В каких городах-миллионниках больше ездят на электросамокатах
Катательный сезон 2024 года в большинстве городов окончен.
В рамках аналитического проекта T-Data мы проанализировали обезличенные транзакции клиентов Т-Банка: для каждого города-миллионника подсчитали, какая доля клиентов оплачивала кикшеринг, сколько раз ездили и сколько тратили. Рассказываем, что узнали.
В каком городе активнее пользуются самокатами
Уровень проникновения кикшеринга в миллионниках очень разный. В среднем в летние месяцы 2024 года в Москве кикшерингом хотя бы раз воспользовались 19,8% активных клиентов Т-Банка . В Екатеринбурге — 16,8%, в Санкт-Петербурге — 15,6%. Эти три города — лидеры среди миллионников.
Меньше всего самокатчиков в Перми: в марте 2024 власти запретили стоянку самокатов вне велосипедных парковок, а подходящих парковок в городе нет. В итоге кикшеринг фактически не работал — им воспользовались только 2,2% клиентов , это почти трехкратный отрыв от предпоследнего места. Кикшеринговые операторы пытались оспорить запрет в суде, но проиграли.
Чем богаче горожане, тем больше самокатчиков. Города, где меньше всего пользователей кикшеринга, если не считать Перми, — Воронеж, Ростов-на-Дону и Омск. Там не принимали особенно жестких мер по регулированию отрасли, зато они занимают последние места среди городов-миллионников по уровню зарплат. А Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург — среди лидеров и по уровню доходов, и по популярности кикшеринга.
Ситуация в других городах тоже укладывается в эту закономерность: чем выше средние зарплаты, тем больше пользователей кикшеринга. Самые выдающиеся исключения из правила — Казань и Уфа. Казань среди миллионников занимает четвертое место по зарплате и только 11-е — по доле самокатчиков. Уфа — пятое и десятое соответственно. Чуть выше ожидаемой доля самокатчиков в Волгограде и Нижнем Новгороде: Волгоград занимает 16-е место по уровню зарплат и 12-е по доле самокатчиков, а Нижний Новгород — восьмое по уровню зарплат и четвертое по доле пользователей кикшеринга.
В 73% случаев самокат используют как средство передвижения, для развлечения — только в 27%. Можно предположить, что в сравнительно бедных городах для транспортных целей люди чаще предпочитают автобус или пешую прогулку: кикшеринг все-таки дороже, чем общественный транспорт. А может быть, в более богатых городах лучше развита самокатная инфраструктура.
Чем больше в городе активных пользователей, тем чаще они ездят. Но совершают более короткие поездки. В Москве и Екатеринбурге больше всего пользователей самокатов — то есть людей, которые проехались хотя бы раз. В этих же городах на одного пользователя приходится больше всего поездок: 19,8 и 16,8 за средний летний месяц.
Зависимость здесь тоже практически линейная: количество поездок на одного активного пользователя чуть выше ожидаемого только в Краснодаре и Ростове-на-Дону и чуть ниже — в Казани и Омске. Получается, если человек начал ездить на самокате — он, скорее всего, будет пользоваться этим сервисом часто.
При этом с увеличением числа поездок средний чек на одну поездку снижается. Это можно объяснить тем, что люди, полюбив электросамокаты, начинают чаще использовать их для коротких поездок. Либо активнее пользуются абонементами: с ними поездки становятся дешевле.
Например, минимальный средний чек поездки — в Екатеринбурге, 98 ₽. В Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге — около 110 ₽. Эти же четыре города — лидеры по доле активных пользователей кикшеринга. Выше всего траты на одну поездку в Омске и Челябинске: 133 и 127 ₽ соответственно. Количество пользователей в этих городах сравнительно невелико.
В среднем в летний месяц пользователь кикшеринга ездит 10 раз и тратит на самокаты 1160 ₽. Весной и осенью ездят меньше: в сентябре и октябре — 9 поездок, которые обходятся в среднем в 797 ₽, в апреле и мае — 9 поездок на 1241 ₽. Заметим, что число поездок весной и осенью одинаковое, а вот средняя стоимость, а значит, и среднее расстояние весной в полтора раза больше.
Летом в Москве 80% пользователей самокатов ездят чаще чем раз в месяц. 50% — не реже шести раз в месяц, а 20% самых активных пользователей совершают в среднем 21 поездку в месяц.
5% самых активных пользователей берут самокат в среднем 50 раз в месяц. Такое количество поездок может получиться, например, если ездить на самокате каждый рабочий день по два раза и еще иногда — по выходным. Или часто оплачивать с одной карты самокаты для целой компании.
Медианная сумма трат составила 1043 ₽ за месяц, у 20% самых активных пользователей — 2208 ₽, у 5% самых активных — 5126 ₽.
Что вообще происходит с рынком кикшеринга
Период взрывного роста подошел к концу. Новая индустрия сформировалась всего за несколько лет. В 2020 году на самокатах прокатилось полтора миллиона россиян, в 2024 — 14 млн. Число поездок в этот период удваивалось чуть ли не каждый год: в 2020 россияне совершили 8 млн поездок, а в 2024 году — 318 млн .
При этом рынок подбирается к стадии зрелости: по прогнозу издания «Трушеринг», уже в 2026 году число поездок вырастет всего на 15%. Это при условии, что самокаты появятся в новых городах, а на старых рынках люди будут пользоваться ими чаще. Рост на 15% в год — тоже немало, но речь уже идет скорее о поступательном развитии.
Рынок поделили три компании. На Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс» приходится 96,9% всех арендных самокатов и 98,7% поездок.
Whoosh занимает почти половину рынка — 45% самокатов и 49% поездок. Немного отстает «МТС Юрент»: у него 38% всех самокатов, на которых россияне совершили 33% поездок. Зато у «Юрента» шире география: сервис работает в 175 городах России, а Whoosh — в 131.
«Яндекс Go» запустился позже конкурентов и отстает от лидеров, занимая около 15% рынка. Но на самых развитых рынках — в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Краснодаре — доля Яндекса составляет уже около 40%.
Во всех городах-миллионниках, кроме Перми и Омска, действует минимум два крупных оператора. В Перми самокаты в 2024 году вообще не работали, а в Омске из федеральных операторов действует только Whoosh.
Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata