«Дом Дракона»: почему второй сезон раскритиковали фанаты и чем недоволен Джордж Мартин
Второй сезон «Дома Дракона» завершился 4 августа. Финальную серию фанаты назвали одной из худших в сериале.
Все дело в сюжетных расхождениях с романом-первоисточником «Пламя и кровь» Джорджа Мартина. Долгое время споры о сериале не выходили за пределы фанатского сообщества, но потом о втором сезоне высказался сам Мартин.
Его пост в блоге вызвал обсуждения в фандоме «Дома Дракона», а еще высказывания автора прокомментировали шоураннер Райан Кондал и телеканал HBO.
Рассказываем, в чем суть скандала и что именно не понравилось Мартину. Внимание: в материале есть спойлеры ко второму сезону «Дома Дракона» и книге «Пламя и кровь».
Что не понравилось в сериале фанатам книги
Если вкратце — многое. Критиковали как отдельные эпизоды, так и весь второй сезон. Вот основные претензии.
Измененная сюжетная линия Алисенты. Королева-мать «зеленых» в книге испытывала искреннюю ненависть к Рейнире и хотела избавиться от нее любой ценой. Более того, в «Пламени и крови» героини никогда не дружили, а сама Алисента была значительно старше соперницы.
В сериале все перевернули с ног на голову: в первом сезоне девушки испытывали друг к другу теплые чувства, а во втором пытались предотвратить войну всеми способами. Так, Рейнира в третьей серии тайно проникла в Королевскую Гавань и попросила Алисенту остановиться. А в финале сезона уже Алисента пришла к Рейнире и договорилась о тайном союзе против «зеленых».
Это сценарное решение не просто противоречит оригинальному сюжету, а полностью меняет его суть. Сценаристка сериала Сара Хесс уже подтвердила, что «Дом Дракона» — в первую очередь история о Рейнире и Алисенте, а уже потом обо всем остальном. В свою очередь, роман «Пламя и кровь» показывал гражданскую войну Таргариенов со всех сторон, а Рейнира и Алисента становились по ходу истории второстепенными персонажами.
Решение сделать Рейниру и Алисенту союзниками крайне не понравилось многим зрителям. Они считают, что это сценарное изменение обесценивает весь конфликт и уничтожает оригинальную задумку Джорджа Мартина.
Крайне низкий темп повествования. Зрителям не нравится, что второй сезон получился филлерным и небогатым на события. За восемь серий глобальная история почти не сдвинулась с места: всех продолжали готовить к грядущей войне, а за сезон показали всего одну масштабную битву.
Зрители считают, что всему виной решение HBO сократить бюджет сериала и количество серий с десяти до восьми. Судя по всему, знаменитую битву при Глотке из книги перенесли на начало третьего сезона.
Неуважение к оригиналу. Это основная претензия фанатов книги к шоураннеру Райану Кондалу и сценаристке Саре Хесс. Критикуют в основном последнюю: именно она написала сценарий для финала второго сезона.
Фанаты упрекают Хесс в том, что она осознанно меняет сюжет книги по своему желанию и «пишет плохой фанфик», а не бережно адаптирует материал Мартина. Также сценаристка призналась, что никогда не смотрела «Игру престолов» (сайт недоступен из РФ), а «Пламя и кровь» читала лишь однажды и давно.
«В романе историю рассказывали ненадежные рассказчики, никто толком не знает, что на самом деле творилось за закрытыми дверями. Они знают лишь о произошедших событиях, но не о намерениях участников. А историю часто пишут мужчины, которые считают женщин сумасшедшими, истеричками, злыми и коварными, жадными и похотливыми. Например, в книге говорится, что Рейнира потолстела после того, как родила детей. Ну и кто это написал? Мы прикинули и поняли: авторы книги хотят уверить в том, что Алисента — злая коварная стерва. Но так ли это? Кто именно это говорит?», — рассказала Хесс в интервью.
Как «Дом Дракона» раскритиковал Джордж Мартин
Автор написал большой текст в своем блоге, где подробно разобрал некоторые проблемы «Дома Дракона». Сейчас этот пост удален, но интернет все помнит.
Мартину не нравятся сценарные изменения. Он сравнивает их с раздавленной бабочкой из рассказа «И грянул гром» Рэя Брэдбери. Малейшие расхождения с первоисточником значительно меняют всю историю целиком. Так, Мартину не понравилось, как адаптировали убийство сына Эйгона и Хелейны по имени Джейхейрис.
