Я запустил прогулки на сапах в 2021 году за 180 000 ₽

21

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Идея и суть бизнеса

В теперь уже далеком 2017 году я купил себе первый SUP (надувная доска с веслом) для "просто поиграться". SUP — Stand Up Paddle, дословно переводится как гребля стоя. Тогда это еще не было мейнстримом, как сейчас и чтобы выбрать доску мне пришлось потратить некоторое время на изучение и перевод роликов иностранных обзорщиков.

На русском Ютьюбе информации не было от слова совсем, при этом на дальнем востоке нашей необъятной надувные доски стали юзать гораздо раньше, чем в крупных городах центрального региона. Всего скорее потому, что там Китай в двух плевках, где эти самые доски и клепают по сей день. И да, позже, после первого сезона эксплуатации я снял обзор на свою доску, который набрал рекордные для моего канала 45 000 просмотров на YouTube.

Эта самая "игрушка" увлекла меня настолько, что через несколько лет активного самостоятельного использования я решил попробовать монетизировать своё хобби. Суть так называемого "бизнеса" заключалась в том, что группа людей под руководством инструктора выходила на воду на твоих досках и, постигая технику гребли стоя, проходила какой-то маршрут. Поскольку штука была относительно новая и мало кому известная, люди проявляли к этому повышенный интерес.

Многие задают вопрос: а зачем мне инструктор? Что сложного?! Встал и греби. Но, как показывает практика, на словах ты мастер спорта по гребле стоя, а на деле падаешь при попытке встать на доску с колен. В этом, собственно, и есть разница между прогулкой с инструктором и обычным прокатом, где все в твоих руках (и ногах, гребешь ведь стоя).

В то время (2021 год) коммерческие прогулки на сапах были, как мне кажется, на пике своей популярности. Но, не смотря на это, я все-таки решился залететь в этот "бизнес". Решение это было принято неспроста, у меня был, как мне тогда казалось, козырь в рукаве, который отличал бы меня от других таких же "бизнесменов", но о нем позже.

Условный плюс этого "бизнеса" заключался в том, что всю снарягу я закупал по оптовому прайсу и даже в случае неудачи я мог бы продать все это добро практически без потери мощности всасывания, как говорили в рекламе пылесоса.

Предыстория

Еще в 2019 году, за несколько месяцев до начала пандемии Коронавируса, я залетел работать гидом в проект авторских туров на Филиппинах, который организовывали моя одноклассница Лида и её бойфренд Игорёк. Около трех месяцев мы возили туристов (преимущественно из РФ) по интереснейшим уголкам Филиппинских островов. Там у меня случился сдвиг парадигмы и я понял, что деньги можно зарабатывать не только ходя на обычную работу 5/2, чем к слову, я и занимался всю свою жизнь.

Вернувшись домой, я, как и весь мир, был вынужден сидеть дома без возможности реализовывать мероприятия, которые подразумевали массовое скопление людей. Напомню, что тогда массой считалось уже два человека. В это непростое для всех нас время я устроился работать к своему товарищу на склад и все мои идеи по организации чего-то крутого и прибыльного я убрал в дальний ящик своего сознания.

Контора, в которой я работал, занималась авиаперевозками. Но по образованию, да и по складу ума, я — прирожденный гуманитарий и люблю общаться с людьми. От сферы логистики я был очень далёк, поэтому на работу ходил, как на каторгу, но делать было нечего…

Спустя примерно 8 месяцев ковидные ограничения ослабли, параллельно и я досыта наелся работой на складе. Но во всем есть свои плюсы. За время работы на очередного "дядю" я успел скопить немножко деньжат и в деталях продумать, как я открываю свой бизнес по ведению прогулок на сапах.

Тот самый козырь, о котором было сказано ранее, заключался в том, что я горел тем, что делаю и просто прокат или прогулки с инструктором мне были не очень интересны. Концепция моего проекта заключалась в том, чтобы предоставить человеку комплексное мероприятие, а не просто прогулку на 2 часа. Филиппинский опыт научил меня взаимодействовать с людьми по-другому, хотя до этого я почти 8 лет отработал за барной стойкой. Я называл свои прогулки мини-путешествиями на сапах. Брал качеством, а не количеством. Уходил с людьми в "море" без ограничений во времени. Обязательно пытался раздергать и разговорить своих гостей, поднять им настроение, фотографировал их во время прогулок, ну а после всегда поил травяным чаем с разного рода вкусняшками.

Также, в отличие от других коллег по сап-цеху, я не водил прогулки в плохую погоду, а именно в сильный ветер. Для меня было важно, чтобы люди получили удовольствие от процесса и ушли от меня довольные, а не боролись со стихией на протяжении нескольких часов, а потом рассказывали всем, что SUP — это отстой.

Открытие

На носу стоял март месяц, вся снаряга уже была заказана, но я не мог на 100% рассчитывать на этот бизнес, поэтому с работы увольняться не стал, хотя работать там мне уже порядком поднадоело. Из-за ковида многие производства долго простаивали, что негативно сказалось на поставке сапов — она задержалась.

Объясню: сами доски клеят на одном заводе, плавники и весла делают на другом, рюкзак и упаковка — на третьем. Пока все комплектующие были собраны воедино и дошли до Москвы, наступил июль, т.е. середина сезона. Как говорится: "Времени на раскачку нет!" Благо, что я уже неоднократно прокрутил в своей голове все нюансы и тонкости, учел казалось бы всё.

Маршруты были прокатаны лично мной, но нужно было протестировать их на живых людях, ведь физподготовка у всех нас разная. Если один человек может пробежать марафон, то у другого появится одышка, поднимись он на третий этаж с пакетом из Пятёрки. И это на лифте.

Естественно я решил тестировать маршруты на своих друзьях. Если вкратце, то все люди без проблем прошли основные три маршрута, по которым я хотел водить людей. Среди испытуемых была моя хорошая подруга, которая тогда была на сносях (кажется 6й месяц) и даже она не жаловалась. Жаловался я:) Ведь анонс запуска моего проекта я дал еще до того, как провел тесты на своих друзьях. Мой телефон разрывался от сообщений с вопросами и мешал мне заниматься с людьми. Плюсом мне было тяжеловато грузить, разгружать и возить всю снарягу в одного.

Траты на запуск

Снимать кусок земли в водоохранной зоне у государства, возводить какое-то строение и делать стационарную точку проката я просто не тянул по деньгам. Помощников у меня не было, а друзья лишь с улыбкой смотрели на все, что я делаю. Да и, если честно, я опасался, что "не выстрелит", поэтому решил для начала замутить мобильную сап-станцию.

Мною были заказаны широкие, прогулочные доски в количестве 7 штук по оптовому прайсу прямиком из Владивостока, именно столько надувных досок можно было безопасно транспортировать на крыше моего легкового автомобиля. Вся остальная мелочевка была заказана на Алике. Страховочные жилеты я закупил напрямую с фабрики в Иваново через мужичка с Авито также по чип прайсу.

В вопросе с жилетами есть свой нюанс. Жилеты бывают страховочные и спасательные. В первом случае жилет будет держать человека определенной (~75 кг) массы на воде какое-то время, но человек при этом должен хотя бы чуть-чуть уметь плавать и, оказавшись в воде, сразу начать предпринимать попытки залезть обратно на сап или, в случае с его проколом, начать плыть к берегу. Во втором случае у жилета есть подголовник и более плотная набивка поролоном. Даже если человек будет без сознания, жилет будет долго держать его на воде, а подголовник не даст захлебнуться.

Техника безопасности при занятиях коммерческой деятельностью, которая подразумевает какие-то риски и экстрим — на первом месте, поэтому детские жилеты были строго спасательные. Также было закуплено несколько спасательных жилетов для взрослых на всякий пожарный. Вообще, за мой трехлетний опыт жилеты не пригодились ни разу (тьфу 3 раза), но по правилам нахождения на воде жилет должен быть на плав средстве. И так как я привык ответственно подходить ко всему, что делаю, у меня и у людей, с которыми работаю жилеты всегда были под карго сеткой.

На все про все ушло около 180 000 рублей.

Ошибки на этапе открытия

В целом я спланировал все до мелочей и проколов не было. Но через время пришлось продать одну доску. Уже даже и не вспомню, где это прочитал или услышал: у гидов разных мастей существует негласное правило — на одного гида максимум 8 человек. В случае ЧП оказать помощь большему количеству человек будет очень сложно, ну и внимание оказывать на протяжении экскурсии/тура тоже.

Здесь я опять вернусь к Филиппинскому опыту, когда при обратном течении у меня чуть не утонула вся группа (10 человек), кроме двух человек, которые занимались подводной охотой или дайвингом (уже и не вспомню). Я собственноручно вытаскивал из воды одного за одним восьмерых человек предпенсионного возраста и сам тогда чуть не утонул. Люди при этом были ранее проинструктированы, как себя вести в случае с обратным течением. Ну да ладно, речь сейчас не об этом.

Практика первых прогулок показала, что 7 досок — слишком много, точнее такое количество участников разом на прогулку было набрать тяжело. Я оставил в парке 6 досок, 7я была продана за один день по средней рыночной цене.

Команда

Весь проект веду я сам. Иногда мне не помешал бы помощник, т.к. порой я сильно устаю, когда несколько дней подряд стоит хорошая погода и много желающих походить по воде. Но, увы, я не могу доверить кому-то свое дело.

Доходы и расходы

Считаю главным преимуществом данной ниши тот факт, что оборудование, которое закупил я, хоть и имеет амортизацию, но весьма некапризное и не требует каких-то доп. вложений. Также к плюсам можно отнести отсутствие необходимости как-либо оформлять данный вид предпринимательства. Т.к. работаю я один, то достаточно стать самозанятым и иметь корочку матроса-спасателя.

Главный и наверное единственный минус данного "бизнеса" — это сезонность и привязка к погоде. Температура окружающей среды не так важна, как сила и скорость ветра. Хотя городской житель очень странное существо: когда температура воздуха ниже 20 градусов — ему холодно, выше 28 — жарко:) Ну и если подсчитать количество солнечных дней в Московском лете, то иногда хочется забросить всё это дело называемое бизнесом.

Из расходов на каждую прогулку можно выделить: бензин до места проведения прогулок и сладости к чаю. В первый сезон расходы на рекламу в соцсети ~300р/неделя. Очень часто ломают водонепроницаемые чехлы для телефонов, хоть это и сторублевая мелочь, но если подсчитать количество сломанных, то за сезон можно плюсануть 1500-2000р к расходам. Один раз дети утопили мне весло, но их мама компенсировала его стоимость, поэтому в расходы не записываю.

По доходам точно сказать тяжело, буду честен, точные подсчеты прибыли я забросил примерно через месяц, но со склада я тогда уволился и денег, которые я заработал за первый неполный сезон мне хватило дожить до середины зимы. В погожий денек, при наборе двух групп по 4-5 человек, получалось заработать ~15тр чистыми.

В общих чертах, работая по 2-3 дня в неделю, можно было заработать ~80тр/месяц (2000-2500р/человек за прогулку в зависимости от маршрута, группа 4-5 человек). Иногда плюсом выстреливали всякого рода корпоративы, где меня со всей снарягой снимали на пол дня за те же 15тр. А в сезоне 2023 я провел первый сплав с палатками на 52 км по реке Дубна. Стоимость участия была 8500р/человек.

Сразу подчеркну для тех, кто решит посмеяться надо мной и назвать данную авантюру недобизнесом. Речь идет не о Москве, а о Подмосковном городе Лобня, откуда люди 5 дней в неделю ездят на работу в Москву в битком набитой электричке 1,5 часа в один конец за те же деньги.

Продвижение

Самый первый сезон был также и самым успешным, т.к. тогда еще соц. сеть с картинками и лайками к ним не считалась экстремистской и не была под запретом. Раз в неделю я закидывал 200-300 рублей на таргетированную рекламу и на выходные собиралась одна-две группы с рекламы плюс одна-две группы по сарафану.

Сейчас с продвижением сложнее. Рекламы в Инсте нет, ВК — мертвая площадка. Пробовал продвигаться в Инсте через рекламу во всяких районных и тематических пабликах, через чатики в Телеграм. Пробовал продвигаться через разных лидеров мнений с ~30тыс. подписчиками, приглашая их на бесплатную прогулку в замен на отметку в сторис. Выхлоп мягко говоря был около нулевой. И если вы вдруг решили, что я приглашал не тех блогеров с неподходящей ЦА, то это не так:) Как я уже говорил в самом начале, я — гуманитарий. А именно — специалист по связям с общественностью АКА маркетолог и все процессы и тонкости мира рекламы мне понятны.

