В каких городах-миллионниках больше ездят на электросамо­катах

И сколько тратят самые активные пользователи
25
В каких городах-миллионниках больше ездят на электросамо­катах
Аватар автора

Артем Иволгин

пополняет статистику

Страница автора

Катательный сезон 2024 года в большинстве городов окончен.

В рамках аналитического проекта T-Data мы проанализировали обезличенные транзакции клиентов Т⁠-⁠Банка: для каждого города-миллионника подсчитали, какая доля клиентов оплачивала кикшеринг, сколько раз ездили и сколько тратили. Рассказываем, что узнали.

В каком городе активнее пользуются самокатами

Уровень проникновения кикшеринга в миллионниках очень разный. В среднем в летние месяцы 2024 года в Москве кикшерингом хотя бы раз воспользовались 19,8% активных клиентов Т⁠-⁠Банка  . В Екатеринбурге — 16,8%, в Санкт-Петербурге — 15,6%. Эти три города — лидеры среди миллионников.

Меньше всего самокатчиков в Перми: в марте 2024 власти запретили стоянку самокатов вне велосипедных парковок, а подходящих парковок в городе нет. В итоге кикшеринг фактически не работал — им воспользовались только 2,2% клиентов  , это почти трехкратный отрыв от предпоследнего места. Кикшеринговые операторы пытались оспорить запрет в суде, но проиграли.

Источник: Т-Data
Источник: Т-Data

Чем богаче горожане, тем больше самокатчиков. Города, где меньше всего пользователей кикшеринга, если не считать Перми, — Воронеж, Ростов-на⁠-⁠Дону и Омск. Там не принимали особенно жестких мер по регулированию отрасли, зато они занимают последние места среди городов-миллионников по уровню зарплат. А Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург — среди лидеров и по уровню доходов, и по популярности кикшеринга.

Ситуация в других городах тоже укладывается в эту закономерность: чем выше средние зарплаты, тем больше пользователей кикшеринга. Самые выдающиеся исключения из правила — Казань и Уфа. Казань среди миллионников занимает четвертое место по зарплате и только 11-е — по доле самокатчиков. Уфа — пятое и десятое соответственно. Чуть выше ожидаемой доля самокатчиков в Волгограде и Нижнем Новгороде: Волгоград занимает 16-е место по уровню зарплат и 12-е по доле самокатчиков, а Нижний Новгород — восьмое по уровню зарплат и четвертое по доле пользователей кикшеринга.

В 73% случаев самокат используют как средство передвижения, для развлечения — только в 27%. Можно предположить, что в сравнительно бедных городах для транспортных целей люди чаще предпочитают автобус или пешую прогулку: кикшеринг все-таки дороже, чем общественный транспорт. А может быть, в более богатых городах лучше развита самокатная инфраструктура.

Источник: Т-Data
Источник: Т-Data

Чем больше в городе активных пользователей, тем чаще они ездят. Но совершают более короткие поездки. В Москве и Екатеринбурге больше всего пользователей самокатов — то есть людей, которые проехались хотя бы раз. В этих же городах на одного пользователя приходится больше всего поездок: 19,8 и 16,8 за средний летний месяц.

Зависимость здесь тоже практически линейная: количество поездок на одного активного пользователя чуть выше ожидаемого только в Краснодаре и Ростове-на-Дону и чуть ниже — в Казани и Омске. Получается, если человек начал ездить на самокате — он, скорее всего, будет пользоваться этим сервисом часто.

При этом с увеличением числа поездок средний чек на одну поездку снижается. Это можно объяснить тем, что люди, полюбив электросамокаты, начинают чаще использовать их для коротких поездок. Либо активнее пользуются абонементами: с ними поездки становятся дешевле.

Например, минимальный средний чек поездки — в Екатеринбурге, 98 ₽. В Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге — около 110 ₽. Эти же четыре города — лидеры по доле активных пользователей кикшеринга. Выше всего траты на одну поездку в Омске и Челябинске: 133 и 127 ₽ соответственно. Количество пользователей в этих городах сравнительно невелико.

Источник: Т-Data
Источник: Т-Data

В среднем в летний месяц пользователь кикшеринга ездит 10 раз и тратит на самокаты 1160 ₽. Весной и осенью ездят меньше: в сентябре и октябре — 9 поездок, которые обходятся в среднем в 797 ₽, в апреле и мае — 9 поездок на 1241 ₽. Заметим, что число поездок весной и осенью одинаковое, а вот средняя стоимость, а значит, и среднее расстояние весной в полтора раза больше.

Летом в Москве 80% пользователей самокатов ездят чаще чем раз в месяц. 50% — не реже шести раз в месяц, а 20% самых активных пользователей совершают в среднем 21 поездку в месяц.

5% самых активных пользователей берут самокат в среднем 50 раз в месяц. Такое количество поездок может получиться, например, если ездить на самокате каждый рабочий день по два раза и еще иногда — по выходным. Или часто оплачивать с одной карты самокаты для целой компании.

Медианная сумма трат составила 1043 ₽ за месяц, у 20% самых активных пользователей — 2208 ₽, у 5% самых активных — 5126 ₽.

Источник: Т-Data
Источник: Т-Data

Что вообще происходит с рынком кикшеринга

Период взрывного роста подошел к концу. Новая индустрия сформировалась всего за несколько лет. В 2020 году на самокатах прокатилось полтора миллиона россиян, в 2024 — 14 млн. Число поездок в этот период удваивалось чуть ли не каждый год: в 2020 россияне совершили 8 млн поездок, а в 2024 году — 318 млн  .

При этом рынок подбирается к стадии зрелости: по прогнозу издания «Трушеринг», уже в 2026 году число поездок вырастет всего на 15%. Это при условии, что самокаты появятся в новых городах, а на старых рынках люди будут пользоваться ими чаще. Рост на 15% в год — тоже немало, но речь уже идет скорее о поступательном развитии.

Источник: truesharing.ru
Источник: truesharing.ru

Рынок поделили три компании. На Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс» приходится 96,9% всех арендных самокатов и 98,7% поездок.

Whoosh занимает почти половину рынка — 45% самокатов и 49% поездок. Немного отстает «МТС Юрент»: у него 38% всех самокатов, на которых россияне совершили 33% поездок. Зато у «Юрента» шире география: сервис работает в 175 городах России, а Whoosh  в 131.

Источник: truesharing.ru
Источник: truesharing.ru

«Яндекс Go» запустился позже конкурентов и отстает от лидеров, занимая около 15% рынка. Но на самых развитых рынках — в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Краснодаре — доля Яндекса составляет уже около 40%.

Во всех городах-миллионниках, кроме Перми и Омска, действует минимум два крупных оператора. В Перми самокаты в 2024 году вообще не работали, а в Омске из федеральных операторов действует только Whoosh.

Источник: Т-Data
Источник: Т-Data

Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata

Артем ИволгинКак примирить тех, кто ездит на электросамокатах, и тех, кому они мешают?
  • ДмитрийПроложить вело-дорожки, где можно ездить с нормальной скоростью, ограничить зоны парковки, ограничить скорость на тротуарах до 7-10 км/ч, следить за нарушениями (переезд через дорогу, превышение скорости, езда внесколькиром (видел недавно троих на одном арендном самокате)) по датчикам и gps. Это всё в интересах как городов, так и прокатных фирм. Пока электросамокатчики гоняют как хотят по тротуарам и дороге, их будут ненавидеть все.8
  • ПавелДмитрий, уже сейчас зоны парковки ограничены, как вы видите дальнейшие ограничние, парковка только у велопарковок?0
  • Heliacal risingНикак не примирять, просто развивать инфраструктуру и следить за соблюдением правил. Этого достаточно, ничего специально делать не нужно.1
  • ДмитрийПавел, я вижу это так, чтобы мне не приходилось с двумя детьми обходить по дороге оставленный на узком тротуаре во дворе самокат, как это бывает регулярно у нас.5
  • ПавелНадо не самокаты запрещать, а делать для них инфраструктуру. По сравнению с машинами они экологичнее и экономичнее, меньше затрат на инфраструктуру. От машин в России в 2023 году погибло 15000 человек, сколько от самокатов? А по сравнению передвижением ногами это быстрее4
  • ПавелMaria, думаю еще стоит на каждый самокат ставить контролера, чтобы на огражденных дорожках и между выдачей и сдачей, человек ничего не сделал плохого3
  • Philipp SevenMaria, оставайтесь в Перми.0
  • MariaПавел, если дорожки ограждены от пешеходов и авто - то пусть дальше на этих дорожках электросамокатчики сами на себе и замкнутся, проверят как работают законы физики хоть с контролером, хоть без. А без ограждений пользователи СИМ, очевидно, не понимают, что создают колоссальный стресс и опасность пешеходам на тротуарах, или высокомерно это допускают и преступно плюют на безопасность и здоровье окружающих1
  • ВладимирМогу поделиться опытом пользования по Краснодару. Самый выгодный из всех операторов на данный момент это Яндекс, Потом Юрент, Тинькоф и самый дорогой и неудобный Woosh. Яндекс выигрывает за счет годовой подписки + пакета. Если ездить каждый день на работу получается дешевле всего. Но самокатов ощущается меньше чем у других. Приходится иной раз пройти или бронировать заранее. По состоянию самокатов по разному, я бы сказал удовлетворительно с плюсом. Бывает кривой руль и скрипучие тормоза. Но в целом приемлемо. Еще проблема у Яндекса это местоположение самоката, бывало что из 5 показывающихся на карте не нашел ни одного. Если на карте показывает один, то есть шанс его там не найти, еще смотря что за место конечно. Юрент предлагает подписку и кешбек 5%. Что тоже, довольно привлекательное предложение. В подписку там еще много чего входит от МТС сервиса. Самокатов больше чем у Яндекса, сейчас еще велосипеды появились. По состоянию самокатов так же на троечку, но общая изношенность самокатов ощущается выше чем у Яндекса. Тинькоф это тот же Юрент, они просто транслируют их услуги у себя в приложении и также дают 15% скидку. Не знаю всем или нужна какая то подписка типа Pro. Но в итоге получается все равно дороже чем в Юренте с подпиской, даже учитываю скидку 15%. Если брать иногда, то вполне приемлемо. В остальном это Юрент самокаты. Woosh пользовался мало, вроде тоже бывали акции, но даже с подпиской там дороже всех получается. Могу конечно ошибаться, но когда смотрел для себя так понял. Еще минус у Woosh для меня, я езжу там, где у Woosh нет зоны для пользования, а у других операторов разрешено. Из-за этого пользуюсь им редко. По самокатам сказать сложно, ездил мало, но в целом по минимальному опыту оценю состояние на хорошо с минусом. Я думаю, не я один такого мнения относительно Woosh, так как в городе их часто по многу простаивает, берут меньше остальных.1
  • АлександрСамокаты на проезжую часть. Движение на самокатах по тротуарам - запретить.1
  • ShevПавел, ну про экологичность вы загнули конечно2
  • Александр ЛямзинАлександр, водители будут орать: самокаты на тротуары! движение самокатов по дорогам - запретить. Нужно развивать инфраструктуру, делать велодорожки. Только тут будет проблема в виде овуляшек с колясками и простых пешеходов на велодорожках.0
  • SoledadMaria, хоть реально в Пермь переезжай. Задрали со своими самокатами0
  • Марат КаженовДмитрий, Дома полы еше не помыть самокатчикам? Все время им что то должны и обязаны .1
  • Марат КаженовАлександр, Разрешить кататся на скоростных магистралях самокатчикам и не соблюдать правила дорожного движения.1
  • BirdsПавел, какая инфраструктура в старом городе, где и так узкие дороги!1
  • BirdsHeliacal, какая инфраструктура в старом городе, где узкие дороги. Правильно сделали, что в Петербурге запретили самокаты в центральных районах!1
  • ТРXiao, у самокатчиков есть выбор, пользоваться самокатом или нет. У пешеходов выбора нет, и деться им некуда.1
  • Вячеслав ВоронинНа карте с распределением долей Юрент почему-то не во всех миллионниках представлен.0