Как я съездил на Мальдивы за 110 тысяч рублей в ноябре 2023 года, заодно посетив Ереван и Абу-Даби

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

В конце ноября годовщина моей самой дальней поездки на данный момент, и я решил освежить в памяти как это было, заодно и рассказать об этом тут. Тем более, рассказать есть о чем. Уверен, что не все знают, что отдохнуть на Мальдивах (хоть и не долго) можно за 110 тысяч рублей. Всего.

Выбор места

Началось все с того, что я просто очень хотел куда-нибудь съездить. От гор в Адыгее, находящихся неподалёку до… Я даже не знаю, если честно. Время от времени я заходил на Aviasales и просто смотрел куда можно недорого слетать. Кто знаком с этим сервисом, знает, что если там указана какая-то определённая цена на какое-то определенное направление, это не значит, что цена на билеты туда колеблется примерно в небольшом диапазоне от указанной. Может быть так, что указанная цена будет только в один день через полтора месяца и только в одну сторону, а все остальное время она будет в два или больше раз выше.

Но вернёмся в октябрьский вечер, когда я наткнулся на цену в 19 тыс. на Мальдивы в одну сторону. Ради интереса я открыл календарь цен и офигел. Можно было слетать туда — обратно за 38 тыс. Мне больше всего подходил слот с нахождением на Мальдивах 6 дней.

Но так как я о Мальдивах не знал практически ничего, следующее, что я сделал — полез в приложение для поиска отелей. Немного изучив цены, я понял, что там вполне можно найти относительно недорогие варианты.

Далее я стал гуглить общую информацию для поездки на Мальдивы: нужна ли виза, какие острова вообще там есть и как между ними перемещаться. Уже глубокой ночью, определившись с островом, я купил билеты и забронировал гестхаус.

Подготовка к путешествию

Отдых на Мальдивах — это не обязательно дорогие резорты. С не очень давнего времени там появился бюджетный сегмент. Это отдых на локальных островах, то есть на островах, где живут местные. На них понастроили гестхаусы и туда устремился народ. Мальдивы — мусульманская страна и в связи с этим там есть некоторые ограничения.

Сразу оговорюсь, что речь не идёт о резортах, а только о локальных островах. Например, там нет алкоголя, при желании, конечно, его можно найти на алкояхтах, но такие яхты подплывают не ко всем островам, да и цены там бешеные.

Ещё купаться в обычных купальниках можно не везде, а только на специальных бикини бич. В столице Мале, например, вообще нет таких пляжей, как и на соседнем искусственном острове — спальном районе Хулхумале. Меня это ни капли не смущало.

Во-первых, я практически не пью, а во — вторых, для меня это было не про пляжный отдых, а про новые интересные экзотические места. Тем более что помимо Мальдив, я побываю в ОАЭ и Армении, в которых до этого не был. Вообще я был до этого только в Грузии и Турции. (Этим летом мы доехали до Средиземного моря на машине).

Маршрут вперед был Сочи — Ереван (пересадка 8 часов) — Абу-Даби (10 часов) — Мале, а обратно Мале — Абу-Даби (17 часов) — Ереван (4 часа) — Сочи. Дата поездки была — конец ноября. Это самое начало сезона на Мальдивах. Специально для поездки я приобрёл сумку, которая подходит для достаточно строгих габаритов ручной клади авиакомпании Wizz Air. Вообще 4 из 6 перелётов осуществлялись этим лоукостером. В день выезда из Краснодара я последний раз проверил погоду в Ереване и решил не брать куртку. В остальных местах она точно не понадобилась бы. А на Мальдивах прогноз погоды обещал дожди в каждый день моего пребывания там, но меня это не сильно беспокоило. Вообще, я чувствовал себя так, как будто это моя первая зарубежная поездка. И действительно поездка на машине и перелет через две страны в третью — немного разные вещи.

Дорога

Вечером 18 ноября я выехал из Краснодара в Сочи. Да, краснодарцам (и не только) с февраля 2022 года приходится летать в основном из Сочи. Ласточка приезжала в 2 часа ночи, а рейс в Ереван был только в 11 утра. Приехав в аэропорт (а некоторые электрички приезжают именно в аэропорт), а перед этим поспав в дороге, я решил прогуляться к морю, до которого было километра 4. В Сочи, а точнее в Адлере была великолепная погода: не было ветра, а температура воздуха была настолько комфортной, что бездомные могли спокойно спать на надземных пешеходных переходах.

Помимо бездомного, мне встретился одинокий бегун и работник, собирающий самокаты для зарядки. Пройдя мимо Адлерского парка культуры и отдыха, я вскоре оказался на море. Побродив минут 5, я решил, что хватит, и пора отправляться обратно. Практически сразу же начался небольшой дождик, который я переждал за столиком под зонтом закрытой кафешки.

В аэропорт я вернулся тем же путем, и присел чтобы вздремнуть. И желательно как можно дольше, чтобы меньше осталось ждать. Но дольше не получилось, хотя я проснулся, когда уже рассвело. Меня снова посетило желание прогуляться. Но перед этим я забрал все армянские драмы, которые были в обменнике в аэропорту. Их было не много, а курс мне показался приемлемым. В этот раз пройтись я думал в окрестностях аэропорта. Гулять было приятно — помимо заснеженных вершин и субтропической флоры, радующей глаз, бонусом были деревья с хурмой, растущие во многих частных дворах.

Позже я зарегистрироваться, прошёл досмотр и строгая пограничница мне поставила выездной штамп. В эту поездку выбор мест на каждый рейс был платный, и этой услугой я не пользовался. Конечно, я надеялся, что хоть разок мне повезёт. Но на первом рейсе этого не случилось. Я сидел не у окна и соответственно ничего не видел, кроме маленькой собачки в переноске, которая тоже летела в Ереван и вероятно нервничала.

Стюардесса просила задвинуть её под сиденье и пару раз так и было, но потом стюардесса как бы перестала замечать её. А первым что я увидел выйдя из самолёта, были две вершины Арарата.

Ереван

Арарат — гора, высотой более 5000 метров, один из символов Армении. Она изображена на гербе Армении и на пограничном штампе, который я получил чуть позже. Но находится она на территории Турции уже более 100 лет. В аэропорту Звартноц мне предложил свои услуги таксист, а я вежливо отказался и стал смотреть, где есть камера хранения — таскаться с сумкой мне не хотелось.

Камера хранения была на виду и стоила около 800 рублей. Такая цена была за сутки, но это было и минимальное платное время. Я оставил сумку и вышел. В Ереване был довольно сильный ветер, но холодно не было. Я собирался проехать в центр на такси, но перед этим немного пройтись. На территории аэропорта было мало машин и практически не было людей. Такая картина сохранилась и далее. Вдоль металлического забор, возле которого я шёл валялся мусор. Арарат не был виден, но в другой стороне вдалеке виднелись другие менее высокие горы.

Вскоре начался частный сектор, и я вызвал такси. Конечную точку я указал в то место, где можно было распечатать посадочный талон на следующий рейс и при этом недалеко от Площади Республики, с которой я планировал начать осмотр Еревана. По дороге таксист рассказал мне о коньячных заводах, мимо которых мы проезжали, и что лучшее время для посещения столицы Армении — это июнь, когда все зелёное. В указанной точке распечатать талон не получилось, но я нашёл другую неподалёку.

Центр Еревана мне понравился сразу. Не могу точно объяснить чем, но назову это атмосферой. Пройдя несколько улиц и интересное с точки зрения архитектуры здание цирка я оказался на главной площади Армении. Это было большое автомобильное кольцо с площадкой посередине и окруженное разными зданиями с полукруглыми фасадами (в основном). Здания были из туфа, какие-то ближе к розовому цвету, какие — то ближе к жёлтому, какие-то с колоннами, какие-то с арками. Среди них были и правительственные здания, и отель, и музей, и другие. На центральной площадке уже начали собирать каркас для новогодней ёлки. Перед музеем возле не работающего фонтана отдыхали люди. Я прошёл примерно половину окружности попил из питьевого фонтанчика и направился дальше.

Ереван, Площадь Республики
Ереван, Площадь Республики

Вскоре я оказался на Северном проспекте — это пешеходная улица, с угловыми зданиями и подземной парковкой под ней. А затем я подошёл к, возможно, главной достопримечательности Еревана — Каскаду. Перед Каскадом находится памятник главному архитектору Еревана — Александру Таманяну, моему земляку, кстати. Каскад — это комплекс, представляющий собой широкую лестницу с террасами и фонтанами, а у основания небольшой сад с современными скульптурами. Пройдя вдоль скульптур, я не спеша стал подниматься.

Когда я впервые обернулся, то передо мной красовались два Арарата — большой и малый. С Каскада просто фантастический вид на них. А вокруг беззаботно гуляли люди. И вообще обстановка была крайне дружелюбная, как мне казалось. На самой верхней площадке я ощутил уже позабытый ветер, сделал пару фотографий и пошёл вниз. В планах у меня ещё было прогуляться по менее туристическим местам. Таким как тоннель Конд и район Конд.

Первым по пути был тоннель. Хотя я и не помню сам момент когда стемнело, но помню что в магазин заходил когда уже было темно. В парке перед тоннелем я съел пару лепешек, купленных в магазине и пошёл внутрь. Тоннель Конд — это пешеходный тоннель длиной примерно 500 метров. Раньше их было 2, но один обвалился и с тех пор закрыт. Уже на входе туда сильно воняло мочой, стены все были исписаны и изрисованы граффити. Тусклые светильники освещали всю эту картину, а если подходить к стенам, то было видно, как они прогнулись под напором грунта. Пока я шёл мне два раза встретились группы подростков. А запах мочи сопровождал меня весь тоннель. Атмосферное место, во всех смыслах. С этой стороны тоже был какой-то парк и я даже пошёл туда, но в нем не было ни единого фонаря и я пройдя немного развернулся.

А дальше я пошёл в исторический район Еревана Конд. Это что-то типа трущоб, как я читал. Но на деле это оказались обычные частные дома, где-то новее где-то старее, но чего-то примечательного я там не увидел. Хотя, я, возможно, шёл не по тем улицам. Ещё я заходил во двор голубой мечети, но быстро покинул его. И пошёл в сторону аэропорта. Пройдя какое-то время я вызвал такси и уехал в аэропорт.

Через время началась регистрация и я уже тогда почувствовал, что отдаляюсь от дома. В очереди стояли арабы, индусы и наверняка кто-то ещё, но армян и русских я в ней не видел. В этот раз тоже не повезло с местом у окна. В самолёт я быстро заснул. А когда проснулся, то мы уже стояли в аэропорту Абу-Даби. Мы прилетели в новый терминал, который открылся незадолго до этого. Даже когда я брал билеты у меня был указан другой терминал. На погранконтроле я постоял в небольшой очереди, которая продвигалась довольно быстро и пограничницы поставили мне штамп. Я в ОАЭ.

Абу-Даби

Это был самый крутой аэропорт, который я видел. В нем все было наглядно и понятно. Огромные чистейшие туалеты, прозрачные комнаты для курения, траволаторы. Я пошёл искать камеру хранения, чтобы скинуть сумку. Я её нашёл, но вот сумку там не оставил из-за цены. От 3 часов до суток (вроде так) стоило примерно 1700 рублей. «Не такая уж она и тяжёлая» — утешал себя я. Было 2 часа ночи, но до центра можно спокойно доехать на автобусе. Аэропорт находился примерно в 25 км от того, где я собирался выходить. Только для этого нужно обязательно купить транспортную карту в постомате. Постомат был практически напротив камеры хранения. В нем же заодно и разменял купюру в 100 дирхам.

Забыл написать, что немного дирхам я прикупил ещё в Краснодаре. И тогда тоже забрал последние, как и армянские драмы в Сочи. В автобусе вместе со мной ехали не больше 10 человек сразу, хотя их состав иногда менялся на остановках. Пересадка была ночная и вернуться в аэропорт мне следовало к 9 утра или максимум к 10, так как в 11:45 я должен был улетать в Мале. Особо никаких планов на эту пересадку у меня не было. Думал прогуляться по набережной и на этом всё.

Вышел я где-то в центре. Вокруг были в основном высотки, улицы были широкие, местами были установлены инсталляции, сигнализирующие о скором празднование 52 годовщины образования ОАЭ. Было практически 4 утра, но людей на улицах было больше, чем в Сочи, но все же это были единицы. Ближе к Персидскому заливу здания стали выше и интереснее. Набережная Корниш была вымощена плиткой и на ней не было ничего лишнего — только пальмы и питьевые фонтанчики с сенсорный включением. В том месте, где я подошёл пляжа не было, а за ограждением сразу начиналось море (точнее Персидский залив). Мне встречались редкие прохожие, в основном бегуны и работники, ухаживающие за территорией набережной. А ещё парень, который рыбачил в 30 метрах от знака, запрещающего делать это. Вдалеке светился огромный отель Rixos Marina, в его сторону я и решил идти.

Набережная особо не менялась, только иногда попадались зелёные зоны с лавочками. А ещё начались пляжи. Широкие песчаные пляжи. Идя мимо них мне захотелось подойти к морю, но внезапно появившийся работник сказал мне что пляж закрыт. Rixos Marina в какой-то момент перестала светиться, но идти до неё было ещё далеко. Но до неё я так и не дошёл, а остановился напротив Etihad Towers, в месте где набережная делала 90-градусный поворот. Начало светать и вскоре уже было светло. Стали ходить автобусы. Прямого автобуса отсюда до аэропорта не было, а идти назад не хотелось. Я посмотрел в картах нужный мне автобус и стал ждать.

Абу-Даби, Etihad Towers
Абу-Даби, Etihad Towers

На пришедшем автобусе я как раз и доехал до Rixos Marina и сделал круг вокруг ТЦ. На торговом центре все люди вышли, кроме одинаково одетых людей с бейджами. Хотя они возможно и зашли, а возможно кто-то сидел, а кто-то зашёл — не помню. Но помню, что мы поехали не по маршруту, который показывали карты. А приехали мы к президентскому дворцу, где все эти люди вышли. Я остался один. Вышел даже водитель, но когда увидел меня, вернулся и сказал что это конечная, и посоветовал мне подождать другой автобус. А если судить по картам, то нашего автобуса вообще тут не должно было быть. Но другой автобус я дождался, вышел в центре, зашёл в магазин и поехал в аэропорт. Кстати в автобусах в Абу-Даби можно ездить только сидя. Но в любом из четырёх автобусов на которых я ездил, свободных мест хватало.

Когда я приехал в аэропорт, регистрация уже началась. У стойки никого не было. Меня попросили показать Имугу (декларация путешественника, для Мальдив) и обратные билеты. В аэропорту Абу-Даби смартгейты — это когда можно въехать или выехать из страны без контакта с пограничниками. И так как я столкнулся с таким впервые, я даже не понял, что в какой-то момент прошёл погранконтроль. В аэропорту было холодно и я надел своё худи — самую тёплую вещь, которая у меня была с собой. Зал ожидания был настолько большим, что казался полупустым.

Наконец-таки мне повезло с местами у окна. Но везение этим не ограничилось и мой ряд остался полностью пустым. Хотя я и наблюдал свободные места в самолёте, но полностью свободный ряд был только у меня. Я заснул ещё до взлета, а проснулся, когда мы летели где-то над океаном, который можно было разглядеть сквозь облака. Судя по времени, мы пролетели только полпути. А когда и вторые полпути были практически преодолены, и когда мы уже снизились достаточно, облака кончились и в иллюминаторе появились острова в океане. Мале был самым крупным и выделялся плотной многоэтажной застройкой и мостом, ведущим в аэропорт, но куда ведёт мост стало видно только перед самой посадкой.

Мале, вид из самолета
Мале, вид из самолета

Мальдивы

Солнце только недавно скрылось в океане, но сразу за горизонтом небо ещё было окрашено оранжевым. Как только я вышел, сразу же ощутил жару и снял худи, которое я надел ещё в аэропорту Абу-Даби. Я получил красивый мальдивский штамп и миновав зал прилёта, ну, или скорее такое пространство, где была кафешка, разные стойки, где можно было, например, приобрести сим-карту и какие-то окна без опознавательных знаков, вышел к океану. К этому моменту уже было темно. От аэропорта до океана нужно было просто перейти дорогу. Недалеко стоял киоск с билетами на городской паром в город и небольшая стоянка такси вдоль дороги. Над ней был небольшой стенд с ценами в разные районы Мале и Хулхумале (соседний остров, соединенный дорогой с аэропортом). Цены на такси я точно не помню, но они были не дорогими. Я же собирался доехать на пароме и потом пройтись пешком. Цена была указана в мальдивских руфиях и я решил обменять немного денег в аэропорту.

Немного походив (а много просто было негде), я никакого обменника не нашёл. Тогда я обратился в окошко без опознавательных знаков, и сидевший там мужчина сказал, что тут в том числе и обменник. Курс там был 15 руфий за доллар, а банковский курс около 15.5, и если я не ошибаюсь, то руфия привязана к доллару и так не скачет, как это может делать рубль, например. Этот курс мне показался приемлемыми я разменял там 50 долларов. Я вернулся к киоску и купил билет на паром. У кассира на столе лежали и руфии, и доллары. Вообще на Мальдивах очень во многих местах можно расплатиться долларами, как я потом понял. И принимают их как раз по курсу 15 к 1.

Мальдивские руфии
Мальдивские руфии

Мы плыли минут 10, паром был полупустой и в основном там были местные. Сам Мале — это остров площадью то ли 6, то ли 8 квадратных километров на котором живёт больше 200 тысяч человек. Я вышел на причале и пошёл по дороге вдоль моря. Узкий тротуар был другой стороны дороги, а я почему-то шёл по краю с другой стороны, периодически оборачиваясь на машины и байки. Что сразу привлекло моё внимание — это огромное количество байков, безостановочно ехавших куда-то. И это на острове периметром около 5 км! С одной стороны были офисные здания, гостиницы, банки, кафешки, а с другой океан. Я дошёл до ещё одного причала, с которого я завтра должен буду уплывать на мой остров. Сейчас немного расскажу о том, куда я ехал и что забронировал. Я выбрал остров Тодду. Выбор пал именно на него по совокупности причин:

  • Этот остров был не далеко от Мале (67 км), поэтому на него было недолго и недорого добраться
  • У этого острова отличный риф, на котором живут в том числе и черепахи
  • На этом острове неплохой выбор недорогого жилья
  • И на этом острове неплохие пляжи

А гестхаус я выбирал проще — хорошие отзывы и цена. Я пользовался ресурсом «Островок». Иностранной карты у меня для «Букинга» ещё не было на тот момент.

У геста оказалась русскоговорящая хозяйка, активно ведущая Инстаграм*. Из него я тоже узнал разные полезности. Через неё я так же забронировал спидбот из Мале на Тодду. Спидботы ходили 2 раза в день, один раз в 10 утра, а второй то ли в час дня, то ли в три. В любом случае я ни на один ни на другой в день прилёта не успевал. Поэтому в Мале у меня был забронирован капсульный хостел. Это было самое дешёвое жилье на острове. Стоил он 4000 рублей. Кстати на «Букинге» он даже сейчас стоит меньше 3000 рублей. В него я и направлялся.

Вернёмся в Мале. Я дошёл до причала, а от него свернул вглубь острова. Улицы стали уже, тротуары были не везде, но где были — то очень узкие. Даже с моей сумкой через плечо иногда приходилось разворачиваться боком. Местами возле дорог и на некоторых перекрёстка стояли припаркованные байки, причём так плотно что приходилось обходить такие стоянки — между мотоциклами было не пройти. А вот пешеходов было минимум, видимо, вместо этого они проносились мимо на байках.

Вот и среди всего этого и затерялась дверь в мой хостел. Нашёл я её со второго раза, первый просто пройдя мимо. Поднявшись по не самой презентабельной лестнице, я оказался на втором этаже перед дверью хостела. Сам хостел оказался чистым, опрятным с современными капсулами в каком-то космическом стиле. Администратор все рассказал и показал мне и провел к капсуле на втором ярусе. Я переоделся, наконец-таки избавился от сумки, рассмотрел пластиковые мальдивские купюры, немного подзарядился и отправился гулять.

Теперь, когда у меня не было сумки я чувствовал себя намного лучше. Теперь я мог спокойно бродить по беспокойным улицам одного из самых густонаселенных городов мира. Несмотря на плотность застройки, тут находилось место и футбольный полям, и другим спортивным площадка, и скверам, и небольшим общественным пространствам и большим парковкам для мотоциклов. На острове был даже автовокзал. Пешеходов тут никто не пропускал, а я ещё и всё время путал в какую сторону сначала нужно смотреть (на Мальдивах левостороннее движение).

А ещё на Мале совсем нет пляжей. Я видел только модульные понтоны, замкнутые в большой прямоугольник, внутри образовавшие естественный бассейн. Там купалось несколько человек. На острове было грязно, в некоторых местах даже могли валятся кучи мусора. Я обошёл остров по кругу, пришёл к знакомому причалу и решил зайти в какой-нибудь магазин. Я свернул внутрь острова, но многие магазины уже были закрыты. Магазин я в итоге нашёл и немного пройдясь ещё, пошёл в хостел. Других постояльцев я в хостеле не видел, но слышал голоса и по обуви было понятно, что кто-то ещё есть. Вообще всего было, наверное, 10 капсул, хотя я могу ошибаться.

Вечерний Мале
Вечерний Мале

Утром я за пару часов до отплытия я собрал вещи, забрал сумку и пошёл. В планах было ещё немного прогуляться. На дорогах Мале творилось тоже самое, разве что пешеходов было побольше. Я дошёл до причала. Убедился, что лодка с нужным мне названием присутствует среди множества других и пошёл дальше. Хотя недалеко. Рядом с пристанью был рынок, который привлёк моё внимание. Это был местный небольшой фруктовый рынок. Там я видел папайю, которую до этого не пробовал, манго, виноград, апельсины и пр., а также видел другие диковинные для меня фрукты.

Рядом с этим рынком был рыбный. На нем в основном продавали тунца. А ещё рядом был рынок уже сушёной рыбы. Мельком глянув эти рынки, я присел неподалёку на бордюр клумбы. Вверху развивался большой мальдивский флаг, а ко мне подсел какой-то мужичок и пригласил в свой магазин. Я сначала отказался, но мужик не уходил. Точно не помню свой мотив, но я в итоге пошёл с ним, хотя я ничего покупать не планировал. Магазин оказался рядом в угловом здании от площади, где я сидел на втором этаже. Там были разные сувениры, майки, зубы акулы, кружки, магнитики. Три магнита я и решил взять, тем более что стоили они по доллару. Заодно и старания мужика по завлечению меня, превратить в микроприбыль. Но, наверное, он остался не очень доволен.

Рыбный рынок в Мале
Рыбный рынок в Мале

После я снова вернулся к причалу. Там уже загружали разные небольшие грузы в лодки, в том числе и в мою. Вообще, не обязательно плыть на остров на спидботе. На Тодду можно доплыть и на государственном пароме. Стоил он в 3.5 раза дешевле, но плыть на нем часов 5 или 6, так как он по пути заезжает на другой остров. А на спидботе 1 - 1.5 в зависимости от волн. Я уточнил забронировано ли для меня место, получил положительный ответ и сел сзади в углу. Для каждого места была заготовлена бутылка воды. Я пришёл первым, но через время подошли и другие пассажиры. Группа из трех девушек и парня и ещё две девушки. На вид все были европейцы. Позже подошли и местные пассажиры. Мы вышли из гавани и настолько стремительно рванули вперёд, что все, кто не выглядел как местный, были впечатлены скоростью, с которой это произошло. Это выражалось в смехе, разговорах и улыбках. Но не успели мы привыкнуть к такой скорости, как она упала — мы заходили в гавань аэропорта. Там подсели ещё пассажиры, я запомнил местную девушку в очках и двух русских девушек, севших рядом. То мы соотечественники, вида я не подавал. А покинув аэропорт мы снова понеслись по Лаккадивскому морю Индийского океана.

Надеюсь, я не ошибся, потому что граница Аравийского и Лаккадивского морей проходит где-то в районе Мальдив. Помимо отдаляющейся троицы островов (столица, аэропорт и спальный район), стали видны и другие острова. Я бы их назвал островами-промзонами. Было так непривычно осознавать, что ты где-то вдали от большой земли, а вокруг тебя океан и только маленькие кусочки суши, но это было кайфовое чувство. Мы также проплывали мимо одного из резоротов. Там была длинная вереница бунгало с собственными спусками в море и бассейнами. А через время показался и наш остров. Это наверное странно, но я бы предпочёл чтобы он был ещё дальше, потому что плыть мне нравилось. Этот остров не выглядел, как предыдущие. Издалека это были одни сплошные джунгли и вышка связи. Хотя вблизи это было тоже самое только стало видно некоторые строения и что вышек связи две. На причале была небольшая суета — одни люди встречали других людей. Встречали и меня — парень с табличкой с названием геста. Звали его Кирилл, сам он был то ли с Урала, то ли с Сибири и работал тут с его слов совсем недавно. Он обрадовался, что у меня нет никакого огромного чемодана и мы пошли в гест. Гест находился в паре минут от причала. Как только мы отошли от моря сразу начались дома с одной стороны и какие-то заросли с другой, валялось много мусора, то ли гнилых, то ли перезревших, то ли использованных кокосов и даже ржавый тук-тук. Но не успел я восхититься этим, как мы прибыли.

Жилье

Во дворе геста меня встретила управляющая Римма. Для меня уже был заготовлен кокос. Эта такая мальдивская традиция, как я понял, — гостей встречать кокосом с трубочкой. Римма мне все рассказала и показала, объяснила где находятся пляжи. Она ещё и поменяла мне деньги по гораздо лучшему курсу — 16 руфий в долларе.

Чтобы не возвращаться к гесту, расскажу о нем сразу. Он находится в 10 минутах ходьбы от основного пляжа и в 5 минутах от второго гостевого. В номере был кондиционер, телевизор, шкаф. Уборка проводилась каждый день и всегда приносили бутылку воды. Во дворе геста можно было посидеть и попить чай. Также на втором этаже геста находится ресторан.

Номер на Тодду
Номер на Тодду

Мой номер стоил 50 баксов за ночь, но я бронировал его на «Островке» за рубли.

Достопримечательности

Расположившись, я пошёл гулять. Как только я вышел из геста, сразу же оказался на пустой улице с обшарпанными заборами и кучей зелени за ними. Кое где шли стройки и возле заборов лежали стройматериалы. Это была самая настоящая деревня. И в этой деревне помимо многочисленных гестхаусов были: отделение скорой помощи, мечеть, футбольное поле с искусственным газоном, школа и садик. Все это я увидел при первой же прогулке. А точнее по дороге на основной пляж. Также на острове много зелени и плантаций с бананами папайей, маракуйей, я даже видел арбузы, ещё повсеместно растут кокосовые пальмы.

На подходе к пляжу я услышал "Группу крови" одной хорошо известной советской группы. Это играло у одного из торговцев фруктами. Этого торговца я видел на нескольких видео, когда готовился к поездке сюда. И этот парень довольно неплохо говорит по-русски! Вообще там две фруктовые лавки рядом со входом на пляж, и у лавки этого чувака всегда были люди, а у второго практически всегда было пусто. Дело в том, что на Тодду отдыхает очень много русских. На острове можно встретить и немало объявлений на русском; даже стенд, где написано как правильно плавать с черепахами, дублировался на русский. Я купил у этого парня кокосовый пирог и сквозь экзотические кустарники по аккуратным тропинкам вышел на пляж.

Было немного пасмурно и цвет воды в лагуне не был такого голубого цвета, как это бывает на картинках. Песок был слегка желтоватого цвета и очень приятный на ощупь. Народу было не много, наверное, через каждые 20 — 30 метров кто-то сидел. Ширина пляжа была метров 10-12, а очень ярко-зелёные кустарники были естественным ограждением. Вода была просто фантастической и по температуре, и по солености. Средиземное море мне показалось намного соленее, но честно скажу — я не гуглил. А когда я нырнул-это был настоящий шок. Вокруг было множество разнообразных цветных рыб. Я хоть и знал, чего мне ждать в море, но видеть это вживую и так близко было непередаваемым удовольствием. А вскоре я встретил и первую черепаху. Как написано на стенде, черепах нельзя трогать и плавать над ними (они могут испугаться и не всплыть за необходимым им лотком воздуха). Все эти правила я неукоснительно соблюдал все моё время там. Все это было шикарно, но теперь я хотел все это снять на камеру, а аквабокс я оставил в номере.

Главный пляж Тодду
Главный пляж Тодду

В этой поездке был мой первый опыт ведения влога для друзей. Я создал группу в Whatsapp* и снимал туда видео о ходе поездки. А тем подводным миром, который я только увидел, мне сразу захотелось поделиться. Я забрал вещи и пошёл в гест. В гесте я решил пообедать чтобы закрыть вопрос с едой до вечера. В ресторане на втором этаже заведовал Кирилл. Я сказал ему что я вегетарианец, но полностью подходящего меню для меня не нашлось. Пришлось взять что-то компромиссное. Вообще я не очень часто иду на компромиссы в этом вопросе, но бывает. Например, в следующий раз я пошёл на подобный шаг через 9 месяцев в Пакистане. Но очень не хотелось прямо сейчас идти куда-то и искать что-то подходящее. Да не осудят меня настоящие вегетарианцы. Я пообедал, запил все это парочкой бутылок безалкогольного пива и снова отправился на пляж.

Я вновь оказался в компании рыб черепах и кораллов. По рифу было ходить не очень комфортно и в следующий раз я думал взять ласты в гесте. Ещё я прикоснулся грудью к какому-то кораллу и получил ожег. Кожа покраснела и немного вздулась. Визуальные следы от ожога остались до дома. А болевые ощущения пропали вроде на следующий день. Ближе к вечеру начали летать летучие лисицы. А я отправился гулять по деревне.

Подводный мир
Подводный мир
Подводный мир

В этот раз я полностью обошёл остров по кругу и в нескольких местах поперёк. Вообще мне очень нравились такие прогулки. В центре, на некоторых улицах было освещение, но в основном это были темные безлюдные улицы. Но особенно мне нравилось на окраинах, где не было домов, там я чувствовал себя как в настоящих джунглях. Начавшийся поздним вечером дождь загнал меня в номер.

Вечерний Тодду
Вечерний Тодду
Вечерний Тодду
Вечерний Тодду

Ранним утром я проснулся от крика какой-то птицы и какое-то время не мог заснуть. Шёл дождь. Когда я проснулся снова, дождь ещё шёл, а время завтрака прошло. Но вскоре и дождь закончился, я быстренько собрался и пошёл на пляж. Многие улицы были в лужах, некоторые можно было обойти только по узкому краю возле заборов. Кстати, на острове нет ни одной асфальтированной дороги. На подходе к пляжу я купил местных фруктов, заменивших мне завтрак, у русскоговорящего парня и пошёл к рыбам и черепахам. Время за сноклингом просто пролетало и когда я вышел из воды уже точно было послеобеденное время. На выходе, в фруктовой лавке я взял ещё кокос и пошёл гулять уже по светлому.

