«Дом Дракона»: почему второй сезон раскрити­ковали фанаты и чем недоволен Джордж Мартин
Поп-культура
13K
Кадр — HBO

«Дом Дракона»: почему второй сезон раскрити­ковали фанаты и чем недоволен Джордж Мартин

И как на скандал отреагировал телеканал HBO
21
Аватар автора

Егор Аргунов

разобрался в скандалах, интригах и расследованиях

Страница автора

Второй сезон «Дома Дракона» завершился 4 августа. Финальную серию фанаты назвали одной из худших в сериале.

Все дело в сюжетных расхождениях с романом-первоисточником «Пламя и кровь» Джорджа Мартина. Долгое время споры о сериале не выходили за пределы фанатского сообщества, но потом о втором сезоне высказался сам Мартин.

Его пост в блоге вызвал обсуждения в фандоме «Дома Дракона», а еще высказывания автора прокомментировали шоураннер Райан Кондал и телеканал HBO.

Рассказываем, в чем суть скандала и что именно не понравилось Мартину. Внимание: в материале есть спойлеры ко второму сезону «Дома Дракона» и книге «Пламя и кровь».

Что не понравилось в сериале фанатам книги

Если вкратце — многое. Критиковали как отдельные эпизоды, так и весь второй сезон. Вот основные претензии.

Измененная сюжетная линия Алисенты. Королева-мать «зеленых» в книге испытывала искреннюю ненависть к Рейнире и хотела избавиться от нее любой ценой. Более того, в «Пламени и крови» героини никогда не дружили, а сама Алисента была значительно старше соперницы.

В сериале все перевернули с ног на голову: в первом сезоне девушки испытывали друг к другу теплые чувства, а во втором пытались предотвратить войну всеми способами. Так, Рейнира в третьей серии тайно проникла в Королевскую Гавань и попросила Алисенту остановиться. А в финале сезона уже Алисента пришла к Рейнире и договорилась о тайном союзе против «зеленых».

Это сценарное решение не просто противоречит оригинальному сюжету, а полностью меняет его суть. Сценаристка сериала Сара Хесс уже подтвердила, что «Дом Дракона» — в первую очередь история о Рейнире и Алисенте, а уже потом обо всем остальном. В свою очередь, роман «Пламя и кровь» показывал гражданскую войну Таргариенов со всех сторон, а Рейнира и Алисента становились по ходу истории второстепенными персонажами.

Решение сделать Рейниру и Алисенту союзниками крайне не понравилось многим зрителям. Они считают, что это сценарное изменение обесценивает весь конфликт и уничтожает оригинальную задумку Джорджа Мартина.

Сюжетную линию Рейниры и Алисенты критикуют в том числе за непоследовательность: в финале первого сезона героини действительно противостояли друг другу. Кадр: HBO
Сюжетную линию Рейниры и Алисенты критикуют в том числе за непоследовательность: в финале первого сезона героини действительно противостояли друг другу. Кадр: HBO

Крайне низкий темп повествования. Зрителям не нравится, что второй сезон получился филлерным и небогатым на события. За восемь серий глобальная история почти не сдвинулась с места: всех продолжали готовить к грядущей войне, а за сезон показали всего одну масштабную битву.

Зрители считают, что всему виной решение HBO сократить бюджет сериала и количество серий с десяти до восьми. Судя по всему, знаменитую битву при Глотке из книги перенесли на начало третьего сезона.

Неуважение к оригиналу. Это основная претензия фанатов книги к шоураннеру Райану Кондалу и сценаристке Саре Хесс. Критикуют в основном последнюю: именно она написала сценарий для финала второго сезона.

Фанаты упрекают Хесс в том, что она осознанно меняет сюжет книги по своему желанию и «пишет плохой фанфик», а не бережно адаптирует материал Мартина. Также сценаристка призналась, что никогда не смотрела «Игру престолов» (сайт недоступен из РФ), а «Пламя и кровь» читала лишь однажды и давно.

«В романе историю рассказывали ненадежные рассказчики, никто толком не знает, что на самом деле творилось за закрытыми дверями. Они знают лишь о произошедших событиях, но не о намерениях участников. А историю часто пишут мужчины, которые считают женщин сумасшедшими, истеричками, злыми и коварными, жадными и похотливыми. Например, в книге говорится, что Рейнира потолстела после того, как родила детей. Ну и кто это написал? Мы прикинули и поняли: авторы книги хотят уверить в том, что Алисента — злая коварная стерва. Но так ли это? Кто именно это говорит?», — рассказала Хесс в интервью.

Читавшие книгу зрители считают, что авторы сериала чрезмерно обеляют Рейниру и делают ее исключительно положительным персонажем без глубины. Кадр: HBO
Читавшие книгу зрители считают, что авторы сериала чрезмерно обеляют Рейниру и делают ее исключительно положительным персонажем без глубины. Кадр: HBO

Как «Дом Дракона» раскритиковал Джордж Мартин

Автор написал большой текст в своем блоге, где подробно разобрал некоторые проблемы «Дома Дракона». Сейчас этот пост удален, но интернет все помнит.

Мартину не нравятся сценарные изменения. Он сравнивает их с раздавленной бабочкой из рассказа «И грянул гром» Рэя Брэдбери. Малейшие расхождения с первоисточником значительно меняют всю историю целиком. Так, Мартину не понравилось, как адаптировали убийство сына Эйгона и Хелейны по имени Джейхейрис.

Писатель считает, что шоураннеру не стоило убирать из сериала Мейлора — младшего сына Хелейны. В книге героиню поставили перед выбором, кого убивать: Джейхейриса или Мейлора. Королева указывает на младшего сына, но преступники вместо этого убивают старшего. Мартин считает, что без Мейлора сцена получилась не такой эффектной, какой могла быть. А сцену из сериала, в которой девушка предложила преступникам ожерелье, писатель и вовсе посчитал абсурдной.

«Сам по себе Мейлор мало что значит. Он маленький ребенок, у него нет ни строчки диалога, он не делает ничего важного. Но где, когда и как он присутствует в истории — это важно. Отсутствие Мейлора сделало сцену более слабой… Все это не так уж и важно, я полагаю. Но все это служит своей цели, помогает связать сюжетные линии воедино так, что одно следует за другим логично и убедительно», — написал Мартин.

В посте Мартин также раскритиковал сюжетную линию Хелейны в целом. Он указывает на то, что в книге жители Королевской Гавани по-настоящему любили королеву и считали ее святой. В сериале же ее подвергают гонениям. Писатель даже указал конкретные страницы, в которых он описывал любовь городских жителей к Хелейне.

Автор предупредил, что в следующих сериях будет еще больше расхождений. «Если в третьем и четвертом сезонах произойдут некоторые изменения, то в будущем нас ждут еще более токсичные бабочки», — рассказал Мартин.

Писатель не вдавался в подробности, какие еще отличия будут в адаптации. Но он намекнул, что недоволен планами на сюжетную линию Хелейны в третьем сезоне.

Он не уверен в шоураннере. Мартин открыто раскритиковал Райана Кондала за расхождения с оригинальной задумкой. По его словам, Кондал чрезмерно упрощает оригинальный материал и искажает временную линию.

«Понятия не имею, что задумал Райан — если и вовсе что-то задумал», — заявил писатель.

При этом Мартин и Кондал раньше дружили. Писатель неоднократно хвалил сценариста за то, что тот разбирается в его книгах и фэнтези в целом.

Мартин публично раскрыл лишь часть своих претензий. Фанаты считают, что автор прошелся лишь по верхам и специально не стал затрагивать другие сценарные изменения, чтобы не конфликтовать с HBO. Ранее писатель рассказывал, что считает первый сезон «великолепным», а насчет второго ему нечего ответить.

В начале трансляции второго сезона Мартин хвалил сериал и называл его «потрясающим». Судя по всему, более поздние серии ему крайне не понравились. Фотография: Jeff Kravitz / FilmMagic for HBO Getty Images
В начале трансляции второго сезона Мартин хвалил сериал и называл его «потрясающим». Судя по всему, более поздние серии ему крайне не понравились. Фотография: Jeff Kravitz / FilmMagic for HBO Getty Images

Как Райан Кондал и HBO прокомментировали слова Мартина

Шоураннер сказал, что был вынужден пойти на некоторые изменения истории. Кондал заявил, что он и другие сценаристы создают соответствующую первоисточнику адаптацию. И рассказал, что у Мартина есть доступ к сценариям, а обо всех сюжетных событиях писателю сообщают заранее.

Также Кондал поддержал Сару Хесс и заявил, что сама структура оригинального романа располагает к другим трактовкам, так как историю в ней описывают «ненадежные рассказчики».

В HBO поддержали Кондала. Телеканал выпустил официальное заявление.

«Среди создателей сериала и HBO не найдется больших поклонников Джорджа Мартина и его книги „Пламя и кровь“, чем создатели „Дома Дракона“. Как правило, при адаптации книги для телевидения, с его собственным форматом и ограничениями, шоураннеру приходится делать сложный выбор в отношении персонажей и сюжетных линий, за которыми будут следить зрители. Мы считаем, что Райан Кондал и его команда проделали огромную работу, и миллионы поклонников сериала, которых он собрал за первые два сезона, будут продолжать наслаждаться им», — написали представители HBO.

В первом сезоне Кондал не был единственным шоураннером — сериалом также руководил режиссер «Игры престолов» Мигель Сапочник. Зрители считают, что без Сапочника «Дом Дракона» потерял в качестве. Фотография: Kate Green / Getty Images
В первом сезоне Кондал не был единственным шоураннером — сериалом также руководил режиссер «Игры престолов» Мигель Сапочник. Зрители считают, что без Сапочника «Дом Дракона» потерял в качестве. Фотография: Kate Green / Getty Images

Что ждет «Дом Дракона» дальше

Съемки третьего сезона стартуют в начале 2025 года. Судя по всему, премьера состоится летом 2026 года. На полное производство сезона у создателей уходит около двух лет, включая написание сценария, съемки и постпродакшен.

Сериал закончится на четвертом сезоне. Это подтвердил Райан Кондал. Фанаты опасаются, что на раскрытие центрального конфликта и всех его ключевых событий двух сезонов не хватит — особенно если в них будет по восемь серий.

Судя по всему, Джордж Мартин не участвует в производстве «Дома Дракона». Писатель указан исполнительным продюсером в титрах, но, видимо, он не имеет никакого влияния на HBO и Райана Кондала в частности.

Неизвестно, скажется ли критика автора на судьбе других сериалов по «Игре престолов». Писатель ранее активно участвовал в создании «Дома Дракона», консультировал других шоураннеров и принимал питчи вместе с HBO.

По крайней мере, ему понравилось, как продвигается создание шоу «Рыцарь Семи Королевств: Межевой рыцарь» по мотивам повестей о рыцаре Дунке. Райан Кондал выступает в нем продюсером, но шоураннером стал Ира Паркер — сценарист серии «Дрифтмарк» первого сезона «Дома Дракона».

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Егор АргуновНа чьей вы стороне — Мартина или создателей «Дома Дракона»?
  • Mr CrowleyЖажда денег на пике популярности приводит вот к такой ерунде. Сценарий, диалоги, сюжетные линии и повествование всё на самом низком уровне. В оригинальном сериале были калоритные персонажи за которых переживаешь и следишь, а тут полная ерунда.2
  • Артем МихайловПервые сезоны игры престолов вышли образцовыми именно потому, что раннеры очень бережно обращались с первоисточником. Сюжетные линии были вырезаны и сведены, где нужно, очень аккуратно а большинство диалогов были сыграны слово-в-слово с книгой. И абсолютно правильно, потому что именно отточенностью, тонким психологизмом диалогов и проработкой мира книги Мартина и заслужили статус культовых. Вроде бы вот, культовое фентези, мезанцена, мир, диалоги, все готово, бери - снимай. Там где нужна адаптация - спроси автора помощи. Пока Беньоф и Вайс так и делали - у них получался отличный сериал. Потом они возомнили, что могут и сами писать не хуже Мартина, и вторая часть Игры начала катиться в пропасть вплоть до своей ужасной, вымученной концовки. У меня не было никаких ожиданий от "Дома Дракона", а я все равно разочарован, ну е-мое.20
  • Miss BurpleАртем, 100%, даже не знаю какой из сериалов вышел хуже…2
  • Ирина_П.Иван, о да, давайте слепо и тупо винить во всём женщин! Просто потому что. А то ж никто мужского пола в создании сереала участия не принимал и не имел права голоса, так что ли???2
  • Ольга ФроловаМезансцена, сереал, калоритный, экшон... Дорогие комментаторы, вы сговорились?! Как теперь развидеть это...2
  • Даниэль УзбековЯ не являюсь сторонником буквальной адаптации литературного произведения, но сценаристы "Дома дракона" идут на такие ухищрения для адаптации какой-то своей истории, что хочется биться головой о потолок. Создатели довольно тщательно и планомерно выкраивают "белое пальто" для чёрных и Рейниры (в большей степени): 1) Сон Визериса. Сначала я подумал, что это нелепый реверанс в пользу фанатов ПЛиО, но этот сюжетный костыль якобы стал мотивом для действий Рейниры. Вместо того, чтобы показать, что Рейнира алчная и властолюбивая, что нормально, когда ты претендент на престол, авторы выстраивают образ мученицы, которая несёт тажкое бремя (она даже готова отказаться от претензий, ведь это расколит государство). 2) Смерть Стронгов. Вместо того, чтобы нагнать таинственности на смерть десницы и его сына, авторы довольно топорно выбрали Лариса Стронга, хотя по книге список заказчиков довольно интересный - и лорд Корлис, и принц Деймон, и сам Визерис I. 3) "Смерть" Лейнора. По книге сира Лейнора Велариона, первого благоверного Рейниры, убили. В сериале же Рейнира и Деймон инсцинируют его смерть. Тем более, роль персонажа полностью анулировали в пользу его матери (дескать ещё тогда отобрали у женщины право на престол), хотя именно он был претендентом на престол на Великом совете 101 г. З.Э. 4) Мужчины и война. Весь 2 сезон Рейнира по сути борется со своим двором на Драконьем камне по поводу дальнейшей эскалации конфликта. Видимо, из-за гендерной повестки сторонниками силового решения исключительно мужчины (кроме Корлиса). В первом сезоне проскакивали моменты, дескать мужчины набиты тестороном и хотят войны (1 серия, во время турнира), но весь 2 сезон члены Чёрного совета только хотят пустить кровь, а Деймон ещё и выставляет свои амбиции, но их по задумке сценария усмиряет Рейнира (при поддержке очевидно Рейнис и Мисарии), которая только и хочет мира и благоденствия. И проблема не в том, что Рейнира не достойна быть благодетельным персонажем, но это войдёт в противоречие с событиями книги, которые лягут в основу 3 и 4 сезонов, ведь после Рейниру запомнят и как Мейгор-с-титьками. Проблема сериального персонажа Рейнира в том, что из неоднозначного персонажа, который может проявлять и жестокость и милосердие, и жажду власти и справедливость, показали довольно пресную пустышку, желающую исключительно мира и чтобы никто не остался обиженным. К остальным сериальным "черным" тоже полно претензий: и бездействие весь 2 сезон принца Деймона (они серьёзно потратили все 8 серий на сбор войска?), которого унижают все, кому не лень (особенно лорд-юнец Талли); и представление бастардов Корлиса Рейнис (по книге он их представил ко двору только после её смерти, ведь она бы явно не простила мужу измены). К "зелёным" очевидно тоже есть претензии, но они итак представлены в худшем свете по сравнению с "чёрными" (очевидно, кроме Алисенты и Хелейны). Здесь как со Старками и Ланнистерами (условно хорошими и условно плохими, как минимум для среднестатистического зрителя сериала) не получится параллель, с обеих сторон персонажи довольно объёмные, чтобы переживать или хотя бы понять, но сериальные "чёрные" и "зелёные" совсем пошли не по той дорожке, уделяя положительный акцент только на чёрных. Это же гражданская война, здесь не может быть настолько цельной дихотомии на добро и зло. По поводу остального (вдогонку): и костность диалогов, и растянутость самого сюжета можно даже и не комментировать. Можно просто посмотреть первые сезоны "Игры престолов" и понять разницу.10
  • Алексей ЗабоевЗлатеника, когда докопаться не до чего - докопайся до орфографии3
  • Даниэль УзбековЗлатеника, увы, я не могу всегда контролировать ошибки Т9, особенно в объемном тексте. Не извольте гневаться, если задел Ваше чувство орфографического)5
  • MАртем, так вроде для "Дома дракона" первоисточник не такой подробный, как для "Игры престолов"? Ну по крайней мере диалогов там нет?2
  • Владимир МедведевM, почти нет. Автор пишет как бы летопись, если в ней и приведена прямая речь, то автор ссылается на источник, который как будто бы слышал, что сказано было так-то и так-то. Тем самым оправдывается, что это стиль такой, летописный, и поэтому деталей и диалогов в книге почти нет.1
  • Женя БезфамильныйОльга, не тянешь ты на граммар-наци...0
  • Женя БезфамильныйИрина_П., ведьмака тоже фемка повесточная загубила.Совпадение?!1
  • Рикки-Тикки-ТавиЖеня, добавлю еще в список кощунственный последний сезон настоящего детектива0
  • Светский ГномМартин, 100%. Создатели сериала просто испоганили конфликт. Сделали его на почве блядского недопонимания, Алисенту и Коля выставляют просто натуральными мразями, а Рейнира образцовая святая.0
  • ЗлатеникаАлексей, знать языка говорить на который нужно очень ) (с) магистр Йода0