«Убийцы цветочной луны»: новый фильм Мартина Скорсезе и номинант на 10 премий «Оскар»
20 октября 2023 года в мировой прокат вышел триллер «Убийцы цветочной луны».
Это новый фильм Мартина Скорсезе и экранизация одноименного нон-фикшена о тайном истреблении богатых индейцев в 1920-х. Главную роль сыграл Леонардо ДиКаприо — причем на этот раз скорее отрицательного персонажа.
У «Убийц цветочной луны» 10 номинаций на премию «Оскар». Фильм претендует на главную награду, а Мартина Скорсезе могут назвать лучшим режиссером. Леонардо ДиКаприо не номинировали.
Рассказываем, почему трехчасовой фильм приятно удивит и давних фанатов Скорсезе, и простых зрителей.
Что за «Убийцы цветочной луны» (Killers of the Flower Moon)
Дата премьеры: 20 октября 2023 года
Страна производства: США
Режиссер: Мартин Скорсезе
Сценаристы: Эрик Рот, Мартин Скорсезе, Дэвид Гранн
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Роберт Де Ниро, Лили Гладстоун, Джесси Племонс, Танту Кардинал, Джон Литгоу, Брендан Фрейзер, Кара Джейд Майерс, Дженей Коллинз
Жанры: триллер, драма, криминал
Фильмы, похожие на «Убийц цветочной луны»: «Воспоминания об убийстве», «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»
Продолжительность: 3 часа 26 минут
Это экранизация реальной истории об убийствах индейцев-осейджей
1918 год. Ветеран Первой мировой Эрнест Беркхарт возвращается на ранчо своего дяди, Уильяма Хэйла. Богатые нефтью земли округа фактически принадлежат индейцам племени осейджи. Продажа ресурсов приносит коренным жителям миллионы долларов, но есть загвоздка: по закону владельцы не могут распоряжаться своими средствами. Им нужен надзиратель, который будет вести бумажные дела. Это и есть Хэйл. Поэтому окружающие называют его Королем.
Мужчина постепенно прибирает к рукам все владения осейджей. В голове дельца хитрый план: если его родственники женятся на богатых индейских женщинах, семья получит в наследство землю и нефть. Именно для этого Хэйлу и нужен Эрнест. Бизнесмен уговаривает Беркхарта взять в жены состоятельную девушку Молли. Тем временем в округе все чаще таинственно погибают представители коренного населения.
Картина «Убийцы цветочной луны» основана на одноименном документальном романе Дэвида Гранна. Книга рассказывает о серии загадочных смертей в Оклахоме в 1920-х. Коренные жители Америки погибали при таинственных обстоятельствах: кто-то замертво падал после стакана виски, кого-то находили избитым в овраге, а некоторым хладнокровно стреляли в голову. Местные власти до последнего игнорировали происшествия, а если и находились детективы-смельчаки, их вскоре обнаруживали убитыми.
Мартин Скорсезе и остальные сценаристы пересказывают события очень близко к первоисточнику. Зрителю рассказывают о династии Хэйлов, показывают заказные убийства индейцев и даже раскрывают историю появления ФБР. Именно на этом деле бюро расследований впервые подтвердило свою состоятельность. Но главное достоинство фильма — не достоверный тру-крайм, а детально воссозданная эстетика эпохи и культура коренных жителей.
Представители племени осейджей активно сотрудничали со Скорсезе. Они помогали актерам учить язык и консультировали съемочную группу по поводу бытовых предметов и одежды. Некоторые осейджи и вовсе появляются в небольших ролях и играют не хуже голливудских знаменитостей. Именно из-за активного участия коренных жителей Оклахомы погребальные ритуалы, песнопения и обряды выглядят очень органично и делают фильм колоритнее. Это не просто кино, снятое с позиции белого американца.
Может показаться, что эстетике индейских резерваций нечем удивлять, но это не так: экранные поселения осейджей не имеют аналогов. Богатые коренные жители разъезжают на автомобилях, носят роскошные костюмы и выглядят интеллигентнее многих белых. Это в очередной раз рушит консервативный миф о якобы цивилизованных европейцах и диких индейцах. Местные готовы внедриться в новое общество и стать частью другой страны. На это не готовы только белые.
Скорсезе не боится показывать исторические реалии такими, какими они действительно были — со всеми странными мелочами. Роберт Де Ниро половину фильма разъезжает в нелепых автомобильных очках — из-за них он похож на персонажа мультфильма. А в середине фильма из ниоткуда появляется парад ку-клукс-клана. Жители воспринимают его как светлый праздник. Такие детали дополняют и без того масштабную постановку — кажется, фильм можно пересматривать много раз и изучать кадры под микроскопом.
Жуткая история подана с необычной перспективы
Изначально Скорсезе хотел адаптировать тру-крайм-роман чуть ли не постранично — построить рассказ от лица сотрудника ФБР, который расследовал дело. Но после разговора с исполнителем главной роли, Леонардо ДиКаприо, режиссер передумал. Ведь в первой версии сценария совсем не было напряжения, да и сюжет строился на том, что белый мужчина снова всех спас — а другие ничего не делали.
В новой версии ДиКаприо играет уже не славного парня, а одного из соучастников преступлений — Эрнеста Беркхарта. Он почти не фигурировал в оригинальном романе и в реальности оставался на заднем плане: мужчина просто выполнял поручения коварного дяди. Но фильм фокусируется как раз на его неочевидной драме. С одной стороны, Эрнест обожает деньги и ради них готов даже убивать людей. С другой, он вроде бы искренне любит свою богатую жену и детей.
Скорсезе с тем же успехом мог бы сделать главным героем богача Хэйла, но следить за Эрнестом гораздо увлекательнее. Во-первых, он несказанно глуп и жалок: в момент серьезной ошибки герой, например, клянется боссу жизнью собственных детей. А перед арестом без разбора подписывает наследственные бумаги для дяди — даже не задумываясь, что его обводит вокруг пальца родной человек.
Во-вторых, Эрнест — гораздо более неоднозначный персонаж, чем герой Де Ниро. На протяжении трех часов мы следим за человеком, которому постоянно приходится выбирать между добром и злом. И он почти неизменно выбирает последнее. Почему и каких усилий ему это стоит — отдельный вопрос. Авторы не отвечают на него открыто, но мотивируют анализировать персонажа и самому пытаться понять, в какой момент он по-настоящему сожалеет о преступлениях. Если сожалеет вообще.
Единственный недостаток фильма — любовная линия. Скорсезе хочет показать парадоксальные отношения Молли и ее супруга, но из-за эпического сюжета длиной в несколько лет у авторов просто не остается времени на раскрытие Эрнеста как отца и мужа. Кажется, что сценаристы и монтажер пропускают что-то важное, из-за чего финал оказывается чуть менее драматичным, чем мог бы быть.
Фильм динамичный, несмотря на хронометраж
Фильм идет три с половиной часа, но гигантский хронометраж почти не ощущается. Все потому, что Мартин Скорсезе по-прежнему в отличной режиссерской форме. Автор верен своему оригинальному стилю — любви к живописным планам, долгим однокадровым сценам и сложной постановке. На экране часто находятся десятки людей и все что-то делают — поэтому происходящее выглядит крайне живо и органично.
Саундтрек тоже добавляет действию динамики. Композитор Робби Робертсон жил в резервации и смешал блюз с музыкальными мотивами индейских племен.
История в фильме очень мрачная и трагичная, но Скорсезе не зацикливается на сантиментах. Он ловко меняет жанры один за другим. Фильм начинается как историческая драма, быстро трансформируется в кровавый криминальный триллер, а после и вовсе в судебную черную комедию о расизме и всемогущих богачах. Разумеется, смеется автор сквозь слезы: его поражает, как настолько бестолковые и жадные люди избегают правосудия.
Кроме того, Скорсезе не боится экспериментировать. Например, финал фильма больше напоминает сцену из последних картин Уэса Андерсона. Режиссер ломает четвертую стену и рассказывает развязку истории так, словно весь сюжет был одной большой радиопостановкой. А ритуалы и празднования индейцев он, кажется, снимает с оглядкой на фильмы Ари Астера: с камерой от лица бога и жутким символизмом. Например, героиня тут видит сову, предрекающую смерть.
При этом кино не давит на зрителя морализаторством и лозунгами. Это действительно фильм о том, как белые предали доверие коренных жителей Америки. Но в то же время — драма о подлости и духовности, необходимости договариваться и признавать ошибки.
Картина больше напоминает не скучный монолог заслуженного классика, а диалог полного энергии режиссера со зрителями. Историю осейджей легко переложить на любое другое событие, где фигурируют угнетатели и угнетаемые.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult