Герой этого материала не смог найти в магазинах электросамокат, который удовлетворял бы всем его запросам.
Поэтому он собрал его сам. Первая версия оказалась пробной. Но наш читатель учел все ее недостатки и собрал вторую — идеальную. Он рассказал, где брал комплектующие, как шел процесс сборки и сколько все это стоило.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Предыстория
Я увлекаюсь рыбалкой и хотел ездить на нее на электросамокате. Модели, которые продают в магазинах, не устраивают меня техническими характеристиками, уровнем качества и надежности. Они часто хрупкие, маломощные и плохо справляются с неровностями дороги. Поэтому я решил создать самокат повышенной проходимости.
По образованию я электромеханик. С детства увлекался авиамоделизмом, мастерил машинки и пистолеты из подручных материалов, играл с проводами и пользовался паяльником старшего брата. Работаю в компании, которая ремонтирует и обслуживает электродвигатели и агрегаты. Совмещаю три должности: электрик, слесарь и балансировщик. Так что базовые знания и умения, чтобы самостоятельно собрать электросамокат, у меня уже были. Кроме того, смотрю много технического контента на «Ютубе» о проектировании.
Первая версия электросамоката
Однажды я рассказал об идее кастомного электросамоката своему начальнику. Ему она понравилась, он меня поддержал и разрешил пользоваться токарным и фрезерным станками, сварочным аппаратом и ручным инструментом. Поэтому основную часть я собирал на работе.
Дома я тоже оборудовал небольшую мастерскую для доработок. Делал в ней проводку для самоката, вытачивал мелкие детали из алюминия и собирал компоненты.
Постепенно проектировать и собирать электросамокат стало моим хобби.
Я собрал первую версию, но не все удалось сразу продумать. Самым сложным оказалось подобрать контроллер. Три раза из-за неисправных устройств не получалось нормально настроить электродвигатель. Позже я узнал, что эта модель контроллера ненадежная: часто попадается брак. Но только она подходила по параметрам, и с четвертой попытки все удалось.
Первая версия получилась громоздкой и тяжелой, с малоэффективными механическими тормозами. Поэтому я сразу начал думать, как сделать более надежный, легкий и мощный самокат. Откатался на нем сезон, разобрал и продал часть деталей за 30 000 ₽, а часть оставил для новой версии.
Вторая версия электросамоката
Основную часть материалов и комплектующих для второй версии купил на «Авито», а часть заказал на маркетплейсах. В домашней мастерской осталось мотор-колесо, а еще контроллер и рулевой демпфер, которые заказывал на AliExpress. Детали для рамы вырезал вручную лобзиком и обработал фрезами, чтобы сварить между собой. С рамой помог коллега, который умел сваривать алюминий. Обрабатывать детали на токарном и фрезерном станках помогал брат, который тоже работает вместе со мной.
Подержанное мотор-колесо и новые воздушные амортизаторы брал неисправные, чтобы восстановить.
Во второй версии самым сложным элементом оказалась рама. Нужно было спроектировать правильную жесткость конструкции, точно выставить детали для сварки и предугадать, когда в процессе металл может выгнуться. Тем не менее я со всем справился.
Запчасти и комплектующие для электросамоката — 75 500 ₽
Аккумуляторная батарея | 33 000 ₽ |
Контроллер | 10 000 ₽ |
Гидравлические тормоза | 10 000 ₽ |
Карбоновая труба | 6 000 ₽ |
Заднее мотор-колесо | 5 000 ₽ |
Переднее колесо | 5 000 ₽ |
Руль | 4 000 ₽ |
Воздушные амортизаторы | 2 500 ₽ |
Запчасти и комплектующие для электросамоката — 75 500 ₽
Аккумуляторная батарея | 33 000 ₽ |
Контроллер | 10 000 ₽ |
Гидравлические тормоза | 10 000 ₽ |
Карбоновая труба | 6 000 ₽ |
Заднее мотор-колесо | 5 000 ₽ |
Переднее колесо | 5 000 ₽ |
Руль | 4 000 ₽ |
Воздушные амортизаторы | 2 500 ₽ |
Самокат собрал за три месяца — параллельно еще ждал комплектующие. Например, карбоновую трубу и руль доставляли месяц. Собирал самокат по часу или два в день. Если бы уделял своему хобби больше времени, а запчасти были в наличии, уложился бы в месяц.
Получился электросамокат с неплохими техническими характеристиками:
- Вес без аккумулятора — 23 кг, с ним — 30 кг.
- Аккумулятор на 48 В, 20 А.
- Мощность мотор-колеса — 1 кВт.
- Запас хода — 80 км.
- Максимальная скорость — 50 км/ч.
- Грузоподъемность — более 120 кг.
- Диаметр колес — 10 дюймов.
- Ширина резины — 120 мм.
- Время полной зарядки — 6 часов.
Аккумулятор съемный, чтобы было проще его переносить и заряжать. Он состоит из оригинальных элементов питания Panasonic 21700. Воздушные амортизаторы можно настроить под разную нагрузку. В первой версии для фар пришлось делать отдельную проводку, так как подключал их к аккумулятору. Поэтому теперь установил аккумуляторные фары — их можно легко снять и зарядить, как обычный гаджет.
Расходы и планы
Чтобы собрать первый самокат, я потратил примерно 65 000 ₽. Во второй версии я использовал некоторые детали от него и вложил еще около 70 000 ₽ с учетом трат на всякие мелочи: болты, разъемы, провода. В сумме самокат обошелся в 85 500 ₽. При этом мне удалось сэкономить, когда я недорого покупал неисправные запчасти и восстанавливал их.
Кроме того, на работе у меня много знакомых, которые продавали комплектующие и материалы со скидкой, а коллеги безвозмездно помогали на разных этапах. Поэтому сложно подсчитать, сколько пришлось бы вложить в самокат без всего этого.
Когда я создавал вторую версию, учел все недостатки первой и устранил их. Теперь это идеальный самокат, который мне нравится: проходимый, мощный и легкий. По будням езжу на нем на работу, а по выходным — на рыбалку по бездорожью. Он полностью меня устраивает, поэтому не планирую его модернизировать.
Собираюсь кататься на нем ближайшие года три. Но у меня постоянно возникают идеи для новых проектов. Надеюсь, что для них тоже найдется вдохновение и возможность их создать.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil