Домашняя студия до 25 000 ₽: как выбрать микрофон и аудиокарту для звукозаписи

23

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Артемий Быковский

Страница автора

Когда я сел выбирать свой первый микрофон, то столкнулся с тем, что читаю характеристики: АЧХ, какие чистоты преобладают, какие, наоборот, захватываются плохо. Только по цифрам я так и не понял, как микрофон звучит и должен звучать. В этой статье я кратко объясню разницу между микрофонами и приведу примеры-ссылки на канал обзорщика микрофонов.

Это не реклама, я рекомендую его лишь потому, что по его видео смог определиться, какой микрофон нужен мне. Наушников я вам не порекомендую — мой отец давным давно подарил мне хорошие наушники Sony MDR-10RBT. Ни на что их не променяю. Свожу я на открытых мониторных наушниках DT 990 PRO. Многие их хаят, но мне они вполне зашли.

И ещё немного болтовни. Наш голос можно условно разделить на три части — низ, середина и верх. Низ нашего голоса — бас. Когда голос будто бархатный, как у дикторов. Середина — это обычный разговорный голос. Верха — 14-летние школьники и оперные певицы.

Микрофоны

Вспомните вашу комнату только после капитального ремонта: голые стены, а хлопок звучит громко, как в пещере. Когда вы обставите комнату, эхо никуда не уходит, просто становится меньше, потому что звук начинает по-другому отражаться, как бы растворяясь.

Динамические — прочные, хороши для выступлений. Ими хоть барабаны записывай, хоть на гитаре играй, хоть кричи, хоть бензопилой пили. Они не захватывают посторонний шум — шорохи, шарканье, крики детей на улице. Но такие микрофоны плохо передают мелкие интонационные изменения. Если в записи вам важно меньше шумов, а не малейшие детали голоса — вам нужен динамический микрофон.

Samson Q2u — от 5 450 рублей. Микрофон с XLR- и USB-входами. За свою цену — хорошо звучит, прочный микрофон с неплохими верхами. Подключённый через USB, звучит серединисто. Через XLR, преобладают низа и звучит будто бы тише. Обзор тут.

Audio Technica ATR2100x-usb — от 4 960 рублей. USB/XLR микрофон с тёплым, серединистым звучанием. Интересен тем, что в нём есть возможность записывать на аудиокарту через XLR-порт и на компьютер через USB-порт одновременно. Теоретически, с этим можно создать интересное многоголосье.

Shure SM57/58 — от 9650 рублей. Два очень крепких, проверенных годами микрофона. Звук отличный. У SM58 звук пониже, чем у SM57. Если голос высокий, не успел сломаться да и хочется звучать пониже, то берите первый. Обзоры: SM57 и SM58.

Audio Technica AT2040 — от 7400 рублей.. Звук тёплый, несмотря на сильную середину, хорошо звучит даже в комнате без изоляции, прочный. Обзор тут.

Конденсаторные — хорошие студийные ребята, в которых есть чувствительная мембрана. Не пытайте её холодом, влажностью и громкими звуками. Мембрана уловит ваш шёпот, дыхание, все перепады голоса и шумы в комнате, если надо. Если точность и детальность — ваш приоритет, то берите конденсаторный. (фото Честера в студии)

Audio Technica AT2035 — от 13 800 рублей. Хороший XLR микрофон с ярким верхом, неплохим низом. Пользуюсь им полтора года — доволен. Брал его, потому что он показался мне идеальной серединой. Обзор тут.

Neat King Bee — от 11 400 рублей. XLR микрофон с глубоким низом. Он поможет наваливать на треке, даже если у вас высокий голос. Обзор тут.

Аудиокарты

Нужно фантомное питание, чтобы микрофоны с XLR портами работали. Это как раз дают аудиокарты. Они делают так, чтобы вы вообще могли хоть что-то записать.

Есть микрофоны USB, а есть с XLR. USB — это провод от вашего телефона, XLR — специальный кабель. Микрофонам с USB фантомное питание не нужно, но качество звука будет ниже.

Какую аудиокарту взять. Чтобы попасть в бюджет, я предлагаю взять либо Focusrite Scarlett 2i2, либо Behringer UMC202HD. Это два недорогих, но качественных аудио интерфейса. В чём разница? Скарлетт точнее и лучше передаёт звук, с меньшими искажениями. Если по деньгам у вас хватает на Скарлетт, берите её. Нет? Возьми Берингер — он попроще. Скарлетт я использую до сих пор. Обзоры — видео с примерами звучания.

Цена «Скарлетт»: от 11 200 рублей. Обзор тут.

Цена Берингер: от 4 335 рублей. Обзор тут.

Если будут какие-то вопросы, пишите в комментариях.


  • Leonov Evgenyээээ. Ну и статья.4
  • Сергей ГатитулинОчень коротко вышло, конечно. Хотелось бы побольше про АЧХ и аудиоинтерфейсы. А так это больше из разряда «г-н Артемий советует» (без обид). Дополню от себя... Я — синхронный переводчик, и уже второй год по очевидным причинам работаю из дома, поэтому мне нужен был простой, но хорошо звучащий микрофон. Я также иногда балуюсь в озвучке и зачитываю истории, но не умею играть на музыкальных инструментах. Мне нужно записывать исключительно вокал/голос. Когда задался целью приобрести микрофон, начал изучать вопрос «как записать/передать звук на компьютер» и выяснил следующее: 1. Существует такое понятие, как «звуковой тракт». Оно включает в себя записывающее устройство — микрофон, звуковой интерфейс — аудиокарту, и собственно программу, которая «забирает» звук. 2. Все микрофоны и динамики — это аналоговые устройства, и для работы со звуком им необходимы АЦП (аналогово-цифровой преобразователь) и ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) соответственно. ЦАП есть в любом устройстве с разъёмом для наушников или колонок. АЦП есть в любом устройстве с микрофоном: телефонах, ноутбуках, настольных ПК со входом для микрофона. Обычно связку ЦАП+АЦП на настольном компьютере называют звуковой картой, хотя по факту это просто несколько чипов на материнской плате. Для производителей компьютеров и телефонов звук — не приоритет, поэтому на этих компонентах обычно экономят. Как следствие, качество записи и воспроизведения звука довольно низкое. Это выражается в статическом шуме («пш-ш-ш-ш-ш» на записи даже в полнейшей тишине), низкой чувствительности и низкой громкости. Вот тут-то на помощь и приходят дополнительные звуковые карты, о которых говорится в статье. 3. В USB-микрофонах есть встроенная «звуковая карта». Она тоже обычно невысокого качества, зато с ней легко обращаться. Такой микрофон заработает практически с любым устройством: достаточно подключить — и иногда ещё выбрать его в качестве основного. Ещё один минус такого типа микрофонов — это более заметная задержка записи, от 30 мс. Для домашней записи это обычно несущественно, но если вы хотите слышать, как пишет ваш микрофон (это называется «мониторинг»), то подача вашего собственного голоса с задержкой будет вас сбивать. 4. Для микрофонов «посерьёзнее» есть разъём XLR: это большой круглый порт с тремя металлическими штырьками («пинами»). Его обычно ставят в конденсаторные микрофоны. Такого разъёма нет во встроенных звуковых картах, поэтому нужно покупать внешнюю. Фантомное питание обычно идёт с напряжением в 48 В, а в USB всего 5 В, и внешние звуковые карты нередко требуют отдельной вилки. 5. Внешние звуковые карты, как правило, дают заметно более громкий звук как на записи, так и в наушниках. Вы также можете заметить большую детализацию благодаря чувствительности и меньший шум благодаря тому, что устройство меньше подвержено электромагнитному излучению окружающей техники. Качество карты почти напрямую зависит от её цены, но для домашней записи хватит и тех, что указал автор в статье. Цены на профессиональные устройства могут уходить в миллионы, но для такого нужно те же миллионы потратить на оборудование специальной студии, иначе смысла нет. 6. Программы для записи отличаются мало, в основном по возможностям редактирования, визуализации звука и удобству работы, поэтому отдельно останавливаться я на них не буду. В общем, список получился довольно большой, а бюджет у меня был ограничен. Поэтому я выбрал микрофон Blue Yeti. Это довольно продвинутый, но всё ещё не самый дорогой USB-микрофон: в нём есть выход на наушники для мониторинга без задержки, кнопка mute для выключения микрофона во время перевода, регулировка чувствительности и несколько режимов работы: всенаправленный (для записи на 360°), двунаправленный (подходит для интервью или пения вдвоём) и кардиоида (лучше всего для вокала). Я заказывал его из-за границы, и обошёлся он мне всего в 12 000₽ вместе с доставкой. С ним оказалось максимально просто работать, и звук вышел очень неплохой. Но это конденсаторный микрофон, а у меня однокомнатная квартира с женой и кошкой, поэтому мне очень нужно подавление шума. К счастью, для этого есть программа Nvidia RTX Voice, о которой я могу рассказать отдельно.16
  • Виктор ПоткинСергей, тот случай, когда комментарий полезнее самой статьи. Надо будет загуглить, может ли на моем начальном этапе Nvidia RTX Voice больше, чем Audacity. У меня доступный конденсаторный микрофон собственной торговой марки одной из торговых сетей, взял на пробу, чтобы понять - что мне надо. Не хватает мониторинга, конечно, и начинаю задумываться о пауке с шок-маунтом - микрофон стоит на интерьерной подушке и очень не хватает аудиоподготовки - вешаю одеяла-покрывала на мебель, тв, дверь и зеркало. И, если мне не изменяет память - Йети за эти деньги же вроде можно купить у нас в России - без доставки из-за рубежа? Или у Вас полный комплект Йетикастер?0
  • simpetarНесколько лет назад собирал себе домашнюю студию для записи и дальнейшего сведения флейты, саксофона и вокала (под минус.) Очень доволен бюджетным конденсаторным микрофоном akg p120. К нему пришлось докупить стойку, аудиоинтерфейс (иначе к компу не подключить) и закрытые (звук не должен просачиваться наружу в чувствительный микрофон) студийные наушники, чтобы включать себе минус в уши. Позже пробовал у друзей бюджетный USB микрофон (типа для подкастеров) и он НЕ подошел для записи вокала или музыки (по крайней мере у меня не получилось полностью устранить задержку при записи и воспроизведении минуса, а это критично!). Плюс у моего аудиоинтерфейса (m audio 2x2) есть удобная крутилка "громкость с микрофона в уши против громкости минуса с компа". Такая регулировка есть не у всех карт. Рекомендую обратить внимание при выборе. Также купил в интерфейс сразу с 2мя входами и миди интерфейсом, т.е. в него можно включить 2 микрофона или 2 гитары или гитару плюс микрофон и вести запись сразу на 2 дорожки, а также электронное пианино через миди2
  • simpetarтакже многие производители аудиоинтерфейсов делают готовые комплекты для звукозаписи (focusrite, m-audio, steinberg, makie, behringer, presonus. И другие). Туда обычно входят аудиоинтерфейс, микрофон, необходимые шнуры, наушники или студийные мониторы одрого производителя. Судя по обзорам на ютюбе, они вполне подходят для организации непроф. Домашней студии. Это будет чуть дешевле, чем покупать по отдельности. Но я лично для себя выбрал все же раздельный вариант. Потом еще помогал выбрать аналогичный набор своей знакомой для домашней записи вокала.3
  • Яна СедоваУ меня петличный микрофон Boya BY-M1, подключаю напрямую к зеркалке, производящей видеосъемку. Обязательно ли писать звук отдельно на ноутбук со звуковой картой? Кто может дать совет?0
  • ВладиславПожалуйста, пишите в начале статьи дисклеймер, что автор не специалист в области звукозаписи. Есть много ньюансов, за которые звукорежиссёры вас покусают. Например: 1. Мнение, что динамическими микрофонами записывают громкие звуки, а конденсаторными тихие —ошибочно. Конденсаторными постоянно записывают гитарные кабинеты и ударные установки. Всё зависит от задачи. 2. Пожалуйста, никогда не выбирайте микрофон по советам в интернете и ютубе. Особенно для вокала. Инвестируйте время и деньги и арендуйте время в студии с большим микрофонным парком, попробуйте разные, выберете тот, который подходит вашему голосу. Советуйтесь только с инженерами звукозаписи. 3. XLR-разъём — не причина включать фантомное питание. Это нужно только конденсаторным микрофонам. 48V при подключении динамических и электретных микрофонов с нестандартной распайкой может вызвать поломку и микрофона и аудиоинтерфейса. 4. Фокусрайт и берингер — это лотерея. Разброс качества такой, что вам может крайне не повезти с качеством ЦАП и АЦП. Это худшее, что можно советовать. Не буду ничего рекомендовать, но если ищите приличное оборудование, то можете присмотреться к Audient iD4/iD14, SSL 2/2+, Universal Audio Volt 1/2/176/276/476.6
  • Артемий БыковскийВладислав, Спасибо, что уделили время и ответили! Насчёт дисклеймера полностью согласен. Насчёт громких звуков - понятное дело, что можно понизить ту же чувствительность у конденсаторного микрофона - так он запишет громкий звук. Но насколько хорошо - вопрос. Я согласен с вашим советом. Только в статье я не говорил выбирать микрофонам по советам в интернете, я предложил несколько вариантов с ссылкой на видео, где микрофоны можно послушать. Я, к примеру, человек стеснительный и к звукоинженеру не пошёл бы. А так, конечно консультация со специалистом будет лучше всего, чем собственный слух и так далее. Насчёт питания - возможно, моё незнание. Везде, где читал и где смотрел, так говорили. Полностью с вами не согласен. Что я сам, что мои друзья пользуются этими аудиокартами, нас они полностью устраивают, нет никаких косяков. А если вы "стоите на своём", я бы хотел услышать, почему фокусрайт и берингер такие косячные. Ладно, в берингер я, теоретически, поверю. Но фокусрайт? Неужели я везунчик?1
  • Артемий Быковскийsimpetar, Спасибо, что комментируете и дополняете!0
  • Сергей ГатитулинВиктор, RTX Voice у меня летом глушила напрочь газонокосилку под окном. Шумодав 10/10. Но звук немного неестественный получается в таком случае, конечно. Мне как переводчику неважно, лишь бы было чем в жару дышать и слышно мой голос :) У меня был комплект с поп-фильтром и штангой. К сожалению, я в момент покупки ещё плохо разбирался в вопросе, мне казалось это все очень сложным, а Йети — очень привлекательным и популярным. Сейчас бы я всё-таки купил динамический микрофон Shure или AudioTechnica и карту Focusrite 2i2 gen3. Чуть дороже, зато лучше для шумной обстановки. Одеяла-покрывала, кстати, можно попробовать повесить очень близко к микрофону. Вы ведь хотите получить максимально сухой звук? У меня лучшие результаты получались, когда я делал «пещеру» из компьютерного стола, кресла и тяжёлого одеяла.1
  • ВладиславАртемий, спасибо за ответ. Проясню некоторые моменты. Смысл конденсаторных микрофонов в окраске, которую они добавляют звуку и в том, что они снимают больше деталей. Это не значит, что они не могут записать громкие звуки. Предложенный вами AT2035 выдерживает давление в 150 SPL. Это что такое нужно записывать, чтобы превысить это давление? Этим микрофоном возможно снимать гитарный кабинет, кик, снейр, хэты и духовые инструменты. Динамические микрофоны и до 180 SPL выдерживают, но их главный плюс в том, что они не так требовательны к акустике помещения. Более того, у них крепче конструкция, хоть гвозди забивай. Поэтому они используются в концертной деятельности. «USB — это провод от вашего телефона, XLR — специальный кабель.» Для вашего сведения: USB — это метод пакетной передачи данных между устройствами. Разъёмы бывают минимум 8 видов. В USB-микрофонах распространены подключения через USB-B или USB-C. XLR — это трёхконтактный разъём для балансного подключения, использующийся в профессиональной аппаратуре. В сравнении USB и XLR качество звука зависит не от типа подключения. Не факт, что у USB-микрофона звук будет хуже. Возможно в нём окажется лучше предусилитель и АЦП, чем в фокусрайте. По поводу фокусрайтов скарлетт серии. Вы не найдёте их на приличных студиях — уже повод задуматься. Комплектующие дешёвые. Разброс по качеству неприятный. Лично у меня в шкафу валяется 2i2. Один канал нормально, другой хрипит. Ну а вообще есть обидная правда жизни, что если слаще редьки ничего не ел, то и вкус шоколада не представить. Возможно, вы просто не слышите косяков, пока не услышали как звучит качественная аппаратура. Есть простой тест на качество ЦАП и АЦП. Соединяете выходы и входы на карте и прогоняете несколько раз запись. Это что-то типо загрузить картинку в вк, скачать и опять загрузить, чтобы оценить вносимые искажения. Если в таком тесте сравнить Focusrite и Universal Audio, то всё станет очевидно.1
  • Сергей ГатитулинЯна, видеосъёмка — совершенно отдельный процесс. Для неё как раз обычно используются петличные микрофоны. Как писать звук отдельно на ноутбук, я даже не представляю — если только у вас есть возможность подключить к нему и камеру. Иначе синхронизация звука и видео будет очень сложной. Если звук с Boya вас устраивает, то не вижу смысла даже пытаться что-то менять.0
  • ВладиславЯна, совсем не обязательно. У меня есть Boya BY-M1, поэтому могу оценить его как достаточно хороший микрофон. Это электретный микрофон — в него не покричишь, он не рассчитан на большое давление. Но если у вас обычный темп речи, то он выдаёт чистый и ровный звук. Если вас устраивает, то нет причин что-то менять. Грубо говоря, электретный микрофон — это сильно упрощённый конденсаторный. Электретный выдаст вам более нейтральный звук. Конденсаторные будут красиво окрашивать тембр голоса и снимать больше ньюансов голоса. Разные конденсаторные микрофоны дают очень разную окраску, выбор огромный. Если вы захотите писать звук отдельно, то нужно правильно выставлять настройки и камеры и записи звука. Лучше всего сразу настроить частоту дискретизации записи аудио в 48кГц. Эта частота лучше всего подходит для синхронизации с видео. Если же записывать аудио в 44.1кГц, и снимать видео со скоростью 25 кадров в секунду — вы рискуете получить рассинхрон аудио и видео.2
  • Яна СедоваСергей, почему сложной? Все это потом монтируется по пикам, насколько я знаю.0
  • ВладиславЯна, если у вас правильно выставлены настройки, то да, по пикам всё можно выставить. Но если настройки неправильные, то получится рассинхронизация. Например, вы получите видео длиной 1 мин, а аудио 1,01 мин. На 10-й минуте аудио уже будет запаздывать на 6 секунд. И это будет очень заметно. Сложность именно в том, что в этом случае придётся потратить много времени на монтаж аудио, чтобы звук попадал в артикуляцию. Если всё настроить правильно, то всё будет хорошо))2
  • simpetarВладислав, все же usb микрофон всегда подразумевает встроенный аудиоинтерфес (это не просто разница в разъемах), и насколько я понимаю, аудиоинтерфейс посредственный. Например в характеристиках usb микрофона audiotechnica at2020 usb+ указана максимальная частота дискретизации 48 кГц и 16-битная разрядность звука, что уступает даже бюджетным аудиоинтерфейсам0
  • Владиславsimpetar, постараюсь объяснить. Под «встроенным аудиоинтерфейсом» вы имеете ввиду АЦП — аналого-цифровой преобразователь. Они есть в «аудиокартах», в USB-микрофонах, в диктофонах в каналах микшеров и ещё много где. Внутри диктофона может быть АЦП лучшего качества, чем в бюджетной «аудиокарте». Вы считаете, что чем выше разрядность и частота дискретизации, тем выше качество записи. Но это распространённое заблуждение как вера в то, что 20Мп в фотокамере лучше 12Мп. 192kHz/32bit на бюджетных картах никогда не даст вам такого качества как 44.1kHz/16bit на дорогом студийном оборудовании. Потому что разрядность и частота вторичны. В первую очередь важно количество гармонических искажений, которые вносит АЦП. Именно поэтому вам не нужны высокие битрейты и частоты дискретизации. Напомню, что стандарт CD — 44.1/16. А стриминговые сервисы конвертнут ваш звук в MPEG, AAC, OGG. И от ваших высоких битрейтов всё равно ничего не останется. Если вы не собираетесь записывать оркестр, тюнить вокал и сводить на аналоговых пультах, то 44,1/48kHz и 16bit — более чем достаточно.1
  • simpetarВладислав, я понял вашу мысль. Теоретически так может быть. Вопрос какую начинку пихают туда производители на практике. Мне это кажется маловероятным, учитывая цену. Бесплатного сыра не бывает, а разница в цене между xlr микрофоном и usb микрофоном той же марки (опять же смотрю на относительно бюджетный at2020) гораздо меньше, чем стоит аудиоинтерфейс начального уровня. Опять же регулировки и настройки на усб микрофоне минимальны. Что для домашней записи не очень удобно. Что касается стандарта CD, я в курсе, но это итоговый отмастеренный трэк. Мы же после записи делаем нормализацию, накладываем всякие эффекты и тп. Так что думаю 16 бит при определнных условиях может быть недостаточно. 192 кГц я и сам не использую, пишу на 48кГц. Дорогое студийное оборудование недоступно и не нужно в домашней студии, так что у нас тут вопрос как выжать максимум из бюджетного сегмента непрофессионалу.0
  • Владиславsimpetar, USB-микрофоны вообще не стоит использовать в музыкальном продакшене. Юсбшки подходят для стримов, подкастов, дикторства. Встроенных предусилителей и АЦП с 48/16 хватает для этих целей. Я писал об этом. В бюджетном сегменте есть устройства от производителей, которые дорожат репутацией. Аудиоинтерфейсы: Universal Audio, Audient, SSL. Микрофоны: Goodfly, Lewitt, sE Electronics. Вот что стоит советовать. А разрекламированное фуфло само себя продаст.0
  • simpetarВладислав, так и я о том же. Моя мысль, что усб микрофон не подходит даже для простейшей задачи более менее качественно "записать вокал под минусовку". С которой справляется связка xlr микрофон + бюджетный аудиоинтерфейс (это на собственном опыте).0
  • Roman LukinovВладислав, господи! Хоть кто-то адекватный!1
  • Игорь ПетрашевскийНе маяться ерундой и купить zoom h1. Никаких проводов, софта и прочего. Но если хочется поиграть в журавли- xlr, то фокусрайт соло комплект 3 в 1.1
  • Игорь ПетрашевскийСергей, и вам zoom h1 в хату. Может быть и usb микрофоном и портастудией с записью на сд карту. Отвязка от проводов, рулежка гейном, стоит тысяч 71
Вот что еще мы писали по этой теме