Пользователи Hamster Kombat тапали хомяка, но так и не смогли заработать: что они об этом думают
Несколько месяцев игроки ждали листинга Hamster Kombat — проект обещал превратить виртуальные монетки в реальные деньги. Результат многих разочаровал.
За полгода игру-кликер Hamster Kombat, по оценкам разработчиков, попробовали около 300 миллионов пользователей. Людей подкупила идея: можно просто тапать хомяка, выполнять простые задания — и в какой-то момент получить за это актив в виде криптовалюты. Миллионы «натапанных» виртуальных монеток создавали ощущение, что богатство уже совсем близко. Оставалось только дождаться листинга токена. Он состоялся 26 сентября.
Многие игроки остались недовольны. Часы тапанья, потраченное на прокачку время, поиск способов приумножить монетки — и все для того, чтобы в среднем получить несколько долларов. Разочарование Hamster Kombat росло всю неделю и достигло пика на старте листинга. Хотя некоторые игроки отнеслись к этому спокойнее.
Я разобралась, как итоги проекта-феномена не оправдали ожидания начинающих криптоинвесторов. И спросила игроков в Hamster Kombat, что они об этом думают.
О чем вы узнаете
Как Hamster Kombat стал заложником ожиданий
Если вдруг не знаете, что собой представлял Hamster Kombat: это игра-кликер внутри «Телеграма». Вы играете за хомяка, он глава криптобиржи. Чтобы прокачать ее, вам нужно зарабатывать монеты. Сначала для получения монеток нужно тапать по экрану, а по мере прокачки появляется пассивный доход. Тот растет уже от выполнения дополнительных заданий, покупки карточек-улучшений, приглашения друзей по реферальным ссылкам и зарабатывания ключей в простых мини-играх.
Ключевое отличие от обычных кликеров, которых полно в App Store или Google Play, — обещание реальной прибыли. Разработчики планировали вывести на рынок собственную криптовалюту. Соответственно, в момент листинга «натапанные» монетки превращались в активы, которыми можно торговать на криптобирже.
Весной 2024 года появилось сразу несколько подобных кликеров. Hamster Kombat оказался самым громким и успешным среди них. Миллионы пользователей по всему миру, в том числе и в России, бросились «тапать хомяка». И ожидали, что это принесет им неплохой доход. Вот из-за чего возникло такое ощущение.
Эффект FOMO . До Hamster Kombat был Notcoin — практически такой же кликер, только без хомяка. Игра набрала определенную популярность в начале 2024 года. Notcoin первым из телеграм-кликеров действительно провел листинг. И тогда игроки получили от нескольких десятков до нескольких сотен долларов. А курс токена NOT после листинга сначала пошел вверх, то есть «натапанное» можно было еще и выгодно продать.
В Hamster Kombat уже заходили люди, которые «не успели на Notcoin». И многие из них думали, что раз первый проект принес по 100—300 $ (9240—27 722 ₽) игрокам, то «хомяк» сделает пользователей еще богаче. Тем более что Hamster Kombat стал еще и мемом: люди выкладывали скриншоты с заработком и шутили, что скоро купят машины и квартиры.
Устройство кликера давало ложное ощущение богатства. До листинга не было понятно, во что конвертируются виртуальные монетки. И это сильно сбивало понимание, какой актив у людей на руках. Ведь внутренняя валюта игры — это еще не криптовалюта, и она не конвертируется в токены напрямую.
Я «натапал» 500 000 монеток — это много? А несколько десятков миллионов — я уже богат? Не все пользователи были готовы к потенциальной конвертации, где миллионы монет превращаются в несколько тысяч криптовалютных токенов, а те — уже в пару реальных долларов.
Ожидание листинга затянулось. Изначально в дорожной карте проекта значилось, что листинг должен пройти в июне-июле 2024 года. Но его перенесли на сентябрь. Это поднимало планку ожиданий. Одно дело — когда ты потапал две недели и получил небольшую прибыль. Другое — когда ты вкладывал время и силы в Hamster Kombat месяцами.
Как из Hamster Kombat выводили деньги
Ближе к листингу разработчики начали делиться подробностями, как монетки «хомяка» будут превращаться в криптовалюту. И вот что произошло.
Виртуальные монетки конвертировали в токены не очень очевидно. В том же Notcoin была понятная схема: все заработанные монетки превращают в токены в пропорции 1000:1. В Hamster Kombat же система хитрее. Пассивный доход, приглашенные друзья, ключи, выполненные задания и ачивки оценивались по-разному. Те, кто часами тапал хомяка или использовал для этого автокликеры, заработали меньше всех.
С одной стороны, это в какой-то степени звучит даже справедливее. В «хомяке» лучшие в мире игроки имели доход по 11—12 млн монет в час, а играющие буквально неделю — около 1 млн. То есть разрыв между обывателями и топ-игроками — всего в 10 раз. Для сравнения: в Notcoin разница доходила до 10 000 раз.
С другой — игроки не знали, что и сколько будет стоить, вплоть до последних дней перед листингом. А значит, не могли сразу выбрать наиболее выгодную стратегию. Учитывая, насколько сильно оценили вклад «рефералок» в распределение токенов, больше всего получили не обычные люди, а крупные блогеры.
Огромное количество игроков обесценило раздачу. Казалось бы, между игроками распределили 60 000 000 000 HMST. Но пользователей было очень много. Даже с блокировками за читерство и порогом для «квалификации» осталось около 130 миллионов пользователей. Из них 30 миллионов не успели в срок выбрать способ вывода токенов. Но они могли получить свои токены в день листинга — с помощью direct claim и EBI exchange, если разобрались, как это сделать.
По оценке «Коммерсанта», в среднем игроки получили от 1000 до 3000 токенов. «Код Дурова» называет еще более скромные результаты — от 500 до 2000 монет. Но и эти суммы нельзя получить сразу. На первом этапе Hamster Kombat дал игрокам вывести 88,75% заработанных токенов, а остальное разблокируется через 10 месяцев после листинга.
Токен HMST оказался очень дешевым. Уже в премаркете его оценили в 0,01 USDT — стейблкоина, привязанного к курсу доллара. Это была цена для сделок, о которых договариваются заранее, еще до выхода токенов на криптобиржу.
26 сентября сразу после старта торгов курс резко опустился почти на 45%. Игроки не стали удерживать у себя криптовалюту и массово пошли ее продавать. Спустя сутки после листинга курс стабилизировался на отметке примерно в 0,006 USTD.
Среднестатистический игрок заработал 5—20 $ (462—1848 ₽), если вывел деньги сразу. Если же затянул — и того меньше.
Больше двух миллионов игроков забанили за жульничество. В соцсетях тут же начали возмущаться пользователи, которые, как они утверждают, играли честно, но не прошли проверку на читерство. По словам представителей игры, банили людей, которые, например, привязали больше 400 профилей к одному счету на бирже Binance. А также аккаунты, которые заходили в Hamster Kombat одновременно и тапали в один и тот же пиксель.
По мнению игроков, античит-система могла заблокировать людей, которые играли, подключившись к одной сети. Например, члены одной семьи или одноклассники. Еще забанили тех, кто слишком много играл в Hamster Kombat. То есть могли пострадать люди, которые честно часами или даже сутками тапали хомяка.
Hamster Kombat разочаровал игроков, которые потратили на игру много сил и времени
Еще до листинга многие почувствовали себя обманутыми, когда посчитали, сколько заработали по курсу премаркета. А после цена упала еще ниже. «Потраченное время и просмотр тонны рекламы оценили в копейки», — рассказал блогер Life in the Crypto. На хомяке он заработал в лучшем случае 7 $ (647 ₽).
«Абсолютно какая угодно неквалифицированная работа в пересчете на час была бы на порядок прибыльнее», — добавил автор канала «Дайте TON!», которому досталось около 15 $ (1386 ₽) при «тысяче рефов и прочей ерунды». Но в соцсетях находились и люди, которые иначе восприняли листинг. Ведь даже несколько долларов за игру в простейший кликер — это уже что-то.
Тем, у кого внушительная аудитория, повезло больше. Например, капитан команды Cloud9 по Counter-Strike 2 Кирилл Михайлов, он же BoombI4, получил почти 9963 HMSTR токенов благодаря рефералам — около 100 $ (9241 ₽), если вывел деньги сразу.
«Хомяк оказался крысой», — главный вывод в соцсетях. Пока игроки делились своим не самым большим заработком, над «тапальщиками» иронизировали.
Что про итоги Hamster Kombat говорят игроки
Я поговорила с несколькими пользователями Hamster Kombat, которые, как и большинство, заработали совсем немного. Они испытывают разные эмоции по этому поводу.
«Создатели максимально выжимали аудиторию»
Я начал с Notcoin, это первая игра такого типа, там нужно было просто тапать. Я зашел в игру с друзьями, моими одноклассниками, которые до этого сидели на фондовом рынке.
Я под конец уже забил, но все равно получил примерно 120 $ (11 089 ₽). А один из моих друзей не бросил, и у него вышло около 200 $ (18 482 ₽). Я увидел, что из таких проектов можно вывести реальные деньги. Так и другие люди поверили во всю эту тему.
Hamster Kombat появился в конце марта 2024 года, я зашел в него в первый раз 13 апреля. Мы с друзьями пробились в топ. Когда игроков было 27 миллионов, я входил в топ-рейтинг, примерно 4000-е место. По мере популярности в лидеры выбились инфлюенсеры — за счет рефералок они получали куда больше прибыли в игре.
Сомнения в «хомяке» появились месяца через три, когда начали внедрять карточки. Они полностью убивали экономику игры. Я думаю, что создатели этого проекта очень хорошо на нем заработали: в нем было много рекламы, в том числе российских банков и сервисов. Создатели Hamster Kombat максимально выжимали аудиторию и оттягивали листинг, чтобы побольше заработать.
Мы вылетели из топа примерно к середине лета и поняли, что обратно уже не поднимемся. Да и доверия к проекту уже не было. У нас закончились друзья и номера близких, которые можно было использовать для регистрации по нашим рефералкам. А без них нельзя было открыть карточки, которые увеличивают пассивный доход. Конкуренция была очень большая. А после мы и не вспоминали про эту игру, если честно.
В итоге мне дали совсем немного токенов. Для сравнения я подписан на один телеграм-канал про крипту, его автор один раз скинул свою реферальную ссылку и не заходил в игру. Он получил 9000 токенов, а я 1533. Хотя я уверен, что потратил в разы больше времени, чем этот человек. Из них можно было взять только 1370, я вывел их на биржу и сразу после листинга 26 сентября продал за 15 $ (1386 ₽). Я считаю, нет смысла держать HMSTR, потому что проект ненадежный. Эти деньги я думаю вложить в один из токенов, которые держу в портфеле, или поторговать на эту сумму. Результатом я недоволен.
Я уже два года интересуюсь криптой, еще в девятом классе подумал, что это будет хорошей инвестицией. Сейчас я учусь в одиннадцатом классе и, кроме хомяка, в этом году участвую еще в десяти проектах. Глупо заходить в один проект и надеяться только на него.
«На эти деньги куплю пиво»
О «хомяке» я узнала примерно в мае-июне, играть начала примерно тогда же. В подобные игры раньше не заходила, но пытаюсь вникнуть в крипту. Какой-то цели у меня не было, играла просто по фану, первый плюс-минус месяц было даже интересно. Трудно сказать, сколько времени я потратила на игру. Иногда заходила в нее каждый день по несколько раз, иногда не заглядывала по неделе-две. Думаю, в среднем тратила на это минут 20 в день.
В итоге у меня было 6 500 000 прибыли в час, пара живых рефералов, на этом все. Из этого вышло 1500 монет — это 1100 рублей на данный момент при курсе 0,008. На эти деньги куплю пиво.
В целом я думаю, что создатели крутые: сделать проект с бешеным ретеншеном и так распиариться за короткий срок — это офигенно. Смешно было смотреть, как до листинга куча юзеров кричала, что это скам, но продолжала играть. У меня не было никаких ожиданий, поэтому и разочарования не случилось.
Кроме Hamster Kombat я заходила еще в несколько проектов примерно в то же время, может, что-то мне и перепадет. Но новые вряд ли буду пробовать, слишком лень. А в крипте и дальше буду разбираться, это интересно, да и вложение денег неплохое по сравнению с фондовой биржей.
«Не могу сказать, что это был скам»
О «хомяке» я узнал, когда началась какая-то лихорадка, но до прям массового помешательства. Сначала отнесся скептически, потом стало чуть-чуть больше доверия. Вернее, стало меньше скепсиса.
Безусловно, я испытывал некоторое FOMO. Когда был Notcoin, были у меня какие-то коины, которые сгорали, если ничего не делаешь. А потом выяснилось, что если бы я подошел к этому вопросу чуть более дисциплинированно, у меня было бы порядка 400 $ (36 963 ₽) или даже 1000 $ (92 407 ₽). Естественно, после такого думаешь: вдруг получится с «хомяком», поглядим.
Я тратил не очень много времени, минут 10—15 в день. Там важно было не кликать, а уровни проходить. Когда лихорадка была, я дал кому-то реферальную ссылку, кто-то даже присоединился. Ничего толком достичь мне не удалось. Я смог вывести всего 185 HMST — ну доллар, пусть лежит.
Я не могу сказать, что это был какой-то скам. Это было вовлечение в криптосообщество. Выиграл от этой истории, я думаю, Павел Дуров. Это же все идет на платформе Ton, на ней появляется все больше мемкоинов. Началась какая-то криптовесна. Но я не думаю, что что-то новое взлетит так же, как хомяк.
«Я делаю и более бесполезные вещи в течение дня»
Где-то в апреле мой друг, который до этого тапал Notcoin, скинул мне ссылку на «хомяка», потому что за нового приглашенного участника давали какое-то количество монет. А у меня был Telegram Premium, ему за меня дали бы в два раза больше. Я подумал: почему бы и нет. И зашел. Потом точно так же скинул своим друзьям, типа заходите. И мы начали тапать.
Это был первый раз, когда я пробовал что-то подобное, ничего особо не знал про такие игры. Я бы сказал, что где-то на 80% это было по фану и на 20% у меня был какой-то азарт, надежда, что я сейчас заработаю много денег. Первые пару недель мы с друзьями активно играли и в шутку обсуждали, как мы разбогатеем.
После начального этапа ты практически перестаешь тапать. Я иногда давал потапать своей девушке, потому что ей просто нравится это делать. А так большая часть заработка в игре — через прокачку карточек.
Я заходил раза три-четыре в день, чтобы купить карточки и собрать пассивный доход. Еще я собирал шифр на морзянке, за это давали миллион в день. Потом в игре появилась механика с ключами, которые давали за мини-игру внутри приложения: нужно было двигать прямоугольники, чтобы освободить ключ. Этим тоже занимался. Мне было не особо в падлу, потому что это базовая головоломка. Я делаю и более бесполезные вещи в течение дня.
Когда все больше людей начали тапать, стало понятно, что никаких больших денег не будет. Но бросать было уже жалко, и я играл до финала. К тому времени у меня было где-то 6 000 000 с лишним пассивного дохода в час. Это основной показатель, по которому они раздавали токены. Плюс в последние дни перед тем как все схлопнулось, я начал добивать ачивки: докупил скинов, прокачал карточки до каких-то уровней. Чтобы получить достижения, которые тоже оценивались при раздаче токенов.
На выходе получил 1715 токенов. Когда начался листинг, у меня была минута до рабочего созвона, чтобы продать токены. Я хотел сразу все скинуть: понимал, что какого-то развития у проекта не будет, что бы создатели игры ни обещали. Я вроде продал свои токены, но после созвона увидел, что ничего на самом деле не получилось. И прямо у меня на глазах уменьшалась сумма в пересчете на доллары. На старте это было где-то 22 $ (2033 ₽), а через полтора часа получилось меньше 15 $ (1386 ₽). Планирую вывести их с биржи и проесть в какой-нибудь кафешке.
Я вообще не расстроился. У меня был идеальный сценарий, при котором я получу 100 $ (9241 ₽). В итоге я прошел по своей низшей планке ожиданий — 10—15 $ (924—1386 ₽). Я понимал, что у меня показатели лучше, чем у многих, так что какие-то деньги я должен был получить.
«Я так и знал»
Я начал играть в момент старта проекта. До этого тапал в Notcoin, на котором заработал 150 $ (13 861 ₽). Да и в целом к тому моменту я уже пару лет был знаком с миром крипты.
У меня не было какой-то цели, я просто думал, что после листинга что-то дадут. На игру у меня уходило пару минут в день, это немного. В итоге я добился предпоследнего уровня и огромной прибыли в час в хомяк-коинах. Суммарно с двух аккаунтов я получил 2600 HMSTR-токенов. В момент листинга у меня получилось продать их за 28,6 $ (2643 ₽). Скорее всего, на эти деньги я просто куплю другие токены либо вложу их во что-то.
Я так и знал, что не заработаю много из-за огромного количества пользователей. Было логично, что не получится, как в Notcoin: тогда это не было мейнстримом. Сейчас я играю в такие игры, как Blum, MemeFi, NotPixel, LumCity. Просто так, на них не уходит много времени.
Что в итоге
В любом случае Hamster Kombat останется феноменом. У игры самый большой канал во всем «Телеграме», а издание Wired назвало кликер самым быстрорастущим проектом в истории криптовалют. Уровень внимания был колоссальным. Если стоял вопрос, скам «хомяк» или нет, то сейчас можно ответить: не скам. Игроки получили токены и смогли на них заработать, хоть и всего 5—20 $ (462—1848 ₽).
Вот что еще стоит отметить по мотивам истории с Hamster Kombat.
Главными победителями стали создатели. Еще до листинга токена они заработали миллионы долларов на внутренней рекламе: ее покупали не только букмекеры и онлайн-казино, но и такие крупные компании, как «Яндекс». Нельзя забывать, что по итогам листинга именно разработчики остались самыми крупными держателями токенов — изначально им принадлежало 8 000 000 000 HMSTR.
Самой рациональной стратегией было обменять токены на криптодоллары как можно скорее. Некоторые еще ждут, что HMSTR взлетит и его можно будет продать по более выгодной цене, но, скорее всего, этого не произойдет. У покупателей нет веских причин вкладываться в хомяк-коины — в первые часы после листинга они уже начали падать в цене.
Практика показывает, что подобные «мемные» проекты обваливаются одновременно с потерей интереса к ним. А у пользователей уже возникают вопросы, чем Hamster Kombat собирается завлечь игроков в потенциальном втором сезоне.
К Hamster Kombat стоит относиться как к знакомству с криптовалютами. По состоянию на июнь 2024 года в мире насчитывалось 562 млн пользователей криптовалют. В некоторых странах, например в ОАЭ, Турции и Аргентине, криптовалютой владеют больше 20% населения.
А теперь один только Hamster Kombat сделал 130 миллионов людей владельцами хоть каких-то, но криптовалютных активов. Значительная доля пользователей игры — люди, до этого не пользовавшиеся блокчейном. Они, возможно, впервые имели дело с биржами, выводом средств и другими элементами криптомира. С этой точки зрения игры вроде Hamster Kombat чем-то напоминают именные детские банковские карты: человек с детства привыкает пользоваться определенной экосистемой, а сервис получает постоянного клиента.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult