Manor Lords — самая популяр­ная стратегия весны 2024: чем увлекает игра и стоит ли ​покупать
Поп-культура
7K
Кадры — Slavic Magic

Manor Lords — самая популяр­ная стратегия весны 2024: чем увлекает игра и стоит ли ​покупать

1
Аватар автора

Илья Цуканов

освоил искусство копания грядок

Страница автора

26 апреля в раннем доступе на ПК вышла градостроительная стратегия Manor Lords.

Действие разворачивается в Средневековье. Нужно отстраивать поселение, обеспечивать его всем необходимым и защищать от вражеских набегов. Формула сразу зацепила игроков: когда стратегия появилась в Steam, ее начали добавлять в список желаемого чаще, чем Hades 2 и долгожданную Hollow Knight: Silksong. А в первые же сутки раннего доступа новинка разошлась миллионным тиражом.

Я провел в ранней версии Manor Lords около 12 часов и увидел почти все, что она предлагает. Расскажу, насколько оправданно пристальное внимание игроков, и дам советы тем, кто решит познакомиться со стратегией уже сейчас.

Что за Manor Lords

Дата выхода: 26 апреля 2024 в раннем доступе. Полноценный релиз планируется через год
Платформы: Steam, GOG, EGS и Microsoft Store на ПК. Игра доступна в ПК-версии сервиса Xbox Game Pass
Жанр: градостроительная стратегия
Режим игры: одиночный
Издатель: Hooded Horse
Разработчик: Slavic Magic
Кому понравится: всем, кто любит Средневековье и градостроительные симуляторы
Игры, похожие на Manor Lords: Caesar 3, Pharaoh, серия Settlers, Ostriv
Примерная продолжительность: можно играть, пока не надоест
Перевод: есть русские субтитры
Подробнее: на сайте игры

Как купить Manor Lords в России

Игра доступна в российском Steam за 1499 ₽. Подписчики сервиса Game Pass для ПК могут скачать стратегию бесплатно.

О том, как сейчас покупать игры в Steam и оформить подписку Game Pass, Тинькофф Журнал писал в отдельных материалах.

Системные требования

Минимальные системные требования:

  1. 64-битная Windows 10.
  2. Процессор Intel Core i5-4670 с четырьмя ядрами или AMD FX-Series FX-4350 с четырьмя ядрами.
  3. 8 Гб оперативной памяти.
  4. Видеокарта Nvidia GTX 1050 с 2 Гб видеопамяти, AMD Radeon RX-460 с 4 Гб видеопамяти или Intel Arc A380 с 6 Гб видеопамяти.
  5. DirectX 12 и 15 Гб свободного места на диске.

Рекомендуемые системные требования:

  1. 64-битная Windows 10.
  2. Процессор Intel Core i5-7600 с четырьмя ядрами или AMD Ryzen 3 2200G с четырьмя ядрами.
  3. 12 Гб оперативной памяти.
  4. Видеокарта Nvidia GTX 1060 с 6 Гб видеопамяти, AMD Radeon RX 580 с 6 Гб видеопамяти или Intel Arc A580 с 8 Гб видеопамяти.
  5. DirectX 12 и 15 Гб свободного места на диске.

Мир Manor Lords

Сюжета в игре нет, вместо него Manor Lords предлагает детально проработанный мир. Автор стратегии, польский разработчик-одиночка Грег Стычень, вдохновлялся архитектурой и живописью исторической немецкой области Франконии 14 века. Но место действия — абстрактная немецкая территория той эпохи, не привязанная к каким-либо землям.

Типичный городок в игре
Типичный городок в игре

Что собой представляет геймплей

Пресса и игроки часто сравнивают Manor Lords с Mount & Blade, Age of Empires и даже Total War. На деле новинка ближе к Settlers и историческим градостроительным симуляторам от компании Impressions Games, например Caesar 3 и Pharaoh. В них сделан такой же большой упор на строительство, цепочки производства и удовлетворение нужд поселенцев.

Перед стартом игры создайте себе герб и настройте условия: начальное время года и степень агрессивности врагов, количество разбойников в мире и другие аспекты. Карта пока одна — с тремя глобальными сценариями:

  1. Мирно развивать поселение.
  2. Отстраивать городок и отбиваться от многочисленных врагов.
  3. Играть как угодно, но захватить все территории.

Карта Manor Lords поделена на регионы. Набор ресурсов везде один и тот же, различается только их количество. Одно место богато залежами железной руды, другое — плодородной землей для распашки.

На захват территории тратятся очки влияния. Их дают за регулярное улучшение качества жизни людей: отправку еды церковникам, строительство каменных церквей, максимальное улучшение жилых зданий и разрушение разбросанных по округе бандитских лагерей. Когда возьмете территорию под контроль, сможете по-своему застраивать ее.

Кроме вас регионы захватывают другие феодалы. Они могут позариться и на ваши земли. Чтобы этого не произошло, вовремя уничтожайте вторгающиеся войска.

Глобальная карта. Сбоку видно, как регион захватывает пришлый феодал
Глобальная карта. Сбоку видно, как регион захватывает пришлый феодал

Масштабы армий невелики. Обычно в вашем распоряжении около пяти отрядов размером до 36 человек. Родов войск всего четыре: дружинники — пока только пешие — и разные виды простых пехотинцев, пикинеров и лучников. У солдат по три показателя: наличие брони, степень усталости и крепость боевого духа. Последняя зависит от общего настроения в деревне и ситуации в бою.

Чем больше народу, тем больше рекрутов. Чем разнообразнее производство в поселении, тем проще создать мастерские для оружия и доспехов. Богатый городок может купить всю нужную экипировку — или просто привлечь наемников.

Сражение с бандитами. Мой отряд копейщиков больше, а лучники стреляют разбойникам в спину, так что исход боя предрешен
Сражение с бандитами. Мой отряд копейщиков больше, а лучники стреляют разбойникам в спину, так что исход боя предрешен

Изначально в вашем распоряжении пять семей. Каждая хочет пить, есть, жить в тепле и иметь доступ к удобствам. Не будет этого — семьи разозлятся и могут уйти, а то и умереть. А если удовлетворите подопечных, к вам придут новые поселенцы.

Одна семья — один работник. Ему можно поручить разные занятия: сбор ресурсов, создание предметов на продажу, перенос товаров со склада, перетаскивание трупов с поля боя — иначе начнется эпидемия. Рабочих всегда не хватает, поэтому людей приходится переназначать из одного здания в другое.

Жилье подданных можно улучшать. Это приносит бонусы вроде денег и влияния, а еще позволяет строить в домах мастерские. Сможете, например, изготавливать луки и шить сапоги. Но у владельцев домов побогаче более высокие требования к уровню жизни. Хозяева лучших зданий вообще захотят пить пиво в таверне. Не выполните эту прихоть — испортите им настроение.

Масштаб происходящего в Manor Lords небольшой: поселение с 204 жителями уже можно назвать крупным
Масштаб происходящего в Manor Lords небольшой: поселение с 204 жителями уже можно назвать крупным

Каждый час меняется время года. А если играете на максимальной скорости, то каждые несколько минут. Это влияет на геймплей. Весной и летом растут злаки, осенью люди собирают урожай, зимой невозможно найти пшеницу и ягоды. А в холода поселенцам нужны дрова для печей.

Все производимые товары полезны. Какие-то нужны для изготовления предметов: из глины лепят черепицу, из пшеницы мелют муку, из шерсти делают одежду. Другие ресурсы идут на создание воинского снаряжения или отправляются на рынок, где их покупают поселенцы.

Излишки можно продать в фактории. А на вырученные деньги — купить что-нибудь насущное, улучшить здания или пополнить казну для привлечения наемников. Получается, всю игру ты жонглируешь ресурсами, чтобы апгрейдить дома и увеличивать население.

Торговец едет покупать мои доски и дрова. Сейчас лошади только для этого и нужны
Торговец едет покупать мои доски и дрова. Сейчас лошади только для этого и нужны

Чем радует Manor Lords

Игра отлично выглядит. Настолько качественную графику нечасто встретишь даже в экшен-играх, не то что в стратегиях с толпами людей. У всех крестьян хорошо прорисованы лица, каждая доска в заборе детально смоделирована. Даже хмель растет реалистично.

Порой игрой просто хочется любоваться — и автор Manor Lords это осознает. Поэтому он добавил возможность походить по поселению, управляя аватаром от третьего лица. Так местные красоты видны еще лучше.

По незнанию Manor Lords на скриншотах можно спутать с RPG Kingdom Come: Deliverance
По незнанию Manor Lords на скриншотах можно спутать с RPG Kingdom Come: Deliverance

В Manor Lords нет давней беды жанра — квадратной разметки. Во многих подобных играх карта разделена на одинаковые сектора. Здания могут занимать только прямоугольные участки, а дороги — идти исключительно по прямой. Это решение появилось из-за технических ограничений, а меняться тенденция начала только с выходом Cities: Skylines 2015 года.

Manor Lords — одна из первых заметных градостроительных стратегий, где почти нет ограничений по планировке. Можете изгибать дороги в любом направлении, расставлять мастерские как душе угодно, строить домашние хозяйства в форме любых неправильных четырехугольников. Благодаря этому поселение выглядит естественнее и аутентичнее.

Эта кривая дорожка — услада для глаз ветерана Pharaoh и Anno
Эта кривая дорожка — услада для глаз ветерана Pharaoh и Anno

Всюду царит непривычный реализм. Обычно в градостроительных симуляторах много абстракций. Одно и то же поле вечно дает стабильный урожай, а мир застывает в летнем дне.

Manor Lords сильнее приближена к реальности. Времена года меняются, а постоянный сбор урожая с одного поля обедняет почвы. Чтобы вернуть им плодородие, нужно высаживать другие культуры, выпасать на земле скот или держать поля «под паром», то есть не засеивать их одно лето. Такие детали непривычны и интересны.

Для приготовления хлеба нужна мука с мельницы. Мало разметить пшеничное поле: нужно его распахать, засеять, дождаться созревания злаков и собрать урожай, а затем поручить подопечным обмолотить зерно и доставить его на телеге
Для приготовления хлеба нужна мука с мельницы. Мало разметить пшеничное поле: нужно его распахать, засеять, дождаться созревания злаков и собрать урожай, а затем поручить подопечным обмолотить зерно и доставить его на телеге

Игра хорошо работает, несмотря на ранний доступ. Многие градостроительные симуляторы последних лет славятся проблемными релизами. Это и забагованная Cities XXL 2015 года, и вышедшая в 2013 SimCity, из которой вырезали множество контента. Свежий пример — выпущенная в 2023 году Cities: Skylines 2. Ее поразительно плохую оптимизацию разработчики исправляют до сих пор.

Manor Lords не такая. Она отлично выглядит, а тормозов нет. Из багов картинки — только проблемы с анимацией деревенских жителей: порой они садятся на невидимый стул и принимаются за невидимую еду. На это обычно не обращаешь внимания.

Все игровые механики выстраиваются в полноценные системы, с которыми интересно возиться. Отправил, например, людей добывать еду. Сделал так, чтобы она быстро попала в амбар. Послал туда работников, чтобы на рынке стало больше лавок. В итоге случился прирост населения — а новых жителей можно занять в новых производствах. И так незаметно проходят целые часы: сел за игру вечером, а очнулся под утро.

У Manor Lords многообещающее будущее. Игрой занимается по большей части один человек, но сейчас кажется, что он не забросит ее. Тем более что новинка невероятно популярна, а неплохие наработки уже есть.

Чем игра может не понравиться

Все претензии к Manor Lords — на основании текущей версии раннего доступа. Вероятно, к релизу тайтл капитально обновят, а многие проблемы исправят.

Здесь почти нет обучения. Есть всплывающие подсказки и внутренняя энциклопедия, но этого катастрофически мало. Приходится полагаться на интуицию и искать нужную информацию в сети.

На карте сложно сориентироваться, а интерфейс неудобный. Реалистичные постройки сливаются в однородную массу коричневых домиков. Невозможно с ходу отличить склад от фактории, а сыромятню — от печи для обжига. А мастерские в жилищах ничем друг от друга не отличаются. Чтобы над зданием появилось обозначение, нужно щелкнуть Tab. В итоге ты все время сидишь с зажатой кнопкой. Непонятно, почему автор не закрепил значки.

Необходимость держать палец на одной кнопке — только половина беды. Хуже то, что сами обозначения малоинформативны. Они сообщают лишь о типе здания, количестве работников и нуждах жителей. Чтобы отличить горн от пилорамы, на постройку придется наводить курсор.

Работников нельзя назначить, не заходя в окошко производства. Когда поселок разрастается, приходится чаще заниматься микроконтролем — и это сильно раздражает.

Интерфейс совершенно не помогает сориентироваться в поселении. Попробуйте, допустим, найти лагерь дровосеков слева
Интерфейс совершенно не помогает сориентироваться в поселении. Попробуйте, допустим, найти лагерь дровосеков слева

Челленджа мало, а «сломать» Manor Lords легко. На фоне поселенцев из других игр жанра ваши подданные — настоящие отшельники. Для полного счастья им хватит колодца, церквушки и корчмы, а еще запаса дров, пары видов еды и какой-нибудь одежды. Можно даже морить людей голодом и не обогревать зимой. Они особо не обидятся и почти не будут умирать.

Не факт, что ваши поданные вообще будут голодать. Уже спустя несколько часов прохождения вы научитесь «ломать» игру и выжимать максимум из производственных цепочек. Например, устраивать себе избыток ресурсов.

Немного усложнить прохождение помогут сценарии, предусматривающие сражения. Если хотите хоть какого-то хардкора, даже не пытайтесь играть в режиме мирного развития поселения.

Прошел всего час игры — а у меня уже 100% одобрения населения
Прошел всего час игры — а у меня уже 100% одобрения населения

Сражения в Manor Lords — скорее бремя, чем развлечение. Искусственный интеллект глуп, так что необходимость раздумывать над тактикой отпадает. Впрочем, из-за скромных масштабов армий развернуться все равно негде.

Формула победы простая: добейтесь, чтобы настроение народа было повыше, соберите войско покрупнее и обеспечьте солдат доспехами. К тому же армии очень медлительны, а каждый отряд нужно направлять вручную.

В Manor Lords мало контента. Сейчас это лишь заготовка для хорошей игры. В ней много интересных систем, но на фоне других представителей жанра тайтлу катастрофически не хватает глубины.

Например, здесь есть много разных видов ресурсов. Производить их легко, и спустя несколько часов игры ваш поселок полностью обеспечен. У домашних хозяйств всего три уровня развития, что несерьезно даже на фоне старенькой Caesar 3. После постройки колодца и каменной церкви о поддержке показателей воды и религии можно забыть.

Остальные аспекты тоже недоработаны. Кавалерии нет. Все враги «сидят» за пределами карты и потому ничего не строят, так что осаждать противника и набегать на его поселения невозможно. Строить стены бессмысленно: это дорого и вызывает множество багов. Кроме того, регулярно натыкаешься на заглушки с пояснением, что в раннем доступе определенная функция недоступна.

В игре предусмотрены 42 открываемых улучшения поселения, но в раннем доступе есть только 20. Остальное добавят с патчами
В игре предусмотрены 42 открываемых улучшения поселения, но в раннем доступе есть только 20. Остальное добавят с патчами

Советы по прохождению

Сразу обеспечьте себя древесиной. В начале прохождения важнее всего добывать бревна: из них строят почти все ключевые для ранней игры здания. Сперва улучшите палатку безработных до лагеря работников. Соорудите лагерь дровосеков, склад и амбар. После этого принимайтесь за другие постройки: домашние хозяйства, дом дровосеков, лагеря собирателей и охотников — поначалу именно они добывают для поселения пищу.

Стройте пустые дома, чтобы пришли новые люди. Все хотят сразу переселиться в хибары, а не явиться и ждать, когда вы решите жилищный вопрос.

Выделяйте каждому дому побольше территории. Когда сделаете разметку для строительства домашних хозяйств, нажмите на «минус» во всплывающем меню. Тогда будущие поля расширятся для грядок. Чем их больше, тем больше овощей будет поступать на рынок с одного хозяйства.

Ничем не закрашенные прямоугольники — места под будущие грядки
Ничем не закрашенные прямоугольники — места под будущие грядки

Потратьте начальные деньги на торговый путь. Сначала постройте факторию и купите лошадь, затем платите за создание пути. Это лучший способ зарабатывать на начальном этапе. Если пустите стартовый капитал на что-то другое, придется копить деньги более долгими и нудными способами.

Поначалу выгоднее всего продавать дрова и доски. Производство можно наладить в первые же пять минут игры, а потом их и вовсе будет в изобилии.

Организуйте только по одной мастерской каждого типа. Товары производятся так быстро, что люди не успевают их потреблять. К тому же сейчас прекратить производство нельзя, и в итоге можно устроить себе дефицит какого-нибудь ресурса на складах. К примеру, хочешь себе пару десятков досок — а их нет, все автоматически идет на сборку ненужных тебе луков.

Одна мастерская производит неимоверное количество луков. Я оснастил ими два отряда, а излишки продавал целый год — и они все равно не закончились
Одна мастерская производит неимоверное количество луков. Я оснастил ими два отряда, а излишки продавал целый год — и они все равно не закончились

Покупайте волов и стройте стойбища для них. Все товары нужно перемещать от места изготовления к месту назначения. На рынок их перевозят на бесконечных небольших тележках, а на склады и к другим производствам — на волах. В итоге новые животные ускоряют производство.

Разбивайте огороды в домашних хозяйствах. Это самый эффективный способ добывать еду: овощи растут без вашего вмешательства и не портят почву. Подопечные всегда будут сыты, а у вас появится стабильный источник товаров для торговых путей. Накопить на строительство огородов поможет продажа досок.

Заниматься пшеницей по сравнению с овощами бесконечно невыгодно. Чтобы ее вырастить, перемолоть и превратить в хлеб, нужны люди. Лучше найдите подопечным другое занятие, ведь с овощами они все равно не оголодают.

Когда станете овощным магнатом, начните строить курятники. Они круглый год обеспечивают поселение едой и тоже не требуют вашего вмешательства. Яйца станут еще одной основой рациона, и людям понравится такое разнообразие. К тому же курятники требуют площадей поменьше, чем грядки.

Грядок у меня много, овощей избыток
Грядок у меня много, овощей избыток

Дома, которые планируете развивать, ставьте поближе к торговым лавкам. Приоритет в распределении товаров получают хозяйства, расположенные у рынка. Их жители первыми приходят за нужными вещами. Обитатели отдаленных кварталов могут вообще ничего не застать, потому что все раскупят до них.

Приказывайте воинам перейти на шаг. Когда вы направляете солдат куда-нибудь, они по умолчанию начинают бежать. Чтобы войска не расходовали силы зря, нажмите на кнопку над портретами их отрядов — тогда все сбавят темп. Когда дело дойдет до сражения, бойцы покажут себя эффективнее.

Привлекайте наемников, только когда они вам нужны, — а потом сразу увольняйте. Нанять бойцов можно, даже если на карте нет ни одного врага. Солдаты все равно будут требовать деньги каждый месяц, а вам не захочется платить просто так.

Кроме наемников вам доступна личная дружина. Она не намного больше других отрядов, максимум 24 человека. Зато это сильные бойцы, а платить им нужно всего раз
Кроме наемников вам доступна личная дружина. Она не намного больше других отрядов, максимум 24 человека. Зато это сильные бойцы, а платить им нужно всего раз

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Илья ЦукановКакие игры про Средневековье вы любите?
  • Алексей ПетровСравнивая МанорЛордс с ранее выпущенными похожими стратегиями, можно увидеть, что игра явно не доработана (не в упрек ее создателю). Скажем, в Стронгхолде всегда можно было быстро понять, чего людям не хватает и где расширить производственную цепочку. Здесь часто что-то подданными не делается.. ну просто потому, что не делается. То ли есть причина, то ли глюк игры - неочевидно. Много читерских путей развития, упомянутых в статье и других. А некоторые очевидные вещи отсутствуют. Ну доработают еще. Сражения пока не имеют особого смысла, проще вообще отключать врагов, вы и с севооборотом устанете сражаться :)0

Сообщество