Дневной Тодду
Дневной Тодду
Дневной Тодду
Дневной Тодду
Дневной Тодду
Дневной Тодду
Дневной Тодду

Напротив киногеничной пальмовой аллеи и океана, ко мне подъехал местный мужичок. Он рассказал, что раньше ходил в море и бывал в Санкт-Петербурге и Одессе. А ещё он показал, что можно есть плоды пандана. Я попробовал, но больше делать так бы не стал. Вкуса никакого не было, а волокна застревали в зубах, да и большую часть приходилось потом выплевывать. Вообще эти плоды никто не подбирал, и они валялись под такими деревьями. Ещё в этот день я нашел кафешку с названием сели — поели, только написано было латиницей. В целом, там было менее вкусно, чем в ресторане при гесте, но дешевле. И самое главное — там был овощной суп. За поездку я ещё один раз обедал в гесте, а остальные разы тут.

Кот ест папайю
Кот ест папайю

Ещё вечером я увидел объявление с экскурсиями к мантам и акулам-нянькам и решил записаться. Насчёт даты никакой определённости не было и мне сказали, что сообщат завтра. А так, остаток дня повторил предыдущий. А утром следующего дня, идя на пляж я уже записывал видео в группу, что скорее всего видео больше не будет, а если будет, то очень мало. Действительно, становилось скучновато. С рыбами я уже наплавался, остров обошёл вдоль и поперёк несколько раз, а на экскурсию не набрался народ. Этим утром придя на завтрак где-то в 8:40, а время завтрака, которое мне указала Римма было с 8 до 9, я получил небольшой упрёк от нее, что вообще-то нужно приходить раньше. Мне это показалось странным и на следующий завтрак я вообще не пошёл. А может даже и на два следующих (не помню), но вот на последнем, в день уезда точно был.

На фоне неопределённости с экскурсией я спросил у Риммы, может ли она помочь с этим. В первый день она сказала, что я могу обращаться и по этому поводу в том числе. И она сказала, что как только узнает, сразу же сообщит.

В этот день я впервые взял ласты в гесте, но поплавав в них я очень сильно натер ноги и больше их не брал. Да и за два предыдущих дня я ещё и сгорел, хотя пользовался кремом. С этого дня мое физическое состояние ухудшилось. Помимо стандартного купания на основном пляже, в третий день я добавил ещё одну локацию — крабовый пляж. Я вообще пошёл на него не чтобы купаться, а чтобы глянуть на него. Сам пляж был очень маленький и безлюдный. Вход в воду — одни сплошные камни. Но как раз среди этих камней я и увидел маленькую мурену. Теперь мне хотелось не только посмотреть, но и заснять её. И я стал бродить по камням, заходя в воду максимум по колено. Я встретил и мурен, и ската, и какую-то большую рыбину. Но она была вдалеке и моментально уплыла и разглядеть я её не успел. А через время пришла группа людей, которые собирались поплавать. Откуда-то потом появилась и лодка с местным чуваком. Так как среди этой группы были и девушки в обычных купальниках, а сопровождал их местный, то я решил, что тоже никого не оскорблю своим купанием в этом месте.

Напомню, что на Мальдивах туристы могут купаться только на специально отведенных для этого пляжах. Хотя для меня остаётся открытым вопрос, может ли девушка купаться в буркини на пляже для местных. Я пошёл в гестхаус, переоделся, и вернулся на этот пляж. Пара девушек находились возле берега, а остальные ныряли с лодки в метрах 100 от берега. Я отошёл чуть в сторону и кое-как побрел по камням. Босиком вообще идти было не вариант, я шёл в шлепках.

Вскоре начались кораллы, что ещё сильнее затруднило движение, а глубина была маленькая чтобы плыть. Но когда стало возможно плыть, то передо мной оказались кораллы разных форм и видов, которых не было на основном пляже. Рыб тоже было немало, но самым крутым было то, в этом месте заканчивался риф и уходил куда-то вниз, в голубую бездну. Было немного страшно плавать в таком месте, так как до берега было метров 100, а дна не было видно. И вправду, течение меня смещало довольно быстро, и я всегда старался вернуться, ориентируясь на поваленную пальму на берегу. Но и за риф я особо не заплывал, держался где-то над его видимым концом.

Наплававшись в новом месте, я продолжил прогулки по острову и нашёл для себя что-то новое. Это была свалка. Она находилась на окружной дороге и мимо неё я проходил несколько раз. Но все эти разы были в темноте. Я до этого видел, что что-то тлеет и чувствовал запах гари, но не видел, что именно. Свалка размером метров 100 на 100, наверное. Там и в этот раз тлел мусор, стояли несколько старых холодильников и бродили кошки. Днем я получил предложение съездить на похожую экскурсию, только с дополнительными локациями и чуть дороже. Она намечалась на послезавтра, народ уже на неё набрали и если погода не подведёт, то она точно состоится. Я не торопился с ответом, так как ждал, что Римма тоже что-то разузнает. Но вечером она ничего насчёт экскурсии мне не сказала, и вообще эта тема больше не обсуждалась. А я дал согласие на предложенную днем экскурсию.

На четвёртый день все было как обычно, только вместо крабового пляжа, я пошёл на второй бикини бич. Этот пляж совсем маленький, но уютный. Народу на нем вообще не много, а на деревьях развешены гамаки. Вход в воду не очень — на дне много отломанных кусков кораллов, а риф не так богат обитателями и над ним неудобно плавать. Я на этом пляже бывал, но ночью, а днем его увидел впервые.

Также я получил подтверждение, что записан на экскурсию и был приглашен на примерку ласт и маски вечером.

Пятый день — последний полный день на Тодду. Утром я пришёл экскурсионному агентству первым. Вскоре стали подтягиваться и остальные участники. Всего набралось человек 15. Все, кроме одной пары были русскоговорящие.

На туристическом электромобиле мы доехали до причала, и экскурсия началась. Первым пунктом были манты. На их поиски мы и отправились. Наш катер был не один, поэтому мы всегда были как бы позади другого экскурсионного катера. Манты нашлись раза с третьего. Я читал, что для многих увидеть морских дьяволов, а именно так их ещё называют, обязательный пункт при посещении Мальдив. Я тоже хотел и вот они плавают прямо подо мной.

Следующий пункт — самый крутой. Акулы — няньки. Когда мы приплыли на точку, там уже был первый экскурсионный катер. Но было видно огромное количество акул под водой. Нам всем позволили спрыгнуть в воду, но просили не мешать первой группе, так как у нас будет свое время. Это было великолепно. Как минимум пару десятков акул элегантно кружили недалеко от нашей лодки. Такие акулы безопасны для человека и нападают крайне редко и в исключительных случаях. Но трогать их категорически запретили. Хотя они сами так подплывали, что это не ты их трогал, а они тебя. Вместе с акулами на прикормленное место подтянулись и довольно крупные скаты и другие мелкие рыбы. Это была самая впечатляющая часть экскурсии.

Акулы-няньки
Акулы-няньки

Следующая локация — затонувший корабль. Оператор, который делал съёмки с лёгкостью до него доплывал. А вот у остальных были трудности с этим. В том числе и у меня. Давление было настолько сильным, что из-за боли в ушах невозможно было погрузиться. Некоторые даже и не пытались, но мне было интересно и через время я все-таки дотронулся до корабля. Глубину точно не скажу. Но она всего была метров 7. Опять же, я могу ошибаться.

Затонувший корабль
Затонувший корабль

Следующая точка — песчаная коса. Это типичная Мальдивская картинка. Белоснежный песок и голубой океан. В этом месте многие заказали съёмку с дрона. Поэтому на этой точке мы провели какое-то время. Ещё на этой точке был предусмотрен ланч. На примерке ласт уточняли пожелания для обеда и поэтому у меня был вегетарианский. Просто супер.

Также мы приплыли на точку с грибовидными кораллами и ныряли там. А последним пунктом были дельфины. Гиды их тоже нашли и какое-то время они плыли рядом с нами. Стоила такая Экскурсия 90 $. В этот день я больше не купался. А вот вечерняя прогулка состоялась.

Тодду
Тодду

На следующий день я решил сделать последний круг вокруг острова и начать с причала. На причале я встретил пару небольших мант и пытался их заснять, опуская камеру на моноподе в воду. Ничего не получилось. Когда я совершил финальный обход и вернулся в гест, уже практически было время уплывать. Кирилл проводил меня до лодки, и я стал ждать. Как обычно для этой поездки, я был первым. И как обычно, когда спидбот заполнился, половина людей оказались русскими. Я смотрел, как постепенно уменьшается наш остров. Вскоре от него на горизонте остались только вышки связи, а затем исчезли и они. Мы также проплыли мимо какого-то резорота, а потом и показались и строения Мале и Хулхумале. В аэропорту вышли практически все, а я доехал до конечной в Мале.

Мале
Мале

Теперь я собирался отправиться на пароме в Хулхумале. Времени до вылета оставалось часов 6. Как это сделать я не знал, но логика мне подсказывала, что такой паром существует. Хулхумале — это искусственный остров, построенный путем перемещения песка на коралловую платформу. А построили его чтобы бороться с перенаселением Мале.

Вариант с такси я не рассматривал, потому что у меня осталось не очень много мальдивских денег, а менять ещё я не хотел. Я пришёл на другой причал и купил билет на паром, причём стоил он всего 10 руфий. Правда нужно было подождать минут 30. Рядом была мечеть не самого обычного вида, и я решил к ней сходить. Внутрь заходить не стал, но сделал пару фото снаружи.

Потом на современном пароме с кондиционером я добрался до Хулхумале. Хулхумале был практически противоположностью Мале. Тут были широкие дороги, нормальные тротуары, людей очень мало, машин и байков тоже. Практически сразу я оказался в относительно большом пустом парке. Но я держал путь к пляжам. И вскоре я оказался на них. На пляже абсолютно никого не было, кроме голубей. Причём вообще не 200 метрах от меня, ни рядом. И ни с того ни с сего моя сумка оказалась на песке — оторвался ремень. Что же, до конца поездки она не выдержала, но хорошо, что это случилось хотя бы не раньше. В этот момент я решил дойти до аэропорта пешком, чтобы сохранить мальдивские деньги на память.

Улицы Хулхумале
Улицы Хулхумале

Хулхумале был совершенно обычным, в нем не было какой-то изюминки, которая была в Мале. Я прошёл по Хулхумале и дошёл до дороги, ведущей в аэропорт. Иди было около 5 км. Дорога не подразумевала, чтобы по ней ходили пешеходы. Я немного засомневался, но рядом машин такси не было. Я пошёл. Жара была адская, да ещё и сумку теперь совсем не удобно было нести — я вспотел моментально. Дороги нормальной тоже не было-я шёл за отбойниками под солнечными батареями. Уже полностью мокрый и много раз пожалевший, что пошёл пешком, я оказался на светофоре, где была развилка в Мале и аэропорт. Оставалось чуть больше километра, и висел знак сигнализирующий, что проход запрещён. До вылета оставалось около 2 часов.

Знаку я особого значения не придал, а метров через 500 возле меня остановился полицейский. Он сразу мне сказал, что тут запрещено ходить и вообще стал расспрашивать меня что я тут делаю и как я оказался тут и попросил паспорт. Я перепугался, что сейчас пропущу свой рейс и вдобавок меня ещё и оштрафуют и сделал вид, что плохо понимаю его и никаких знаков не видел. Он куда-то позвонил, продиктовал мои данные и сказал вызвать такси прямо отсюда. Обошлось. Я перешёл дорогу, поднял руку и сразу же остановилась машина. Полицейский сказал что-то водителю, и мы поехали. Метров через 500 мы прибыли, и таксист озвучил цену 50 руфий. Это больше половины стоимости, если бы я поехал с Хулхумале. Я расплатился, но чувствовал себя очень неловко и глупо.

Путь домой

На входе в аэропорт была длинная очень на досмотр. Пройдя внутрь, я сразу же поспешил пойти в туалет, чтобы переодеться. Я был мокрый до трусов. Туалет был маленький и переодеваться там было не вариант, так что пришлось лететь так. В этот раз мне тоже не повезло с местом у окна, поэтому взглянуть последний раз на Мальдивы не получилось.

А вот в Абу-Даби, ещё до умного погранконтроля я переоделся в замечательном большом туалете и вышел совсем другим человеком, уже без шлейфа глупости, который я чувствовал ещё от Мале. Эта пересадка была хоть и тоже ночная, но длинная, и вылет в Ереван был только в 4 вечера. То есть в час дня, максимум в два я должен был быть уже в аэропорту.

В этот раз сумку не вариант было не оставлять, потому что у неё не было лямки и потому что я собирался довольно много перемещаться. Я сдал её в камеру хранения и знакомым маршрутом поехал в центр. Я даже вышел, по-моему, на той же остановке, что и в первый раз. Я вбил в картах круглосуточный магазин и отправился туда. Немного погуляв и посмотрев на уникальный наклонной небоскреб (Capital Gate). Я сел на автобусную остановку и стал ждать автобус в сторону мечети Шейха Зайда. Это была моя главная цель в Абу-Даби, я даже заранее получил qr-код на её посещение. Это самая большая мечеть в ОАЭ и одна из самых больших в мире. Те автобусные рейсы, которые показывали гугл и яндекс карты не соответствовали действительности. Никаких автобусов вообще не было.

Абу-Даби, Capital Gate
Абу-Даби, Capital Gate

Мне хотелось спать, и я то и дело выходил и заходил на остановку. Так прошло достаточно много времени. И это время было не из приятных. Но ближе к утру нужный мне автобус приехал. Народу было немного, но я почему-то был уверен, что кто-то обязательно будет выходить на мечети и даже не следил за остановками. Чувак, сидевший рядом со мной, тоже видимо, думал похожим образом. Вот только то, что мы оба проехали нужную остановку он понял раньше. Он вскочил стал нажимать на кнопку связи с водителем, а через несколько секунд побежал к самому водителю. Я не понимал почему он так суетиться. Ну, вернётся на одну остановку, неужели он так опаздывает. — думал я. Но вскоре мне стала понятна его суета — мы все ехали и ехали. Мы проезжали какие-то развязки, мост и все никак не останавливались. Я не следил поехал ли он дальше или нет, а я вышел на ближайшей. Но и тут меня ждал облом.

Остановка напротив была через многополосную трассу, которую нельзя было перейти. До мечети было километра 3, а до обхода на другую сторону дороги как минимум 2. Во всяком случае так показывал навигатор. Я стал вбивать маршруты в карты и обнаружил, что есть специальный маршрут, который делает разворот и привозит тебя на другую сторону. Но было ещё рано, а этот маршрут начинал ходить минут через 25, если я правильно помню. Тогда я просто сел на первый попавшийся автобус, посмотрел на картах где можно перейти дорогу рядом с остановкой и поехал. Ехать до такого места было чуть больше 5 км. Эта остановка была рядом с университетом. Пока я переходил дорогу по пешеходному мосту, я смотрел как мне вернуться к мечети. Оказалось, что с этой остановки маршрутов к мечети нет. Все автобусы едущие с этого направления доезжают до остановки напротив которой я изначально вышел, а дальше едут по объездной Абу-Даби. Это был конкретный фейл. Я сел на пришедший автобус и доехал до остановки. К этому времени автобусы, которые просто разворачивались на трассе начали ходить. В итоге я дождался свой автобус и вернулся к мечети. Ещё раз: я проехал одну остановку, но чтобы вернуться мне пришлось ехать на 3-х автобусах!!

Мечеть открывалась в 9 утра, а слот я бронировал на 10. Время ещё не пришло, поэтому я бродил неподалеку. Мечеть выглядела помпезно. Огромные белые купола, высокие минареты возвышались в рассветом небе. Чтобы попасть в мечеть нужно было пройти в тоннеле вод землёй. Внутри были сувенирные магазины, магазин, где женщины могли приобрести платок и другую одежду, подходящую для посещения, кафе. Также проверка qr — кодов осуществлялась именно тут.

На территории комплекса много аккуратных садов и элегантных фонтанов. Облицованные белым мрамором купола, мозаики на стенах, самый большой в мире ковёр, люстры, многочисленные колонны, большой внутренний двор — все это выглядело впечатляюще. Для туристов маршрут чётко регламентирован и отклоняться от него нельзя. За этим следят охранники. После мечети я поехал на окраине Абу-Даби, там зашёл в магазин, посмотрел на ещё одно интересное, в этот раз круглое здание и на автобусе доехал до аэропорта.

Мечеть Шейха Зайда
Мечеть Шейха Зайда

И в этот раз удача была не на моей стороне места у окна мне не досталось. Дорога домой уже утомила и просто хотелось побыстрее вернуться. Последняя пересадка в Ереване была самая короткая — 4 часа. Я уже никуда не пошёл, разве что пару раз просто вышел из аэропорта. На последний рейс удача вернулась, и место у окна я получил, но толку в этом не было, потому что сразу после взлетает я заснул, а проснулся уже в Сочи.

Пришлось ещё 4 часа ждать электрички, так как я подстраховаться на случай задержки рейса. Хотя мог уехать через час. За день до этого где-то по дороге между Туапсе и Сочи сошёл сель и разрушил пути. Их быстро восстановили, но накопилось много поездов. Из-за этого мы ехали с опозданием. А в 50 км от Краснодара лежал небольшой снег.

Эта поездка разожгла во мне желание путешествовать, и с тех пор я делаю это при каждой возможности. Я убедился, что ничего сложного и страшного в этом нет. А полученные впечатления и эмоции стоят потраченных денег, хотя для каждого это индивидуальная история. Но меня это затянуло и уже через месяц я был в новой поездке, о которой возможно тут напишу.

Расходы

  • Перелет 38096 рублей (34.75%)
  • Проживание (с трансфером) 26796 рублей (33166 рублей) (30.25%)
  • Еда 11268.01 рублей (10.28%)
  • Экскурсия 8190 рублей (7.47%)
  • Роуминг 6000 рублей (5.47%)
  • Прочие перемещения в т. ч. Краснодар — Сочи 4463.45 рублей (4.07%)
  • Остаток валюты (драмы, дирхамы и руфии) 3440.77 рублей (3.14%)
  • Камеры хранения 2572.5 рублей (2.35%)
  • Магнитики 1724.7 рублей (1.57%)
  • Прочее (туалеты и пр.) 705.75 рублей (0.65%)

Итого: 109627.18 ₽

Все суммы, переведенные в рубли, точно отражают курс, по которому я их менял. Все авиабилеты не включали багаж. Немного руфий у меня все же осталось)