Стоит ли возвращать уроки труда в школы?

114

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Наталия Беспалова

Страница автора

Очень я согласна с решением вернуть труды в школу.

Кого мы сейчас готовим на выходе? Человека готового к тестам. То есть он знает, в какой клеточке поставить нужную галочку. А раньше?

Мы выходили из школы готовыми к жизни, какой бы суровой она не была. Нас учили выращивать лук на подоконнике, а все знают, что лук — кладезь витаминов и фитонцидов.

Я на трудах приготовила свой первый правильный омлет и с гордостью кормила семью в выходной, это вам не болтунья какая-то.

В день, когда в нашем классе по расписанию труды, в буфете оставались черстветь коржики и трехкопеечные булочки, потому что никакая казенная выпечка не сравнится с шарлоткой, благоухающей на весь коридор. Этот запах заставлял мальчишек бросать свои недоделанные стулья и ждать под дверями кабинета звонка, пуская слюни.

Девочки, заканчивая школу, были готовы накормить семью и обеспечить ее самодельными фартуками и ночнушками. Мальчики уже могли подрабатывать столярами, а те, кому повезло, еще и имели на руках права на управление транспортным средством.

А дети говорят, а зачем уметь, зачем пирог, зачем фартуки и табуреты, мы все купим, а вместо лука поставим на подоконник искусственную травку из… что там вместо икеи теперь?

Эх, про деньги нас не учили, это мы сами потом постигали, в 90-е.

А может они и правы? Вы «за» труды или «против»?

  • Наталия БеспаловаAnna, может вы и правы, но неплохо, на мой взгляд, если мальчики научатся хоть немного работать с инструментами, бывает некому в семье обучить. А я вот мебель хэнд мейд обожаю, ну, конечно, если качество не хромает. И мастера частенько самоучки, сейчас для этого простор, мастер-классы в интернете., если душа лежит к этому. Может сейчас лучше другому учить, финансовой, налоговой грамотности, но у меня все же ностальгия по атмосфере этих уроков😍7
  • ВовчикКак мне кажется, не так важен сам урок, как тот факт, что нужно развивать это в ребенке самому. Ну как развивать, может быть намекнуть, а там ребенок сам решит, интересно ему или нет. В любом случае, если в жизни ему понадобится табуретка или другая вещь, то он сможет это сделать, я думаю5
  • Арина РодионовнаНе надо трудов. Чему детей научили дома и что им нравится, то и будут уметь. Если я умела готовить, то и умею, и ничего там нового не узнала. А шить как ненавидела, так и ненавижу, хоть сшила на трудах фартук, ночнушку и юбку. И рада, что дочь обошлась без того, чтоб сегодня в школу нести яйца и картошку, а через неделю отрез ткани. А машинки швейной у меня вообще дома нет и как бы она шила, непонятно.17
  • И тут внезапно...Я считаю надо вернуть, но не в том формате, котором было у нас. И девочек, и мальчиков надо учить бытовым навыкам - пришить пуговицу, сварить кашу, забить условный гвоздь, т.е. тому, что пригодится. Вопрос только в кадровом обеспечении школ.42
  • ТаУПервое. Что возвращать-то? В учебных планах есть предмет "технология". В учебниках те же "швейное дело" и "деревообработка". Надо снова в "труд" переименовать? Второе. Окончила школу в 1983 году, когда "школа приучала..." Причем, поучилась в двух сельских школах в разных районах. Никаких фартуков и каш. Труд делился на сельхоз и в мастерских. В первой школе учили. Но по сельхозтруду все тетрадки с теорией выбрасывались по мере заполнения, о чем пожалела лет через 20. А тогда учителя боялись, и всё, что с ней было связано, тихо ненавидели. В мастерских ситуация была иной. Никакой теории. Но лобзиком выпиливали, на токарном - резали (до сих пор картоху мну собственноручно изготовленной толкушкой), доски разделочные шлифовали-выжигали. А вот во второй - и с/х, и в мастерских уроки были липой и профанацией. Была еще практика. Летом в поле, зимой - на ферме. И, если в первой школе это как-то действительно было познавательно, то во второй она была организована так, что после нее я твердо знала, что надо учиться и валить из села. Спасибо наставникам. Третье. Сейчас я лобзиком не пилю, на токарном не ваяю, примусы не починяю. Всё. что реально умею - либо от родителей, либо через самообразование. А у моих старшеклассников каждый день 8 занятий, включая внеурочку. И примерно 3/5 всего этого им даром бы не надо. А надо - реальную профилизацию и возможность выбора элективных курсов (не только в Москве и Питере). Вот тогда, может быть, кто-то и придет в мастерскую табуретку сколотить. Если ему это интересно будет.15
  • Наталия БеспаловаAnna, ну их уже вводят с нового года, это не мое решение. Про финансы интересно, а на каком уроке? У моих детей в разных школах нет такого, к сожалению6
  • Наталия Беспаловаkatawwa, не во всех школах, видимо, оставались, у моего сына не было ни под каким названием . А с нового года, как обязательный предмет вводят5
  • Crazzzy howletНу были у нас труды под названием технология. Вышивали крестиком, пытались шить на машинках с ручным приводом, к плите нас не пускали, хотя плита была. Ничего полезного я оттуда так и не вынесла.12
  • Александр МаркеловА разве сейчас трудов нет? Первый раз об этом узнаю. Но тогда и определенного мнения на этот счет у меня нет, все сильно изменилось, может и не нужны они теперь. Хотя мне в школе в 90-е годы труды нравились, это был любимый урок после физкультуры.9
  • Наталия БеспаловаТаУ, ого, как у Вас интересно было, у нас из сельхозработ только школьный сад летом прополоть, да осенью на картошку в область гоняли1
  • ТатаМуМожно не учить. Тогда в стране точно будет много рабочих мест, кому табурет сделать, кому пуговицу пришить, гвоздик забить, кому еду приготовить, а кто-то заработает на курсах по варке пельменей, так как информацию на упаковке надо еще прочесть и правильно понять ))) Можно учить факультативно, по желанию, но за счет государства. Разделить на какие-то блоки: кулинария, шитье, работа с деревом, причем независимо от пола. Только организовать все надо без закупок родителями тканей, продуктов, дерева и других материалов. Современным родителям не до этого, а иногда и нет финансов. А можно учить всех и тогда человек кроме умения работать головой, дополнительно получит навык работать руками. Это для всестороннего развития, взгляд на мир с еще одной стороны, возможность принять решение для себя, к чему более склонен. Кто-то хочет, а условий нет, не у всех есть возможность учиться у родителей или на курсах, не все будут крутыми спецами с хорошей зарплатой и возможностью оплатить простой чужой труд и эти навыки помогут им не утонуть в житейском море сразу после школы. Кто-то именно на занятиях решит, что готовить и убираться не хочет и приложит все усилия к учебе, чтобы хорошо зарабатывать и платить за нелюбимые дела другим. Для кого-то это может стать делом жизни и уроки труда дадут старт. При этом у родителей может быть противоположное мнение, но мы детей рожаем не для того, чтобы сделать свою копию, а чтобы они были счастливы Я за равные возможности для всех, уроки нужны.11
  • AnnaВелена, и у меня нет ностальгии по трудам. Хотя готовить, шить, вязать умела, и делала все сама, но вот это бредовое приклеивание в тетрадку лоскутов со швами, построение выкройки и шитье платья, которое тебе не нужно ни разу, бессмысленно и беспощадно. Вышивание в детском саду было. Воспитатели картинки интересные выбирали и девочки с мальчиками сидели, вышивали. Не помню, чтобы заставляли. Но это наверное была личная инициатива воспитателя.4
  • ТаУНаталия, так вы, наверно, в городской школе учились? Мы на летней практике в первой школе несложные, но довольно продолжительные эксперименты проводили. Например, по влиянию каких-либо удобрения на какую-то группу растений. Вели дневник наблюдений за развитием опытной и контрольной грядок, передавали его по графику другим ребятам. А во второй школе просто впахивали на прополке или на ферме. А картошку, морковку и лук осенью мы убирали уже не в рамках практики. А весной на буртах семенную картошку перебирали. За это в первой школе совхоз даже платил.1
  • AnnaТаУ, у моих детей в средней школе технология - это практика по информатике. К счастью, никаких табуретов.1
  • Наталия БеспаловаНаталья, согласна, чтоб с пуговицей не бегать в ателье, знаю такое🫶🏻8
  • GrigoriyОднозначно против, как и против любого раздутая ненужными предметами учебного плана: на выходе дети как раз не имеют из за этого представления о реальной жизни, а не потому что учатся табуретки колотить. Процент кому это умение понадобится минимален, игра свечи не стоит: лучше бы разбирали основы финансовой грамотности, минимальное введение во взрослую жизнь, основы здоровья и изучения своего тела, и прочее. Автор та ситуация о которой вы говорите- старое советское образование и его прелести такие как уроки труда и прочая ненужная ерунда в текущей реальности неприменимы. общество поменялось, и там где раньше нужны были рабочие забивающие гвозди, сейчас нужны операторы сложных систем, люди которые смогут отойти от уровня конкретного предмета, к абстракциям. Поэтому важно не раздувать учебные планы и кормить негодяев различных левых толков, не производящих для экономики ровным счетом ничего, а наоборот строить систему образования исходя из современных реалий, делать все больше предметов по выбору12
  • Алексей КардановАлександр, это потому что у мальчиков и девочек были разные труды. Если бы пришлось шить и готовить, я бы труды возненавидел, да и ты наверно тоже.5
  • Татьяна ГущинаИмхо, но действительно хотелось бы чтобы учили действительно полезным вещам. Как красиво дырку на носке зашить, что делать если шов разошёлся, как починить/заменить розетку, ножи заточить, молнию заменить и т.д. Ну правда вот эти всё вещи, чтобы не "гуглить", а сразу знать)14
  • GrigoriyНаталия, ну, а вы этого желает возвращения? не совсем понятно зачем в текущей реальности4
  • АнастасияAnna, интересно. Наверное, вам повезло со школой:) Далеко не во всех регионах и не во всех школах есть такие уроки. У меня, например, в региональном рейтинге, одна из топовых школ. Ни о каких дополнительных предметах, типа финансовой грамотности, которую тоже бы сочла нужной, нет и речи. Поэтому, здорово, если у вас есть, но не обобщайте, пожалуйста. В большинстве регионов не так🙃4
  • ТаУAnna, у нас в школе есть часы, на которых ребята занимаются на школьном участке, есть уроки в мастерской на станках, но когда у нас открыли "Точку роста", появилась возможность поработать на 3D-принтере. Вот его ребята с интересом изучают.5
  • Наталия БеспаловаТаУ, да в городе, поэтому и удивилась, видите, как у всех по-разному. Даже не знала, с интересом прочитала Ваш комментарий, спасибо1
  • Наталия БеспаловаАлексей, хахаха, прикольно, а я вот с удовольствием освоила бы и работу с деревом8
  • Наталия БеспаловаТатьяна, вот согласна, хотя бы основы3
  • Александр МаркеловАлексей, да уж, готовка - это точно не моё. Но всё же приятно, когда сам можешь сделать кое-что из того, для чего обычно вызывают специалиста.6
  • Anxious MillenialCrazzzy, поддерживаю, абсолютно бесполезный предмет в текущем формате, если не менять программу, к тому же поддерживающий устаревшие гендерные стереотипы. У нас было одно занятие в год "кулинарии", 7-8-9 класс: компот из сухофруктов, винегрет, суп из консервированной рыбы. "Бесценные" знания! Остальное время - шитье: фартук, ночнушка-балахон, юбка. С тех пор никто из ровесников никогда ничего в жизни не шил. Верю, что лет 30-50 назад, это могло быть полезным, но теперь абсолютно не актуально. Лучше уроки финансовой грамотности адекватные сделать.15
  • AnnaНаталия, во-первых, пришивать пуговицы учат на технологии в началке. Во-вторых, в чем проблема научить дома, когда пуговица оторвется.8
  • Evil_designerGrigoriy, у детей психика устроена иначе, они не могут целый день учить-учить-учить что-то, нужно переключаться и менять деятельность. Для этого нужна физкультура и труды, и рисование с черчением. К тому же, не всем же быть работниками умственного труда, кто-то и табуретки должен делать. И труды в школе это один из простых способов понять, что ручной труд нравится. Другое дело, что в таком виде, как существуют все эти предметы сейчас и раньше, они бесполезны, а может и вредны, но это проблема системы, а не самих по себе предметов11
  • ЮиПУ моих племянников есть технология, где они и шьют, и готовят, и пилят. У меня 30 лет назад были уроки труда, где мы шили, все вещи, которые я сшила, я впоследствии носила, но в своей взрослой жизни не шила вообще ничего, все подгонки - через ателье. И еще учитель труда была единственной за 10 лет, кто вызвала мою мать в школу из-за подозрений, что я брала образец домой и что-то там с ним делала, а у нас даже швейной машинки тогда не было. Тем труды и запомнились: я - молодец, а учительница - мадам ку-ку.4
  • AnnaEvil_designer, скорее понять, что ручной труд как дело жизни не нравится и надо учиться лучше.0
  • Evil_designerAnna, думаете, никому не нравится ручной труд? Расскажите это столярам, гончарам и прочим энтузиастам. Заработать это кстати тоже позволяет)8
  • Виктор ПушкарёвТаУ, вот в этом и смысл что бы чем то заниматься,а не валяться на диване,а в школе невозможно обучять нескольким профессиям.Возвращать нужно ПТУ.Я три школы поменял,и примерно везде было одинаково,и в основном пацанам было интересно,ну а потом разбежались по интересам,кто в ПТУ,а кто дальше учиться.Просто само понятие трудиться, было привито в школе, может поэтому я люблю все делать своими руками,хотя мог бы купить в магазине и вызвать мастера,а сам на диван?1
  • ТаУВиктор, само понятие "трудиться" и ныне, и присно, и во веки веков прививали мамки и папки. В школе, что на уроках, что на пришкольном участке, пахали те, кого родители приучили ответственно относиться к своим обязанностям. А если у нас сосед был лодырь и алкаш, а его жена ходила по соседям занимать без отдачи, так и их дети всегда считали, что целый мир перед ними в долгу.2
  • НеудовлетворительноАрина, труды это даже не столько про навыки, сколько чисто эмоциональная разрядка между занудными уроками, особенно когда парней и девчонок разделяют, помню совершенно другой экспирианс от этих уроков был.9
