«Импостер»: в кинотеатрах вышла дикая смесь «Олдбоя» и «127 часов»
10 августа в российский прокат выходит фильм «Импостер» — японский триллер о мужчине, который внезапно просыпается на дне люка.
Главный герой не может выбраться и не знает, где находится, а полиция оказывается бессильна ему помочь. Тогда он заводит аккаунт в вымышленной соцсети «Пеккер» от лица привлекательной девушки — и подключает пользователей к расследованию своего местонахождения.
Рассказываем, почему «Импостер» не только забавный комментарий о современных медиа, но и действительно талантливое упражнение в жанре.
Что за «Импостер» (#Manhole)
Дата премьеры: 10 августа 2023
Страна производства: Япония
Режиссер: Кадзуёси Кумакири
Сценарист: Мититака Окада
В ролях: Юто Накадзима, Нао, Кэнто Нагаяма, Хару Куроки
Жанры: триллер, драма
Фильмы, похожие на «Импостера»: «Олдбой», «127 часов», «Погребенный заживо»
Продолжительность: 1 час 39 минут
Где смотреть: в российском прокате
Сюжет удивит поклонников жанра
Главный герой Шунсуке — амбициозный офисный работник, который вот-вот женится на дочери босса. В ночь перед церемонией герой решает развлечься с друзьями и напивается до такой степени, что теряет сознание. Просыпается Шунсуке уже на дне канализационного колодца.
У героя есть телефон, но до друзей дозвониться не получается. Полиция не может его найти. Оказывается, Шунсуке находится совсем не в той точке, которую показывает GPS. Из контактов трубку берет только бывшая девушка — с ней Шунсуке, судя по всему, не очень хорошо разошелся.
Чтобы увеличить шансы на спасение, парень создает аккаунт в соцсети «Пеккер» и ставит на аватарку стоковую фотографию привлекательной девушки. Он считает, что так ему будут охотнее помогать, — и не ошибается.
Посты Шунсуке мгновенно становятся вирусными, пользователи начинают помогать кто чем может. Одни по расположению звезд и погоде пытаются вычислить координаты героя, другие просят сфотографировать канализационный люк, чтобы по узору понять, в какой провинции он находится.
«Импостер» — вроде бы типичный камерный триллер наподобие «Погребенного заживо» или «127 часов». Здесь тоже в кадре преимущественно один герой, а вся история построена вокруг его попыток выбраться из заточения. Но картина Кадзуёси Кумакири и Мититака Окада отличается тем, что они оставляют герою доступ к интернету.
Поэтому герою приходится подходить к своему спасению с разных сторон. Вот он пытается придумать, как самому выбраться из канализации, вот общается с обиженной на него девушкой, а вот уже проверяет «Пеккер» и пытается найти среди сотен реплаев что-то полезное. Такой подход помогает сценарию не стоять на месте: Шунсуке постоянно что-то изобретает.
К тому же «Импостер» на удивление нестыдно демонстрирует особенности интернет-культуры. Люди в «Пеккере» общаются примерно так, как могли бы реальные пользователи в похожей ситуации.
Авторы показывают, как люди в сети по крохотным деталям собирают важную информацию — а ведь похожие случаи уже были в реальности. В один момент на поиски героя даже выезжает эксцентричный стример. Глуповатый и уморительный, но тоже вполне правдоподобный эпизод.
«Импостер» — изобретательный камерный триллер
Для фильма, события которого происходят всего на десяти квадратных метрах, в «Импостере» на удивление много действия. Герой то пытается взобраться по ржавой ломающейся лестнице, то придумывает, как подбросить телефон так, чтобы тот сфотографировал окрестности и вернулся без поломок. А в какой-то момент в его колодец начинает литься животный жир — и герой чуть в нем не тонет.
Авторы грамотно выстраивают интригу. Сначала герой просто хочет выбраться из колодца, чтобы успеть на свадьбу, — но ставки стремительно растут. Локация не сходится, наверху появляется какая-то фигура в капюшоне. Шунсуке отчего-то не спешит звонить в полицию — он явно что-то скрывает. А даже если героя найдут, ему нужно каким-то образом объяснить свой обман. Новые проблемы возникают каждую минуту.
Фильму очень к лицу то, что он не воспринимает себя слишком серьезно. «Импостеру» легко было свалиться в нудный социальный комментарий о том, как соцсети изменили взаимодействие людей — и как виральность заменила искренность.
Но картина обращается к этим темам с юмором: история Шунсуке столь же напряженная, сколь и забавная. Порой герой комически эмоционален, а сюжет со временем становится все более и более абсурдным.
Финал невозможно предугадать
«Импостера» идеально смотреть с тем самым другом, который вечно пытается угадать концовку фильма. Если он справится и здесь — можете смело заподозрить приятеля в наличии экстрасенсорных способностей.
Весь фильм зритель получает маленькие подсказки: что-то здесь точно не так, а история Шунсуке не так проста, как кажется. Что за фигура в капюшоне? Видение или реальный человек? Почему герой с таким трудом заставляет себя позвонить в полицию?
На все вопросы у фильма будет ответ. Он действительно объясняет все странности картины.
При этом сам твист сделан в лучших традициях триллеров 2000-х, когда после успеха «Шестого чувства» каждый сценарист пытался придумать для финала что-то этакое. То есть к концовке ничего не ведет, твист берется из ниоткуда — и он настолько дикий, что меняет восприятие всей картины.
Но это не минус фильма — даже наоборот, сюжетный поворот вписывается в эксцентричность «Импостера». Более того, он идеально подходит теме картины — но объяснить без спойлеров, как именно, не получится.
Немногие триллеры сегодня настолько удивляют. А то, что шок в этом случае сопровождается нервным смехом, — это, как говорят у нас в «Пеккере», не баг, а фича.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult