Рекомендую: «Исповедь обезьяны из Синагавы» Харуки Мураками
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Мое знакомство с литературой постмодернизма неосознанно случилось три года назад и я узнала японского автора прозы — Харуки Мураками. Тогда я за один вечер прочитала сборник «От первого лица» и искренне его полюбила, поэтому неоднократно перечитывала и искала новые смыслы. Сочетая абсурд, иронию, искренность и размышления на экзистенциальные темы, Харуки Мураками стал для меня абсолютным мастером слова.
Чем понравился
«Исповедь обезьяны из Синагавы» — рассказ, который потрясает мое сознание каждый раз, как в первый. Ни один автор ещё не заставлял меня чувствовать себя всеми героями произведения: и самой обезьяной в горном захолустье, и рассказчиком-постояльцем в покосившейся от времени гостинице, и даже забывшей свое имя японкой. Мне хочется сопереживать всем и одновременно только себе.
Надо начать с того факта, что говорящая обезьяна средних лет в детской футболке «I Love New York» — заведомо любимый мною персонаж. Она мила и непосредственна, при этом глубоко одинока. Воспитанная в интеллигентной семье, обезьяна уже не нашла себя среди себе подобных — тех, кто не слушает по вечерам Брукнера и Штрауса. Но и среди людей ей приходится быть тенью: общение с новыми людьми может повлечь за собой скандал, а любовные связи с женщинами противоестественны. Это персонаж, который уже не может жить как раньше, а по-новому не знает как. Поэтому единственным способом «согреться» в холодном, отвергающем ее мире, становится воровство имен любимых. Обезьяна не может быть с человеком, поэтому довольствуется лишь тихими переживаниями, обретая любое его материальное удостоверение личности. Так у кого-то пропадают водительские права, студенческий билет, паспорт или именной жетон — а обезьяна на чердаке удовлетворяет свою влюбленность. Думаю, у каждого есть что-то сокровенное на личном чердаке, куда он приходит поплакать в одиночестве о неисправимом. Но эта обезьяна стала для меня символом глухой несправедливой боли, потому что она возвращается туда каждый день, тогда как мы — люди — продолжаем жить вне и лишь изредка к нему обращаемся.
Рассказчик — меланхоличный, ординарный, постоянно рефлексирующий человек эпохи массовой культуры. Он пьет «Саппоро» по вечерам и подолгу принимает о-фуро, чтобы отвлечься от старомодных стен курортной гостиницы. Тем не менее, мне нравится, что он стремится к личной свободе и ответу на свои вопросы, потерянный для общества.
Красивая женщина из туристического журнала олицетворяет человека потерянного в мире капитализма, стирающего личность. Забыть настоящее имя — значит потерять связь с миром и своей судьбой в нем. Мир был бы идеален, если бы все люди знали, кто они и каково их призвание. Но автор говорит, что мир такой, какой он есть: кому-то суждено забыть имя, кто-то его вечно вспоминает, а кто-то — обезьяна.