Писатель считает, что шоураннеру не стоило убирать из сериала Мейлора — младшего сына Хелейны. В книге героиню поставили перед выбором, кого убивать: Джейхейриса или Мейлора. Королева указывает на младшего сына, но преступники вместо этого убивают старшего. Мартин считает, что без Мейлора сцена получилась не такой эффектной, какой могла быть. А сцену из сериала, в которой девушка предложила преступникам ожерелье, писатель и вовсе посчитал абсурдной.
«Сам по себе Мейлор мало что значит. Он маленький ребенок, у него нет ни строчки диалога, он не делает ничего важного. Но где, когда и как он присутствует в истории — это важно. Отсутствие Мейлора сделало сцену более слабой… Все это не так уж и важно, я полагаю. Но все это служит своей цели, помогает связать сюжетные линии воедино так, что одно следует за другим логично и убедительно», — написал Мартин.
В посте Мартин также раскритиковал сюжетную линию Хелейны в целом. Он указывает на то, что в книге жители Королевской Гавани по-настоящему любили королеву и считали ее святой. В сериале же ее подвергают гонениям. Писатель даже указал конкретные страницы, в которых он описывал любовь городских жителей к Хелейне.
Автор предупредил, что в следующих сериях будет еще больше расхождений. «Если в третьем и четвертом сезонах произойдут некоторые изменения, то в будущем нас ждут еще более токсичные бабочки», — рассказал Мартин.
Писатель не вдавался в подробности, какие еще отличия будут в адаптации. Но он намекнул, что недоволен планами на сюжетную линию Хелейны в третьем сезоне.
Он не уверен в шоураннере. Мартин открыто раскритиковал Райана Кондала за расхождения с оригинальной задумкой. По его словам, Кондал чрезмерно упрощает оригинальный материал и искажает временную линию.
«Понятия не имею, что задумал Райан — если и вовсе что-то задумал», — заявил писатель.
При этом Мартин и Кондал раньше дружили. Писатель неоднократно хвалил сценариста за то, что тот разбирается в его книгах и фэнтези в целом.
Мартин публично раскрыл лишь часть своих претензий. Фанаты считают, что автор прошелся лишь по верхам и специально не стал затрагивать другие сценарные изменения, чтобы не конфликтовать с HBO. Ранее писатель рассказывал, что считает первый сезон «великолепным», а насчет второго ему нечего ответить.
Как Райан Кондал и HBO прокомментировали слова Мартина
Шоураннер сказал, что был вынужден пойти на некоторые изменения истории. Кондал заявил, что он и другие сценаристы создают соответствующую первоисточнику адаптацию. И рассказал, что у Мартина есть доступ к сценариям, а обо всех сюжетных событиях писателю сообщают заранее.
Также Кондал поддержал Сару Хесс и заявил, что сама структура оригинального романа располагает к другим трактовкам, так как историю в ней описывают «ненадежные рассказчики».
В HBO поддержали Кондала. Телеканал выпустил официальное заявление.
«Среди создателей сериала и HBO не найдется больших поклонников Джорджа Мартина и его книги „Пламя и кровь“, чем создатели „Дома Дракона“. Как правило, при адаптации книги для телевидения, с его собственным форматом и ограничениями, шоураннеру приходится делать сложный выбор в отношении персонажей и сюжетных линий, за которыми будут следить зрители. Мы считаем, что Райан Кондал и его команда проделали огромную работу, и миллионы поклонников сериала, которых он собрал за первые два сезона, будут продолжать наслаждаться им», — написали представители HBO.
Что ждет «Дом Дракона» дальше
Съемки третьего сезона стартуют в начале 2025 года. Судя по всему, премьера состоится летом 2026 года. На полное производство сезона у создателей уходит около двух лет, включая написание сценария, съемки и постпродакшен.
Сериал закончится на четвертом сезоне. Это подтвердил Райан Кондал. Фанаты опасаются, что на раскрытие центрального конфликта и всех его ключевых событий двух сезонов не хватит — особенно если в них будет по восемь серий.
Судя по всему, Джордж Мартин не участвует в производстве «Дома Дракона». Писатель указан исполнительным продюсером в титрах, но, видимо, он не имеет никакого влияния на HBO и Райана Кондала в частности.
Неизвестно, скажется ли критика автора на судьбе других сериалов по «Игре престолов». Писатель ранее активно участвовал в создании «Дома Дракона», консультировал других шоураннеров и принимал питчи вместе с HBO.
По крайней мере, ему понравилось, как продвигается создание шоу «Рыцарь Семи Королевств: Межевой рыцарь» по мотивам повестей о рыцаре Дунке. Райан Кондал выступает в нем продюсером, но шоураннером стал Ира Паркер — сценарист серии «Дрифтмарк» первого сезона «Дома Дракона».
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult