«Интерстеллару» 10 лет: 6 причин пересмотреть научно-фантасти­ческую драму Кристофера Нолана
Поп-культура
13K
Кадры — Legendary Pictures

«Интерстеллару» 10 лет: 6 причин пересмотреть научно-фантасти­ческую драму Кристофера Нолана

14
Аватар автора

Никита Демченко

написал текст за 168 лет

Страница автора

6 ноября 2014 года в российский прокат вышел «Интерстеллар» — один из главных научно-фантастических фильмов 21 века.

Картина о межгалактических путешествиях остается для россиян самой популярной в карьере Кристофера Нолана. Пользователи «Кинопоиска» ставят ее на вторую строчку в списке лучших лент всех времен. Впрочем, за рубежом фильм любят не меньше: в топ-250 на iMDb он занимает 19-е место.

В честь юбилея разбираемся, почему Нолан на самом деле всю жизнь шел к «Интерстеллару». И рассказываем, зачем пересматривать самую человечную картину режиссера.

Что за «Интерстеллар» (Interstellar)

Дата премьеры: 6 ноября 2014 года
Страны производства: США, Великобритания, Канада
Режиссер: Кристофер Нолан
Сценаристы: Джонатан Нолан, Кристофер Нолан
В ролях: Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Маккензи Фой, Тимоти Шаламе, Майкл Кейн, Мэтт Деймон
Жанры: фантастика, драма, приключения
Фильмы, похожие на «Интерстеллар»: «2001 год: Космическая одиссея», «Гравитация», «К звездам», «Солярис»
Продолжительность: 2 часа 49 минут
Где смотреть: Paramount+(сервис недоступен в России)

ПРИЧИНА № 1

⚛️ Нолан с детства увлекался научной фантастикой, и в фильме это видно

Кристофер Нолан с раннего детства интересовался кинематографом. Как и большинство детей 1970-х, его особенно поразили «Звездные войны» Джорджа Лукаса и «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Вдохновившись сюжетами о путешествиях в другие миры, восьмилетний Нолан начал снимать собственные истории на подаренную отцом кинокамеру формата Super 8.

Одна короткометражка, например, называлась «Космические войны». Уже в ней будущий режиссер демонстрировал тягу к практическим визуальным эффектам: межпланетные корабли были сделаны из рулонов туалетной бумаги и упаковок из-под яиц. Вдобавок Нолан использовал видеоматериалы со старта ракет, полученные от дяди, который работал в NASA. «Я снял их с экрана и отредактировал, думая, что никто не заметит», — рассказывал постановщик спустя годы.

Окончательно стать режиссером Кристофер Нолан решил после просмотра еще нескольких, более мрачных, фантастических лент. В католической школе к нему в руки попала пиратская кассета с «Бегущим по лезвию», а позднее он увидел и «Чужого». Нолан заметил, что у картин один и тот же автор — Ридли Скотт, — и загорелся мечтой снять научно-фантастический фильм.

В 1990-х годах Нолан поступил в Университетский колледж Лондона, где изучал английскую словесность. Знакомство с текстами Хорхе Луиса Борхеса и Рэймонда Чандлера сильно повлияло на его творчество в целом и на сценарий «Интерстеллара» в частности. Из рассказов первого в фильм перекочевали эксперименты с течением и временем, а из книг второго — трагический образ сурового мужчины с чувством вины.

Изначально «Интерстеллар» должен был снимать Стивен Спилберг. Он был прикреплен к проекту с 2006 года и нанял Джонатана Нолана писать сценарий, но отложил работу и занялся другими фильмами
Изначально «Интерстеллар» должен был снимать Стивен Спилберг. Он был прикреплен к проекту с 2006 года и нанял Джонатана Нолана писать сценарий, но отложил работу и занялся другими фильмами
ПРИЧИНА № 2

❤️ «Интерстеллар» — в первую очередь кино о любви

События «Интерстеллара» разворачиваются в недалеком будущем. Земля умирает, а человечество видит спасение в космической экспедиции. Помочь родной планете решается фермер, вдовец и бывший пилот NASA Джозеф Купер. Он оставляет двоих детей и вместе с командой опытных ученых и астронавтов отправляется в затяжное космическое путешествие, чтобы найти землянам новый дом.

В фильме есть все черты научной фантастики. Купер с другими членами экипажа бороздят космос и встречаются с неизведанным. Чтобы найти планету, пригодную для жизни, героям приходится пролетать сквозь «кротовые норы», бороться с гравитационными аномалиями и другими явлениями, связанными с искривлением пространства и времени.

При этом следование основам сингулярности и теории относительности для Нолана второстепенно. Больше всего Купер мечтает вновь увидеть сына и дочь, ради которых и отправился к звездам. Поэтому заумные диалоги, научные термины и потрясающей красоты кадры — лишь эффектное обрамление для мелодраматического сюжета об отношениях детей и родителей.

Брак и отцовство режиссера придали глубины «Престижу» и «Началу», но наиболее отчетливо влияние обретенной семьи прослеживается именно в «Интерстелларе». Рабочим названием картины было «Письмо Флоры» — с именем дочери Нолана, которой на момент съемок было 11 лет.

Постановщик сильно переработал сценарий своего брата и поменял акценты. Он сделал дочь более важным персонажем, добавил «призрака» за книжным шкафом и превратил сай-фай о побеге от апокалипсиса в историю об отцовстве и родительском чувстве вины. И о любви — единственной силе, способной выйти за пределы пространства и времени.

В середине фильма героиня Энн Хэтэуэй произносит ключевой монолог о силе любви. Поклонников картины он трогает, а противников раздражает своей прямолинейностью
В середине фильма героиня Энн Хэтэуэй произносит ключевой монолог о силе любви. Поклонников картины он трогает, а противников раздражает своей прямолинейностью
ПРИЧИНА № 3

😎 В «Интерстелларе» мощный каст

На главную роль постановщик пригласил Мэттью Макконахи, безошибочно разглядев в нем архетипического американского героя: немногословного, решительного и обаятельного. И произошло это за год до «Оскара» за «Далласский клуб покупателей» и релиза первого сезона «Настоящего детектива». Вышедший в 2014 «Интерстеллар» подтвердил, что Макконахи — актер экстра-класса. А трогательная сцена, в которой его герой после неудачной вылазки на планету Миллер смотрит сообщения от повзрослевших детей, разошлась на цитаты и мемы.

Для Энн Хэтэуэй участие в «Интерстелларе» стало своеобразной реабилитацией карьеры. Актриса признавалась, что после победы на «Оскаре» за роль в фильме «Отверженные» долго не могла найти работу из-за травли в социальных сетях. Хэтэуэй обвиняли в притворстве — в том, что она продолжает «играть» истощенную девушку даже после выхода картины, чтобы получать награды.

Хейт набрал обороты настолько, что многие голливудские продюсеры и режиссеры боялись звать ее в свои проекты. Однако Нолана это мало волновало. «Он дал мне прекрасную роль в одном из лучших фильмов в моей карьере. Неизвестно, знал ли он тогда, как сильно поддерживает меня, но определенно это так и было», — рассказывала Хэтэуэй.

Второй план режиссер подобрал не менее яркий. Здесь и Джессика Честейн, и Кейси Аффлек, и Майкл Кейн, и даже совсем юный Тимоти Шаламе. Последний в те годы перебивался второстепенными ролями в малоизвестных картинах. И хотя после выхода «Интерстеллара» он еще не проснулся знаменитым, но обратил на себя внимание индустрии.

Впоследствии Шаламе и вовсе стал лицом «Дюны» — главной научно-фантастической франшизы 2020-х
Впоследствии Шаламе и вовсе стал лицом «Дюны» — главной научно-фантастической франшизы 2020-х
ПРИЧИНА № 4

🎵 Здесь отличный саундтрек

Знаменитый композитор Ханс Циммер написал тревожную, но при этом минималистичную и интимную музыку, которая отличается от его привычных помпезных фанфар. История создания саундтрека тянет на отдельный фильм.

Режиссер пришел к коллеге с рассказом, где не было ни слова о космосе. Лишь несколько абзацев, старая цитата самого Циммера и мини-диалог: «Я вернусь». — «Когда?»

В рассказе Нолана разговор состоялся между отцом, уходящим на работу, и ребенком. Это был хитрый расчет. Режиссер специально написал историю так, чтобы задеть композитора за живое. Ведь сын Циммера тогда был подростком, и цитата в тексте косвенно касалась его. За нее немец и зацепился.

О подлинных задумках Нолана Циммер узнал только после завершения работы. «Крис описывал масштабный, эпичный фильм о космосе, науке, человечестве, и тут я его прервал: „Погоди, я написал тебе чрезвычайно личную вещь, ты же это понимаешь?“ Он ответил: „Да, и теперь я знаю, каким будет сердце моего фильма. Все, что касается этой картины, чрезвычайно личное“», — вспоминал композитор.

Эксперименты с музыкальным оформлением принесли Хансу очередные номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». А самому «Интерстеллару» добавили глубины и масштаба. В повторяющихся паттернах несложной органной мелодии композитор передал трепет перед неизведанным и тревогу от кошмарного одиночества в пустоте. Здесь к хитростям прибегал уже сам Циммер. Он использовал низкие частоты и самую низкую ноту на церковном органе, от которой все сжимается в груди.

Вместе Циммер и Нолан работали над шестью картинами
Вместе Циммер и Нолан работали над шестью картинами
ПРИЧИНА № 5

🧠 Фильм удивил ученых

В 2014 году выход «Интерстеллара» мало кого оставил равнодушным. Одни по сложившейся традиции славили гениальность Нолана, а другие упрекали его в претенциозности и банальности. Особо горячие споры разгорелись среди астрономов, физиков и математиков. Сразу после премьеры специалисты кинулись искать в кино нестыковки и грубые допущения.

Правда, поймать режиссера за руку оказалось не так уж просто. «Интерстеллар» получился достаточно правдоподобным с точки зрения науки. За это стоит благодарить физика-теоретика Кипа Торна, чьи идеи легли в основу ленты. Он выступил одновременно и исполнительным продюсером, и научным консультантом.

При работе Торн придерживался двух правил. Первое: ничто в картине не должно противоречить законам физики или достоверным знаниям о Вселенной. Второе: домыслы по поводу устройства Вселенной и малоизученных физических явлений должны быть научно подкреплены.

Сам Нолан к принципам коллеги отнесся с одобрением. Торн консультировал не только режиссера и актеров, но и супервайзера визуальных эффектов Пола Дж. Франклина и его команду в студии Double Negative. Математические выкладки позволили создателям графики максимально точно визуализировать червоточину и черную дыру. Результат не только удовлетворил физика, но и подтолкнул его к написанию научной работы в области астрофизики и компьютерной графики.

Выводы, сделанные Торном, можно использовать для исследований других, более сложных процессов, происходящих в окрестностях вращающихся черных дыр. По словам ученого, наследие «Интерстеллара» может помочь раскрыть и другие тайны этих объектов.

При работе над фильмом Кип Торн обнаружил новые особенности поведения света вблизи горизонта событий черной дыры
При работе над фильмом Кип Торн обнаружил новые особенности поведения света вблизи горизонта событий черной дыры
ПРИЧИНА № 6

💥 В кино использовали минимум компьютерной графики

Нолан известен своим скептическим отношением к компьютерной графике. Он взрывал настоящий самолет на съемках «Довода» и строил копию полигона для ядерных испытаний при создании «Оппенгеймера». Вот и в «Интерстелларе» постановщик постарался максимально использовать реальные декорации и практические эффекты.

Например, для сцен на планете с океанами вместо CGI был настоящий затопленный ландшафт, из-за чего у стоявшей по пояс в воде Энн Хэтэуэй даже началась гипотермия. А эпизоды на поверхностях планет Эдмундс и Манн снимали в Исландии, в том числе на леднике Свинафедльсйёкудль.

Космические аппараты Купера были выполнены в миниатюре. А небесные тела, на которые герои смотрят через иллюминатор, не добавлялись на монтаже — актеры действительно видели их во время съемок.

Так выглядела миниатюра корабля «Эндюрэнс»
Так выглядела миниатюра корабля «Эндюрэнс»

И даже при создании сцены в пятимерном пространстве авторы почти не прибегали к CGI. Команда по визуальным эффектам использовала технику съемки slit-scan  , примененный Кубриком в «Космической одиссее». Создавалось ощущение, что объекты растягиваются под воздействием времени.

Робот-помощник по имени ТАРС тоже присутствовал на площадке. Художники сконструировали восемь его копий весом в 90 кг. Поэтому 80% кадров с ТАРСом были сняты вживую, а не нарисованы на компьютере.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Никита ДемченкоСмотрели «Интерстеллар»? Расскажите, что думаете о фильме:
  • Филипп Кругликов«Интерстеллару» 10 лет» Хорошо помню тот вечер премьеры в кино. Б-же, уже 10 лет прошло…25
  • Mr CrowleyКрутой фильм. Обман в школе по поводу космической гонки с СССР это лучший юмористический и одновременно пугающий момент системы образования в мире.9
  • Хороший мальчикРаньше думал, мои любимые фильмы Нолана - это Тёмный рыцарь и Начало, но потом вышел Интерстеллаж, и жизнь разделилась на "до" и "после". Не помню, сколько раз его пересматривал, точно несколько раз в год. Иногда кажется, пересматриваю только ради саундтрека. Причём, от первого просмотра в кинотеатре не было вау-эффекта, он пришёл позже в цифре ❤️20
  • Боба КандалупскийХороший, саундтрек действительно обалденный ++10
  • БорисСамый любимый мой фильм. Огромнейшее Спасибо Нолану6
  • Whaleо, да первый раз смотрела еще подростком и каждый раз при просмотре ревела на сцене, которая стала мемом весь фильм смотрится на одном дыхании, обожаю его4
  • Сергей СпицынВ нём есть несколько вау-эффектов. Музыка Циммера, величие Космоса, появление и вообще роль Мэтта Дэймона и финальное шарое за полками героя Макконахи. В тоже время, фильм не выглядит цельным и логичным. Не Inception и не Memento. Логика это к "Контакту" Земекиса. "Интерстеллар" и "Контакт" похожи. Оба про людей и космос, про вызов и постижение, про любовь и бесконечное одиночество. И там, и там играет Макконахи, кстати. Причем, главную роль. Только "Интерстеллар" это космический фильм про земные чувства, а "Контакт" земной фильм про желание не быть одинокими во Вселенной.1
  • RoshkaЭто определённо самый лучший фильм про космос который я видел. Музыка вообще шедевр.5
  • Нина ИзюмецСмотрела в кинотеатре. Была очень впечатлена. До сих пор это мой самый любимый фильм о космосе. Готова его смотреть с любого места. От музыки и каста актёров в восторге. Любимые актёры все без исключения сыграли отлично.1
Вот что еще мы писали по этой теме