В определенный момент я начал давать волю своей фантазии (а позже оказалось, что я просто где-то это видел) и сделал коллаборацию со знакомой девочкой-инструктором по йоге. Она начала приводить своих людей и проводить йога-практики на воде. Деньги пилили пополам. Сезон 2022 я вытянул буквально благодаря ей.

Йога на сапах
Йога на сапах

Сезон 2023 отработал исключительно на морально-волевых, уже наработанной базе и сарафанном радио. Сейчас у меня есть основная работа с графиком 2/2, которая меня выручала в материальном плане.

Вы будете смеяться, но одна ясновидящая порекомендовала мне поменять отношение к тому, что я делаю: если раньше я места себе не находил, когда не мог набрать людей на прогулку, то сейчас я должен был просто отпустить ситуацию и заниматься своими делами, если не получилось организовать прогулку. Как только я последовал ее совету, ко мне образовалась очередь из желающих походить по воде именно со мной и именно на моих локациях. Чудеса, ей богу:)

Сложности в сфере и советы начинающим предпринимателям

Наверное, как и в остальных сегментах сферы услуг — это недобросовестные клиенты. Всем желающим зайти в эту или подобную нишу рекомендую не стесняться и брать с людей предоплату, которая, как показывает практика, мотивирует людей приходить на прогулки.

Интересная история о бизнесе

На старте проекта столкнулся с ребятами, которые уже работали на акватории, на которую я хотел зайти со своими мини-путешествиями на сапах. Ребята работали в формате стационарной точки проката в одном из яхт-клубов, да и маршруты наши почти не пересекались.

Если вкратце, то как только ребята увидели мою рекламу в соцсети, мне начали поступать сообщения с угрозами. Они обещали специально создавать волну (это неблагоприятная среда для сапов), катаясь рядом на гидроциклах, когда я буду идти с группой. Также были послания из разряда: "Это наша акватория и мы её доим!"

Я вырос в селе и моим друзьям непонятно слово сапсерфинг, но "раскачивать качели" на сельских дискотеках мы умеем дай боже:) На встречное предложение встретиться и обсудить разногласия мне так никто и не ответил.

Позже, непосредственно перед стартом моего проекта, дабы избежать неловких ситуаций в перспективе, я решил самостоятельно в одиночку заехать к ребятам и поговорить по душам, увы, на месте никого, кроме сторожа не застал. Попросил передать ребятам, что очень хочу с ними пообщаться, но с тех пор так и не дождался обратной связи… "Ребята, давайте жить дружно" © Кот Леопольд. Мы несколько раз пересекались группами на акватории, но т.к. я не знал, кто конкретно писал мне с их аккаунта, я просто улыбался их инструкторам. В ответ видел только кирпичные лица.

Однажды я выложил аптечку из машины, чтобы провести ревизию. Из медикаментов в машине оставались только спиртовые салфетки. Именно в этот день на прогулке одна из участниц как-то неловко решила сменить стойку. Садясь на колени, она умудрилась упереться в доску ногтем большого пальца и вырвала его с корнем. Думаю о последствиях рассказывать не нужно. Прогулку пришлось экстренно прерывать. До берега дотянул ее на буксире, после отвез в больницу, где ноготь удалили.

Результаты и планы

Сейчас бизнесом это уже не называю. Скорее хобби, которое в летний сезон приносит небольшой дополнительный доход. Объективно этот рынок уже перенасыщен. Прокат сапов есть на каждом пляже и сейчас любой желающий может купить себе собственную доску (пусть и не самого лучшего качества). Этим летом фестиваль Фонтанка-сап в северной столице собрал рекордные 10 000 участников. Для сравнения на первый фест, который я посетил в 2018 году пришло всего ~700 человек.

Не смотря на это, планирую продолжать водить прогулки, т.к. мне это нравится:) Знаю наверняка, что в сезоне 2024 будут приходить люди, которые уже у меня были и, всего скорее, приведут с собой друзей.

  • Алексей АверьяновПривет! Я тоже из Лобни и тоже пробовал начать сдавать в аренду сапы с похожей концепцией) ты молодец! Можем скооперироваться в дальнейшем) Телега @ATCens0
  • Dmitriy"По доходам точно сказать тяжело, буду честен, точные подсчеты прибыли я забросил примерно через месяц," У человека точно был бизнес? Или он решил написать фантазии на тему.1
  • FravЯ сначала подумал что ты Месси2
  • Юлия СоловьеваДоброго дня)) как Вас найти? Переехала в этом году с Владивостока в МО, хочу на сапе покататься, заинтересовал Ваш подход к прогулкам.2
  • Vadim VadimМаленький бизнес или большой не важно. Это все равно бизнес. Молодец. Удачи и роста3
  • Артем ПрокоповМолодец! Очень интересно пишите, точно гуманитарий. Удачи! Человек с таким опытом и подходом всегда может открыть что то новое!0
  • Лес РоЗА почему в вк мертвая площадка? Я часто посещаю салоны, которые вылетают в рекламе вк0
  • vse_i_spazuVadim, благодарю!0
  • vse_i_spazuDmitriy, именно поэтому в статье слово бизнес брал в кавычки :) Это скорее хобби, которое приносит небольшой доход, нежели полноценный бизнес. Фантазируют обычно диванные критики вроде вас, а я поделился своим опытом. Точные подсчеты имели бы смысл, если это была ниша, где нужно постоянно делать новую закупку чего-либо. В моем случае я указал средний доход за месяц, считаю этих цифр вполне достаточно для понимания доходности в общих чертах.0
  • vse_i_spazuFrav, сейчас уже не ношу бороду, а так да, когда работал за границей, мне часто говорили, что есть сходство с Месси и Франком Рибери))0
  • vse_i_spazuАлексей, пробовал? Что было дальше? Вы, кажется, не внимательно прочитали статью) Я не сдаю доски в аренду, я организую групповые прогулки и сам хожу с людьми. Пока что кооперация не интересна - не вижу смысла. Но, спасибо за предложение, обдумаю его.0
  • vse_i_spazuЮлия, приветствую Вас! Никнейм в Инсте: @piscessupwalks0
  • vse_i_spazuАртем, благодарю!1
  • vse_i_spazuЛес, какие салоны? Авто или салоны красоты?) Это разные ниши, дело в продукте/услуге. ЦА тоже другая, соответственно. Моя ЦА с введением ограничений в работе Инсты по большей части не стала переезжать ВК. Кто-то продолжает юзать Инсту, но реже из-за необходимости каждый раз включать vpn, кто-то вовсе отказался от соц сети с картинками. Я пробовал запускать рекламу ВК, выхлоп, мягко говоря, нулевой и абсолютно несравним с Инстой.0
  • Dmitriyvse_i_spazu, я не диванный критик, а предприниматель. Если озвучивать доход не зная расходов картина совершенно не объективная. Наверняка существуют ежедневные расходы бензин, реклама, непредвиденные расходы, зарплата инструктора и т.д.. все что осталось прибыль предприятия.0
  • vse_i_spazuDmitriy, скиньте, пожалуйста, ссылку на свою статью или сайт вашей компании, ознакомлюсь ради интереса. Расходы, конечно же, существуют и их я описал в статье в общих чертах, как и доход чистыми за день. Если вас смутило, что я не указал точную маржинальность, то извините :) Она варьируется от месяца к месяцу из-за погоды. И, если за один сезон вы заработаете 0.5 млн, то за следующий можете заработать 0.2, т.к. лето будет дождливым. Следующий свой проект опишу более детально, спасибо за критику, без неё нет роста :)0
  • Светлана ЛяминаПрекрасная статья! Автор честно признает косяки и делится успехами. Любой бизнес, маленький или большой, начинается с первого шага. Уважаемый автор, если вы захотите в следующем сезоне (а он обязательно наступит) провести соревнования или конкурс (например, на лояльность) среди постоянных клиентов, мы готовы предоставить призы от нашего бренда - Mistral. Мы всегда поддерживаем честных смельчаков! Любители хейтить и критиковать, не тратьте силы и время. Отвечать буду только на конструктивные предложения/запросы.1
  • Алексей Аверьяновvse_i_spazu, статью дочитал и концепцию тоже понял) под "арендой" я подразумевал как раз организацию сплава на сапах итп) По кооперации понял.:) Ладно, удачи! 😊1
  • vse_i_spazuСветлана, благодарю! Обязательно рассмотрю ваше предложение о сотрудничестве ближе к старту нового сезона :)0
  • Ник МихайловСпасибо за статью!0