Дети-блогеры зара­батывают миллионы: почему так происхо­дит и чем это может быть опасно
Объясняем интернет
235
Сгенерированное изображение — Таня Бронникова / Midjourney

Дети-блогеры зара­батывают миллионы: почему так происхо­дит и чем это может быть опасно

Они становятся звездами с огромной аудиторией, еще не окончив школу
1
Аватар автора

Виктория Ли

смотрит милые рилсы с детьми

Страница автора
Аватар автора

Арина Гундырева

открыла для себя мир детских блогов

Страница автора

Детские блоги очень популярны как у зрителей, так и у рекламодателей.

По итогам 2024 года в топ самых высокооплачиваемых блогеров в мире попала 10-летняя россиянка Настя Радзинская. Она снимается на ютуб-канале Like Nastya с двух лет — ее доходы оценивают в 28 000 000 $⁣ (2 883 957 468 ₽)  . Родители видят такие примеры и пытаются добиться подобного уже со своими детьми. Но жизнь блогера совсем не простая, а в некоторых случаях она еще и вредит ребенку.

Расскажу, как устроен мир детей-инфлюенсеров, про истории успеха и потенциальные опасности.

Какими бывают детские блоги

Юных звезд интернета еще называют кидфлюенсерами от слов — kid и influencer. Это дети с большой аудиторией в «Инстаграме»*, «Тиктоке» или на «Ютубе». Расскажу, какие типы я выделила.

👨‍👩‍👧 Семейный лайфстайл-контент. Например, семья Федорук из Одессы в полном составе работает на «Ютубе» уже десять лет. Максиму на момент появления в кадре было три года, Кате — меньше года, она еще не умела говорить. Еще в видео появляется их папа Андрей, а мама Оксана придумывает сценарии, снимает и монтирует.

Идея выкладывать ролики пришла родителям в 2014 году: Андрей увидел, что милые видео с котиками набирают миллионы просмотров. Федорук вспоминал, как сказал жене: «Мы в этой жизни что-то делаем не так. Нам не надо ходить на работу, нам не надо придумывать какой-то бизнес. Надо снимать видео». Оба до этого были торговыми представителями и пробовали себя в бизнесе. «А сейчас у нас работа — работать иногда клоуном», — добавляет Андрей.

У семьи образовалась целая сетка каналов. У Кати и Максима есть основные отдельные каналы — Miss Katy и Mister Max — с 25 миллионами подписчиков на каждом. Там выходят видео о том, как дети весело проводят время, играют и выполняют разные челленджи. А еще есть каналы сына и дочери, где те проходят видеоигры, общесемейный влог и даже канал отца. Игровые видео снимают уже на английском языке. С 2017 года семья живет в Лондоне, и с возрастом детям все сложнее говорить на русском языке.

Одно из самых популярных видео на канале Мистера Макса, в котором он с сестрой и отцом строит деревянный дом на заднем дворе. Ролик вышел в 2018 году, и у него 228 миллионов просмотров

🤳 Блогеры во втором поколении. Нередко известные блогеры и инфлюенсеры, которые привыкли транслировать свою жизнь в интернете, с появлением детей начинают показывать и их.

Денис Кукояка прославился в 2010-х благодаря ютуб-каналу «Спасибо, Ева!» и музыкальной группе «Хлеб». В 2021 году блогер ушел из группы и начал активно работать над личным каналом. Кроме жены Лены, которую подписчики знали давно, в видео стала чаще появляться их четырехлетняя дочь Василиса. Девочка полюбилась публике нетипичными для ее возраста реакциями вроде среднего пальца.

В интервью шоу «Вписка» Денис Кукояка рассказал, что успех дочери был случайным: Лена запостила сториз с Василисой, тверкающей под Cardi B, и подписчики начали это репостить. Развивать блог в сторону детского контента семье посоветовал певец Егор Крид. Теперь Кукояки регулярно снимаются всей семьей.

Родители не скрывают, что дочь в их семье самая популярная и без нее они «были бы в забвении». По словам Дениса, девочка наблюдает за родителями, которые постоянно делают контент, и повторяет за ними: берет телефон и снимает себя самостоятельно. «От осинки не родятся апельсинки», — шутит Кукояка. Он не раз говорил, что не заставляет дочь сниматься, и если в будущем она выберет для себя другой путь, он ее поддержит. В 2024 году у Дениса и Лены родился сын, его тоже планируют снимать для блога.

В 2024 году Василисе исполнилось семь лет. Фотография: личный архив Дениса Кукояки в соцсетях
В 2024 году Василисе исполнилось семь лет. Фотография: личный архив Дениса Кукояки в соцсетях

🤰 Мамы-блогеры. Они рассказывают в соцсетях о своем опыте родов и воспитания детей. Это может быть лайфстайл-блог о материнстве, в котором публикуют эстетичный и милый или, наоборот, юмористический, жизненный контент про семейную жизнь. Этот феномен еще называют sharanting — от слов share и parenting.

Мамы-блогеры — одни из первых героинь инфлюенс-маркетинга. Бренды поняли, что они могут дешевле и эффективнее продавать товары таким же родителям. А их дети впоследствии могут привлекать уже своих сверстников и внушать доверие взрослым своей непосредственностью и миловидностью.

Например, в 2024 году появился тренд на так называемых бежевых мам. Это женщины, которые обычно разделяют идеи минимализма и выбирают нейтральные цвета в одежде и интерьере. Своим детям они покупают вещи и игрушки натуральных приглушенных оттенков или даже перекрашивают их. Обычно выбор объясняют эстетикой, которая особенно важна, когда дело касается соцсетей и блогов. А заодно в таких профилях можно советовать артикулы и рекламировать бренды подписчикам.

👧 Личный блог ребенка без участия родителей. Взрослые ведут профили детей от их имени, выкладывают фото, видео и другой контент. Большинство людей использует такие аккаунты как детский фотоальбом для друзей и родных. В других случаях страницы превращаются в портфолио для модельного бизнеса или рекламных контрактов.

Сестры Ава и Леа Клементс сделали карьеру благодаря «Инстаграму»*, который с 2017 года вели их родители. Девочек называли самыми красивыми близняшками в мире. Сейчас сестрам уже по 14 лет, они сотрудничают с Nike, Disney, Mattel и другими компаниями, а на их аккаунт подписано больше двух миллионов человек,

Сестры Клементс стали профессиональными моделями благодаря успеху в соцсетях. Источник: theclementstwins.com
Сестры Клементс стали профессиональными моделями благодаря успеху в соцсетях. Источник: theclementstwins.com

Наверное, самый популярный аккаунт такого типа у Саши Плющенко, известного в Рунете как Гном Гномыч. Сын фигуриста Евгения Плющенко и продюсера Яны Рудковской появился в «Инстаграме»* еще до своего первого дня рождения. Страницу ведет его мать, а сам Гном Гномыч говорил, что сниматься ему неинтересно и не нравится, да и прозвище тоже. Сейчас ему уже 11 лет. Мальчик снимается в рекламе, делает контент для соцсетей, участвует в соревнованиях по фигурному катанию и появляется в разных телешоу.

В 2019 году Рудковская рассказала, что Саша заработал около 10 миллионов рублей. Когда у пары родился второй сын, Арсений, она начала вести страничку и от его имени.

Зачем заводят детские блоги

Расскажу, какие есть плюсы у таких блогов.

🎞 Они служат семейным архивом. Можно проследить, как дети росли, общались с родителями и познавали этот мир. Например, самый популярный русскоязычный канал Kids Diana Show, у которого сейчас 129 миллионов подписчиков, начинался как хроника жизни годовалой Дианы Кидисюк. «Этот видеоблог о ее развлечениях, о ее путешествиях и о ней самой как о личности. Дианочка, этот блог для тебя», — говорила ее мама в самом первом видео на канале.

🎭 Блог — способ творческой реализации ребенка. Дети уже в юном возрасте учатся снимать видео и работать в кадре. Это может быть полезно для развития и пригодится, если ребенок захочет строить карьеру в индустрии развлечений и производстве контента.

💸 Это обеспечивает будущее ребенка. Некоторые родители говорят, что развивают блоги, так как это пригодится потом. Например, Максим Роговцев — отец трех звезд «Ютуба»: Николь, Алисы и Евы. Он даже учил других родителей, как повторить их успех.

По мнению Максима, для его девочек основной актив — не деньги, а социальный капитал: «У них формируется узнаваемость, и они могут использовать это, когда вырастут. Им необязательно идти в университеты, работать в офисе — они уже состоялись в жизни». В 2020 году три ютуб-канала приносили семье до 100 000 GBP⁣ (12 506 880 ₽) в месяц.

💬 У родителей больше возможностей общаться с ребенком. На обычной работе с полной занятостью родители большую часть дня проводят вдали от детей и нередко корят себя за то, что у них не остается сил на общение с ними. Производство контента в этом случае — одна из форм семейного досуга. Она позволяет проводить много времени с ребенком, а в перспективе может стать бизнесом, говорит Диана Болбат, мама пятерых детей, которых она снимает для ютуб-канала Vania Mania Kids.

💰 Если очень постараться, детский блог может приносить много денег. Например, родители Мистера Макса и Мисс Кейти Оксана и Андрей Федорук полностью ушли в возведение своей ютуб-империи. Она стала основным источником заработка семьи.

В СМИ их доходы оценивали в 100 000 $⁣ (10 299 846 ₽) в месяц, и отец семейства подтверждал такой уровень заработка. В 2021 году семья купила в кредит трехэтажный частный дом в Лондоне за 2 350 000 GBP⁣ (293 911 680 ₽). Правда, из-за отключения монетизации просмотров российских пользователей «Ютуба» — а они вместе с украинскими зрителями составляют ядро аудитории каналов семьи — Федоруки потеряли значительную часть заработков.

Почему такие блоги популярны

Согласно исследованию CashNetUSA, самый большой доход на «Ютубе» приносит детский контент. В опросе Pew Research около 80% родителей указали, что их дети смотрят «Ютуб», причем чаще всего по несколько роликов в день. А блоги мам очень ценятся рекламодателями, потому что их аудитория стремительно растет, причем основа ее — женщины, которые чаще других делают покупки.

Дети-инфлюенсеры становятся ходячей рекламой для брендов. The New York Times пишет, что рекламные посты могут стоить несколько тысяч долларов. Например, в этом сегменте интернета очень популярен жанр распаковки, когда ребенок открывает новую игрушку. В таких видео в раннем детстве снимались Катя и Максим Федорук, Настя Радзинская и многие другие кидфлюенсеры.

Аватар автора

Ирина Воробьева

детский психолог

Страница автора

Почему взрослые любят контент с детьми

Во-первых, дети вызывают у взрослого положительные эмоции: умиление, радость, какую-то ностальгию по своему детству. Вообще, бэби-шейп — «детская форма» — это то, на что приятно смотреть: большие глаза, большие уши. Мы любим ребенка уже за это.

Говорят, детство — это наркотик: мы помним, что было классно, и у этого человека, которому тоже классно, сейчас детство. И возникает такая фантазия о собственном детстве.

Во-вторых, смотреть на детей просто приятно. Они искренние и непосредственные, как правило, ведут себя естественно, не стесняются, проявляют себя — и в этом смысле делают поведение очень интересным для наблюдателя. Знаете, как приятно смотреть на кошку, которая охотится или элегантно взбирается на диван. Вот эта естественность, натуральность привлекает внимание. И какая-то неподдельность, неискусственность реальности тоже манит взор.

Многие родители смотрят детские влоги, чтобы получить какие-то советы и рекомендации по воспитанию детей. Или смотрят распаковки и отмечают, что бы такого купить своему ребенку, как с ним в это поиграть, какую одежду ему подобрать. А вообще, на что способны дети? А вообще, как правильно воспитывать? И здесь, с одной стороны, это способ немножко унять свою тревогу. А с другой может быть какая-то образовательная ценность.

Еще это просто развлекательный контент, это ярко, эмоционально. В нем могут быть какие-то забавные юморные и трогательные моменты. Иногда дети-блогеры показывают какую-то свою идеальную семью, идеальный отпуск. Это просто смотришь как кино или сериал. В этом смысле влог — просто развлечение, способ немножко уйти в фэнтезийный мир.

Плюс иногда хочется посмотреть на тренды. Многие родители включают влоги, чтобы узнать, о чем сейчас дети думают, как они живут, какие вещи покупают.

Часто такие блоги популярны и среди других детей, потому что создают возможность коммуникации: можно узнать, как живет другой ребенок, куда он ездит, что он ест, чем занимается. Здесь все те же причины, по которым мы с вами смотрим сериалы, подписываемся на спортивных или красиво красящихся блогеров.

Как блог меняет жизнь ребенка

Как и любые другие пользователи интернета, кидфлюенсеры могут столкнуться с кибербуллингом. Но есть еще ряд изменений, которые происходят в их жизни с появлением блога.

🫵 Отношения становятся не только семейными, но и рабочими. Темой нового поста или видео может стать что угодно: отдых, быт, учеба, дни рождения, болезни и невзгоды. «Иногда я не понимала, где проходит граница между реальной жизнью и тем, что изображалось для соцсетей», — рассказывала Ванесса, дочь популярной в 2010-х мамы-блогера.

В детстве и подростковом возрасте девушка снималась в видео, редактировала посты и участвовала в рекламных кампаниях. Она рассказала Cosmopolitan, что стала впоследствии относиться к матери не как к родителю, а как к начальнице. Та договаривалась о рекламных интеграциях с такими большими брендами, как Huggies и Hasbro, и заставляла дочь сниматься до тех пор, пока видео не получится идеальным.

😪 Блогерство изматывает ребенка. Например, Катя и Максим Федорук признаются, что бывают моменты, когда они выгорают и не хотят работать. Но родители мотивируют их едой и гаджетами, которые они могут позволить себе благодаря блогингу.

Милана — дочь актера Виктора Гогунского, известного по роли Кузи в сериале «Универ». Она строит музыкальную карьеру. На ее ютуб-канале выходят клипы и влоги. В 2019 году Милана рассказывала, что съемки иногда длятся по 12 часов в сутки. На что ее мама Ирина Маирко сказала «не наговаривать», потому что за такие вещи у нее могут «забрать ребенка». Милана засмеялась и поправилась: «Мне нравится сниматься, только не по 10 часов, было один раз недавно». Девочке в тот момент было девять лет.

Гном Гномыч заявлял прямым текстом, что съемки его «задолбали» и «сниматься каждый день» он больше не хочет. В Рунете пользователи пишут, что, когда Саша Плющенко вырастет, его ждут годы терапии и что его надо спасать.

🏡 От работы детей зависит финансовое состояние семьи. Зрители и рекламодатели ждут контент с ребенком, а не с его родителями. Американец Грант Ханбалинов рассказывал, что зарабатывал шестизначные суммы благодаря семейному блогу. В нем выходило два-три рекламных поста в неделю, за них бренды платили до 6000 $⁣ (618 039 ₽). От предложений не было отбоя.

Но когда Ханбалиновы решили больше не выкладывать контент с детьми, все резко изменилось. «Мы обратились к брендам, которые были у нас на очереди, и 99% слились, потому что хотели, чтобы их продукт представляли дети. Я пытался возразить: зачем бренду бумажных полотенец в рекламе именно дети?», — говорил Грант.

🔍 Информация, которую родители-блогеры публикуют о ребенке, может ему навредить. Например, небезопасно публиковать название детского садика или показывать окрестности дома, потому что адрес могут вычислить. Но некоторые инфлюенсеры намеренно документируют свою жизнь так подробно, что их семья превращается в героев реалити-шоу.

Так, мать американки Кэм Барретт рассказывала в своем блоге о первой менструации дочери и делилась с подписчиками подробностями ее болезней. Из-за всего, что женщина выкладывала в интернет, Кэм травили в школе. Обидчики использовали информацию из блога ее матери. Даже взрослые относились к ней пренебрежительно. В итоге девочка бросила школу.

Теперь Барретт активно выступает за то, чтобы закон защищал детей от их родителей-инфлюенсеров. Имя, которым она теперь представляется, отличается от того, что у нее в документах. «Мне нравится мое официальное имя, но не нравится цифровой след, который за ним тянется», — рассказывала она. С матерью Кэм почти не общается.

💢 Детские переживания и эмоции могут эксплуатировать. В семейных блогах нередко показывают детей в очень уязвимом состоянии. Например, ребенок рыдает, но вместо утешений родители достают телефон и снимают его.

В 2021 году американка Джордан Шайенн записывала с 8-летним сыном Кристианом видео о болезни их собаки. В итоговом ролике остался момент, где она учит сына имитировать плач. «Закрой лицо рукой, но так, чтобы было видно твой рот. Смотри в камеру», — говорит она. Кристиан отвечает: «Мам, но я правда плачу».

Видео завирусилось, и Шайенн осуждал весь интернет. Она удалила свой ютуб-канал, на котором было полмиллиона подписчиков, принесла извинения и сказала, что больше никогда не будет снимать сына для своего блога.

Отрывок удаленного видео Джордан Шайенн

По словам Шайенн, за кадром многие родители режиссируют поведение детей для съемок контента. «Сделай это, и я дам тебе вкусняшку», — приводит она пример просьбы. Другие юные блогеры тоже упоминают вознаграждения. Ютуб-звезда Алиса Роговцева рассказывала, что ей обещают шоколадки и подарки, а мама готовит блинчики, чтобы она участвовала в съемках.

Диана Болбат, которая снимает контент со своими пятью детьми, говорит младшим, что фотографируют их для бабушки, а не для соцсетей. К старшим у нее другой подход: «А вот помните, что у нас в „Инстаграме“* всего пять тысяч подписчиков? Надо бы добрать. Вот сейчас такой тренд, пять минут, один кадр, издалека. А потом мы мороженку купим». Если один из детей отказывается сниматься, его «есть кем заменить», поэтому сценарий переписывается.

Аватар автора

Ирина Воробьева

детский психолог

Страница автора

Как работа может повлиять на ребенка

Ответственность должна быть соразмерна возрасту. Детство — это период экспериментирования, в том числе социального, когда ребенок пробует себя в разных ролях, в разных отношениях, получает свой опыт — где-то успешный, где-то неуспешный. Но это органичное для него состояние — пробовать, экспериментировать и ошибаться.

Работа сама по себе в детском возрасте не плоха и не хороша. Но если взрослые слишком перегружают своими ожиданиями, валят на ребенка непосильную для его возраста ответственность за то, что он делает, ставят его в течение длительного времени, много раз за день, в ситуацию, что он должен отработать, отсняться на камеру, потерпеть, подождать, накраситься, выучить какой-то текст, который ему неинтересен, это противоречит тем активностям, которые помогали бы решать задачи возраста. Тогда это повлияет негативно.

У ребенка должно быть ощущение, что он живет со смыслом: что он видит какие-то задачки, что ему интересно их решать, что он как-то в них проявляется. Это может стать залогом активной жизненной позиции, способности рисковать, выдерживать фрустрацию, чувствовать себя автономным и самодостаточным, строить отношения и устойчивую самооценку.

Здесь блогинг может сыграть на руку, так как ребенок ведет какую-то деятельность, которая у него получается, которая отзывается, в которой он видит смысл. А может быть наоборот, если это станет для него неорганичным делом, которое интересно только родителям. Тогда смыслы размываются и уходят. И в итоге мы видим пассивного подростка, у которого за плечами огромный опыт чего-то большого, но не успешного, с чем он не справился.

Как блогинг влияет на детско-родительские отношения и на восприятие ребенком фигуры родителя

Для многих взрослых, которые просто постят своих детишек в «Инстаграм»*, это может быть забавой, временным увлечением, и в этом нет ничего страшного.

Но когда родитель внутри этой индустрии, когда это серьезные вложения денег, времени и энергии, ребенок действительно становится неким объектом.

Взрослый уже перестает быть посредником, который выстраивает отношения с ребенком и его развивает. Он просто агент, у которого есть актер-ребенок. И он уже, скорее всего, мало заботится о том, что для ребенка важно. Поэтому детско-родительские отношения здесь могут уходить на второй план, подменяться отношениями менеджера и исполняющего обязанности актера. Это, конечно же, риск, потому что это сложно разделить. Как и трудно работать, например, с супругом на одной работе.

Нужно ли платить детям зарплату

В большинстве стран трудовые отношения с детьми-блогерами еще не регулируются. Бывают случаи, когда ребенок с детства снимался для контента, а по достижении совершеннолетия ничего не получал.

🇺🇸 В США в некоторых штатах по закону Кугана ребенок-актер должен получать 15% от доходов на специальный сберегательный счет. К нему он получит доступ в совершеннолетнем возрасте. Но этот закон не регулирует работу кидфлюенсеров. В США первый такой нормативный акт приняли в штате Иллинойс в 2023 году. По нему взрослые, которые используют образ, имя или фотографии несовершеннолетнего в контенте, который приносит им доход, обязаны откладывать часть денег на счет для ребенка.

🇫🇷 Согласно Трудовому кодексу Франции, дети-блогеры младше 16 лет должны иметь разрешение на работу. Однако ответственность за сообщение о потенциальных нарушениях ложится на соцсети и общественность, так что эффективность этого закона неясна.

Многие родители откладывают часть денег по аналогии с законом Кугана. По словам Андрея Федорука, доходы от роликов с Мистером Максом и Мисс Кейти они с женой переводят на счет компании, которую зарегистрировали в Англии. Дети получат долю в ней, когда окончат университет. «Можете с ней делать что хотите. Можете свой бизнес открывать, можете жить за счет нее, это будет уже ваше решение», — сказала в видео Оксана Федорук. На карманные расходы Максим и Катя получают за съемки в видео по 2⁠—⁠3 GBP⁣ (245⁠—⁠368 ₽) в час.

Диана Болбат называет своих пятерых детей актерами. «Не хотите сниматься? Вас никто заставлять не будет. Здесь очень много желающих. И они сразу: не-не-не, не надо нам никого», — рассказывает она. Женщина начала платить старшему сыну 100 AED⁣ (2804 ₽) за съемку, когда ему исполнилось десять, чтобы он учился обращаться с деньгами  . Остальные «актеры» зарплату не получают.

Кукояки зарабатывают за счет рекламных контрактов и мерча «Василенсиага». Василиса рассказывала, что получала часть денег на свою карту и тратила все на мягкие игрушки и сладкое. О каких суммах идет речь, семья не раскрывает. Денис считает, что дочь еще не понимает концепцию денег и ей не нужно знать, насколько много она зарабатывает. Кукояка говорит: «Мне ее психика дороже. Я не хочу, чтобы она сидела в кастинг-центрах и такая: сейчас я для родителей заработаю миллион рублей. Если мы не в состоянии зарабатывать эти деньги, значит, проблема в нас».

Аватар автора

Алиса Маркина

юрист

Страница автора

Что говорит российский закон

Родители вправе сами решать, что будут требовать от своих детей  . И пока это не вредит учебе и здоровью детей, не происходит никакой эксплуатации, на которую стоило бы жаловаться, не от чего их защищать.

Если дети считают иначе и не хотят жить в семье, они вправе сами прийти в орган опеки и попечительства и попросить защиты. Например, так сделала восьмиклассница из Пятигорска. Ограничений по возрасту нет. Но только речь будет идти либо об устном внушении родителям, либо об изъятии ребенка в социальное учреждение. Эффективность первого невелика, а второе едва ли понравится ребенку.

Зарплату дети могут получить только от стороннего работодателя по трудовому договору. Даже если по объему вложенных сил детский блог — вполне серьезная работа, родители не обязаны платить детям зарплату. Трудовой договор с несовершеннолетним может заключить организация или индивидуальный предприниматель, чтобы подросток, например, снимался на постоянной основе с конкретным рабочим графиком.

В 16 лет несовершеннолетний может сам подписать трудовой договор без согласия родителей — или в 15 лет, если легкая работа не будет мешать учебе в школе. С 14 лет ребенок может работать по трудовому договору с письменного согласия одного из родителей.

С любого возраста дети могут работать в театре, цирке или кино, но необходимо согласие опеки на определенное количество рабочих часов, а трудовой договор от имени ребенка подпишет родитель или опекун  . То есть крайне маловероятно, что блогер будет состоять в трудовых отношениях. Но трудовой заработок будет личными деньгами ребенка, которыми тот будет распоряжаться по своему желанию и без разрешения родителей.

И дети, и взрослые обычно работают блогерами как предприниматели — индивидуальные или самозанятые. Это не трудовые отношения, это бизнес. Еще при регистрации аккаунта в интернет-сервисе пользователю предлагают согласиться со стандартными правилами, подтвердить возраст от 18 лет и привязать зарегистрированные на совершеннолетнего человека сим-карту и банковскую карту. По документам выходит так, что за аккаунт отвечает взрослый человек — и доход получает взрослый человек. То есть юридически юные блогеры не зарабатывают ничего, и у них не появляется право требовать деньги с родителей.

Но гражданско-правовой договор на проведение рекламной кампании может подписать и сам несовершеннолетний блогер от 14 лет, если один из родителей даст письменное согласие  . В случае с блогингом это всегда договор оказания услуг. Подросток может его подписать как физическое лицо, как самозанятый или как индивидуальный предприниматель — в любом случае с письменного согласия родителей  .

Но чтобы стать самозанятым или индивидуальным предпринимателем, нужно будет еще одно письменное согласие родителей. Получателем денег официально будет сам ребенок, независимо от того, деньги бумажные или их переводят на банковский счет, открытый на имя ребенка.

Юный блогер может потребовать деньги за съемку постфактум. Если у выросшего ребенка на руках будет договор, по которому родитель получал от кого-то деньги за съемку ролика с его участием, я бы попробовала взыскать компенсацию за неосновательное обогащение  . Но непонятно, как рассчитать долю ребенка. Ведь родитель выступал в качестве видеооператора, обрабатывал материал, выкладывал, реагировал на отклики, да и вообще работал агентом. Важно, что обращаться в суд надо не позже чем через три года с даты получения денег  .

Бывало, что в жилищных спорах дети восстанавливали срок на обращение в суд, потому что на момент возникновения конфликта интересов им было 8—10 лет, но гарантий нет  . И мне кажется, что родители смогут сказать, что деньги потрачены в интересах детей: на их путешествия или дополнительное образование. Тогда дети ничего взыскать не могут  . Во всяком случае в спорах между супругами суды считают, что деньги по умолчанию потрачены в интересах семьи, если не доказано обратное.

Можно разве что предположить, что ребенок-блогер, привыкший записывать свою жизнь на видео, заодно запишет, как родители угрожали избить его, если он не переведет на их счет деньги. С этими видео ребенок может пойти в опеку или в полицию. И тут может быть масса составов уголовных преступлений: грабеж, вымогательство или даже мошенничество, если родители берут у ребенка деньги на оплату бесплатной школы, например.

Темная сторона детских блогов

В худших случаях дети-блогеры сталкиваются с преступным поведением взрослых.

Дети подвергаются жестокому обращению. Одним из самых громких случаев стал скандал вокруг ютуб-канала SevenSuperGirls. Он входил в сеть SAK  , основанную продюсером Иэном Райллетом. Суммарно у каналов было 17 миллионов подписчиков. В них снимались 20 девочек от восьми до 18 лет.

В 2018 году Райллета арестовали по обвинению в растлении одной из участниц проекта и жестоком обращении с детьми. По версии следствия, он пытался раздеть девочку и перевязать ей грудь, чтобы та казалась меньше, и угрожал оштрафовать за сопротивление. Другие несовершеннолетние отмечали, что их одевали в сексуализированную одежду. «Вещи, которые сначала не вызывали вопросов — темы видео, купальники, ракурсы съемок, — со временем стали казаться странными. Особенно когда вспоминаешь, что некоторым девочкам было девять лет», — рассказывала одна из участниц.

Впоследствии все каналы SAK были сначала демонетизированы, а потом и вовсе закрыты. Продюсера приговорили к 90 дням заключения и пяти годам надзора.

Годом ранее «Ютуб» закрыл канал DaddyOFive, на который американцы Майкл и Хэзер Мартин выкладывали пранки над своими пятью детьми. Родители поощряли насилие между ними ради контента. Например, отец сказал одному из старших сыновей ударить сестру. Такое наказание девочка «заслужила» тем, что у нее не получилось кинуть бутылку так, чтобы та приземлилась на дно.

Пару приговорили к пяти годам надзора, а опеку над младшими детьми получила их биологическая мать. Но вскоре Мартины зарегистрировали новый канал. Когда он начал набирать много просмотров, «Ютуб» забанил и его. В 2019 году старшие сыновья Мартинов завели свой отдельный канал без родителей.

Риск столкнуться с педофилами. В 2024 году The New York Times проанализировал 5000 детских аккаунтов в «Инстаграме»* и выяснил, что значительная часть их аудитории — взрослые мужчины. В случае с популярными профилями девочек доля мужчин-подписчиков доходила до 90%. Семьи детей-блогеров рассказали журналистам, что блокировка педофилов, которые пишут непристойные комментарии и сообщения, стала их рутиной.

Фолловеры льстили, травили и шантажировали девочек, чтобы получить более откровенные фотографии. Некоторые из этих подписчиков — осужденные за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних. Издание также обнаружило в «Телеграме» групповые чаты, в которых мужчины открыто обсуждают свои фантазии о насилии над детьми. Эти пользователи сравнивали «Инстаграм»* с кондитерской.

Одна из мам детей-блогеров, американка Кайлин, жалеет, что снимала дочь в спортивных купальниках. В то же время родители некоторых популярных детей-блогеров предлагают месячную подписку на эксклюзивный контент и возможность пообщаться с ребенком напрямую или даже продают ношеные вещи незнакомцам в интернете.

Похожая история произошла и в России. В 2021 году был скандал вокруг Инны Ряжкиной из Красноярска, которая вела страничку в «Инстаграме»* о жизни 13-летней дочери Анфисы и продавала ее фотографии на личном сайте. На снимках в открытом доступе девочка позировала на каблуках и в довольно откровенной одежде, демонстрировала растяжку и сидела на шпагате. По подписке, как утверждали пользователи интернета, были более откровенные фотографии.

В разговоре с журналом «Холод»** Инна объясняла, что воспринимает фотографии дочери как искусство и считает, что защищает ее от педофилов высокой ценой снимков и подписки. «Зачем [педофилам] наши фотографии в одежде, — говорила Ряжкина. — Им же обнаженка нужна, и ее в другом месте можно купить. Зачем они столько денег платить мне будут?» Покупателей контента с Анфисой мать называла «искренними фанатами», которые относятся к ней «без грязного подтекста». В итоге из-за широкого общественного резонанса на семью обратил внимание областной детский омбудсмен и следственный комитет, и вскоре Инна деактивировала аккаунт дочери.

Согласно The New York Times, в 2020 году компания Meta***, которой принадлежит «Инстаграм»*, обнаружила, что 500 тысяч детских аккаунтов каждый день сталкиваются с «неуместными» контактами в соцсети. Время от времени модераторы удаляют страницы кидфлюенсеров без четких причин или из-за жалоб других пользователей. С этим столкнулась и Катя Федорук. Ее аккаунт забанили, как она предположила, за то, что она «сильно много надевала раздельных купальников». Постить такие фотографии действительно рискованно. Власти Австралии посчитали, что до 50% материалов на педофильских сайтах взяты из соцсетей и блогов.

Осенью 2024 года Meta*** анонсировала подростковые аккаунты в «Инстаграме»* с более строгими настройками, которые могут менять только родители и опекуны. Например, страницы детей до 16 лет будут автоматически закрытыми, а писать сообщения им смогут только те, на кого они подписаны.

Конечно, сами дети или их старшие все еще могут врать о возрасте ребенка. Но компания работает над более жесткой системой верификации: по документам, предъявлению поручительств от взрослых пользователей и с помощью технологий распознавания лиц. Эти меры тестируют в ряде стран, включая США, Мексику и Южную Корею.

Аватар автора

Ирина Воробьева

детский психолог

Страница автора

Как вести блог с ребенком

🥳 Важно, чтобы блог приносил всем радость. Если это совместный проект, а взрослый через блогинг помогает ребенку решать задачи возраста, ребенок видит смыслы и чему-то учится, — тогда это прекрасно. Например, почему бы не использовать блогинг для того, чтобы ребенок научился красиво публично говорить. Но важно, чтобы он видел динамику, замечал, что у него получается лучше и лучше.

🌱 Главное — помогать ребенку развиваться, а не решать взрослые задачи. Нужно держать руку на пульсе, чтобы все-таки это было интересно ребенку.

Родители должны стать внутри этого проекта проводником для него, а не заниматься эксплуатацией для зарабатывания денег.

💌 Помогите ребенку выстроить коммуникацию с подписчиками. Когда три тысячи человек посмотрели видео, это непонятный социальный круг, он не ощущается ребенком как реальный. До него нужно донести, что отношения с абсолютно внешними людьми и реальными знакомыми совершенно разные.

🗯 Предупредите его, что он может получить хейт как бы ни за что — за какую-то нелепость, внешность или какую-то мелочь, которая в реальной жизни никогда не имела бы смысла. Или, наоборот, ребенок может сделать что-то, что вызовет очень яркую поддержку от аудитории, позитивную оценку, но в этом нет реалистичности как раз не потому, что это виртуальный мир, а потому, что масштаб очень меняется.

🫂 Будьте рядом и помогайте ребенку справиться с вызовами публичности. Дети-блогеры сталкиваются с трудностями, неудобствами и рисками, которых нет у их ровесников. Им нужно чуть большего внимания взрослых и какой-то поддержки специалистов, чтобы с ними обсуждали, чтобы их поддерживали, чтобы у них отращивали рефлексию, автономию, способность понимать себя, интерпретировать ситуацию. А все остальное вполне преодолимо.

Мы рассказываем разные истории о популярной культуре и тех, кто ее создает. Подписывайтесь на наш телеграм: @t_technocult

Виктория ЛиКак вы относитесь к детским блогам? Поделитесь мнением:
  • Alexandra OrlovaВо-вторых, смотреть на детей просто приятно Кто это сказал?2