«Интерстеллару» 10 лет: 6 причин пересмотреть научно-фантастическую драму Кристофера Нолана
6 ноября 2014 года в российский прокат вышел «Интерстеллар» — один из главных научно-фантастических фильмов 21 века.
Картина о межгалактических путешествиях остается для россиян самой популярной в карьере Кристофера Нолана. Пользователи «Кинопоиска» ставят ее на вторую строчку в списке лучших лент всех времен. Впрочем, за рубежом фильм любят не меньше: в топ-250 на iMDb он занимает 19-е место.
В честь юбилея разбираемся, почему Нолан на самом деле всю жизнь шел к «Интерстеллару». И рассказываем, зачем пересматривать самую человечную картину режиссера.
Что за «Интерстеллар» (Interstellar)
Дата премьеры: 6 ноября 2014 года
Страны производства: США, Великобритания, Канада
Режиссер: Кристофер Нолан
Сценаристы: Джонатан Нолан, Кристофер Нолан
В ролях: Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Маккензи Фой, Тимоти Шаламе, Майкл Кейн, Мэтт Деймон
Жанры: фантастика, драма, приключения
Фильмы, похожие на «Интерстеллар»: «2001 год: Космическая одиссея», «Гравитация», «К звездам», «Солярис»
Продолжительность: 2 часа 49 минут
Где смотреть: Paramount+(сервис недоступен в России)
⚛️ Нолан с детства увлекался научной фантастикой, и в фильме это видно
Кристофер Нолан с раннего детства интересовался кинематографом. Как и большинство детей 1970-х, его особенно поразили «Звездные войны» Джорджа Лукаса и «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Вдохновившись сюжетами о путешествиях в другие миры, восьмилетний Нолан начал снимать собственные истории на подаренную отцом кинокамеру формата Super 8.
Одна короткометражка, например, называлась «Космические войны». Уже в ней будущий режиссер демонстрировал тягу к практическим визуальным эффектам: межпланетные корабли были сделаны из рулонов туалетной бумаги и упаковок из-под яиц. Вдобавок Нолан использовал видеоматериалы со старта ракет, полученные от дяди, который работал в NASA. «Я снял их с экрана и отредактировал, думая, что никто не заметит», — рассказывал постановщик спустя годы.
Окончательно стать режиссером Кристофер Нолан решил после просмотра еще нескольких, более мрачных, фантастических лент. В католической школе к нему в руки попала пиратская кассета с «Бегущим по лезвию», а позднее он увидел и «Чужого». Нолан заметил, что у картин один и тот же автор — Ридли Скотт, — и загорелся мечтой снять научно-фантастический фильм.
В 1990-х годах Нолан поступил в Университетский колледж Лондона, где изучал английскую словесность. Знакомство с текстами Хорхе Луиса Борхеса и Рэймонда Чандлера сильно повлияло на его творчество в целом и на сценарий «Интерстеллара» в частности. Из рассказов первого в фильм перекочевали эксперименты с течением и временем, а из книг второго — трагический образ сурового мужчины с чувством вины.
❤️ «Интерстеллар» — в первую очередь кино о любви
События «Интерстеллара» разворачиваются в недалеком будущем. Земля умирает, а человечество видит спасение в космической экспедиции. Помочь родной планете решается фермер, вдовец и бывший пилот NASA Джозеф Купер. Он оставляет двоих детей и вместе с командой опытных ученых и астронавтов отправляется в затяжное космическое путешествие, чтобы найти землянам новый дом.
В фильме есть все черты научной фантастики. Купер с другими членами экипажа бороздят космос и встречаются с неизведанным. Чтобы найти планету, пригодную для жизни, героям приходится пролетать сквозь «кротовые норы», бороться с гравитационными аномалиями и другими явлениями, связанными с искривлением пространства и времени.
При этом следование основам сингулярности и теории относительности для Нолана второстепенно. Больше всего Купер мечтает вновь увидеть сына и дочь, ради которых и отправился к звездам. Поэтому заумные диалоги, научные термины и потрясающей красоты кадры — лишь эффектное обрамление для мелодраматического сюжета об отношениях детей и родителей.
Брак и отцовство режиссера придали глубины «Престижу» и «Началу», но наиболее отчетливо влияние обретенной семьи прослеживается именно в «Интерстелларе». Рабочим названием картины было «Письмо Флоры» — с именем дочери Нолана, которой на момент съемок было 11 лет.
Постановщик сильно переработал сценарий своего брата и поменял акценты. Он сделал дочь более важным персонажем, добавил «призрака» за книжным шкафом и превратил сай-фай о побеге от апокалипсиса в историю об отцовстве и родительском чувстве вины. И о любви — единственной силе, способной выйти за пределы пространства и времени.
😎 В «Интерстелларе» мощный каст
На главную роль постановщик пригласил Мэттью Макконахи, безошибочно разглядев в нем архетипического американского героя: немногословного, решительного и обаятельного. И произошло это за год до «Оскара» за «Далласский клуб покупателей» и релиза первого сезона «Настоящего детектива». Вышедший в 2014 «Интерстеллар» подтвердил, что Макконахи — актер экстра-класса. А трогательная сцена, в которой его герой после неудачной вылазки на планету Миллер смотрит сообщения от повзрослевших детей, разошлась на цитаты и мемы.
Для Энн Хэтэуэй участие в «Интерстелларе» стало своеобразной реабилитацией карьеры. Актриса признавалась, что после победы на «Оскаре» за роль в фильме «Отверженные» долго не могла найти работу из-за травли в социальных сетях. Хэтэуэй обвиняли в притворстве — в том, что она продолжает «играть» истощенную девушку даже после выхода картины, чтобы получать награды.
Хейт набрал обороты настолько, что многие голливудские продюсеры и режиссеры боялись звать ее в свои проекты. Однако Нолана это мало волновало. «Он дал мне прекрасную роль в одном из лучших фильмов в моей карьере. Неизвестно, знал ли он тогда, как сильно поддерживает меня, но определенно это так и было», — рассказывала Хэтэуэй.
Второй план режиссер подобрал не менее яркий. Здесь и Джессика Честейн, и Кейси Аффлек, и Майкл Кейн, и даже совсем юный Тимоти Шаламе. Последний в те годы перебивался второстепенными ролями в малоизвестных картинах. И хотя после выхода «Интерстеллара» он еще не проснулся знаменитым, но обратил на себя внимание индустрии.
🎵 Здесь отличный саундтрек
Знаменитый композитор Ханс Циммер написал тревожную, но при этом минималистичную и интимную музыку, которая отличается от его привычных помпезных фанфар. История создания саундтрека тянет на отдельный фильм.
Режиссер пришел к коллеге с рассказом, где не было ни слова о космосе. Лишь несколько абзацев, старая цитата самого Циммера и мини-диалог: «Я вернусь». — «Когда?»
В рассказе Нолана разговор состоялся между отцом, уходящим на работу, и ребенком. Это был хитрый расчет. Режиссер специально написал историю так, чтобы задеть композитора за живое. Ведь сын Циммера тогда был подростком, и цитата в тексте косвенно касалась его. За нее немец и зацепился.
О подлинных задумках Нолана Циммер узнал только после завершения работы. «Крис описывал масштабный, эпичный фильм о космосе, науке, человечестве, и тут я его прервал: „Погоди, я написал тебе чрезвычайно личную вещь, ты же это понимаешь?“ Он ответил: „Да, и теперь я знаю, каким будет сердце моего фильма. Все, что касается этой картины, чрезвычайно личное“», — вспоминал композитор.
Эксперименты с музыкальным оформлением принесли Хансу очередные номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». А самому «Интерстеллару» добавили глубины и масштаба. В повторяющихся паттернах несложной органной мелодии композитор передал трепет перед неизведанным и тревогу от кошмарного одиночества в пустоте. Здесь к хитростям прибегал уже сам Циммер. Он использовал низкие частоты и самую низкую ноту на церковном органе, от которой все сжимается в груди.
🧠 Фильм удивил ученых
В 2014 году выход «Интерстеллара» мало кого оставил равнодушным. Одни по сложившейся традиции славили гениальность Нолана, а другие упрекали его в претенциозности и банальности. Особо горячие споры разгорелись среди астрономов, физиков и математиков. Сразу после премьеры специалисты кинулись искать в кино нестыковки и грубые допущения.
Правда, поймать режиссера за руку оказалось не так уж просто. «Интерстеллар» получился достаточно правдоподобным с точки зрения науки. За это стоит благодарить физика-теоретика Кипа Торна, чьи идеи легли в основу ленты. Он выступил одновременно и исполнительным продюсером, и научным консультантом.
При работе Торн придерживался двух правил. Первое: ничто в картине не должно противоречить законам физики или достоверным знаниям о Вселенной. Второе: домыслы по поводу устройства Вселенной и малоизученных физических явлений должны быть научно подкреплены.
Сам Нолан к принципам коллеги отнесся с одобрением. Торн консультировал не только режиссера и актеров, но и супервайзера визуальных эффектов Пола Дж. Франклина и его команду в студии Double Negative. Математические выкладки позволили создателям графики максимально точно визуализировать червоточину и черную дыру. Результат не только удовлетворил физика, но и подтолкнул его к написанию научной работы в области астрофизики и компьютерной графики.
Выводы, сделанные Торном, можно использовать для исследований других, более сложных процессов, происходящих в окрестностях вращающихся черных дыр. По словам ученого, наследие «Интерстеллара» может помочь раскрыть и другие тайны этих объектов.
💥 В кино использовали минимум компьютерной графики
Нолан известен своим скептическим отношением к компьютерной графике. Он взрывал настоящий самолет на съемках «Довода» и строил копию полигона для ядерных испытаний при создании «Оппенгеймера». Вот и в «Интерстелларе» постановщик постарался максимально использовать реальные декорации и практические эффекты.
Например, для сцен на планете с океанами вместо CGI был настоящий затопленный ландшафт, из-за чего у стоявшей по пояс в воде Энн Хэтэуэй даже началась гипотермия. А эпизоды на поверхностях планет Эдмундс и Манн снимали в Исландии, в том числе на леднике Свинафедльсйёкудль.
Космические аппараты Купера были выполнены в миниатюре. А небесные тела, на которые герои смотрят через иллюминатор, не добавлялись на монтаже — актеры действительно видели их во время съемок.
И даже при создании сцены в пятимерном пространстве авторы почти не прибегали к CGI. Команда по визуальным эффектам использовала технику съемки slit-scan , примененный Кубриком в «Космической одиссее». Создавалось ощущение, что объекты растягиваются под воздействием времени.
Робот-помощник по имени ТАРС тоже присутствовал на площадке. Художники сконструировали восемь его копий весом в 90 кг. Поэтому 80% кадров с ТАРСом были сняты вживую, а не нарисованы на компьютере.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult