Я прочитал книгу «Жемчужина» и понял, насколько сильно внезапное богатство меняет человека
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
«Жемчужина»
Автор: Джон Стейнбек
История разворачивается в небольшом посёлке на берегу залива в Калифорнии, в котором царит голод, нищета, и в котором живут необразованные люди. Главные герои — Кино, его жена Хуана и их сын Койотито — жители этого посёлка. Однажды утром, завтракая, Кино и Хуана увидели, что Койотито ужалил скорпион, родители сразу же побежали спасать ребёнка: Хуана высасывает яд, Кино убивает скорпиона. Однако, надо понимать, что укус Скорпиона смертельно опасен. И по этой причине родители со своим малышом на руках отправляются к белому доктору.
Из-за разности контингентов и из-за того, что Кино и доктор — это представители разных народов («соплеменники [доктора] почти четыре сотни лет истязали, морили голодом, обкрадывали и презирали соплеменников Кино, держа их в страхе»). Доктор, разумеется, не желает лечить малыша Койотито; к тому же, ясное дело, у Кино не будет денег оплатить услуги. Слуга белого доктора наврал Кино, что того [доктора] нету дома (перед этим убедившись, что на оплату лечения у Кино есть всего несколько «жалких», маленьких жемчужин), тем самым унизив Кино и его народ, который последовал за ним (но о теме народа в этом произведении расскажу чуточку попозже). Они возвращаются домой и отправляются и отправляются на залив, чтобы ловить жемчужины. Кино, ныряя, как обычно ища жемчужины, находит самую огромнейшую («жемчужина была крупная, не меньше яйца морской чайки, величайшая жемчужина в мире»).
Хочу уведомить вас о том, как быстро разлетаются новости в этом городе («Как распространяются в нем новости — неразрешимая загадка. Кажется, они разлетаются быстрее, чем бегают мальчишки; быстрее, чем женщины успевают поделиться ими через забор.»). По этой причине, прежде, чем наши герои добрались до берега, новости о том, что Кино поймал величайшую жемчужину в мире разлетелись с невиданной скоростью и весь город об этом знал.
И я хочу заострить ваше внимание на том моменте, когда Кино ещё не пошёл делать обмен жемчужины на деньги, но о находке жемчужины знали уже все. Именно в этот момент все персонажи изменились, словно по щелчку пальцев. «Святой отец прикинул, сколько могут дать за жемчужину», поэтому даже вспомнил, венчались ли Хуана и Кино. Доктор меняет отношение к Кино и к его проблеме (Койотито и укус скорпиона), поскольку у него теперь было чем расплатиться за услуги белого врача. «Нищие с паперти услышали новость одними из первых», ведь они-то знали о доброте Кино и его щедрости раздачи милостыни. Ну, и, конечно же, дельцы, скупающие у ловцов жемчуг, начали подсчитывать, сколько они отдадут за этакую вещицу. «Сущность [жемчужины] смешалась с человеческой сущностью, и на дно выпал странный темный осадок»: теперь каждый понял, что жемчужина ему не безразлична, но препятствовал исполнению всех людских прихотей лишь один человек — им был Кино. Соответственно, Кино стал общим врагом. А Кино и Хуана об этом ещё не подозревали. Часть этого мира, а именно Хуан-Томас (брат Кино) с Аполонией (жена его), были рады за него, и их им хватало.
Вечером они вчетвером (Койотито спал) обсуждали прихоти, которые Кино хотел бы потратить. Кино хочет обвенчаться с Хуаной, накупить одежды; затем «в жемчужине» (внутри) начали появляться разные вещи, о которых когда-либо хотел Кино.
Далее Кино сказал о желании отправить Койотито в школу («Мой сын сможет открывать и читать книги, писать и понимать написанное, научится складывать числа. И все это сделает нас свободными, потому что он будет знать — он будет знать, и через него мы тоже будем знать.»)
И вот на этом моменте мы начнём с вами распутывать, словно из клубка, темы, которые поднимает эта, на первый взгляд, несущественная, но на деле глубочайшая повесть.
Первая тема — отношение между белыми и «какими-то индейцами». Белый доктор и другие люди, которые будут нам дальше встречаться по сюжету, которые не живут в деревне как Кино — это образованные, хорошо зарабатывающие люди, которые живут в красивых районах, но с мерзкими и характерами. У них есть желание обмануть Кино и его народ, они пользуются тем, что народ Кино — это нищие люди, у которых: если заболел, то умер, если голод, то тоже умер. И по этой причине доктору не жалко помогать малышу Койотито. Да и священник вспомнил о них лишь тогда, когда понял, что его услуги могут быть хорошо оплачены.
По этим причинам, Кино хочет, чтобы его сын «повёл их народ», но сделать он это сможет только став образованным. Тему 1 можно ещё назвать «темой равенства».
Дальше пришёл доктор. «Кино почувствовал, как ярость и ненависть превращаются в страх. Доктору, быть может, многое ведомо. Кино не имел права ставить собственное бесспорное невежество против возможного докторского знания. Он оказался в ловушке, в которую вечно ловили и будут ловить людей его народа — до тех пор, пока, как выразился Кино, они не смогут быть уверены, что написанное в книгах действительно в них написано. Кино не желал рисковать — только не жизнью или прямой спиной Койотито. Он посторонился, давая доктору и слуге пройти.» и белому доктору удалось вылечить Койотито. Однако теперь Кино оказался в долгу перед доктором.
В ту ночь перед обменом кто-то пробрался в дом, однако Кино удаётся его прогнать («метнулось к двери, послышался топот бегущих ног, и все стихло»).
В этот момент я хочу вас ознакомить с, так называемой, темой 2 — темой «Жемчужина — грех — дьявол». Не хочу сильно развивать эту тему, ведь вы и сами скоро всё поймёте. «Она нас погубит» — хрипло крикнула Хуана. Да, и почему она сказала именно так, скоро догадаетесь.
Но на крики Хуаны Кино ответил весьма вразумительно: «Для нас это единственная надежда, — ответил он. — Наш сын должен ходить в школу — должен вырваться из того сосуда, в котором мы заточены». От жемчужины исходила «музыка радости и надежды, залог безмятежного будущего, безопасности и комфорта».
УТРО. «Смотри, как бы тебя не обманули» — предупредил Хуан-Томас своего брата. Прийдя к скупщику в Ла-Пас, Кино заявили, что его жемчужина — это золото дураков, мол, она слишком большая («Это всего лишь диковинка. Мне очень жаль. Вы думали, она стоит больших денег, но на самом деле грош ей цена.»), поэтому скупщик предлагает ему ничтожно малую сумму за его «величайшую жемчужину».
Назвав скупщиков мошенниками, Кино с Хуаной и со своим народом, который ходит за ним везде (и к белому доктору, и к скупщикам; здесь мы видим тему 3 — цельность народа, даже несмотря на то, что Кино стал якобы антигероем из-за жемчужины).
В тот вечер они вернулись домой и Кино решил (при помощи брата), что, возможно, его не обманут (по крайней мере, не так сильно) в столице. Здесь Хуан-Томас произнёс те слова, которыми можно описать всё положение Кино: «Ты бросил вызов не скупщикам жемчуга, а всем порядкам, всему устройству жизни». Однако Кино — не тот, кто остановится.
Ночью на него нападают, он не понимает, кто это был, Хуана привела его домой и они засыпают. А ночью, в тайне от Кино, Хуана бежит к побережью с жемчужиной в руке, чтобы кинуть её в море, тем самым очистить себя от дьявольского дара и уберечь свою семью от всех бед, которые натворит эта маленькая фитюлька…
Однако Кино её догоняет и вырывает у неё жемчужину («Кино ударил жену кулаком в лицо, а когда она упала, пнул в бок.»). Далее Кино на пути домой встречает каких-то людей, которые были рядом с его домом и убивает их. Поскольку он знает, что никто не поверит, что он («какой-то индеец») всего-навсего защищался, он решает со своей семьей сесть в каноэ и отправиться в путь. Он отправился обратно, к побережью. И вдруг он замечает, что горит их дом. Он мигом бросается туда. Хуана бежит навстречу с Койотито и рассказывает, что в доме перевернули все вверх дном — видимо, в поисках жемчужины.
Этой же ночью они убегают из города (каноэ разбито). Но в один момент они понимают, что за ними по пятам шагают преследователи.
Мы подходим к главной сцене повести — «У/В пещере». В пещере, прячась от преследователей сидят Хуана с маленьким Койотито. А Кино отправился (очень тихо, на цыпочках) навстречу преследователям, которые устроили привал ночью прямо под пещерой. Кино убивает главаря команды преследователей и всю их шайку тоже, однако перед этим случается то, чего так опасался Кино… Малыш Койотито начинает плакать и главарь, думая, что это воет койот, стреляет в сторону пещеры и… Убивает малыша!
На следующее утро они возвращаются в посёлок, Хуана несёт тельце своего ребёнка. Они подходят к заливу и Кино бросает жемчужину. Она падает на дно, и поднявшийся песок её заметает.
«Ее музыка становилась все тише, пока не смолкла совсем»
И тут я раскрываю главную тему (контекст) произведения, раскрывающую характеры героев. Это мелодии. В начале в голове у Кино мелодия семьи, а, к примеру, во время главной сцены у пещеры — у него в голове играет музыка врага. Так как мы не особо-то можем увидать эмоции главного героя (да, он упрямый, но не очень сентиментальный), мы их можем прочувствовать через музыку, которую в каждом моменте произведения нам подробно описывает Джон Стейнбек.
Вообще, можно похвалить автора за то, как он нас размеренно, не бегом, а спокойно, ведёт по сюжетной ниточке. И духовный смысл произведения огромен (кстати, может быть вы найдёте ещё какую-нибудь тему). Главное, не воспринимайте эту повесть как детектив: умрет ли там кто-нибудь во время преследования или очередных ночных нападок. Стейнбек ставит перед нами великий вопрос: а что я готов отдать за богатство? Сына? Жену? Дом? Родных?