 23% | 21% |
Опционы | 18% | 18% | 13% | 11% | 15% |
Индексные фонды | 16% | 17% | 8% | 7% | 13% |
ETF | 9% | 16% | 10% | 8% | 11% |
Инвестиционные фонды недвижимости (REIT) | 9% | 6% | 5% | 3% | 6% |
В какие инвестиционные инструменты вкладывают представители разных поколений
Пенсионные инвестиционные счета | |
Зумеры | 36% |
Миллениалы | 47% |
Поколение X | 55% |
Бэби-бумеры | 63% |
Все респонденты | 51% |
Акции | |
Зумеры | 37% |
Миллениалы | 55% |
Поколение X | 39% |
Бэби-бумеры | 41% |
Все респонденты | 44% |
Взаимные фонды | |
Зумеры | 26% |
Миллениалы | 33% |
Поколение X | 23% |
Бэби-бумеры | 31% |
Все респонденты | 28% |
Криптовалюта | |
Зумеры | 22% |
Миллениалы | 43% |
Поколение X | 23% |
Бэби-бумеры | 8% |
Все респонденты | 24% |
Облигации | |
Зумеры | 15% |
Миллениалы | 28% |
Поколение X | 18% |
Бэби-бумеры | 23% |
Все респонденты | 21% |
Опционы | |
Зумеры | 18% |
Миллениалы | 18% |
Поколение X | 13% |
Бэби-бумеры | 11% |
Все респонденты | 15% |
Индексные фонды | |
Зумеры | 16% |
Миллениалы | 17% |
Поколение X | 8% |
Бэби-бумеры | 7% |
Все респонденты | 13% |
ETF | |
Зумеры | 9% |
Миллениалы | 16% |
Поколение X | 10% |
Бэби-бумеры | 8% |
Все респонденты | 11% |
Инвестиционные фонды недвижимости (REIT) | |
Зумеры | 9% |
Миллениалы | 6% |
Поколение X | 5% |
Бэби-бумеры | 3% |
Все респонденты | 6% |
Про российских зумеров известно, что в их инвестиционных портфелях доля акций составляет 59,6%, говорится в исследовании «Финама», которое опирается на анализ портфелей более 150 тысяч активных инвесторов всех возрастов.
По этому показателю они ближе к бумерам, портфель которых на 36,4% состоит из акций, чем к более молодым поколениям типа Х и миллениалов: у тех доля акций составляет 34,9 и 33,1% соответственно.
В «Газпромбанк-инвестициях» также обращают внимание, что среди самых популярных активов у зумеров преобладают акции, а также индексные фонды. Там рассказывают, что в период коронакризиса 72% инвестирующих зумеров покупали акции во время их снижения в марте.
В то же время руководитель управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк-инвестиций» Андрей Ванин отметил, что основную долю в портфеле молодых инвесторов составляют облигации — порядка 60%. Это больше, чем у консервативных бумеров. А доля акций в зумерском портфеле — лишь 7,6%.
Откуда берут информацию. Когда речь заходит о предпочтительном источнике информации об инвестициях и финансовых темах, 48% инвесторов поколения Z выбирают социальные сети. Среди миллениалов таких 42%, а среди представителей поколения X — только 26%.
The Motley Fool также указывает, что зумер скорее будет искать совета по вопросам инвестирования в YouTube и TikTok, чем обратится к друзьям или родственникам. И предпочтет информацию из Instagram*, X (Twitter), Reddit или Facebook* той, что публикуют традиционные финансовые СМИ или предоставляют профессиональные консультанты.
Что в итоге
Сейчас зумеры — наиболее многочисленное поколение на планете. Но, несмотря на это, их финансовые возможности уступают миллениалам, бумерам и иксерам. При этом инвестировать они начинают раньше, чем их отцы, деды и старшие братья, — спасибо современным технологиям и распространению информации.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique