Я прочитал книгу «На крючке» и по-новому взглянул на маркетинговые процессы

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Виктор Мурзин

Страница автора

«На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки»

Авторы: Нир Эяль, Райан Хувер

Авторы книги, Нир Эяль, американский журналист, который пишет для журнала Forbes, TechCrunch и Psychology Today, и Райан Хувер, создатель проекта Product Hunt — сервиса, через который стартаперы могут получить обратную связь на свои разработки, — пошагово описывают, как можно создать продукт, который будет полезен и важен для любого клиента. Однако «На крючке» — это не просто инструкция. Авторы книги анализируют психологию потребителя и принципы формирования у людей привычек и подробно рассказывают, почему маркетологам необходимо держать эти поведенческие паттерны в мыслях при разработке своих продуктов.

Мне, как человеку, работающему в IT и занимающемуся созданием проектов для редактирования фото и видео, было интересно узнать, как можно увеличить ретеншн, сформировав у юзеров привычку пользоваться продуктом. Авторы книги пишут, что в XXI веке недостаточно просто создавать качественный товар, что само по себе непросто, но и держать клиента «на крючке», то есть «подсаживать» его на продукт.

В книге описаны различные стратегии так называемого полезного манипулирования: рассказывают, как важно напоминать клиентам о своём продукте, так как все современные люди в той или иной степени зависят от смартфонов; какие внешние и внутренние стимулы использовать для повышения интереса к своему товару.

Эта книга будет полезна и маркетологам, и стартаперам, и всем, кто интересуется психологией и антропологией экономики и потребления и задаётся вопросом о том, какие маркетинговые инструменты и методы стоят за рекламой и почему мы покупаем те или иные продукты.

Райан Хувер и Нир Эяль, который, кстати, довольно часто пишет на темы, связанные с технологиями и психологией, не боятся использовать сложные термины из когнитивной психологии и маркетинга. Например, в «На крючке» рассказывается об эффекте фрейминга — психологическом искажении, при котором форма подачи информации или преподнесения продукта влияет на то, как люди воспринимают эту информацию и этот продукт. Или, например, в книге хорошо представлена известная всем маркетологам модель AIDA (Attention, Interest, Desire, Action — внимание, интерес, желание, действие) — модель потребительского поведения, которая описывает последовательность событий, ведущих к принятию человеком решения о покупке.

Так что, если вы в целом интересуется социальными науками или готовы читать книги для общего развития, «На крючке» вам понравится и очень даже пригодится.

Из книги я почерпнул идеи о том, как сделать продукты, которые я создаю, более востребованными. Особенно мне запомнились идеи о продуманной инвестиции: Нир Эяль и Райан Хувер утверждают, что, чтобы привить клиенту привычку пользоваться продуктом, нужно, чтобы он вложил в него часть себя. И, по мнению авторов, это хорошо работает с разными приложениями, интернет-сервисами и фото- и видеоредакторами — это как раз то, чем я занимаюсь.

Но, в целом, благодаря этой книге, я освежил в памяти основы маркетинга и узнал много полезных маркетинговых приёмов, которые могут пригодиться мне в будущем. Мне понравилось, как легко и доступно авторы описывают сложные модели и психологические паттерны. Текст не кажется перегруженным или затянутым.

Также книга заставила меня задуматься о том, насколько этично использовать некоторые из описанных авторами методов привлечения внимания и формирования привычки. Может ли манипулирование быть полезным? Правильно ли использовать эвристику привязки (или «эффект якоря» — эффект, при котором маркетологи привлекают внимание клиента к одному конкретному преимуществу товара, заставляя его забыть обо всех минусах), чтобы «подсадить» потребителя на продукт?

Думаю, каждый, кто прочитает эту книгу, невольно задастся этими вопросами и придёт к своим собственным ответам и выводам. Я уверен, что эта книга может помочь по-новому взглянуть на маркетинговые процессы. А также, если вы сами занимаетесь разработкой продукции, после прочтения этой книги вы точно сможете усовершенствовать свои товары так, чтобы они стали незаменимыми для клиентов.