Как мы зара­батываем 46 млн рублей на фотоателье без фотографов
Кейсы: открыли бизнес
44K
Фотографии — Анна Марченкова

Как мы зара­батываем 46 млн рублей на фотоателье без фотографов

Окупили вложения за полгода

95
Аватар автора

Наталья Локшина

открыла четыре фотостудии

Страница автора
Аватар автора

Дарья Дейнека

узнала, как работает фотоателье автопортрета

Страница автора

Мы с мужем долго работали по найму, а потом решили сделать свое фотоателье автопортрета.

В студии нет фотографов — там установлены зеркала со скрытой профессиональной камерой. Гость смотрит на свое отражение и нажимает кнопку на кликере — дистанционном пульте, чтобы сделать снимок. Получившиеся фото мы отправляем на почту.

Фотоателье UU существует три года, мы работаем в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге и Тель-Авиве. Вложения в первую точку мы окупили за полгода, прибыль ателье в Екатеринбурге в 2023 году — 4,2 млн рублей, а всех студий вместе — больше 46 млн рублей.

Но даже если кажется, что все просто, в нашем бизнесе много нюансов: от техники, которая быстро ломается, до огромного количества конкурентов, которые пришли на этот рынок по нашим стопам.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Рождение идеи не было романтичным

Со школы я много фотографировала, а в старших классах работала кондитером. Потом изучала предпринимательство на курсах в Израиле, коммерцию в искусстве в Екатеринбурге, разрисовывала костюмы в оперном театре и училась на куратора и современного художника в БВШД в Москве.

Мой муж Паша учился на физтехе, потом владел с бизнес-партнером несколькими кофейнями в Екатеринбурге, продал бизнес и был продуктовым менеджером в дочерней компании uDrive, а затем в фонде «Помощь».

Вместе с Пашей мы когда-то делали балансборды на продажу, а во время пандемии вернулись из Москвы в Екатеринбург, где стали развивать территорию загородного отдыха. Упор был на глэмпинг — отдых в комфортабельных палатках со всеми удобствами, а также вейксерфинг и другое активное времяпрепровождение. Мы были наемными сотрудниками: Паша управлял проектом, а я помогала с клиентским сервисом.

Учитывая весь опыт, мы не боялись запускать фотоателье. Оно также было логичным продолжением моего образования и интересов. В БВШД я работала с зеркалами для более глубокого изучения и узнавания себя.

Суть была в том, что, смотрясь в зеркало, я знаю себя только с определенного ракурса. В детстве у родителей был трельяж, в котором можно было посмотреться с новых углов — так, как видят нас наши друзья. Я сделала конструкцию из пяти зеркал, где можно было закрыться, увидеть себя со всех сторон и познакомиться с собой ближе.

Фото проекта из БВШД. Фотография: личный архив героини
Фото проекта из БВШД. Фотография: личный архив героини

С 13 лет я бегала с камерой наперевес, постоянно знакомилась с новыми людьми, фотографировала и сразу бежала проявлять пленку. Но после 20 лет я превратилась в интроверта.

При этом я знаю, как сложно иногда людям прийти к незнакомому фотографу и раскрыться перед камерой. Это трудно, хотя фотография кажется мне хорошим способом лучше себя узнать и принять. В итоге получается, что студия автопортрета — один из инструментов для первого шага в этом направлении, если с другими людьми взаимодействовать некомфортно.

В 2021 году в Екатеринбурге был подобный проект, но он не пользовался большой популярностью. Там ребята, фотографы с психологическим образованием, придумали, как с помощью автопортрета помогать людям принимать себя. В том месте даже проводили психологические сессии. Мы приходили к ним пофотографироваться, а после съемки я поделилась с мужем мыслями, как можно было бы проект переосмыслить.

Первым порывом было дать советы владельцам существующей студии, но мы решили, что лучше сделать самим.

Уже через неделю мы арендовали первое помещение. Я интуитивно понимала, что студия автопортрета может привлечь людей и заработать.

В России тогда подобных проектов толком не было, но последние лет 15 всегда присутствовал спрос на то, чтобы красиво сфотографироваться. Даже вопрос, как сделать фото для аватарки, по-прежнему актуален.

Классические студии бронируют фотографы, а наша целевая аудитория — гости, которые не занимаются фотографией профессионально. С нами не нужна своя техника и особые знания, мы позиционируем себя именно как развлечение, досуг.

Мы с самого начала придумали свою подачу. Создатели проекта в Екатеринбурге фокусировались на психологии, а мы — на фотографии, шли в сторону качества. Через несколько месяцев те ребята закрылись.

Изначально для меня фотоателье было способом творчески реализоваться, создать свой круг общения, чтобы делать что-то вместе. Деньги на старт взяли из накоплений. Паша сильнее погружался в числа. Мы высчитали, например, что раз хотим 200 тысяч рублей в месяц чистыми, то в день у нас должно проходить 5—6 фотосессий. Цена одной сессии на старте была 1800 ₽.

Ремонт в первом помещении делали своими силами. Паша привлекал на помощь друзей. Помню, под линолеумом мы нашли «шикарный» паркет. Паше пришлось взять в аренду циклевочную машинку — аппарат, который позволяет снять верхний слой со старого паркета. В итоге сами циклевали пол, полировали и затем покрывали маслом. На следующих точках мы уже привлекали специалистов.

Ремонт в первой студии в Екатеринбурге делали сами
Ремонт в первой студии в Екатеринбурге делали сами
Потом мы переехали в другое помещение, в «Ельцин-центре»
Потом мы переехали в другое помещение, в «Ельцин-центре»

Компьютер и объектив у нас уже были, кое-что из мебели, например рабочий стол, тоже принесли из дома. Остальное — камеру Canon, зеркало, вспышку, элементы декора и прочее — докупали. В целом, чтобы запуститься, нужен был комплект из специального зеркала, камеры, которая ставится позади, и объектива на нее, а еще компьютер для администратора. Первое фотоателье автопортрета UU мы открыли 1 мая 2021 года, потратив около 400 тысяч.

Самым сложным в первое время было отладить технику, чтобы она работала стабильно. Поначалу у нас не было денег, к примеру, на крутейшую камеру за 100 тысяч рублей. Могла самопроизвольно отформатироваться карта памяти или не работать кабели USB, потому что расшаталось гнездо. 31 декабря нам и вовсе пришлось арендовать вспышку у друзей: наша сломалась.

Первое фотоателье окупилось, как и все последующие точки, менее чем за полгода.

Кадр для будущих поколений

Есть такая ловушка: если человек не оплатил услугу заранее, у него будто бы есть пространство для легкого шага назад. Поэтому мы берем стопроцентную предоплату, хотя у нас есть правила отмены и свои деньги можно вернуть. Здесь суть не в том, чтобы буквально загнать человека в ловушку, а в том, чтобы помочь все-таки прийти к нам.

На входе в фотоателье человека встречает администратор. Он все рассказывает гостю и оставляет того в отдельном помещении, где есть зеркало и колонка, можно включить свою музыку.

Фотокамера находится за зеркалом, гость ее не видит. В студии уже выставлен свет. Гость фотографируется, держа в руке маленький пульт с кнопкой. Нажимаешь — срабатывает вспышка, а камера щелкает затвором, делая кадр. Одна сессия длится 45 минут.

После съемки мы обязуемся в течение 24 часов отправить по почте ссылку на папку с фотографиями в облачном хранилище. Мы всегда называем срок с запасом: хоть процесс отправки и автоматизирован, люди могут сделать за сессию две тысячи фотографий — и тогда выгрузка займет время. Доступ по ссылке действует неделю.

Администратор помогает гостям сориентироваться
Администратор помогает гостям сориентироваться
Из реквизита в студии только вентилятор, который может добавить в кадр живости, и минимум стульев
Из реквизита в студии только вентилятор, который может добавить в кадр живости, и минимум стульев
Один стул со спинкой, на которую можно облокотиться, и один барный, чтобы выглядеть чуть выше
Один стул со спинкой, на которую можно облокотиться, и один барный, чтобы выглядеть чуть выше

Сейчас по России уже больше 100 студий с автопортретом, поэтому мы вкладываемся в то, чтобы от всех отстроиться. Например, мы сразу решили, что у нас будет только черно-белая фотография. Даже фон у нас поначалу был только черный, что было отличительным знаком и маркетинговым ходом, потому что в других студиях ставили белый или цветной.

К тому же я училась на современного художника и всегда снимала на пленку. Понятно, что внедрить пленочную фотографию в нашем проекте не получится, но оставить пленочный штрих хотелось. Черно-белая фотография — отсылка к нему и классике, она вне времени.

Хочется, чтобы люди делали фотографии не просто на фронтальную камеру телефона, на бегу. Чтобы они пришли и в спокойной обстановке сделали кадр для будущих поколений, как это было в фотоателье раньше: люди посещали их раз в год или вообще раз в жизни — и результат оставался на десятилетия.

Нам не страшно отсекать клиентов тем, что делаем только черно-белые фотографии. На все есть свой покупатель. Я помню, как работала в кондитерской и усвоила, что давать человеку выбор — это не всегда хорошая идея, он начинает теряться. По той же причине в фотоателье мы тактично советуем не делать тысячи фотографий — просто потому что потом гостю будет сложно выбирать из них лучшие.

У нас на фотографиях нет ретуши, только базовая обработка. Также в нашем фотоателье нет экрана, на который выводятся фотографии в процессе, это тоже для нас важно и не изменится, потому что мы не хотим отвлекать людей от процесса.

Фото, снятые в наших студиях. Источник: фотоателье UU
Фото, снятые в наших студиях. Источник: фотоателье UU
1/2
Фото, снятые в наших студиях. Источник: фотоателье UU
Фото, снятые в наших студиях. Источник: фотоателье UU

Первые минут пятнадцать сессии зачастую уходят на то, чтобы привыкнуть к своему отражению в зеркале. Фотографии на экране начнут выбивать из процесса, гость будет отвлекаться на результат. Всегда есть разница между тем, как смотришься в зеркале и как получаешься на фотографии. И это обычно очень смущает людей.

Еще одно наше отличие от других студий — мы не предоставляем реквизит для фотосессий. По моему опыту, люди чаще стараются спрятаться за реквизитом, чем раскрыться с его помощью. К тому же сложно найти реквизит, который не будет выглядеть пошло и при этом не задаст гостю ненужное настроение.

Хочется остаться камерным проектом

В Екатеринбурге мы не вкладывали много денег на старте, а тестировали гипотезу — проверяли, нужен ли такой проект вообще, как его можно реализовать.

Спустя полтора года мы уже понимали, что, если проект пользуется успехом в Екатеринбурге, он будет актуален и в столице. Это большой город, где людям интересно новое. Поэтому второе ателье в России открылось в сентябре 2022 года в Москве. В августе 2023 года мы запустились в Петербурге, потому что нам много писали и спрашивали, нет ли нас там.

В Петербурге мы три-четыре месяца искали помещение, успели отчаяться, а потом увидели вариант в потрясающем месте — в общественном пространстве в Новой Голландии.

Наша фотостудия в Петербурге. Источник: фотоателье UU
Наша фотостудия в Петербурге. Источник: фотоателье UU

Бюджет на интерьер всегда разный, и не во всех помещениях можно диктовать свои условия. Ремонт в Новой Голландии потребовал большого количества переговоров с их администрацией. Там целый остров со своей концепцией, и важно, чтобы все проекты вписывались.

Был сложный процесс согласований: в какие часы можно проводить шумные работы, привозить и увозить оборудование, когда выносить мусор, когда приходят сотрудники, в какой цвет красить пожарные элементы, можно ли открывать окна и какой температуры будут лампы.

Цена 45-минутной сессии в Петербурге в будние дни до 18:00 — 5000 ₽, вечером и в выходные — до 6000 ₽. Нам удалось окупить вложения за полгода.

Студия в процессе ремонта. Только в первом помещении мы все делали сами, в остальные ателье нанимали бригады. Фотографии: личный архив героини
Студия в процессе ремонта. Только в первом помещении мы все делали сами, в остальные ателье нанимали бригады. Фотографии: личный архив героини
1/2
Студия в процессе ремонта. Только в первом помещении мы все делали сами, в остальные ателье нанимали бригады. Фотографии: личный архив героини
Студия в процессе ремонта. Только в первом помещении мы все делали сами, в остальные ателье нанимали бригады. Фотографии: личный архив героини

В октябре 2023 года мы перезапустились на новом месте в Екатеринбурге — переехали в «Ельцин-центр». В таких локациях, как выставочный центр, нельзя просто связаться с владельцем помещения, подписать договор и заехать. Нужно знакомиться, общаться, чтобы у обеих сторон было понимание, что вы друг другу подходите.

Сейчас мы открываем вторую точку в Москве. Решение приняли из-за того, что запись в первую студию на две недели вперед: люди могут уйти к конкурентам, хотя мы способны запустить еще одну локацию и покрыть повышенный спрос.

В целом в России мы решили ограничиться тремя городами. Хочется сохранить камерность проекта, а не раздувать его. Более того, есть шанс, что после открытия второй студии первое ателье в Москве закроем, потому что на новом месте будет больше помещений для сессий.

Есть проблема, что в разных городах у нас разные цены: в Петербурге — до 6000 ₽, а в Москве — до 7500 ₽. Кажется, такая разница получится и между двумя ателье в Москве, потому что там, например, отличается цена аренды. Неясно, как быть, если кто-то решит купить подарочный сертификат, а его получатель придет в студию, где цена сессии выше подаренной суммы.

В итоге у нас в России сейчас три фотоателье и еще одно на подходе. В июне 2022 года мы еще запустили ателье в Тель-Авиве, когда репатриировались в Израиль. Наше видение тогда было не совсем трезвым, но в целом в Израиле люди любят фотографировать и ценят необычные проекты.

А еще нам казалось правильным, переезжая в новую страну, чем-то заниматься на новом месте, чтобы интегрироваться и начать зарабатывать в местной валюте. В последние полгода в Израиле довольно напряженная ситуация, идет война, поэтому результаты бизнеса там не очень показательные.

Расходы на запуск фотостудии в Петербурге

Всего расходов5 600 000 ₽
Ремонт и мебель3 000 000 ₽
Оборудование1 300 000 ₽
Накладные расходы: оформление разрешений, страховки, подключение сервисов для работы и прочее970 000 ₽
Аренда и обеспечительный платеж280 000 ₽
Типографика и маркетинговые материалы50 000 ₽

Расходы на запуск фотостудии в Петербурге

Всего расходов5 600 000 ₽
Ремонт и мебель3 000 000 ₽
Оборудование1 300 000 ₽
Накладные расходы: оформление разрешений, страховки, подключение сервисов для работы и прочее970 000 ₽
Аренда и обеспечительный платеж280 000 ₽
Типографика и маркетинговые материалы50 000 ₽

Хочется локацию с историей

У нас нет большого чек-листа критериев, по которым ищем новые помещения. Даже в вопросе площади мы гибкие: в Москве у нашего первого фотоателье она в районе 60 м², а в Тель-Авиве — 25 м². Стоимость аренды и расходы на помещение в Петербурге составляют 130 тысяч в месяц.

Тем не менее у нас есть некоторые общие принципы выбора места. Во-первых, важно, чтобы в новой локации гость получил опыт не только от посещения нашего фотоателье. Москва, например, большая, поэтому добраться на фотосессию к нам — потратить полдня, пока едешь туда-обратно. Выбирая новое место, мы смотрим на район вокруг: куда еще человек сможет там сходить. Важно интегрировать фотоателье в пространство.

Для новой точки в Москве мы захотели большое пространство в каком-нибудь классном месте. Изначально собирались уложиться по аренде в 700 тысяч рублей, но в итоге сильно пробьем этот потолок, потому что влюбились в помещение в центре, на Мясницкой улице.

Во-вторых, мы смотрим, чтобы потолки были не менее трех метров. Это нужно, чтобы не искажать кадр и чтобы в него все попадало: и потолок, и пол, и было достаточно пространства на случай, если придет компания из пяти человек. Конечно, очень хочется, чтобы в помещении уже была налажена электрика: проведена проводка и не искрили розетки. Впрочем, это решаемо, с этим можно работать.

В-третьих, мы стремимся к инклюзии. Стараемся подбирать помещение с лифтом или на первом этаже. Важно, чтобы до нас могло дойти без сложностей максимальное количество гостей. Правда, на Мясницкой мы рассматриваем, на мой взгляд, недостаточно инклюзивное помещение. Будем думать, что с этим делать, как его под нас подстроить.

В UU работает 16 человек: восемь администраторов, директор по маркетингу, специалист по инфлюенс-пиару, ответственный за клиентский сервис, менеджер спецпроектов, технический директор, операционный директор, я выступаю в роли арт-директора, а Паша — генерального.

Гости могут выбрать два варианта фона в студии — белый или черный. Источник: фотоателье UU
Гости могут выбрать два варианта фона в студии — белый или черный. Источник: фотоателье UU
1/2
Гости могут выбрать два варианта фона в студии — белый или черный. Источник: фотоателье UU
Гости могут выбрать два варианта фона в студии — белый или черный. Источник: фотоателье UU

Никаких трендов в интерьере

Интерьер студий разрабатывают дизайнеры из Екатеринбурга, но сейчас ищем того, кто возьмется продумать новую точку в Москве. Сроки очень сжатые, а ребята, с которыми мы работали раньше, заняты другими проектами. На дизайн-проекты у нас всегда уходило до 100 тысяч, потому что над ними работают знакомые и цены они ставят дружеские.

Обычно мы учитываем в интерьере локацию и ее историю. К примеру, первое фотоателье в Москве у нас в креативном кластере «Суперметалл». Мы сохранили там зеленые обшарпанные стены, потому что раньше там был завод — показалось уместным подчеркнуть историю, а не перекрывать ее. В «Ельцин-центре» тоже своя история — в виде выставочной нейтральности и лаконичности: светлые стены и минимум деталей.

Некоторые фишки рождаются в общении с дизайнерами. В Петербурге у нас диван с необычной обивкой — кажется, будто сел на мох.

У меня в процессе разработки новых фотоателье бывают хотелки, которые приходится сдерживать Евгении, операционному директору проекта. Например, я могу захотеть лампы или столики, которые стоят 300 тысяч рублей, это слишком дорого.

Единственное, о чем я всегда прошу дизайнеров, — никаких трендовых вещей. К примеру, сейчас есть тренд на зеркала с плавными краями. Но такие вещи работают короткое время, пока на хайпе, а нам хочется придерживаться классики, дополняя концепцию черно-белой фотографии.

Так выглядит наша студия в Москве
Так выглядит наша студия в Москве
Помещение в Москве небольшое, всего 60 м²
Оформление у нас минималистичное, больше внимания стараемся уделять сервису. Например, у нас есть комната родителя и ребенка, чтобы была возможность поменять подгузник

Волшебное зеркало и фотоаппарат

В помещении, где гости остаются с камерой, стоит зеркало. Мы называем его зеркалом из Гарри Поттера или даже шпионским зеркалом, потому что в него встроена камера, которую не видно. С внешней стороны зеркало дает отражение, а с внутренней оно прозрачное — камера видит помещение и гостя.

Раньше мы не указывали, где именно в зеркале находится объектив, не хотели, чтобы гости в процессе искали его глазами. Со временем мы от этого отошли: на кадрах взгляд получался выше камеры, потому что человек не понимал, на каком она уровне, и это расстраивало. Теперь на зеркале есть метка, в какой точке расположен объектив.

Сами зеркала для нас делает российский подрядчик. Мы долго его искали и разговаривали с различными производителями, потому что не все владеют техникой производства зеркал, прозрачных с одной стороны. В 2021 году стоимость такого зеркала была около 30 тысяч рублей, а сейчас — от 50 тысяч.

На зеркале делаем небольшую отметку, где расположена камера, чтобы гости знали, куда смотреть в объектив
На зеркале делаем небольшую отметку, где расположена камера, чтобы гости знали, куда смотреть в объектив
1/2
На зеркале делаем небольшую отметку, где расположена камера, чтобы гости знали, куда смотреть в объектив
На зеркале делаем небольшую отметку, где расположена камера, чтобы гости знали, куда смотреть в объектив

Готовясь к открытию в Петербурге, мы сильно заранее заказывали зеркало. Попросили производителя придержать его у себя, пока мы не сделаем ремонт в новом помещении. Производитель завернул зеркало в пленку, а когда мы его получили, то на нем оказался брак — трещина. Попросили изготовить новое — и подрядчик при погрузке его разбил, поэтому открытие студии пришлось отложить. Каждый раз зеркало переделывал подрядчик за свой счет, но мы несли репутационные риски и покрывали простой помещения.

Фотоаппарат за зеркало устанавливаем сами. Камера у нас всегда профессиональная. Обычно используем Canon из линейки Mark. Сейчас один комплект из камеры и объектива стоит от 200 тысяч рублей.

Камера срабатывает, когда нажимается кнопка на дистанционном пульте — кликере. На рынке нет пультов, которые справлялись бы с такой интенсивной работой, как у нас, — тысячи фотографий в день, тысячи нажатий. Поэтому сейчас мы делаем их сами. Для этого обратились к команде инженеров в Екатеринбурге, они взяли на себя разработку.

Инженеры разрабатывают модель: паяют плату, потом заказывают по своим чертежам платы в Китае, продумывают корпус, изготавливают его на 3D-принтере и собирают из этого всего пультик. На разработку и партию из первых 200 кликеров потратили более 500 тысяч рублей. Они еще в разработке, но все будут использоваться у нас в фотоателье, потому что любые пульты быстро выходят из строя при активном использовании.

Так выглядит наш пульт для съемки
Так выглядит наш пульт для съемки

Привередливый свет

Фон менять у нас в студии нельзя, мы не используем рулонные фоны или что-то подобное. Есть два помещения — с белым фоном и с черным. Гость сразу записывается в то, где нужный ему цвет. Причем в зависимости от размера помещения и высоты потолков фоны будут работать по-разному.

Мы стремимся, чтобы на фотографиях были глубокие красивые тени. И из-за того что в помещении не только фон, но и другие стены, например белые, свет может сильно отражаться и глубокой тени не получится. В Екатеринбурге у нас было первое помещение площадью 30 м², где мы ничего не делали со стенами и свет сам идеально рассеивался. Повторить это мы до сих пор нигде не можем.

Зеркало, за которым камера, дает блики. И это тоже важно: нужно нащупать, когда все оказывается на своих местах, чтобы блики не попадали в итоге на кадр, ничего не засвечивали на нем и не искажали.

Из техники для света особенно важна вспышка — импульсный свет. Это моноблок, который срабатывает моментально, когда камера делает кадр. Проблема с импульсным светом и в целом с техникой в том, что она не заточена для такой интенсивной эксплуатации, как у нас. Люди могут делать по 15 тысяч фотографий за день. Это 15 тысяч срабатываний затвора камеры и вспышек-импульсов. Единственный способ подстраховаться от поломки техники — в каждой студии иметь запасную.

В качестве источника света мы используем только искусственное освещение. Окна закрываем, чтобы снимки не зависели от времени суток
В качестве источника света мы используем только искусственное освещение. Окна закрываем, чтобы снимки не зависели от времени суток
1/2
В качестве источника света мы используем только искусственное освещение. Окна закрываем, чтобы снимки не зависели от времени суток
В качестве источника света мы используем только искусственное освещение. Окна закрываем, чтобы снимки не зависели от времени суток

Когда мы в Стамбуле покупали вспышку для московской студии, я попросила показать самую мощную из всех. Продавец тогда спросил: «Девочка, зачем тебе очень мощная?» И когда я рассказала о количестве кадров, о том, как вспышка работает у нас, он очень удивился.

Сейчас вспышку, которую мы использовали, сняли с производства. Ее очень сложно найти во всем мире, а стоила она от 100 тысяч. У нас пока есть хороший запас техники, поэтому мы в спокойном темпе подбираем альтернативу.

Открывая новое ателье, мы привлекаем для грамотной постановки света специалистов-световиков. Они помогают «поймать» лучшее место для техники: высоту камеры, расположение и направление импульсного света.

Автоматизация процесса

Раньше, когда гость заканчивал фотосессию, мы вручную загружали фотографии в отдельную папку в облаке и отправляли клиенту по шаблону письмо со ссылкой. Сейчас у нас своя программа, которая делает все это автоматически, она сделана специально под нас. Администратор только вводит имя, электронную почту гостя и нажимает кнопку «Начать сессию», а по завершении сессии — «Завершить».

Внутри все работает так: администратор заполняет окно сессии и на диске создается папка гостя. Каждый сделанный кадр сразу загружается в нужную папку. А когда администратор заканчивает сессию, ссылка на папку отправляется гостю на почту.

Свою программу мы решили делать, чтобы облегчить себе работу, а заодно убрать человеческий фактор: например, администратор может случайно отправить ссылку с фотографиями не тому человеку.

Программа помогает гостям быстрее получить свои фотографии
Программа помогает гостям быстрее получить свои фотографии

Так как Паша работал продуктовым менеджером, он посовещался с друзьями, составил объявление, что мы ищем человека, который напишет такую-то программу. Объявление мы разместили на сервисе «Юду». Было несколько откликов, мы провели пару собеседований и выбрали специалиста.

Синхронизировать получение фотографий, загрузку в один сервис, затем отправку письма через другой и так далее — сложно, поэтому программа писалась три месяца и обошлась нам в 500 тысяч рублей. В процессе создания были технические проблемы, с которыми разбирался разработчик. Например, сервер выдавал ошибку или не работала отправка почты.

Важно, что никто не смотрит фотографии гостей, мы имеем к ним доступ только в экстренных ситуациях, когда что-то сломалось. Записываясь к нам на сессию, человек подтверждает оферту, по которой мы несем ответственность за конфиденциальность. Даже в соцсетях мы публикуем фото, лишь когда гости сами их присылают и дают согласие на публикацию.

Не используем классический маркетинг

Когда мы открывались в Екатеринбурге, стремились засветиться для местных, но не для Москвы и Петербурга. Мы не хотели, чтобы другие предприниматели увидели проект и открыли подобное в крупных городах.

Первый год мы очень аккуратно относились к блогерам и просто набирались опыта, не привлекая к себе лишнего внимания. Ходили на местные тусовки, привлекали знакомых. Даже интервью не давали. Все держалось на сарафанном радио. В какой-то момент мы начали пробовать таргетированную рекламу в «Инстаграме»*, но толком не успели с ней поработать, потому что для России сервис закрыл таргет.

Мы до сих пор ни разу не платили блогерам: нам важен честный отзыв, искреннее желание прийти к нам и попробовать автопортретную фотосессию на себе. При этом уже после первого запуска в Москве люди начали снимать у нас рилсы*, которые залетали в ленту рекомендаций. Это был формат POV, когда в видео показываешь, что ты пробуешь и как это выглядит. Так о нас стало узнавать все больше людей. Мы сами не просили гостей ничего выкладывать — это их решение. Главное, чтобы им самим захотелось поделиться опытом с другими.

Единственный маркетинг, в который мы вкладываемся, — это художественные проекты, коллаборации, помощь НКО. Каждый месяц делаем благотворительный день, когда половина от полученных денег уходит некоммерческим организациям.

В коллаборациях мы берем на себя поиск героев, оформление историй, разработку концепции и прочее. Например, разрабатывали карточки для спикеров конференции ТОК и документального кинофестиваля Beat Festival. Также вкладываемся в рилсы*, где рассказываем о значимых фотографах, моделях и других деятелях культуры.

В планах — доработка мобильного фотоателье. Это станция, которая приезжает на мероприятие и позволяет гостям самим сфотографироваться.

Выручка и расходы в Петербурге за февраль

Всего расходов1 870 000 ₽
Рентабельность56%
Ремонт и улучшения280 500 ₽
Затраты всей сети: маркетинг, часть ФОТ управляющей компании, спецпроекты и благотворительность205 700 ₽
Аренда и офисные расходы130 090 ₽
Расходы на команду100 000 ₽
Маркетинг56 100 ₽
Покупка и обслуживание оборудования37 400 ₽

Выручка и расходы в Петербурге за февраль

Всего расходов1 870 000 ₽
Рентабельность56%
Ремонт и улучшения280 500 ₽
Затраты всей сети: маркетинг, часть ФОТ управляющей компании, спецпроекты и благотворительность205 700 ₽
Аренда и офисные расходы130 090 ₽
Расходы на команду100 000 ₽
Маркетинг56 100 ₽
Покупка и обслуживание оборудования37 400 ₽

Прибыль по точкам за 2023 год

Всего46 819 589 ₽
Москва35 585 828 ₽
Петербург (начали работу с августа)7 012 154 ₽
Екатеринбург (не работали в мае и июне)4 221 607 ₽

Прибыль по точкам за 2023 год

Всего46 819 589 ₽
Москва35 585 828 ₽
Петербург (начали работу с августа)7 012 154 ₽
Екатеринбург (не работали в мае и июне)4 221 607 ₽

Мы ищем предпринимателей. Если хотите рассказать историю своего бизнеса — заполняйте анкету

Как вы сделали свое любимое фото?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество