«Ничего не подписываем в первый день»: как надо и не надо выбирать риелтора
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Частые ошибки
Человек всегда решает сам, это его право. При выборе риелтора люди часто ориентируются на два фактора, но делают ошибки:
Фактор №1: субъективные оценки и рекомендации. Условно: кто-то сказал, когда покупал, что там качественное обслуживание и сильные специалисты.
Возможно, так и есть. Но желательно получить ответы на вопросы: кто-то — это кто? В его понимании, что такое качественное обслуживание и сильные специалисты? В чем было выражено качественное обслуживание? В чем проявился уровень квалификации? Когда и что он покупал и т.д. Чтобы понимать достоверность информации, необходимо изучить источник ее поступления.
Фактор №2: пожелания близкого человека. Условно: супруга сказала, что ее подруга — риелтор в агентстве, поэтому будем работать только с ней.
Возможно, это хороший вариант, если она опытный риелтор, а руководитель юридической службы — ее подруга. В противном случае хорошо бы знать, как давно подруга работает риелтором, какое у нее образование, что за фирма, существуют ли какие-то гарантии, сколько она лично провела сделок за последний год, можно ли поговорить с бывшими клиентами и т.д.
Всегда лучше ориентироваться на объективные данные: специальное образование, стаж работы, достоверные, а не надуманные отзывы, впечатление от личной встречи и т.д. Покупка квартиры — это в первую очередь поиск объекта и умение вести правильно переговоры. Эти способности и нужно проверять.
Тест на переговорщика
До заключения договора необходимо понять уровень квалификации риелтора, поэтому не торопитесь. В нашем случае человек-покупатель — это миллионер. Он хочет предложить свои деньги, оплатить работу и поэтому имеет право спрашивать. Задавайте вопросы, интересуйтесь. Проведите экспресс-анализ специалиста на уровень квалификации в статусе переговорщика, помня, что опытный риелтор — прежде всего, грамотный переговорщик.
То, насколько он хорош, просто проверить: опытный переговорщик не знает слова «нет». Потому что «нет», как утверждают психологи, воспринимается подсознанием получившего его человека отрицательно, для него оно равнозначно словам «глупец», «профан» и т.д.
Например, один переговорщик произносит: «Ты знаешь, что нужно поступить вот так». А второй, неопытный, как правило, в жесткой форме и категорично отвечает: «Нет, надо делать не так, а так». Подсознание того, кого он критикует, читает это по-своему: «Ты не хочешь меня слушать, считаешь, что я глупее тебя, думаешь, я меньше тебя понимаю, не ценишь мои знания». Результат — обида и нерешенный по сути вопрос.
Опытный переговорщик, даже когда слышит явную глупость, отвечает всегда примерно так: «Согласен! Да, отличная идея! Классный вариант! Здорово! Молодец! Превосходно!» И только потом задает вопрос: «А как ты думаешь, есть ли другие варианты решения?» И только услышав от собеседника «да, есть» и выслушав один-два варианта, предложит свой — верный.
Проведите опыт самостоятельно, например, выскажите утверждение в форме вопроса: «Говорят, что все агентства — это лишнее звено?» И слушайте! Дальше будет понятно. Услышите слово «нет» — один вывод. Если человек промолчит и предложит поискать другой вариант, результат противоположный.
Не останавливайтесь на одной попытке. Вдруг это случайность? Не зря говорится: один раз — случайность, два — совпадение, три — закономерность. Так что проверяйте и помните: покупатель недвижимости — это миллионер, который имеет право на проведение исследования.
Тест на юридическую грамотность
Если первая проверка вас развлекла или оказалась полезна, то проведите проверку юридической грамотности риелтора. Спрашивайте, например: есть или нет какие-либо риски при заключении кредитного договора с банком? В чем они выражены? Документы основания права собственности, таящие в себе большее количество рисков? Почему? С какого возраста наступает полная дееспособность гражданина? В чем отличие правоспособности от дееспособности?
И так далее, сколько придумаете разных юридических понятий и терминов, столько и спрашивайте. Покупатель — не проситель, покупатель — миллионер, который не только развлекается, но и проводит самостоятельно изучение, так как не желает купить кота в мешке. Он выбирает себе специалиста, а не название бренда.
Подсказки от интуиции
Кроме того, бывает необходимо довериться своему подсознанию, которое отследит все невербальные признаки предполагаемого кандидата на сотрудничество. Интуиция сама даст ответ. Нет необходимости торопиться, ответ можно получить не сразу, а через пару дней.
Поэтому первое посещение фирмы должно закончиться словами: «Мне все понравилось, я подумаю и зайду к вам через несколько дней». На этом все. Ничего не подписываем и не обещаем в первый день. Нужно время, чтобы понять, что лучше: работать самому или все поручить выбранному вами специалисту.
Будет ошибкой и посещение в течение одного дня нескольких агентств. Необходимо все обдумать самостоятельно и получить ответ от своего подсознания, которое ошибается очень редко.