Как я пошел в сетевой маркетинг в конце 90-х
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Недавно в Яндекс Дзене попалась любопытная история про личный опыт автора статьи в сетевом маркетинге (он же multilevel marketing, MLM). Ныне эта тема несколько подзабылась, но в свое время через хищные лапы дистрибьютеров сетевого маркетинга прошла, кажется, не меньше половины взрослого населения постсоветской России. В связи с этим вспомнил собственный первый (и, слава богу, последний) опыт в MLM. Дело было в конце 90-х или в начале 2000-х (за давностью точно уже не помню). Хороший знакомый затащил на квартиру к какому-то странному дядьке-сетевику, который два часа вешал на уши спагетти и рисовал на доске графики, в смысл которых даже не пытался вникнуть, так как был сильно уставшим после работы. В общем, со стороны это очень напоминало сцену из «Операции Ы» — «В то время, как космические корабли бороздят просторы Большого театра…».
И тогда, и тем более сейчас, к MLM отношение самое скептическое. Как по мне, сетевой маркетинг — это нечто среднее между приснопамятным «МММ» и сектой свидетелей СССР. Почему я туда пошел? Во-первых, знакомый нагнал туману. Сказал, что есть возможность суперзаработать. Во-вторых, обещал после угостить пивом. В отношении первого испытывал обоснованные сомнения. А в отношении второго определенный энтузиазм, так как зарплату мне задерживали уже на три месяца, а у знакомого деньги водились (взятки что ли брал, каналья).
Мужественно выдержав двухчасовое промывание мозгов, стали прощаться. При этом дядька безапелляционным тоном заявил, что я должен прийти на «продолжение банкета» через неделю ровно в 19.00. Далее примерно такой диалог:
- – Так вы придете?
- – Не знаю, может, приду, может — нет. Подумаю…
Конечно, приходить я по любому не собирался, но дядьку огорчать не хотелось. Человек старался, чуть в присядку не плясал. И тут он мне выдает:
- – Знаете, в нашем бизнесе очень важна точность. Если будете опаздывать, то мы с вами очень быстро расстанемся. Вылетите в один момент. Нам такие работники не нужны…
На этом мое терпение лопнуло. Я в доступной форме при помощи «непереводимой игры слов с использованием местных идиоматических выражений» объяснил дяде, где конкретно я видел MLM бизнес и куда ему следует идти. На том расстались навсегда. К чести знакомого, свое слово он сдержал. Пиво мы тогда попили душевно, благо была пятница и грядущие выходные.
А какое отношение к сетевому маркетингу у аудитории Т–Ж? Может быть кто-нибудь поделится интересной историей?