«Венеция в городах русских»: какой я вижу современную застройку
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Нельзя не затронуть проблему современной высотной застройки, которая сегодня в городах, больших и малых, развивается сверхскоростными темпами. Проблема эта — очень, на самом деле, давняя, но до сих пор никак не решаемую. По крайней мере, преимущественно не решаемую.
Сегодня, когда частью наших городов становятся старые окраины да бывшие советские и постсоветские промзоны, когда застройщики осваивают все новые и новые земли, главная проблема, которую решают вплоть до чиновничьих уровней, — это проблема подводки сетей жизнеобеспечения к будущим жилым районам. Но эта проблема, разумеется, решается. Оно и понятно: ни о каком не то что районе — доме — нет и речи, если вопрос с коммуникациями не решен. Более чем логично.
Инфраструктура же будущих районов-кварталов возлагается на застройщика: благоустройство, дороги, тротуары, площадки и даже нормальные, именно нормальные, стоянки (редко, но они строятся!). И вот здесь почему-то спрос с застройщика, в отличие от сетей жизнеобеспечения, как правило, заканчивается. Либо же он крайне незначительный, и настолько, что им можно пренебречь.
Как выглядит процесс приемки объекта в эксплуатацию? Если совсем кратко: приезжает заказчик объекта на, собственно, объект, и видит: подъездная дорога есть? Есть. Тротуары — есть. Площадки — есть. Даже на парковку в 10 машин во дворе 16-этажки место нашлось! Все. Вопросов нет.
Вопросов нет? Мы подошли к теме статьи. А теперь уточнение: а побеспокоился ли кто-то хоть из службы заказчика, хоть у застройщика о том, как будет справляться вновь возведенная инфраструктура с затяжными дождями, коих в последние годы по всей стране — не счесть? Нет. Никто об этом и не думал (по крайней мере, в городах ДФО это считается самой последней проблемой, на которую стоит обращать внимание).
Борьба с осадками, если это можно так назвать, сводится, как правило, к наведению разуклонки дорог/тротуаров по направлению от двора, то и все. А куда вода дальше направится — не столь суть.
На парковках тоже не заморачиваются с разуклонкой, в чем можно убедиться после даже небольших дождей — машины стоят либо в огромных лужах, либо подтоплены. Водоприемными лотками с решетками катастрофически редко кто заморачивается, но если они и есть — то до границ района или комплекса, проще говоря — до конца дворовой территории. Куда дальше вода направится — снова без разницы.
В ходе массовой застройки, не элитной, само собой, а самой что ни на есть обычной — ипотечной, т. е. мега-супер-эконом, полностью игнорируется факт того, что для будущих высоток для них же самих жизненно необходимо стоять в сухом, насколько это возможно, грунте, а не с затопленными в течении лета подвалами и цокольными этажами. Проблема затопления последних, кстати, кроется больше в нарушении технологии возведения зданий, но об этом — позже.
А чтобы высотки эти, как и их собственная инфраструктура в виде дворов, дорог, тротуаров и т. п., не становились Венецией, необходимы инженерные решения по устройству систем дренажа будущих жилых массивов.
Можно много от кого услышать, что эта проблема яйца выеденного не стоит: вкопал во дворе пару-тройку колодцев из железобетонных колец, и проблемы нет. Это, очень и очень мягко говоря, невменяемая чушь.
Надо ли говорить о том, что с огромных площадей жилых районов, которые, разумеется, будут под атакой осадков, надо отводить воду, а не собирать ее там? А для этого, для отвода вод, нужны системы дренажа на участках. Нужны как воздух. Это сложная и очень обширная, как правило централизованная (с городской ливневкой, если таковая есть) система, отводящая воду атмосферных осадков от строений. Накопление воды в толще грунта никогда не останется незамеченным.
Да, можно проигнорировать устройство этой системы и решить вопрос бюджетно — все-таки вкопать бетонные кольца (основное решение сегодня, если это все-таки делается) в границах районов, а то и во дворах. Но эти вещи делают без прицела на дальнейшую откачку сточных вод — последние предоставляются сами себе, и в итоге инфильтруются в грунт. В грунт основания. В грунт подошвы фундамента огромных зданий. А водичка, как не зря говорится, дырочку найдет, и находит она ее, как правило, в стенах подвалов/цокольных этажей, подтапливая или затапливая их вовсе. Не это ли влияние на безопасность объекта капитального строительства? Это именно оно.
О дальнейших проблемах мокрых подвалов говорить бессмысленно — все мы знаем их. И на борьбу с этими проблемами уходят годы, которая не часто заканчивается победой: бетонные стены склонны даже к незначительному увлажнению, которое кроется в теле конструкций, не на поверхности. А потому победить неконтролируемое засилье плесенью и грибком, как правило, невозможно. Борьба с последними превращается в обычную, ежегодную рутинную, совершенно безрезультатную, а потому бесполезную работу управляек или ТСЖ (антисептирование, покрытие антигрибком/антиплесенью), на которую тратятся деньги жильцов, и немалые. А ведь этих трат можно было избежать…
Вот и получается, что проблемы мокрых подвалов «закладываются» — без преувеличения — еще на этапе проектирования, задолго до «рождения» будущего здания. Мы медленно, но верно подошли к старой как мир проблеме — проблеме кадров.
К сожалению, система в сфере строительства, да и не только, такова, что главное — максимальное удешевление строительства, а удешевление рождается когда? Правильно. При проектировании. При проектировании будущей Венеции. И что проектировщики решат — то и будет воплощено в кирпиче и железобетоне. Ни больше, ни меньше. Российский строительный комплекс только-только начинает «прозревать», так сказать, понимая, что здание построить мало — его еще и эксплуатировать придется. А это понимание влечет за собой совершенно иной подход и к проектированию, и к строительству, которого мы пока, к сожалению, не наблюдаем.
Сегодня те, кто проектирует и строит, находятся «по ту сторону баррикад» от тех, кто эксплуатирует, и будущие проблемы последних совершенно не волнуют первых. А жаль…
Фото: г. Биробиджан, лето 2023, 2 часа интенсивного дождя, ул. Ленина.