«Однажды делали сайт для храма»: наша веб-студия в Омске при­носит до 500 000 ₽ в месяц

История читательницы

21
«Однажды делали сайт для храма»: наша веб-студия в Омске при­носит до 500 000 ₽ в месяц
Аватар автора

Маша Цицюрская

выяснила подробности

Страница автора

В рубрике «Читатели открыли бизнес» предприниматели рассказывают о специфике своего дела, доходах и неожиданных сложностях.

Героиня этого материала работала пиарщиком, а в 2014 году решила открыть студию по разработке сайтов вместе с мужем-программистом. Она рассказала, сколько они потратили на запуск, как развивают такой онлайн-бизнес и какие необычные клиенты иногда встречаются.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Идея и открытие бизнеса

Аватар автора

Анна Захарченко

открыла веб-студию

Страница автора

В моей ИТ-компании «Асмарт» мы разрабатываем сайты и мобильные приложения, а также настраиваем контекстную рекламу в «Яндексе» и создаем дизайн-материалы.

Я не планировала становиться предпринимателем, но со времен учебы в университете работала журналистом и общалась с бизнесменами, брала у них интервью — возможно, это как-то повлияло на желание сменить деятельность. Мы живем в провинции, и я понимала, что нужно либо ехать за деньгами в Москву, либо открывать что-то свое здесь, хотя бы попробовать.

Однажды во время прогулки в парке у нас с мужем возникла идея создать веб-студию. Он по профессии программист, я — пиарщик, и мы подумали, что можем объединить усилия.

Я зарегистрировалась как ИП 16 сентября 2014 года в Омске. Все документы я оформляла сама и ножками понесла в налоговую — тогда нельзя было, например, через банк подать онлайн-заявление на открытие ИП.

Думала, что день, когда я стану предпринимателем, будет солнечным и прекрасным, но нет: на улице лил сильный дождь, а меня гоняли из одного кабинета в другой. Сначала я перепутала двери, а потом не смогла с первого раза заполнить заявление. Атмосфера в учреждении показалась недружелюбной, было страшно даже задавать вопросы.

Для компании нам хотелось придумать какое-то креативное название. Одно время мы даже собирались назвать фирму «Борщ», но отказались от этого. В итоге соединили «А» — первую букву наших имен — и smart, в переводе с английского «умный». Я связалась со своей знакомой, которая училась вместе со мной на филфаке и увлекалась дизайном, она бесплатно разработала нам логотип и корпоративного героя.

Фирменного героя использовали в промоматериалах
Фирменного героя использовали в промоматериалах
Мы с мужем в начале своего предпринимательского пути
Мы с мужем в начале своего предпринимательского пути

Уже тогда я понимала, что надо раскручиваться. В то время у ИТ-компаний, как правило, не было пиарщиков и они вообще никак не продвигались, а мы сразу начали о себе заявлять. Я выступала как спикер на мероприятиях, рассказывала про интернет-магазины и сайты: как правильно их реализовать, как заказчику общаться с веб-студиями, как мы сами продвигаемся.

Когда мы начинали бизнес, у нас не было выходных. В субботу и воскресенье я тоже работала, а отпуск мы себе позволили только через год после запуска, и то с большим скрипом. Для кого-то такой режим может стать неожиданностью, и я советую новичкам подкопить энергию перед открытием своего дела.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Расходы на запуск

2014 год был кризисным, но, чтобы открыть ИТ-компанию, больших вложений не понадобилось. Открытие дела обошлось нам в 50 000 ₽. Дальше я расскажу, на что конкретно потратила эти деньги.

Офис нам достался бесплатно. Я работала пиар-специалистом в городском клубе для детей и подростков, помогала им анонсировать мероприятия центра в интернете. В клубе сказали, что у них есть свободное помещение и мы можем посотрудничать в формате бартера: им нужен был сайт, а нам — место для работы. Мы договорились, что сделаем сайт для учреждения бесплатно и будем проводить мастер-классы по компьютерной грамотности, а взамен получим кабинет.

Так нам дали помещение в детском центре. Случались забавные моменты: например, когда мы проводили встречи с клиентами и обсуждали структуру сайта, бывало, что рядом кто-то танцевал бачату.

51 500 ₽
расходы на запуск студии

Мы навели в помещении порядок, все отмыли и покрасили. Офис был небольшим, около 30 м². Наша команда на тот момент состояла из трех сотрудников — двух программистов и меня, — поэтому площади нам вполне хватало. Дизайнер у нас был на аутсорсе. Сотрудники были со своей техникой, так что на ней получилось сэкономить.

Параллельно в нашем городе работала такая же веб-студия, которая снимала офис с панорамным видом, обставила его красивой мебелью и Макбуками. Я переживала и говорила мужу, что нам не хватает лоска. Но в итоге через год та компания закрылась: оказалось, что все их имущество было куплено в кредит, а зарплату сотрудникам выдавали компьютерами. Мы не могли похвастаться роскошной обстановкой, да и до сих пор не можем — зато наше дело развивается и мы даем людям рабочие места.

Со временем мы переехали в другое помещение — теперь наш офис находится в омском бизнес-инкубаторе, там мы платим льготную аренду. По условиям в первый год арендатор платит 25% от рыночной стоимости, во второй год — 40%, в третий — 60%. Это большая экономия.

Чтобы получить помещение в бизнес-инкубаторе, мы составили бизнес-план и защитили его перед конкурсной комиссией. Об этой возможности нам рассказал один из клиентов. Она доступна для всех, не только для бизнеса в сфере ИТ. Сейчас идет второй год нашей аренды, и мы платим 40% от стоимости — в общей сложности это 30 000 ₽ в месяц за два помещения площадью 42 и 70 м². Найти подобные предложения можно через фонды и центры развития предпринимательства, бизнес-инкубаторы или ИТ-парки, молодежные пространства.

Запуск веб-студии в 2014 году — 51 500 ₽

Техника: монитор, мышки, клавиатуры25 000 ₽
Брендированные блокноты и футболки12 500 ₽
Лампы и жалюзи7 000 ₽
Бытовые расходы: краска для стен, средства для уборки, кофе и печеньки5 300 ₽
Открытие ИП1 500 ₽
Домен сайта200 ₽

Запуск веб-студии в 2014 году — 51 500 ₽

Техника: монитор, мышки, клавиатуры25 000 ₽
Брендированные блокноты и футболки12 500 ₽
Лампы и жалюзи7 000 ₽
Бытовые расходы: краска для стен, средства для уборки, кофе и печеньки5 300 ₽
Открытие ИП1 500 ₽
Домен сайта200 ₽

Сложности

Сначала мы работали практически бесплатно: нарабатывали портфолио. Люди хотят посмотреть, что вы делали раньше, без этого вам мало кто доверит работу. Как начинающая студия, мы предлагали очень бюджетные сайты — первые мини-лендинги делали за 10 000 ₽. Потом появились заявки на корпоративные сайты, за них брали уже 40 000 ₽.

Первому сотруднику за проекты выдавали очень маленький гонорар. Себе мы зарплату не платили вообще — это ошибка всех представителей малого бизнеса. Жили тем, что вытаскивали деньги из оборота. Это, конечно, неправильно, но нам повезло: мы ни разу не попадали в кассовый разрыв.

Вытаскивали в основном на крупные личные траты — например, поездку на море. И муж, и я параллельно подрабатывали в своих проектах: муж предоставлял техподдержку иностранному клиенту, а я оставалась пиарщиком в детском центре и иногда получала гонорары за мастер-классы.

Мы сделали свой мерч и дарили его потенциальным клиентам на встречах
Мы сделали свой мерч и дарили его потенциальным клиентам на встречах
1/2
Мы сделали свой мерч и дарили его потенциальным клиентам на встречах
Мы сделали свой мерч и дарили его потенциальным клиентам на встречах

Первое время мы работали на износ и не особо анализировали свою деятельность. Где-то через год взяли еще разработчиков и нашли первые крупные проекты. Учет расходов и доходов я вела всегда, но с 2018 года внедрила глобальный управленческий учет. Возможно, надо было сделать это еще раньше, чтобы понимать рост компании в деньгах и процентах. В том же году мы начали начислять зарплату и себе.

Сначала на все встречи с клиентами мы с мужем ездили вдвоем, потому что я не знала тонкостей разработки сайтов.

Меня — молодую девушку-блондинку — вообще не воспринимали всерьез.

Был налет сексизма, я сталкивалась с этим на встречах. Солидные мужчины, руководители предприятий, снисходительно смотрели на меня. Поэтому обычно я объясняла все клиенту понятным языком, а муж, когда было необходимо, озвучивал технические аспекты специалисту со стороны клиента и укреплял наш тандем.

Как правило, такие встречи были выигрышными, у нас была хорошая синергия, которая позволяла избежать недопонимания. Часто клиенты признавались: не ожидали, что молодая девушка может заниматься подобными вопросами.

К подводным камням можно отнести и излишнюю уверенность в собственном успехе. Кажется, что все получится и дела пойдут хорошо, поскольку вложений практически не требуется. Но на самом деле нужно подготовиться, очень важна команда. Мы начинали бизнес как семья, и в чем-то нам было проще: мы доверяли друг другу. Вначале ты выживаешь, а не зарабатываешь, а выживать вдвоем как семья все-таки легче.

Где-то мы ошибались в подходе к клиенту. Как-то делали сайт для тату-салона. Мы с дизайнером придумали крутую концепцию с анимацией — на тот момент это была суперфишка. На главной странице сайта было красивое звездное небо, и за мышкой по экрану летали звездочки.

Через неделю после того, как мы отрисовали часть сайта, мне позвонил директор студии и попросил вернуть предоплату. На вопросы отвечал уклончиво: «Нет, нет, дизайн мне нравится. Нет, нет, с вами никаких проблем». Помню, как я вышла с последней встречи из этого тату-салона и начала рыдать. Было жалко, что мы потратили столько времени, сделали классную главную страницу, и я не понимала, почему клиент отказался. А через несколько лет поняла: человеку просто срочно нужны были деньги — те 7000 ₽ предоплаты.

В принципе, мы все делали правильно. У нас был и пиар, и реклама, и демпинг, потому что без этого новичкам было никак.

Компания растет, и, оглянувшись назад, я вижу, как изменились наши продукты, как вырос уровень и компетенции, а вместе с ними и расценки на услуги.

Для примера: этот сайт мы разработали несколько лет назад. Сейчас хотим предложить клиенту переделать дизайн
А это уже одна из наших свежих работ

Команда

У нас небольшая студия, семейный тип компании. Сейчас в команде 21 человек: три веб-дизайнера, три менеджера, два специалиста по рекламе, все остальные — разработчики. Среди них есть универсалы — те, кто умеет делать и сайты, и приложения.

Я отвечаю за стратегическое развитие, управление финансами, пиар, наем сотрудников. Как на руководителя малого бизнеса на меня ложится очень много смежных областей. Иногда на мне решение спорных моментов с клиентами, встречи с ними — то есть те же продажи.

У нас нет отдельного специалиста, кто бы обрабатывал отклики на вакансии. Когда мне нужно найти новичка, это превращается в катастрофу, все остальные процессы останавливаются: я должна разместить вакансию, отобрать кандидатов, выдать тестовые и после этого пригласить на интервью.

К тому же любое собеседование отнимает силы — а если оно неудачное, то вдвойне. В прошлом году надо было найти сотрудника, а я кормила грудью, поэтому пришлось запланировать три собеседования с небольшими перерывами — в итоге это привело к жуткому лактостазу  .

Нам тяжело тягаться с крупными ИТ-компаниями по бонусам для сотрудников, поэтому вопрос найма для меня сейчас самый острый и сложный. Я хочу делегировать эти обязанности, так как они отнимают очень много времени, сил, энергии.

Летом проводим выездные корпоративы. Когда команда была меньше, мы ездили на природу с ночевкой, и некоторые программисты отрывались и спали даже на деревьях — такой вот релакс от компьютеров
Летом проводим выездные корпоративы. Когда команда была меньше, мы ездили на природу с ночевкой, и некоторые программисты отрывались и спали даже на деревьях — такой вот релакс от компьютеров

Продвижение

Мы используем практически все доступные каналы продвижения — как бесплатные, так и платные. Среди них контекстная реклама, на нее мы тратим 10 000—15 000 ₽ в месяц. Еще мы пробовали запускать рекламу в «2ГИС» и на радио. Последняя не привела новых клиентов.

Трижды мы запускали баннерную рекламу. Делали разные визуалы, но лучше всего сработал провокационный баннер — на нем была изображена непрогрузившаяся страница с фотографией обнаженной девушки и слоган: «Не грузи себя — обратись к программистам». На баннер мы потратили 30 000 ₽. В результате получили пять новых клиентов, в основном это были мужчины. Методом проб и ошибок мы пришли к выводу, что простые баннеры никак не цепляют аудиторию, а провокационные в нашем городе хорошо работают.

Стараемся бывать на мероприятиях: посещаем ивенты, где я выступаю спикером и рассказываю про «Асмарт», участвуем в Сибирском международном марафоне.

Специально для марафона мы заказали флаг с такой надписью
Специально для марафона мы заказали флаг с такой надписью
Этот баннер с моей фотографией — для усиления личного бренда. Многие клиенты приходят после общения со мной на мероприятиях или моих мастер-классов
Этот баннер с моей фотографией — для усиления личного бренда. Многие клиенты приходят после общения со мной на мероприятиях или моих мастер-классов

Еще мы работаем с отзывами на «Флампе», в «2ГИС» и «Яндексе», отвечаем на каждый комментарий. Сейчас у нас больше 150 отзывов, много клиентов приходит к нам благодаря им.

Мы ведем свои паблики в соцсетях, используем контент-маркетинг и пишем статьи. Есть партнерский некоммерческий проект — «Студенческая ИТ-лаборатория»: вместе с другой ИТ-компанией из Омска проводим летом двухмесячный хакатон, где ребята решают реальные задачи для бизнеса. В этом году хотим получить грант на развитие проекта.

В 2020 году я победила во всероссийском конкурсе «Молодой предприниматель России» в категории «Интернет-предпринимательство», и меня пригласили на омский телеканал «Продвижение» рассказать о своем бизнесе
В 2020 году я победила во всероссийском конкурсе «Молодой предприниматель России» в категории «Интернет-предпринимательство», и меня пригласили на омский телеканал «Продвижение» рассказать о своем бизнесе

Доходы и расходы

Наша прибыль колеблется от 150 000 до 500 000 ₽ в месяц. Заработок не зависит от сезона, но бывают спады в январе и мае, когда много выходных — из-за этого мы закрываем меньше проектов и получаем меньше оплат, а иногда уходим в минус в эти месяцы. Например, в мае 2022 года мы ушли в минус на 130 000 ₽, а в январе 2023 года — на 100 000 ₽.

При этом даже в пандемию мы не пострадали в финансовом плане. В основном наши клиенты — некрупные компании, которые продолжали работать в тот период. Единственная сложность возникла с одним из ресторанов, но он смог расплатиться с нами позже.

от 150 000 ₽
прибыль студии в месяц

Больше всего доходов нам приносит разработка сайтов и, как ни странно, доработки проектов, выполненных не нами. На эти направления приходится 45 и 19% соответственно. Остальные источники дохода — разработка приложений, техподдержка и реклама в поисковиках.

Внутренние расходы — это корпоративы, оплата занятий по английскому языку, заказ продуктов и хозяйственных принадлежностей в офис, оплата сервисов, например Wazzup  . В январе сделали небольшой ремонт и потратили 50 000 ₽ на покраску стен и покупку стульев.

Распределение операционных расходов

Статья расходовДоля
Зарплаты сотрудникам83%
Налоги и внутрикорпоративные расходы15,6%
Аренда1,4%

Распределение операционных расходов

Статья расходовДоля
Зарплаты сотрудникам83%
Налоги и внутрикорпоративные расходы15,6%
Аренда1,4%

С 2018 по 2021 год мы росли по выручке в среднем на 25% ежегодно, в 2022 рост замедлился. У нас большая конкуренция в сфере ИТ: в Омске много подобных компаний, некоторые после ухода иностранных клиентов перешли на отечественный рынок, и это повлияло на объем заказов и выручку. Поэтому нам нужно искать дополнительные источники дохода и вводить новые услуги, работать над увеличением среднего чека. В 2024 году я хочу начать предлагать клиентам также SEO-продвижение.

Первые четыре года после открытия компании я наблюдала рост прибыли до 30% в год. В 2022 прибыль уменьшилась на 10% по сравнению с 2021. Выросли расходы — главным образом на зарплаты сотрудникам. Проекты стали трудоемкими, и на первом этапе не удавалось корректно оценить затраты в часах, в итоге случались переработки.

Сейчас мы нашли решение: создали программу, которую будем внедрять в 2024 году. Она помогает оценить проект, проанализировать загрузку команды: я могу видеть на дашбордах все показатели бизнеса на одном экране — сколько проектов у нас в работе, какой сотрудник большего всего загружен, рентабельность каждого проекта. Поскольку главная статья расходов — это ФОТ, а разработчики получают почасовую оплату, мы хотим детальнее учитывать часы, уменьшать количество просрочек и багов.

Что касается налогового режима, сначала мы работали по УСН. Но через четыре года после открытия мы регистрировали отдельное ИП для мобильной разработки и не подали вовремя уведомление о переходе на УСН. Начали искать решение, и бухгалтер подсказал, что для нашей сферы в регионе действует патент  . Странно, что среди руководителей других веб-студий мало кто об этом говорил. Это значительно облегчило нам работу. Сейчас по условиям патента мы платим фиксированную сумму в год за каждое ИП — 51 042 ₽.

Истории о бизнесе

Мы работаем с людьми, и все они разные, поэтому есть много забавных и интересных историй. Обрабатываем даже странные запросы — не раз заказчики говорили мне, что другие разработчики отказывались с ними сотрудничать, потому что не понимали специфики их услуг. Думаю, в том, что мы говорим с клиентом на одном языке, наша ценность и наша сила.

Однажды мы делали сайт для православного храма. Когда завершили работу, я позвонила священнослужителю, который занимался этим вопросом, и предупредила, что мы выслали счет. Он ответил: «Да, все хорошо, счет на оплату батюшка благословил». Такого ответа я не ожидала услышать.

Вот еще одна история. Семь лет назад к нам обратился клиент из Москвы, который попросил добавить на сайт определенный знак. Мы разместили его в углу страницы, после чего клиент позвонил и эмоционально потребовал поставить его так, чтобы знак на сайте был, но его никто не видел. У меня вырвалось: «Вы что, масон?» Клиент рассмеялся и сказал, что астролог разработал для него этот знак для успеха в бизнесе.

Еще он попросил, чтобы никто из нашей компании ни в коем случае не сохранял этот знак у себя на компьютере, потому что посторонним людям он ничего хорошего не принесет. Я, конечно, не восприняла это всерьез, но все требования мы выполнили. А через пару дней у нас сломалась машина, и мы с мужем шутили по поводу этого совпадения.

Итоги и планы

Я считаю наш малый бизнес уже состоявшимся. Безусловно, у нас есть план развития, пока не такой большой, как хотелось бы, потому что я сейчас в декрете. Но мы хотим внедрить свою программу по управлению проектами и предложить ее другим ИТ-компаниям для тестирования, вывести этот продукт на рынок.

Также сейчас делаем упор на систематизацию данных, в компании уже есть база знаний, и мы намерены развивать это направление. Хотелось бы обучать наших ребят, чтобы они повышали свой профессиональный уровень.

Еще у меня есть мечта выиграть в каком-нибудь конкурсе сайтов. Мы уже близки к этому: наши работы занимали призовые места на Russian Drupal Awards — конкурсе русскоязычных сайтов, разработанных на базе Drupal  .

Кроме того, нам нужно решить ряд вопросов, связанных с рекрутингом, строительством бизнес-процессов внутри компании, ростом прибыли и выручки. В наших планах — продолжать развитие и вырасти в размерах, несмотря на все сложности малого бизнеса в регионе.

Маша ЦицюрскаяКак бы вы развивали такой бизнес?
  • ДенисМеня всегда поражает когда пишут «себе мы зарплаты не платили вообще»... На что вы жили тогда? Голодали? Сильно сомневаюсь! Но если даже вы не платили себе зарплату, (первое время, конечно) то открытие IT-студии вам обошлось гораздо в большую сумму, что вы тут не прописали. Ведь эту сумму нужно было сначала накопить, прежде чем тратить, либо вы жили за счет кредита, что тоже умолчали и является критически глупым решением. В общем требую объяснений, как вы первое время не платили себе зарплату и при этом жили и развивались :)3
  • Анна Захарченкоuser1588068, а вы предприниматель? Обычно, все кто из малого бизнеса часто на начальных этапах своего дела используют деньги из оборота для своих нужд и это является большой ошибкой, естественно! На что мы жили - брали деньги из оборота компании.1
  • ДенисАнна, у меня был бизнес, но тоже совершал ошибки и пришлось закрыть дело. Я не без греха конечно же. Чем-то плохо управлял, чем-то хорошо. Меня больше возмутило, что «себе зарплату не платили», а из оборота компании если себе брали, это что было? Расход в виде «ФОТ» должен быть заложен с самого начала. Цифры у вас получаются не верные, что за 50 000 рублей студию не открыть и зарплату себе не выплачивать.5
  • Анна ЗахарченкоДенис, мы стали платить себе зп с 2018 года, до этого просто брали в конце месяца нужные суммы из оборота компании) в 2018 году я пошла на бизнес обучение и наставник сказал мне первым делом это сделать))) 50 000 руб - это сумма, которая была нужна для открытия. Параллельно и у меня, и у супруга была еще работа в течение 6 месяцев - на нее и жили вначале. Ответила вам честно.2
  • СергейИзвините, но... Вы хоть свой собственный сайт и сайты, что в портфолио выложили до ума доведите. Навскидку: - у вас на сайте форма для обратной связи пропускает нереальные номера телефонов, но не пропускает реально возможные телефоны или адреса почты. - не закрывается всплывающее окно "обратная связь" при нажатии на крестик - точнее закрывается при нажатии только на определенную часть крестика, а не по все площади. - на первом же сайте из портфолио с ассортиментом продукции раздел "хиты продаж" находится... почти в самом низу уже после основного ассортимента и вторичных статей - блеск дизайна )) - на том же сайте ссылки на телеграмм и вотсап не рабочие - пара сайтов из портфолио уже недоступны. И это просто, что в глаза кидается в течении 5 минут даже без серьезного анализа. И при этом не стесняетесь просить 60 тысяч за сайт-визитку.8
  • Анна ЗахарченкоСергей, спасибо за внимательный мини-аудит нашего сайта и наших проектов. Проекты бывают разные - как и требования к дизайну от заказчиков :-) поэтому отвечу на все комментарии от вас так - будем улучшатьcя по всем фронтам, приняли к сведению.0
  • Andre MacarenoОтлично, работаем дальше3
  • ЕрёмаСергей, так 60 тыс это копейки за лендинг в наше время. ну и как вы хотели, чтоб вам за такие гроши качество и дизайн как у гугла чтоли было, ну камон1
  • SonechkaДобавлю свои 5 копеек по сайту. Я любитель вордпреса во всех смыслах, люблю движок, любитель - не профи. Но при посещении Вашего сайта мне понравились мягкие цвета. Единственное, мне как пользователю показалось, что очень много анимации. Бегущие строки, падающие кнопки и т.д - отвлекает пользователя от основного - звонка, заявки, заказа. Но это просто мое мнение. А Вам я желаю процветания.0
  • Фрёкен СноркАнна, спасибо, очень интересно0
  • СергейЕрёма, 1 - сайт-визитка из готова шаблона - нормальная цена? Меньше чем за день работы? 2 - а собственный сайт нормально себе же сделать что мешает?1
  • Анна ЗахарченкоФрёкен, Спасибо1
  • Анна ЗахарченкоSonechka, спасибо! а мы наоборот хотели добавить всяких приколюх0
  • Анна ЗахарченкоАнастасия, Конечно, давайте пообщаемся! как с вами можно связаться?0
  • Анна ЗахарченкоСергей, мы свой собственный сайт подшаманим до лета) у нас в Омске далеко не все клиенты готовы заплатить 60 тысяч за сайт. Мы на шаблонах не делаем - рисуем макеты для каждого проекта.0
  • Анастасия ХаритоноваАнна, @AnastasiaKhari телега0
  • Денис КулишСпасибо за статью интересно было почитать, во многом узнавал себя в первые годы работы агентства. В свое время тоже страдали от того, что проекты иногда растягиваются, денег не хватает, нужно начинать новые проекты, а старые доделывать не интересно. Как следствие куча лишних потраченных нервов и дополнительная напряженность в офисе. Чтобы решить проблему, отказались от оплаты за проекты двумя частями (обычно аванс и остаток по завершению работ). Разбивайте все платежи по проекту на три, четыре и более частей, каждую из который привязывайте к логически завершенному этапу работ. Таким образом получить более равномерное поступление денег на счет и «сохраните» интерес менеджеров на всей «дистанции» по проекту. В общем искренне рекомендую, нам в свое время это очень помогло.1
  • Анна ЗахарченкоДенис, спасибо за обратную связь! сейчас приходим как раз к тому - что вы описали :-)0
  • APEXWEBкак у вас сотрудники числятся? штат или самозанятые?0