Как я сделала лазерную коррекцию зрения в 26 лет, что стало лучшим решением в жизни
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторская орфография и пунктуация. Описанный опыт — личный и не является медицинской рекомендацией
В детстве я была очень высокая, поэтому в первом классе меня посадили за последнюю парту. Помню очень хорошо, как уже где-то через год учительница как обычно попросила меня прочитать что-то с доски, а я поняла, что не могу, потому что все буквы расплываются. Так мне впервые диагностировали миопию, близорукость, в 8 лет. Зрение падало довольно быстро, однако носить выписанные очки я не хотела, мне было с ними неудобно — я была неаккуратным и очень активным ребёнком. Поэтому в школе я пересела на первую парту, а в остальных случаях при необходимости "корректировала" зрение, изображая жителей восточных стран. К концу школы моё зрение было уже -3.
Линзы появились в широком доступе в начале нулевых, когда я была в старших классах. Поначалу было непривычно и больно ежедневно что-то вставлять и вынимать из глаз, но уже через несколько месяцев я к ним привыкла и научилась всё делать безболезненно и даже без зеркала. Пара мягких линз, которые надо было снимать на ночь, стоила около 700 рублей, еще 300-400 рублей уходило на бутыль раствора к ним (цены нулевых годов). Цены на них постоянно росли, я уже была студенткой, и сумма выходила довольно значительная (моя повышенная стипендия была 1 900 рублей). Поэтому каждую пару я носила не сколько положено, а пока не порвутся, или не замутнеют, из-за чего несколько раз в год хватала всякие конъюктивиты. Линзы я проносила в общей сложности около 10 лет, однако после устройства на работу всё больше стала задумываться о коррекции.
Первый раз о лазерной коррекции я услышала еще в университете, тогда это казалось чем-то нереальным и очень дорогим. Плюс рассказывали страшные истории, как человек дернулся, и пол-глаза выпарили лазером О_О. Интернета еще толком не было, поэтому об операции узнать подробнее было особо негде.
В 2010 году я поехала отдыхать на море и сразу же столкнулась с неудобством из-за линз: купаться с ними надо было очень аккуратно, при попадании песка в глаза снимать и промывать, а в дороге глаза в линзах сильно уставали и высыхали из-за сухости воздуха в самолете. Даже раствор нужно было покупать отдельно маленьким объемом, или переливать куда-то (из-за ограничения в 100 мл в ручной клади). В поезде нельзя было просто задремать под книжку, надо было сначала снять линзы. В общем-то, не сильно большие проблемы, но накапливалось раздражение от всех этих мелких постоянных неудобств. Начиная с 2013 года, я начала путешествовать по несколько раз в год, и тогда же поняла, что надо делать коррекцию, потому что все эти бубны с линзами ощутимо портили весь отдых. К 2015 году я окончательно созрела. Моё зрение составляло уже -4.75.
Изначально я собиралась делать операцию в Томске, однако отзывы на городском форуме про единственную клинику, которая делала тогда лазерную коррекцию, были смешанные. Тогда я решила делать операцию в Новосибирске, потому что знала, что моя подруга уже делала коррекцию в клинике «МНТК им. Федорова», и осталась довольна. К тому же, это учреждение сотрудничало с томской клиникой, и можно было частично пройти предобследование и осмотры в моем городе, а в Новосибирск ехать на операцию.
Как готовилась к операции
В томской клинике мне провели осмотр на аппарате и сделали проверку глазного дна, всё за 1 день. Меня предупредили, что если надо будет прижигать сетчатку, то надо будет ждать пару месяцев, пока она заживет. К счастью, это не потребовалось.
В январе 2015-го я отправила емейл в МНТК, с описанием своей ситуации (что я иногородняя и хочу сделать операцию в конкретные дни и у конкретного врача). Мне ответили и дали телефон отдела координации, по которому я записалась к врачу. Он принимал редко, поэтому операцию назначили аж на начало марта. За это время мне нужно было сдать еще стандартные дополнительные анализы: на сифилис, вич, гепатиты. Также нельзя было носить линзы до операции и до весны я ходила в очках. В марте я приехала в клинику МНТК: так как после первичного обследования прошло больше месяца, то пришлось пройти еще одно. Осматривал меня уже непосредственно мой будущий хирург. LASIK тогда был самой продвинутой технологией, поэтому вопрос о методе коррекции даже не стоял. Никаких новых проблем за месяц с моими глазами не появилось, поэтому операцию назначили сразу же на следующий день.
Как все прошло
В клинику я приехала с той самой подругой, она пригласила меня остаться у неё на несколько послеоперационных дней, т.к. сразу ехать обратно в Томск я бы не смогла. Страшно не было, но было нервно, все-таки я немного переживала, что что-то может пойти не так. Меня отправляли из кабинета в кабинет, в одном еще раз проверили зрение и что-то закапали, в другом мой врач еще раз меня осмотрел, наконец меня отправили в операционную. В самой операционной меня положили под аппарат и сказали смотреть на красную точку. Никакой боли я не помню, скорее были неприятные ощущения, но они быстро прошли. Сама операция заняла максимум минут 20.
Как заживали глаза
После операции мне сказали посидеть в коридоре с закрытыми глазами и наклеили смешные шторки-салфетки. Примерно через полчаса врач осмотрел меня и наконец-то отпустил домой. На улицу я вышла в солнечных очках, и все равно ощутила резь от света, даже грязный снег казался ослепительно белым. До дома подруги мы доехали на такси, и по приезду я просто уснула до самого вечера. Когда я проснулась, рези в глазах уже не чувствовалось, ощущение было как будто в глаза попал песок, но его уже нет, просто легкое остаточное раздражение. На следующий день оно уже практически прошло и я спокойно уехала обратно в Томск на автобусе.
На работе я взяла неделю отпуска (это было выгоднее, чем брать больничный), чтобы поберечь глаза от нагрузки в первое время, т.к. весь мой рабочий день проходит за компьютером. Первые дни советовали отказаться от любой нагрузки, даже читать было нельзя, поэтому я лежала, смотрела в потолок и слушала единственную заранее скачанную аудиокнигу про зомби. Книга была скучная, это был ад)) Через день я не выдержала, и стала включать фильмы по телику, чтобы хотя бы слушать их. Через 4 дня я стала немного читать и уже смотреть фильмы, через 12 дней после операции я уже вернулась к работе, но старалась чаще делать перерывы от монитора. В клинике мне выдали специальный набор капель, и первые 3 недели я закапывала глаза в общей сложности 6-8 раз в день.
Какой результат получился
Абсолютно четкую картинку я увидела сразу, еще когда сидела в коридоре клиники с бумажными шторками на глазах и подглядывала из-под них. Коррекция исправила мое зрение до стопроцентного на обоих глазах. Первое время я постоянно вертела головой и офигевала от того, как четко вижу листья на деревьях и рисунок асфальта. Особенно сильно я впечатлялась после пробуждения, ведь я привыкла, что когда я просыпаюсь, мир всегда нечеткий. Никаких непредвиденных осложнений после операции у меня не было — меня предупреждали, что может слегка ухудшиться зрение ночью, и может возникнуть эффект гало, когда источники света расплываются. Это действительно было, но примерно через полгода и это прошло. И даже в эти полгода я наслаждалась отличным зрением без костылей, а уж насколько было классно потом отдыхать и купаться на море, не боясь, что линза выпадет или порвется — просто не передать. Считаю решение сделать коррекцию одним из лучших в своей жизни, не смотря на то, что где-то через 5-6 лет зрение на одном глазу все-таки немного стало снова падать. Сейчас на этом глазу уже -0.75, пока мне это не очень мешает, но если зрение на нем ухудшится сильнее (до -1.5 или -2), то допускаю что буду делать еще одну коррекцию.
Расходы
Предоперационная диагностика в томской клинике стоила 1 800 рублей, в новосибирской еще 2 000 рублей. Сама операция стоила 62 400 рублей за оба глаза, в эту сумму также входил специальный набор капель для постоперационного ухода. В следующий год я подала заявление на налоговый вычет и вернула 13%, вышло больше 9 000 рублей (в сумме за операцию и другие мед.процедуры).