  • НеудовлетворительноТаУ, а химию вы в жизни применяете? а физику? а географию? школьные предметы дают обзор, можешь выбрать что тебе нравится, И ЕСЛИ КОНКРЕТНО ВАМ ЧТО ТО НЕ НРАВИТСЯ, НЕ ЗНАЧИТ ЧТО ЭТОГО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ, неужели вы этого не понимаете??3
  • juarhalaНаталья, прямо с языка сняли. Не знаю как шить, но хотя бы готовить мальчишек учить надо точно.3
  • ТаУНеудовлетворительно, представьте себе, воду в соляную кислоту не наливаю, чем последовательное соединение от параллельного отличается - помню, сколько плитки на пол при ремонте купить могу посчитать, используя элементарные геометрические формулы, географию в этом учебном году пришлось взять на себя, т.к. возле школы очереди из желающих поработать в ней - нет. А вот табуретки не произвожу. И считаю, что учить надо тому, что отвечает потребностям реальной СЕГОДНЯШНЕЙ жизни. Кстати, когда училась моя дочь, у нее с 9 класса были углубленные физика и математика, а вот трудов (технологии) не было вовсе. Это не мешает ей шить, вязать, готовить и, при наличии мужа, окончившего профессионально-технический лицей по специальности "электрик", менять розетки. Так что не всему нас в школе учили. Кому-то и с родителями "повезло":-)6
  • ВераТаУ, Согласна с вами в части так называемого индивидуального образовательного маршрута. Но в современной школе это очень трудно реализовать.3
  • Ренат ШуморовЯ думаю нужно вернуть, но чтобы и парни учились готовить и не быть бытовыми инвалидами..4
  • ВладимирВ мою бытность учеником с уроков труда нас либо отпускали, либо мы просиживали их, играя в крестики-нолики либо ещё какую-то фигню. Из нескольких лет обучения реально учились может быть полгода. Но я считаю, что при нормальном подходе к обучению такие уроки очень полезны, если обучать будут базовым хозяйственным навыкам: зашить дырку, поменять розетку, забить гвоздь, сварить суп и прочее. Многие пишут, что всему этому научат в семье. Ну так вот, не в каждой семье это произойдет, а встретиться с взрослой жизнью рано или поздно придется.6
  • Amily WЗависит от организации занятий . Младший брат учится в 8 классе, они на уроках технологии конспектируют учебник, то же самое задают на дом. Естественно, содержание учебника в голове не откладывается, а конспект он пишет, параллельно смотря ютуб. В 7 классе ему задавали на дом готовить не самые простые блюда, фотографировать процесс и делать презентацию. Естественно, самостоятельно печь пирожки, параллельно фотографируя каждый этап, он не мог, так что маме периодически приходилось убивать по несколько часов выходного дня на готовку блюд, которые в нашей семье не любят. Пару раз я делала презентации для брата с фотографиями, взятыми из интернета.5
  • И тут внезапно...Anna, я условно говорю, чтобы был ясен общий смысл. Что сейчас в начальной школе учат, я не знаю, у меня ребенок еще в школу не ходит. А дома можно научить тому, что ты умеешь сам. Если ты не умеешь ту же условную пуговицу пришить, как ты этому ребенка научишь - это раз. Кроме того, не у всех родителей есть время, силы и желание детей чему-то дома учить, к сожалению.8
  • И тут внезапно...Anna, и кстати, я вот помню, что нам на уроках технологии показывали штук пять вариантов как пуговицы пришивать, сейчас так же?2
  • AnnaНаталья, зачем пять вариантов?2
  • AnnaНаталья, если родители не в силах ни пришить пуговицу, ни посмотреть ролик на ютубе и научиться, то и дети таких родителей не научатся. Т.к. в семье четкая установка - мы руками ничего не делаем, платим специально обученным людям.0
  • Наталия БеспаловаВладимир, вот-вот, семьи у всех разные3
  • Наталия БеспаловаAmily, это фикция, а не уроки, чтоб понять надо ручками все, конспекты еще и скучно, формализм3
  • И тут внезапно...Anna, не помню)0
  • SlavyanaFeelAnna, в нашей школе на технологии ничему такому не учат. Дети делают поделки из бумаги и картона, пластилина, как в садике, а уже 4 класс.1
  • SlavyanaFeelНеудовлетворительно, о да! Помню, мы сидим шьём, а учительница поставит пластинку на проигрыватель, поют какие-то советские певицы, такие душевные уроки были )) поболтать можно было, эдакий девичий кружок. Тем более уроки труда были спаренные. А потом бегали к мальчишкам в их класс трудов, посмотреть на их табуретки )))2