Как меняется образ женщины в фэнтези: мои наблюдения
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Недавно я общалась с девушкой, работающей в традиционной мужской сфере. Она рассказала, что коллеги порой упрекают ее в том, что это "не женская работа", ей стоит уволиться. К сожалению, подобные истории я слышу довольно часто, работая журналистом. Не раз приходилось наблюдать ситуацию, когда моих коллег-женщин не воспринимали всерьез, задавая им вопросы об их личной жизни вместо того, чтобы обсуждать их профессиональные достижения. Или же им поручали "легкие" темы, связанные с модой или кулинарией, в то время как "серьезные" расследования доставались мужчинам.
Все это дало мне понять, что устаревшие стереотипы о женщинах все еще живы. И именно поэтому тема репрезентации женщин в литературе, а также в других медиа, особенно в популярном жанре фэнтези, кажется мне такой важной. Ведь именно культура формирует наше восприятие мира и закрепляет определенные стереотипы.
Но давайте вспомним о современном фэнтези, где волшебные миры, населенные драконами и магией, давно стали ареной для борьбы не только за выживание, но и за равенство.
Мне, как журналисту, было интересно проследить, как эти фантастические нарративы отражают и в то же время формируют наши реальные представления о гендерных ролях. Авторы все чаще обращаются к феминистским темам, создавая сильных женских персонажей, которые ломают стереотипы и вдохновляют новое поколение читателей. Теперь женщины не просто пассивные принцессы, обладающие особым даром, а настоящие воительницы, готовые обратить всю свою магию в меч и сражаться наравне со своими солдатами. Однако в своем исследовании я выяснила, что современное фэнтези, несмотря на появление сильных женских персонажей, все еще борется с наследием традиционных гендерных стереотипов, демонстрируя противоречивый подход к феминизму.
Традиционные образы женщин в классическом фэнтези
Классическое фэнтези, такое как "Хоббит" и "Властелин колец" Дж. Р. Р. Толкина или "Хроники Нарнии" К. С. Льюиса, оказал огромное влияние на жанр. Но не стоит забывать, что традиционные образы женственности в этих произведениях часто сводятся к "девушке в беде", "мудрой старой женщине", "жрице" или "принцессе", ожидающей своего спасителя. Даже сейчас, перечитывая некоторе из этих книг, я замечаю, насколько ограничены возможности героинь, и как это может повлиять на восприятие женских ролей молодыми читательницами.
Примером может служить Тауриэль из "Хоббита" — лесная эльфийка, которая во время путешествия Бильбо с гномами оказывается беспомощной и испуганной перед лицом опасности. Ее красота подчеркивается, а силы и способности рассматриваются, как нечто незначительное, требующее защиты. Но важно понимать, что на момент написания "Хоббита" мир еще не накрыла вторая волна феминизма, которая строилась на том, что общественные нормы, препятствуют личностному развитию женщины, отрицают ее самостоятельность и сводят ее роль к пассивному персонажу, существующему только через мужчину, поэтому нельзя осуждать Толкина за отсутствие современного феминистского дискурса в его произведениях. Он видел женщину как объект защиты не способный к самостоятельным действиям. К сожалению, отголоски все еще слышны и в современном мире.
Современные подходы к феминизму в фэнтези
Исходя из исследований О. В. Гаврилиной "Чувство природы как один из способов создания образа героини в женской прозе", можно сказать, что феминизм в фэнтези — это не просто «женская» тема, а вопрос о справедливости и равенстве. Современные фэнтези-авторы используют разные подходы к феминизму, и его проявления в жанре сложно классифицировать.
Мне доводилось лично пообщаться с некоторыми авторами. Интересно, что их взгляды на феминизм и его роль в литературе сильно отличаются. Одни сознательно включают феминистские темы в свои произведения, другие же утверждают, что просто пишут истории, которые им интересны, не задумываясь о какой-либо идеологии.
Например, либеральный феминизм в фэнтези проявляется в создании сильных, независимых женщин, которые могут быть воинами, магами, правительницами, наследницами королевских династий. Радикальный феминизм стремится показать неравенство и дискриминацию женщин. Авторы чаще поднимают темы женской сексуальности и права на свободу выбора. У героинь больше нет прописанного традиционного жизненного пути. Теперь они могут выбрать его сами.
Быть сильной правительницей или воительницей с ребенком на руках. Женой или могущественной ведьмой. Это не значит, что они отказываются от мужской помощи, однако, женщины больше не хрустальные статуэтки. Героини теперь стоят не за своим возлюбленным, а рядом с ним, сражаясь рука об руку. В этом контексте современное фэнтези позволяет переосмыслить роль женщин и показать, как традиционные стереотипы ограничивают их возможности. Но зададимся вопросом: насколько свободен этот выбор на самом деле? Не является ли он иллюзией в рамках все тех же патриархальных структур?
Задумавшись над темой, я сразу вспомнила о двух героинях из современного фэнтези: Брайс из цикла "Город Полумесяц" Сары Дж. Маас и Луиза ле Блан из цикла "Змей и голубка" Шелби Махерин. Мне кажется, они прекрасно иллюстрируют тренд, который ломает все стереотипы о женщинах.
Брайс: Несокрушимая сила против гендерных предрассудков
Брайс — девушка-полукровка, которую общество, и даже ее собственный отец, считают недостойной королевского титула. Ее называют «продажной девицей» и презирают за происхождение. Однако, она не поддается давлению, а наоборот, использует свою силу и интеллект, чтобы разгадать тайны, спасти свой мир и стать законной королевой.
Брайс — не просто сильная женщина, она — яркий пример феминизма, который не отрицает роль мужчины, а ставит женщину с ним наравне. Ее любовь не нуждается в чрезмерной опеке, она сама защищает возлюбленного, олицетворяя независимость и равноправие.
Брайс доказывает, что женщина способна не только на любовь, но и на самоотверженность. Она готова отдать свою жизнь ради спасения своего народа, и тем самым преодолевает гендерные ограничения. Мне кажется, что эта женщина-воительница прекрасно иллюстрирует то, что мы все можем построить сами свою жизнь, закрывая глаза на стереотипы, навязанные обществом.
Луиза: Независимая ведьма
Луиза — живет по своим правилам. Она не нуждается в защите мужчин, и еще будучи подростком освобождается от гнета своей матери, выбирая свой путь. Ее борьба за свободу и независимость показывает, что женщина способна защищать себя и сражаться за свои ценности. Героиня не просит опеки у своего защитника, она хочет быть сильной, независимой и свободной в своем выборе. Любовь к охотнику на ведьм не делает Луизу слабее, а наоборот, дает ей энергию. Ее нежность и верность не отрицают ее независимость, а дополняют ее образ. Она не просто «ведьма-воин», она женщина с глубокими чувствами. Думаю что Луиза — это образ современной женщины, которая способна соединить в себе силу и любовь, не отрицая ни то, ни другое.
Брайс и Луиза — малая часть того, как современная фэнтези-литература переосмысливает традиционные гендерные роли. Они доказывают, что женщина может быть не только любимой, но и любить саму себя, не отрицая своей независимости и самостоятельности. Их истории показывают, что феминизм не противостоит людям, он просто требует отказаться от вечных стереотипов о женщинах. И это именно то, что привлекло меня в фэнтези.
Тем не менее, кандидат филологических наук Ксения Александровна Деменева считает, что набор тропов в литературе, включая фэнтези, уже давно исторически сложился и сейчас он скорее дополняется, чем кардинально меняется. Она подчеркивает, что активная женщина в центре сюжета не всегда является признаком феминизма. "Феминизм на это повлиял, конечно, но не так сильно, как хотелось бы", — она отмечает, что во многих современных произведениях до сих пор используется устаревшая модель, где свадьба и семья остаются финальными целями для женских персонажей.
Влияние на молодое поколение
Современные читатели находят вдохновение в сильных персонажах, и этот тренд не остается незамеченным. Книжный блогер Оля Белка рассказала мне, что современные героини в фэнтези показывают свою уверенность, хитрость и умение мыслить четко и по делу в критических ситуациях. Важность таких персонажей выходит за рамки литературы.
"Девушки могут многое для себя почерпнуть. понять, что токсичные отношения терпеть не стоит, а смотря на главную героиню — увериться, что все в твоих силах. В книгах бывает много ситуаций, где мысли героини могут помочь построить мнение девушек о том, как поступить в похожей ситуации в реальной жизни", — подчеркивает Оля. Я соглашусь с ее мнение, но, мне кажется, важно помнить и об обратной стороне медали. Идеализированные образы "сильных женщин", которые со всем справляются самостоятельно, могут создавать нереалистичные ожидания и даже приводить к чувству неполноценности у тех, кто не соответствует этому идеалу.
Тем не менее, Ксения Александровна замечает, что массовая литература, включая фэнтези, часто стремится к комфортным и привычным сюжетам, где сохраняются традиционные роли и стереотипы. "Фэнтези не работает на феминизм", — добавляет она, утверждая, что это жанр, который стремится удовлетворить читателя, а не изменить его мир. Возможно, она права. Но я все же верю, что даже развлекательная литература может вносить свой вклад в позитивные социальные изменения, пусть и не так быстро, как нам бы хотелось.
Современное фэнтези бросает вызов устаревшим стереотипам и вдохновляет на борьбу за равенство. Однако, несмотря на положительные изменения, в жанре все еще сохраняются предрассудки. Также хочу отметить, что вопрос репрезентации женщин актуален не только для литературы, но и для медиа в целом.
Мой профессиональный опыт подтверждает, что гендерные стереотипы все еще живы и продолжают влиять на то, как мы воспринимаем мир. Анализ фэнтези позволяет нам лучше понять эти стереотипы и начать с ними бороться как в вымышленном, так и в реальном мире. К данному выводу я пришла, проанализировав литературные произведения, статьи и мнения экспертов, а также мои собственные наблюдения.