Итоги моего читательского года

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Так как в рубрике «Книжный челлендж: цели на год» у большинства авторов планы в штуках и, судя по комментариям, не меня одну это смущает, задумалась про свой «факт vs план» в чтении.

Сколько вешать в граммах? Сначала у меня были претензии к «штучному» подходу авторов. Похоже на планы в личной жизни, зафиксированные в количестве партнеров, а смысл вроде не в этом. Но потом я посмотрела форму для поста и ее кроме как штуками правда сложно заполнить. Ну и слово «челлендж» тоже не про духовные изыски. И раз без подвигов никак, я бы, как много лет декомпозирующий бизнес задачи человек и просто душнила, пошла по пути цели в страницах в день и ставила разную норму на будни, выходные и отпуск. Но это для упоротых любителей планирования по SMART. А из своих убеждений про чтение я бы советовала для начала ответить на вопрос: что мне реально хочется читать сильнее остального и от этого шла, а не от насилия над собой в виде штук.

У меня плана ни количественного, ни списком нет и видимо не будет, подсчет в заметках показал, что в этом году я прочла 42 книги, а в прошлом 35. Но в 23-м было перечитывание «Бесов» и «Карамазовых», а в этом много кайфового (и длинного) Басинского о Льве Толстом. Вот поэтому в штуках я мало смысла вижу. Но список прослушанного и прочитанного в заметках все равно веду. Он очень помогает, когда друзья просят посоветовать «что-то новое». И из него я пишу рецензии в книжный клуб на работе.

В чем согласна с авторами постов, так это в желании прочитать наконец купленное на бумаге. Специально не убираю эти книги в шкаф, стопка стоит на полу в спальне (метод немого укора, видимо) и уже перегнала по высоте тумбочку. Но доля прочитанного, а не прослушанного у меня стабильно в пределах 30%. Много читаю я только в отпуске, когда из-за дневной жары нельзя гулять, а вот в Москве всегда хочется совмещать аудио книги и ходьбу.

Кто следующий? Мне мало верится в готовый список на год, когда я заканчиваю предыдущую книгу у меня бывает три варианта желаний:

  • Что-то сложное, чтобы от языка и мыслей автора кайфануть
  • Что-то легкое вроде Иванова или детективов, увлечься сюжетом
  • Что-то зацепившее в рецензиях вне очереди

В первых двух случаях я иду выбирать в отложенное на бумаге (тот самый зиккурат вины в спальне) или в приложении, где откладываю запланированное в аудио формате. Но угадать, чего мне захочется после и что внезапно увлекательно опишут Галина Юзефович, Анастасия Завозова или Наталья Ломыкина пробовать очевидно смысла нет. Даже в отпуск я беру в чемодан и скачиваю раза в три больше книг, чем нужно и каждую следующую выбираю по настроению.

В 2024 я нашла неожиданную альтернативу рекомендациям методом «от противного» — книжный телеграмм канал Зои Яровициной. Никаких претензий к ее творчеству как комика (я собственно поэтому ее и читаю) и честному продвижению своего телеграмм канала про книги. Но у нее настолько однородные рекомендации книжной «попсы», что чтение о книге у нее — автоматическое ее занесение в стоп-лист у меня. Повторюсь: она молодец, что чтение в принципе продвигает, удивительно, как ей самой именно такое чтение не надоедает.

Что поменялось в чтении в 2024? Техническая боль — всё больше аудиокниг в приложении MyBook у меня проигрываются с бесконечными глюками синхронизации планшет/телефон и просто потерей точки «где закончила». Поэтому в 2024-м стало больше бывшего Bookmate. Полностью уйти на него не дает то, что версий аудио с разными голосами озвучки все еще больше на MyBook. А неприятная начитка сильно снижает удовольствие от процесса. Тут мой анти краш — Игорь Князев. Хуже, мне кажется, никто женских персонажей не озвучивает.

На Bookmate я правда еще столкнулась с новым «нишевым» страданием (возможно это не их креатив, а издательства). «Кадавры» Поляринова помимо привычных (и приятных) музыкальных отбивок между главами были дополнены звуками внутри текста: тревожной музыкой, шумом мотора, стрекотом кузнечиков. И для меня это выглядит как попытка подделать саспенс там, где автор не вытащил его литературными приемами (хотя мне показалось, что очень даже вытащил). Или как упрощение для людей без воображения. Если мне к книге будет нужен звук мотора, я кино посмотрю. Но возможно дальше такого будет больше в принципе и я привыкну, посмотрим.

Осенью я наконец попробовала то, что давно планировала — онлайн книжный клуб. Ожиданий у меня было два: ведущий покажет больше аллюзий и идей в книге, чем я сама нахожу и соучастники по клубу дополнят их тем, что сами «вчитали». В итоге оправдалось только первое ожидание. Что касается других читателей в клубе, то в ходе обсуждения 80% их рассказов либо сводилось к эмоциям (очень мило, но зачем мне слушать это о незнакомом человеке), либо вообще превращалось в самопрезентацию, о которой никто не просил («А моя мама в это время гостила у нас и сказала…»). Но в целом для сложных текстов опыт классный. Следующей весной буду так читать Платона.