Как грамотно спланировать бюджет на съемку для брендов для эффективного результата

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Анна ДеЛуна

Страница автора

В современном мире, где почти каждый проект стремится заявить о себе на рынке как можно ярче и громче, определить необходимые оптимальные инвестиции для эффективной рекламы и съемочного процесса может быть достаточно проблематично. С одной стороны, предприниматели, которые стремятся подтвердить и доказать себе, что съемка с минимальным бюджетом или даже бесплатно — это реальность, которой более чем достаточно, и их результат будет поражать воображение. С другой стороны, гиганты рынка, расходы на рекламу и съемку которых могут начинаться от 1 миллиона рублей, часто получают сомнительные результаты, не оправдывающие вложения.

Как же бренду определить золотую середину для инвестиций на съемку, чтобы не сэкономить на качестве, но и оптимально вложить средства? В этой статье я постараюсь разобраться в этом вопросе как бренд-фотограф с собственным опытом в организации съемочного процесса.

Для начала предлагаю условно разделить съемочный процесс на три фундаментальные части: препродакшен, продакшен и постпродакшен.

Препродакшен — это подготовка к съемке. Чем качественнее у вас организован и проведен данный этап, тем слаженнее пройдет дальнейшая работа и ниже будет риск форс-мажорных ситуаций, за которые придется потом расплачиваться. Для точной оценки расходов составьте на этапе препродакшена отдельным файлом смету с комментариями по дальнейшей съемке, куда вы будете записывать все важные детали и расчеты по бюджету.

Построить качественный процесс поможет продюсер, у которого уже есть опыт организации подобных процессов. Именно он или она занимается большинством организационных вопросов, а также составлением сметы. Если во время съемки будут происходить непредвиденные ситуации, требующие оперативного решения, именно этот человек возьмет ответственность на себя. Это позволит вам оставаться в тайминге съемки и четко контролировать временные расходы, которые вы оплачиваете из кассы бренда.

Пример: Nike часто создает вдохновляющие рекламные ролики, которые требуют значительных затрат на продакшн, включая работу с известными спортсменами и высококачественную постпродакшен обработку. При отсутствии этапа препродакшена, где подсчитывались за годы и месяцы заранее данные расходы, компания бы могла и не достичь таких результатов.

Роль тайминга в рамках сметы имеет ключевое значение и влияние на итоговую сумму. Просчитать точные показатели поможет ваша команда, так как именно они могут указать фиксированные временные затраты, необходимые для реализации каждой задачи (макияж, укладка, подготовка одежды, реквизита, установка света, сама съемка, переодевание).

В процессе составления тайминга обязательно добавляйте время на каждый отдельный этап съемки: например, уточните у фотографа и гафера, сколько времени займет расстановка оборудования, а у стилиста — сколько времени может уйти на переодевание. Не забывайте добавлять небольшой запас времени на возможные задержки и короткие перерывы на перекус и отдых команды (при длительности съемок более 6 часов обед обычно организует заказчик на всю команду). Постарайтесь заложить минимум 10% общего тайминга на эти задачи и просчитайте, сколько человек нужно обеспечить едой.

Полезный совет: на одного человека лучше закладывать минимум 1300 рублей на обед, так как за меньшую сумму может не получиться нормально покормить участников команды, и исполнители останутся голодными и уставшими, что также влияет на результат.

Заложите расходы на такси для стилиста, так как перевозить большое количество реквизитной одежды, обуви и аксессуаров для съемки своим ходом невозможно. Если команде потребуется арендовать дополнительное оборудование для съемки, обязательно включите в бюджет оплату перевозки этого оборудования в обе стороны.

Для понимания точного количества часов необходимо как можно раньше определить в процессе подготовки количество снимаемых вещей (если это бренд одежды) и составить техническое задание (ТЗ). От этого будет зависеть, сколько часов стоит закладывать на подготовительный и съемочный процессы. После подсчета необходимого времени выпишите все дополнительные расходы, включите стоимость аренды студии. Рассмотрите возможность использования естественных локаций, которые могут быть менее затратными, чем студийная съемка. Например, Apple часто использует минималистичные и естественные фоны для своих рекламных материалов, что позволяет снизить затраты на декорации.

Одной из ключевых статей расходов является оплата команды, которая обычно занимает большую часть общего бюджета. Обговорите заранее с участниками все детали по оплате, включая форс-мажорные ситуации, способы оплаты и гарантии для каждой из сторон. Ситуации бывают разные, люди могут заболеть, поэтому у вас должно быть понимание финансовых последствий в случае, если исполнитель сообщит об этом за день/час или просто пропадет. Так HM часто работает с известными модными фотографами и стилистами, что требует значительных затрат, но именно это помогает создать высококачественный визуальный контент, как итог — его могут вспомнить без особых стараний многие из нас.

Не забывайте, что, если фотографии будут использоваться в наружной рекламе, вам потребуется дополнительно приобрести права на использование у модели и у фотографа, оформляя их документально. Это будет дополнительной статьей расхода.

Прописав в смете все данные по оплатам, не забудьте добавить расчет налога. Это действительно важно, так как сумма может резко измениться, и это следует учесть заранее во избежание неприятных последствий. Не забудьте просчитать стоимость дополнительных услуг как ретушь и монтаж видео. Эта работа будет проводиться уже на стадии постпродакшена — этапа после съемки, но ее условия фиксируются заранее на этапе подготовки, чтобы все участники могли понимать точную стоимость и сроки выполнения работ.

Планирование бюджета на съемку — это комплексный процесс, требующий внимания к деталям и тщательного анализа. Учитывая все вышеперечисленные аспекты и исходные данные конкретно по вашему бренду и случаю, вы сможете создать эффективный бюджет, который обеспечит качественного реализацию вашего проекта и достижение поставленных целей.

Вот что еще мы писали по этой теме