Как начать преподавать в вузе?

24

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Я поступаю в магистратуру Московского государственного университета и хочу заниматься наукой: пойти потом в аспирантуру и остаться на родном факультете (работать научным сотрудником или преподавателем). Я знаю людей, которые начали работать в вузе ещё в магистратуре (например, лаборантами), а потом эволюционировали до научных сотрудников.

Но я плохо представляю, как это происходит: есть какие-то требования к потенциальным сотрудникам (например, педагогическая переподготовка), как узнать о твоём шансе остаться (для всех ли он есть?), можно ли работать без аспирантуры?

Хотелось бы почитать истории тех, у кого был похожий опыт.


РедакцияПреподаете в вузе? Расскажите о своем карьерном пути:
  • a bit of workКакая собака красивая. Какая-то борзая? Про работу в вузах, к сожалению, ничего не знаю, но почему-то не думаю, что там 50 резюме на место.1
  • BlacMollyОпыт семнадцатилетней давности может быть интересен? В 2004 году я окончила Тюменский государственный университет. В дипломе отмечена квалификация "экономист" по специальности бухгалтерский учет и аудит. Диплом с отличием плюс с третьего курса я уже работала бухгалтером. Примерно в апреле-мае мой дипломный руководитель спросила меня, не хочу ли я поработать в другом экономическом ВУЗе ассистентом кафедры бухгалтерского учета и налогообложения. Было интересно, я согласилась. Пришла в тот ВУЗ, побеседовала с завкафедрой и в сентябре вышла на работу. Я преподавала очникам бухгалтерский учет, судебно-бухгалтерскую экспертизу, у заочников то же самое, плюс у меня было несколько заочников, у которых я была дипломным руководителем. Заочники были взрослые дяди и тети, которые работали в налоговой инспекции, соответственно, темы дипломов были связаны с налогообложением. Я вела лекции и семинары, была "классным руководителем" одной из групп, была руководителем курсовых и дипломных работ. Хочу сказать, что уровень преподавания в моем университете и мой опыт работы дали мне возможность поделиться всем этим со своими студентами. А потом, неожиданно для меня, я получила от некоторых благодарность в том, что так хорошо и понятно объясняла им новый материал. Было приятно до слез. Заработная плата, конечно, была мизерная, но я еще по полдня работала бухгалтером. Дальше нужно было развиваться в этом направлении, писать кандидатскую диссертацию. Завкафедрой, профессор экономических наук, объяснила мне, что писать нужно на тему "которая меня очень волнует". Так получилось, что в область бухгалтерского учета и налогообложения меня не волновали никакие темы настолько, чтобы писать по ним диссертацию. Кроме того, в ВУЗе складывалась такая ситуация, что "неостепененным" специалистам (без кандидатской) преподавать было бы в дальнейшем невозможно. Через полтора года моя личная жизнь сложилась таким образом, что я рассталась с преподаванием, уехала в другой город.12
  • Аноним АнонимовичНа сайте вуза должна быть информация о требованиях к профессорско-преподавательскому составу (ППС). В моем вузе (один из топ-3 технических питерских) меня в коридоре ловили преподаватели и просили взять курсы, я так успела побывать лектором на старших курсах по профильной дисциплине. Возможно, у вас более благопристойный вуз или это особенности моей специальности (программирование), но у нас можно быть лектором и даже создавать свой курс, а формально быть оформленным как ассистент преподавателя, т.к. преподавателей, знающих дисциплину и имеющих нужные регалии, просто не хватает. Если у вас на кафедре репутация ответственного человека, практики у младших курсов точно должны дать вести, а там постепенно количество предлагаемой работы начнет расти :)9
  • NanaGreta, собака и правда красивая! Если поиск по картинкам не врет, она породы салюки1
  • Дмитрий ЕгоровВ моем случае все было довольно просто, закончив институт остался в аспирантуру, активно вёл науку, развивал смежные с темой диссертации направления и ещё до защиты стал ассистентом на своей кафедре. Самый лучший вариант все разузнать в своём вузе и на своей кафедре - пообщаться с сотрудниками, научным руководителем, заведующим кафедрой. От них будет самая актуальная информация, так как везде свои особенности. Если не берут к себе в вуз, всегда можно поузнавать у коллег из других заведений о вакансиях, отличная возможность для этого - научные конференции во время аспирантуры, знакомьтесь, общайтесь с людьми из разных мест и все что запланируете обязательно удастся!6
  • czaplinska annПроще всего спросить на кафедре / у научного руководителя / в деканате. Главное, намекнуть, что есть желание работать, и при взаимной симпатии могут устроить. Университету быстрее взять своих, чем искать из вне. Могут предложить позаниматься бумажной работой, кой у гос учреждений прилично, или ассистировать на практикумах / на занятиях с доп программ / подменить кого-нибудь из преподавателей. В моем университете на кафедре были должности лаборанта и методиста, на которые брали и старшекурсников бакалавриата. Зарплата небольшая, но прямой путь к преподаванию обычно тернист. Выстраивайте хорошие отношения на кафедре / на факультете, старайтесь запомниться, участвуйте в конференциях, проявляйте инициативу к написанию научных статей, и всё получится.5
  • AnnaРаботаю в ВУЗе много лет. В основном путь такой - учиться на кафедре, проявить себя адекватным и работоспособным, заявить о желании работать и выяснить конкретные требования и наличие свободных ставок. Если ставок нет, вас могут порекомендовать куда-то. У аспирантов есть педагогика в учебном плане, после аспирантуры проф.переподготовка не нужна. При трудоустройстве обязательна справка о несудимости. Если ставок не будет - шансов на эту кафедру нет, если вы плохо проявили себя или вас не знают - тоже практически нет. Ни разу не видела, чтобы приняли человека с улицы, о котором ничего не известно. Шансы повышает все, что позволит повысить рейтинг кафедры - кандидатская, публикации, умение работать с грантами и т.п. и даже молодой возраст. Без аспирантуры в принципе можно, но без диссертации ваш рейтинг будет низким, придется проходить переподготовку по педагогике (будет ли ее оплачивать ВУЗ?), и перспектив будет мало. С другой стороны, за время обучения вы можете рассмотреть эту работу ближе и потерять интерес.7
  • Marina IlinaПреподавала 2 года после защиты кандидатской. Ушла, т.к. зарплата даже при высоком 16 разряде (тогда их было 18) просто смешная. Ушла в бизнес и не жалею, т.к. общаюсь до сих пор с коллегой-преподавателем с многолетним стажем - получает и сейчас копейки.3
  • Глеб Арслановпо факту будет мало интересного: придется заниматься студентами, делать формальные отчёты для отдела аспирантуры и пытаться ещё при этом делать малобюджетный и нужный только вам научный эксперимент и писать на основе него диссертацию. и абсолютно не факт, что к концу аспирантуры будет хотя бы примерное понимание, когда же защита. а стипендия аспиранта все это не выдерживает, как правило. если очень сильно хотите диссертацию, идите в ассистенты по совместительству на кафедру после нескольких лет клинического опыта3
  • Натали КузнецоваДевочка с моего курса окончила аспирантуру по гуманитарной специальности в УрФУ. Пару лет назад мы встретились в вузе, и я поинтересовалась насчёт зарплаты. Она сказала: 12 тысяч рублей. К счастью, девушка живёт с родителями. В прошлом году ей дали ещё ставку, и зарплата выросла. На этой встрече был кандидат наук из Волгоградского меда. Тоже гуманитарий. При полной нагрузке с "плюшками", как он сказал, зарабатывал 25 тысяч рублей. Подруга училась в аспирантуре в УрФУ на гуманитарной специальности и преподавала. Ушла из-за нищенской зарплаты. А сама работа ей нравилась. Её муж, а он технарь, ухитрялся получать неплохую зарплату благодаря грантам. Но, в конечном счёте, парень получил контракт на работу за границей и уехал. Знакомый парень бросил аспирантуру и науку и ушёл в этом вузе на административную должность. Вкалывает за троих с одним выходным и получает 40 тысяч рублей. Так что наука и преподавание это для любящих свое дело энтузиастов с возможностью заработать на стороне или тех, кого содержат родственники.8
  • Лилия БелаяУ меня только один вопрос: зачем??? Последние 15 лет в высшей школе происходит жёсткий отрицательный отбор. И дна мы ещё не достигли. Вузовский ПСС 90% времени тратит на переписывание ООП и ФОС. Через полгода правила игры меняются и надо переписывать заново. При этом никого не волнует качество учебного процесса и как Вы подготовились к занятию. За публикацию в ВАК журнале надо платить из своей мизерной зарплаты. Договариваться с коллегами, чтобы они сослались на вас в своих статьях, а Вы на них. Потому что никто никогда не читает эти статьи (если Вы не классик). Важен только индекс цитирования. Периодически нужно участвовать в воспитательных мероприятиях на общественных началах. В любом вузе воспитательная сфера - это не место воспитания, а источник отмывания денег. И очень часто причина, по которой очередного ректора скоро посадят. В результате, на текущий момент в высшей школе остались либо менагеры (иногда без соответствующего базового образования, а по причине своей молчаливой лояльности), энтузиасты (для них это скорее служение, альтруистическая миссия), лохи (ничего другого не умеют, и готовы терпеть нескончаемый прессинг). Исключения из этого списка есть, но их ничтожно мало. Для справки. У меня 16 лет работы в разных вузах, потом ушла в бизнес. У моего мужа 40 лет. Из них 10 лет он был инспектором Рособрнадзора, разъезжал с проверками вузов по всей стране. В нашем доме регулярно гостят деканы, заведующие кафедрой, директора институтов. Ничего, кроме воя и слов о том как всё плохо, а скоро станет еще хуже - я от них не слышу.14
  • Helg SvartНи в коем случае не отговариваю автора от идеи продолжить свой путь в университете, тем более таком именитом, однако хочу, чтобы автор имел в виду один нюанс. В 99% случаев наши вузы готовят людей для рынка труда, поэтому, по моему мнению, наибольшая польза для студентов, которых будет учить автор, будет иметь преподаватель (при прочих равных) имеющий неплохой опыт на рынке труда: который узнал изнутри производственные процессы, организацию работ, проблемы и перспективы развития. Такой человек на конкретных примерах и доступным языком сможет объяснить что к чему, кроме того, будет польза и для самого себя. Знакомому с производством аспиранту будет проще найти тему для кандидатской, причём тема будет затрагивать реальную проблему, а не высосанную из пальца. Повторюсь, всё это будет верно при прочих равных условиях. То есть если человек не обладает навыком объяснять, то пользы для студентов что так, что иначе, не будет. Если аспирант не обладает любопытством и навыком наблюдать, то всё вышеописанное мало поможет выбрать достойную тему кандидатской диссертации1
  • DNКонечно это зависит от вуза, но наука и аспирантура немного разные вещи. Наука- это про исследовательскую деятельность, опыты и т.п. Аспирантура- зачеты, отчеты, бумажки. К сожалению (или к счастью), мало студентов действительно заинтересованы в получении знаний. На младших курсах преподавать, так и вовсе неблагодарное занятие. Действительно слушают максимум три человека из группы в двадцать человек (это в магистратуре). Бывают конечно высокомотивированные группы, но это редкость. Если говорить про работу уже в штате, то будьте готовы заполнять бесконечные бумажки, вносить их в систему. Ваши пары могут поставить в неудобное для вас время, а про горячую предновогоднюю пору и говорить не стоит. Если вы еще будете вести курсовые проекты, объем работ возрастает кратно. И это все за крайне смешные деньги. Если покроете расходы на питание (качественное питание), то уже хорошо. Получится ли у вас заниматься наукой зависит от кафедры. Это вы лучше всех сможете оценить. Но придется это делать в свободное от подготовки к парам, самих пар и проверок работ время. Если у вас сейчас есть время и дополнительный источник заработка, то попробовать конечно стоит. Уйти из аспирантуры всегда можно, вас за это никто не осудит)0
  • Наталия БорисовнаДобрый день. Мне 63 года, учитель в третьем поколении, опыт работы преподской 25 лет, работала везде - школа, техникум, вуз, доп образование для взрослых, сейчас -только доп образование. Всегда совмещала преподавание и работу бухом, аудитором. Могу поделиться своим опытом. Преподавание всегда любила, по-моему, это кайф, ни с чем не сравнимый. Но, и много этих самых "но". Платят не очень много, особенно в региональном вузе, на первых порах готовиться к занятиям требуется. На подготовку двух часового занятия мне требовалось обычно часов восемь. Смотрите, надо ли это Вам. Далее, на мой взгляд, только преподавание без практической работы в той же отрасли, у меня в бухучете, аудите, означает профдеградацию, я это положение называю внутренней эмиграцией. Сложно научить кого-то бухучету, ну, или вождению авто, если ты сам (сама) бухучетом или автовождением на практике не занимаешься. Вы хотите заниматься наукой, я наукой занималась, ну, так, поскольку, поскольку, это требовала кафедра. Научные статьи надо было публиковать. Вот и занималась. Осн свое время и усилия тратила на обучение студентов и взрослых. Но, думается мне, что бухучет - это не физика и не лингвистика, в нем вообще немного научной составляющей. Это моё мнение.3
  • Анна ВолковаЯ с 2016 года работаю в РГГУ (Москва). Ещё учась в магистратуре, пришла работать на кафедру лаборантом в надежде, что удастся с течением времени стать преподавателем. Неделю назад защитила кандидатскую диссертацию, прошла конкурс ППС и с 1 сентября буду работать преподавателем философии. Хотя преподавательский опыт уже есть, т.к. в прошлом году работала ассистентом, вела семинары. Преподавать - круто) мне нравится общаться со студентами. Многие из них, конечно забивают, не готовятся к занятиям, но у меня ещё не пропала надежда, что кто-то из них, вынесет для себя что-то ценное)) В этой работе есть и минусы. Главные - жители ЗП. Она катастрофически маленькая))) поэтому одним местом работы тут не обойтись)) Есть ещё один момент: перейти на ставку преподавателя, рабртая лаборантом не так просто. И речь идёт не о формальных вещах, а как раз наоборот (о неформальных). Если ты хорошо работаешь лаборантом, то никто особо не стремиться тебя "делать" преподавателем. Также не стоит забывать, про гендерный аспект. Увы, в Академии он не исчезает, а может, даже, наоборот, укрепляется((( стеклянный потолок для женщин существует. На конференциях периодически замечаешь к себе некоторое снисходительное отношение))) Но если эти минусы не смущают, то это, конечно, очень интересное занятие!5
  • Святой_как_папа_римскийDN, если уйдёт из аспирантуры, то он уже не сможет устроиться в МГУ . Это в вузах третьего эшелона полно преподов без учёных степеней. В МГУ это не так. Чтобы преподавать в МГУ, надо быть кандидатом наук, как минимум. Причём этот минимум тоже гарантий не даёт: можно окончить аспирантуру МГУ и запросто получить пинка из этого вуза. Просто без аспирантуры вы этот пинок из МГУ получите с ещё большей вероятностью: почти 100%.0
  • DNСтанислав, я про то, что если человек поймет, что ему не понравится преподавать, то можно уйти из аспирантуры. Если же цель преподавать, например, человеку это уже нравится, то конечно, нужно защищаться.1
  • Святой_как_папа_римскийHelg, "В 99% случаев наши вузы готовят людей для рынка труда" - автор поста спрашивает про МГУ, чьё назначение - готовить людей для науки, а не для рынка труда. К сожалению, автор поста не указал свой факультет, но в большинстве случаев аспиранту в МГУ не нужно того, о чём Вы пишете: "Знакомому с производством аспиранту будет проще найти тему для кандидатской". Одна моя бывшая одноклассница поступила в аспирантуру какого-то там, кажись, текстильного института. Говорила, что ей для дисера нужен был станок в цеху на производстве. Но человек-то учится в МГУ. Может, он там на филфаке получает специальность историка литературы. Какое на фиг производство, когда тут надо разбираться в книжках, а не в станках?0
  • АнонимСтанислав, располагает ею тот, кто этим интересовался. А если интерес проснулся только сейчас, то получение информации в том числе от пользователей Т–Ж я считаю нормальным.0
  • АнонимАнна, спасибо за рассказ!0
  • Чубчик КучерявыйОбычно на кафедре как раз и остаются после аспирантуры. По крайней мере - предлагают остаться. Раньше аспиранты вообще вели занятия (обычно практику). Сейчас нужен конкурс и с этим при обучении в аспирантуре все сложнее (в ведущих ВУЗах, на периферии - не знаю). Но после аспирантуры, повторюсь, обычно предлагают. Отчитывайтесь нормально, проявляйте инициативу, выполняйте задания, не срывайте сроки, публикуйтесь больше минимума - в общем заработайте себе репутацию, объявите свои желания на 2-3 год обучения, поговорите об этом с научником, завкафедрой. Требований к преподам, уровню знаний - нет. Сам знаю девушку со степенью, читающую лекции по книжке (буквально - читающую). И это во 2-ом Универе страны. Но это скорее исключение (в Универе). И будет конкурс и там нужно соответствовать некоторым формальным требованиям (публикации, выполнение поручений и т.п.). Если Вы не волынили в течение года, то соответствовать несложно.1
  • RomaЛилия, ну как зачем… сидеть на теплой бюджетной ставке и рассказывать детям сказки. Я, вот, наоборот думаю из коммерции перетечь в ВУЗ преподавать. Опять же: на своей первой вышке я насмотрелся на кучу преподавателей, у которых это самое преподавание, как побочная деятельность, как дополнительный источник заработка1