Что такое кодеки и контейнеры: как правильно смотреть фильмы из интернета
Просмотр фильмов из интернета нередко оборачивается трудностями.
Всегда хочется выбрать самый качественный файл — чтобы на большом телевизоре изображение было четким. Но выясняется, что видео бывает в самых разных форматах: фильмы с BluRay-дисков хранятся в .mkv, видео на телефоне — в .mp4, а записи с камер в .mov.
Я расскажу, на что обращать внимание при загрузке фильмов из интернета, как отличать форматы друг от друга, какими программами открывать разные файлы и для чего нужны кодеки с контейнерами.
Вы узнаете
Т—Ж не поощряет пиратство
Но некоторые фильмы или ролики, кроме как в интернете, больше нигде не найти, поэтому их приходится загружать с торрент-трекеров или видеоагрегаторов. Для таких случаев и приводим нашу инструкцию.
Как расшифровать название файла
Стандартная ситуация: ищете кино, но не можете различить кучу формулировок в названии файла. Зачастую там перечисляется вся важная информация для просмотра: в какой формат закодировали фильм, откуда его скопировали и какие технологии будут использоваться при воспроизведении.
Хорошие новости: на большинство этих настроек можно не обращать внимания, так как они остаются неизменными от файла к файлу. Но некоторые важные нюансы из названия узнать все же можно.
Вот что можно узнать о фильме по названию.
Разрешение. Оно обозначает качество ролика. В случае с «Иронией судьбы» разрешение составляет 2160p — это 4К (3840 × 2160). То есть фильм рассчитан на 4К-телевизоры.
Если у вас обычный FullHD-экран, лучше поискать фильм в разрешении 1080р — 4К на нем может не воспроизвестись. Даже если все заработает, вы просто скачаете файл в 10 раз больше необходимого.
Разборка видео. Здесь это Remux — способ, при котором все аудио- и видеодорожки переносятся в один контейнер. Иными словами, все второстепенные файлы — с дополнительными переводами, субтитрами и так далее — будут зашиты в один файл.
Remux противопоставляется Rip-разборке, при которой вырезаются «лишние» дорожки и файлы.
Кодек. Помечен как HEVC. Это шифратор видеоряда — кодеки уменьшают размер файла, чтобы его было проще скачать из интернета или посмотреть в онлайн-кинотеатре.
Подробно про кодеки расскажем дальше. Если кратко — по возможности скачивайте фильмы в h.265, а не h.264.
Стандарты расширенного цветового диапазона HDR. Такие технологии, как Dolby Vision (DoVi), HDR10+, делают картинку ярче и контрастнее.
Чем больше указано стандартов, тем лучше. Если ваш телевизор поддерживает HDR, то он автоматически «подхватит» нужный стандарт из контейнера. Если не поддерживает, лучше скачать фильм без этих аббревиатур в названии, иначе цвета могут некорректно отображаться.
Кодек для сжатия аудио. Если в названии фильма есть аббревиатура DTS-HD MA 5.1 — аудиодорожка в фильме будет такой, какой ее задумывал звукорежиссер.
Число 5.1 — максимальное количество динамиков, которое поддерживает аудиодорожка. В этом фильме отдельные каналы есть для пяти колонок и одного сабвуфера. Для самых продвинутых домашних кинотеатров стоит искать фильмы с аудиодорожкой в наиболее совершенном формате Dolby Atmos, а для простых телевизоров и саундбаров — в 2.1 или 2.0.
Динамики телевизора или обычные колонки смогут воспроизвести аудио формата 5.1, но оно потеряет в пространственности. Шаги, которые в оригинале были бы слышны слева, с динамика телевизора все равно будут слышаться спереди.
Помимо DTS-HD, Dolby Atmos и прочих в фильмах часто встречается кодек AC3 или AAC. Его поддерживает больше плееров, но качество будет чуть хуже, а громкость — ниже, чем в DTS-HD. Без продвинутого домашнего кинотеатра заметить разницу между кодеками на слух не получится, поэтому на вид шифрования аудио можно не обращать внимания.
Контейнер. Файл, в котором хранится видео, аудио и субтитры. У «Иронии судьбы» из нашего примера это .mkv.
Существуют разные контейнеры, но для фильмов .mkv — самый популярный. Тут его используют, потому что и видео, и аудио высокого качества, а в других контейнерах они бы занимали больше места. Подробнее о самых распространенных видах контейнеров расскажем дальше.
Битрейт видео. Скорость, с которой фильм «считывается» компьютером. В данном случае она составила 70,5 мегабит в секунду. Чем выше битрейт, тем лучше качество видео, даже если другие параметры вроде формата и разрешения у файлов похожи.
«Ирония судьбы» — видео с HDR в разрешении 4К. Нормальный битрейт для фильмов с 4К и HDR — 66—85 мегабит в секунду. Для 1080р-видео без HDR будет достаточно 12 мегабит в секунду.
Количество кадров в секунду, или FPS. В «Иронии судьбы» оно составило 23,976. Почти во всех фильмах это одно и то же число — чуть меньше 24.
Кадров в секунде может быть и больше — некоторые сериалы снимаются в 60 FPS, а игры поддерживают вплоть до 240 кадров в секунду. Но для фильмов 24 FPS — оптимальное значение.
Раздачу фильма в 60 FPS можно встретить, если вы скачиваете запись спортивного матча, музыкальный клип или фанатский ремастер, где плавность картинки повышена искусственно.
Соотношение сторон в кадре. Стандартное для кино — 16:9. На кодирование информации не влияет, от него зависит лишь то, увидите ли вы в мониторе прямоугольную или квадратную картинку.
Иногда рядом с соотношением сторон в названии фильма приписывают IMAX edition или Open Matte. Первое означает, что в кино присутствуют IMAX-сцены — которые заполняют весь экран, без черных полос сверху или снизу. А Open Matte — нередко фанатские сборки, в которых пытаются добиться того же эффекта, обрезая картинку по бокам.
Зачем нужны кодеки с контейнерами и чем они различаются
Без кодеков и контейнеров весь интернет был бы тяжелее. Поэтому любой контент предварительно шифруют и сжимают.
Контейнеры нужны для того, чтобы упаковать всю информацию о ролике в одном файле. Помимо видеоряда там могут быть несколько аудиодорожек с разными озвучками и десятки файлов с субтитрами на разных языках.
Вид контейнера определяется форматом файла — .mkv, .mov, .mp4 и прочими.
Кодеки в свою очередь эти данные шифруют и сжимают, чтобы уменьшить размер файла. А телефоны и компьютеры потом эту информацию расшифровывают.
Как сжимается видео: с потерями и без
При сжатии без потерь (lossless) файл восстанавливается компьютером в его первоначальной форме до шифрования. Ничего важного из файла кодеком не вырезается — теряется только избыточная информация.
Алгоритмы сжатия без потерь работают по-разному, но в их основе всегда лежит предсказывание того, как файл будут разжимать обратно. К примеру, одна из технологий lossless-сжатия группирует похожую информацию в файле и записывает ее в более удобном для компьютера виде.
Вторая строка — это сжатый текст, она занимает вчетверо меньше места, а вместо повторяющихся букв компьютеру сообщается только их порядок и количество.
Тем не менее информации в одном фильме в тысячи раз больше, чем в одной строке текста. Поэтому в видеофайлах сжатие без потерь почти не используется. В быту его можно встретить, например, в zip-архивах — они несильно уменьшают размер файла, но восстанавливают его в изначальном виде.
При сжатии с потерями (lossy) данные удаляются и не восстанавливаются в исходном виде после расшифровки.
Было бы здорово сжимать все файлы без потерь, но иногда этого недостаточно. Например, двухчасовой фильм в 4К без сжатия займет на накопителе около 3,5 терабайт — у многих на компьютере нет столько места.
Избавляться можно от разной информации:
- оттенки одного и того же цвета можно схлопнуть в один;
- кадры, похожие друг на друга, превращаются в один, а компьютер на основании информации из кодека «додумывает» изменения.
Несмотря на название, потери в lossy-сжатии редко заметны человеческому глазу.
Какие бывают кодеки
Под одним и тем же форматом файла могут скрываться разные кодеки. Популярных стандартов шифрования видео сейчас три: h.264, h.265 и AV1.
h.264 (или AVC, Advanced Video Codings) — самый популярный в мире стандарт сжатия видео, придуманный в 2004 году.
Кодек разбивает каждый кадр видео на небольшие квадраты — макроблоки. Затем он сравнивает их с квадратами на предыдущем кадре, анализируя и предсказывая движение. Если между кадрами движения не было, то и хранить две одинаковых картинки необязательно, кодек сжимает их в одну.
Когда компьютер расшифровывает видео в кодеке h.264, он получает информацию о том, когда и какие макроблоки меняются, а все остальное оставляет неизменным.
h.264 чаще всего используют стриминги, несмотря на большую нагрузку на сервер и большие, по современным меркам, потери при сжатии. Кодек окупает это совместимостью с большинством медиаплееров и высокой распространенностью. Опрос видеоблогеров и сотрудников киноиндустрии в 2019 году показал, что стандартом все еще пользуется 91% создателей контента.
h.265 (или HEVC, High-Efficiency Video Coding) — более молодой и менее популярный формат, который решает проблемы h.264.
HEVC ушел от макроблоков. Теперь в ход пошли настраиваемые квадраты. h.265 сам понимает, какие части видео изменяются сильнее всего, и разбивает каждый кадр на квадраты по своему усмотрению. Кодек не просто сообщает компьютеру, как квадраты меняются, но и указывает, сколько их в каждом кадре.
Качество сжатия у HEVC лучше, особенно его рекомендуют использовать в динамичных роликах, которым нужно сильно уменьшить размер.
Несмотря на эволюцию в шифровании, h.265 так и не приблизился по популярности к h.264. Дело в том, что умному шифрованию нужно более мощное «железо» для обработки: на стороне как авторов контента, так и зрителей.
Если есть возможность, скачивайте фильм в h.265, а не в h.264.
AV1 (Alliance for Open Media Video 1) — самый новый и быстрый стандарт кодирования, который пока не догнал h.264 и h.265 по популярности.
Еще его называют «блокчейном мира кодировки». Это первый в мире массовый стандарт шифрования видео с открытым исходным кодом. За поддержку AV1 не должны платить игроки рынка: производители телевизоров, плееров, домашних кинотеатров и владельцы стримингов.
AV1 сжимает информацию на 30% эффективнее, чем h.265. Это значит, что файл в более высоком качестве зрители могут смотреть с меньшей скоростью интернета. Кодек предназначен для суперкачественных видео в форматах 4K, 8K и интегрируется в большинство новых видеокарт, смартфоны и некоторые ТВ-приставки.
Главный минус AV1 — файл сжимается дольше. Один и тот же файл в h.265 сожмется примерно втрое быстрее, чем в AV1. Зрителю эта разница не заметна, но онлайн-кинотеатрам для стриминга в AV1 нужно покупать более мощное оборудование.
Навряд ли кодирование AV1 скоро станет бытовым стандартом — видео, зашифрованное этим кодеком, появилось на Netflix и YouTube только в конце 2020 года, да и то не для всех устройств. Сейчас поддержка AV1 также заявлена для Amazon Prime Video, Disney Plus и Apple TV+, но кинотеатры продолжают загружать видео в нескольких версиях с разными кодеками, так как в мире пока слишком мало зрителей с совместимыми телевизорами, компьютерами и смартфонами.
Поэтому на этот кодек в названии файла можно не обращать внимания. Ну, разве что если собираетесь смотреть «Дюнкерк» на своем 8К-телевизоре.
Другие кодеки. Тремя видами все не ограничивается — приведу еще несколько примеров:
- DivX. Группа видеокодеков, которая существовала с 1999 по 2020, — в ней часто кодировали фильмы в начале нулевых. Никаких уникальных форматов кодек открывать не позволял, а в 2009 году вообще был превращен в проигрыватель с видеокодеком стандарта h.264.
- Nero Digital. Кодек от одноименной компании-производителя ПО для «прожигания» дисков на компьютер. С его помощью фильмы на диски записывали в MPEG-2 или h.264 и упаковывали в .mp4-контейнер.
- Prores. Группа кодеков для видео в высоком разрешении от Apple. Поддерживает ролики в 8К и чаще всего используется в коммерческих целях — рекламе, стриминге фильмов и сериалов.
Какие бывают контейнеры
Сжатую кодеками информацию упаковывают в контейнер, чтобы не скачивать несколько файлов за раз. Вот популярные контейнеры:
.mp4 (MPEG-4) — самый «народный» контейнер, который воспроизводится большинством плееров. Стандарт создан в 2001 году и уже не поспевает за трендами в кинематографе. Тем не менее для бытовых задач и смешных роликов с котами подойдет.
.mov — стандарт Apple, разработанный специально для QuiсkTime Player, встроенного плеера на Mac OS. Хорошо хранит видео в высоком качестве, но почти не сжимает их размер.
В этот контейнер упаковывают видео в онлайн-кинотеатрах, на YouTube и на цифровом телевидении. Фильмов в интернете с ним почти не найти.
.avi — самый ходовой контейнер. Файл в этом формате можно открыть на большинстве устройств стандартным плеером, не устанавливая ничего другого.
Тем не менее за счет высокой совместимости теряется качественное сжатие. Видео в .avi тяжелее, чем в остальных форматах.
.mkv — контейнер на открытом исходном коде. Он поддерживает большинство известных кодеков, но вот файл в .mkv открыть не так просто — не все плееры и телевизоры могут прочитать такие файлы.
Поэтому файлы такого формата лучше смотреть на компьютере с определенным плеером, который поддерживает этот стандарт. О них я расскажу позже.
BDMV — скопированный Blu-Ray диск. В отличие от других контейнеров, это не один файл, а целая папка. Нужно потрудиться, чтобы найти в ней файл для воспроизведения. Можете промахнуться, и вместо фильма открыть часовые комментарии создателей.
Какой видеоплеер выбрать для фильмов
На каждую из платформ есть десятки плееров для просмотра фильмов. Они очень похожи друг на друга, поэтому я расскажу об отличиях и специфичных задачах, которые они решают.
VLC Player — бесплатный, быстрый и всеядный плеер для всех платформ. Идеально подойдет для кино. Открывает самый «непростой» для воспроизведения контейнер .mkv. С помощью VLC можно смотреть даже 360-градусные видео в 8К-разрешении. Платформы — Windows, Mac OS, Android, iOS.
QuickTime Player — стандартный для компьютеров и ноутбуков Apple плеер.
Форматов QuickTime Player поддерживает меньше, чем VLC, — хитрый кодек в непопулярном фильме может и не узнать. Чаще им пользуются, чтобы записать видео с экрана или провести трансляцию. Платформа — Mac OS, Windows.
Elmedia Player — платный плеер, предназначенный для стримингов и кастомизации. Его можно настроить, чтобы смотреть онлайн-телевидение или стримить сериалы с компьютера. Платформа — Mac OS. Цена — 20 $ (1392 ₽).
PotPlayer — всеядный плеер для самых разных форматов. Хорошо справляется с видео в 3D и максимально задействует мощность процессора и видеокарты для дешифровки файлов. Платформа — Windows.
Windows Media Player — встроенный в ОС Windows плеер. Воспроизводит большинство видов файлов, а нужные для прослушивания кодеки при необходимости можно установить отдельно. Вариант для минималистов — у видео в плеере часто проблемы с субтитрами и немного настроек. Платформа — Windows.
Plex — превращает домашний компьютер в сервер для стриминга кино на телевизор, игровую приставку, смартфон или другой компьютер в рамках дома. С платной подпиской можно стримить на свои устройства за пределами локальной сети.
Также Plex помогает искать, на каких стримингах доступен тот или иной фильм, и включать его напрямую, если у вас оплачена подписка. Система совместима не только с международными кинотеатрами вроде Netflix, Apple TV+ и YouTube Premium, но и с российскими «Иви» и «Кинопоиск HD». Платформа — Mac OS, Windows, Linux, iOS, Chromecast, Android и все популярные игровые приставки. Цена — 5 $ (348 ₽) за месячную и 40 $ (2784 ₽) за годовую подписку.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.