Я учился в МГИМО на международных экономических отношениях и стал работать в сфере авиации

3

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

О себе

Родился в Санкт-Петербурге, но вырос в Бийске (Алтайский край). Поступил в вуз в 2010 в 17 лет, 18 исполнилось в конце первого семестра.

Выбор вуза

В школе учился на физмате, но это только потому, что считалось, что это направление у нас самое сильное. Со второго класса занимался английским, даже пробовался на Flex, но в финале не был выбран семьёй (или так мне сообщили).

Когда выбирал универ, хотелось пойти дальше в изучении языков, а ещё все говорили «чего тут (в Сибири) делать, надо в Москву ехать учиться». Большинство метили в Новосибирск, в НГУ, но он мне не понравился ещё со времён поездок на олимпиады по математике: один раз мы приехали в 6 утра морознейшей зимой на плацкарте, долго добирались до места, а внутрь нас не пустили — рано ещё, поэтому пришлось торчать в холодной проходной.

Выбрали пять вузов в Москве — экономические факультеты, включавшие английский и может даже второй язык: МГУ, МГЛУ, МГИМО, ВШЭ и какой-то ВАВТ, о котором я с тех пор вообще не слышал.

Ещё у дедушки были хорошие друзья, сын которых был (и сейчас вроде тоже) преподавателем в МГИМО: он дал первичную информацию про вуз, посоветовал для вступительного экзамена по английскому позаниматься с преподавателем из самого вуза.

Поступление

Сдавал ЕГЭ: русский (84), математика (100), английский (90), история (не помню, не пригодился).

В МГЛУ был элементарный вступительный экзамен по математике. В МГУ был сложный экзамен по ней же.

В МГИМО был термоядерный экзамен по английскому: просто так его не сдать, будь ты хоть носитель языка. Дело в том, что там ждут (не знаю, как сейчас) определенной лексики в каждом примере на перевод, и даже если переведено правильно, но нет ожидаемого выражения или фразового глагола — пример не засчитывается.

Для этого и нужно было позаниматься с преподавателем из вуза: за три занятия он немного погонял меня по вступительным предыдущих лет. И все равно сдавать было трудно: если по ЕГЭ я был в начале списка поступления, то после вступительного был чуть ли не последним на бюджет. Прошёл, так сказать, на верочку, на факультет международных экономических отношений (МЭО).

Бакалавриат окончил на бюджете, но с магистратурой там же вышло неприятно — в итоге попал на договор, это в 2014 было около 320 тысяч в год. Была возможность скидки со стоимости второго года (20%) при отличном окончании первого года обучения — собственно, весь первый год я только на эту скидку и учился как не в себя. Удалось.

Учеба

Первые два года бакалавриата плотно ботал, ответственно подходил ко всем предметам. К тому же первые два года был вышмат, который мне в целом нравился, а на втором курсе начали изучать испанский как второй иностранный.

После второго курса съездил на пару недель в Испанию на языковые курсы. На третьем курсе съездил на полугодовую стажировку в Мексику студентом по обмену, после чего учился уже не для корочки, а для себя.

На четвёртом курсе было разделение по специализациям — я выбрал международную коммерцию и логистику, хотя изначально планировал на маркетинг (он нравился мне как идея, но после множества отзывов внутри университета о бесполезности пар по этой специализации я передумал).

Курсовые писал сам, прям сидел в библиотеке иногда, потому что некоторые книги были в единственном экземпляре либо у нас в МГИМО, либо в Библиотеке им. Ленина (туда я сходил однажды, но процесс получения и изучения одной книги, оказавшейся в итоге бесполезной для моей темы, занял весь день, поэтому больше туда идти не хотелось).

Диплом по специальности «Логистика» тоже писал сам, и было интересно — грузовые авиаперевозки в РФ. Тогда казалось, что всё развивается, несмотря на промахи и застой в авиастроении, была куча федеральных целевых программ, поэтому хотелось всю эту разрозненную информацию собрать и структурировать, а также сделать некоторые выводы и прогнозы.

Полезные предметы

Сейчас даже не могу сказать, что мне больше всего пригодилось — думаю, все предметы так или иначе сформировали своё видение. Математические дисциплины приводили ум в порядок, заставляли его работать — сейчас я чувствую, что на втором курсе был пик умственного развития: был и новый язык, и высшая математика, потом появилась эконометрика. Микро- и макроэкономика — профильные предметы, только микро- была очень сильная, а макро- — так себе. Дело в преподавателях.

Были и совсем поверхностные предметы: как профильные, которые хорошо бы знать, но преподаватель открытый балбес или вредина, так и непрофильные, которые должны бы быть предметами по выбору (философия, концепции современного естествознания, физра и т.д.). Ничего не имею против физры, но сейчас смотрю в прошлое и это кажется мне просто тратой времени, особенно когда надо сдавать экзамен по теории физкультуры (!) в престижном международном вузе.

Та же логистика на третьем курсе меня не вдохновила, хотя преподаватель был хороший — я поначалу просто не воспринял этот предмет всерьёз. Но оказалось позже, что я «шарю», хотя занимался с таким себе усердием.

Дополнительные возможности

Самая главная возможность, которую я использовал — это поездка на полгода в Мексику студентом по обмену. Пребывание там — это тема для отдельной истории, но эта поездка изменила меня коренным образом. За свой счёт нужно было лишь приобрести билеты, а обучение оплачивал вуз + там платили стипендию иностранным студентам (5000 песо в месяц, из которых 2 тысячи уходило на жильё).

Практики как таковой не было — на нашей специализации она свелась к посещению трёх семинаров-лекций. Но я знаю, что в вузе есть отдел, занимающийся как раз практикой и помощью студентам в её поисках.

Достоинства и недостатки вуза

Главное достоинство — это как там дают языки. Мне кажется, лишь здесь есть большое количество языков на выбор, а не только стандартный набор «английский-немецкий-французский». Тут и корейский, и китайский, и арабский, и ещё какие-то азиатские, японский. Помню, что была кафедра редких языков.

Опять же, многое зависит от преподавателя — это универсально для любого вуза. Что-то было совсем уж формальным, кто-то сидел и вещал в потолок заунывные лекции вникуда, от кого-то прямо шла энергетика и знания будто сами собой появлялись в голове.

Сейчас бы сказал, что многое практическое, но необходимое осталось за кадром. Например, на экономическом анализе изучались подходы к анализу положения компаний в смысле прибыли, разных показателей из деятельности, но это скорее исключение. Если на английском мы читали статьи из The Economist о том, что происходит в мире прямо сейчас (хотя порой и несколько устаревшие), то на экономических предметах текущие события редко были темой занятия.

Четыре года жил в общежитии в Черемушках: первый год оно стоило 33 рубля в месяц, но потом резко подорожало. У меня претензий к состоянию общежития нет, но многие комнаты там конечно так себе были по состоянию — новые жильцы часто делали ремонт за свой счёт. А ещё к 3-4 курсу стали нагло подселять и в без того тесные комнаты на 2 человек третьего, а то и четвёртого.

Дальнейший путь

После бакалавриата один из преподавателей по логистике посоветовал идти на аналогичное направление в магистратуру, сказав, что это отличное продолжение. В итоге за два года магистратуры я второй раз прослушал практически те же логистические предметы, что и на 4м курсе бакалавриата — обидно.

Залетев на платную магистратуру, я решил найти работу: первая была совсем уж обезьянья — вбивать договоры из архивов в базу данных. Хорошо, что это продлилось три месяца, после чего меня буквально забрали на проект в экспедиторскую контору — и это были полтора года работы по специальности.

В аспирантуру меня направлял дедушка, считая, что это обязательный этап, что это даст мне потом преимущество в жизни, в работе и т.п., но я совсем не хотел больше всего этого. Ради корочки я мучать себя не хотел. Так и живу.

В вузе нам часто говорили, что после окончания нас с руками оторвут работодатели, включая и международные компании. Ага. Так и сижу без рук.

Был на многих выставках стажировок, где международные компании размещали свои стенды и искали стажеров из вуза — в основном по направлению международного права. Куда-то даже подавал заявки. Но сложилось впечатление, что работа находится лишь по знакомству. Не утверждаю, что это так — по крайней мере, пока это так для меня. Да это и не важно — не вуз определяет, кто ты такой.

Какие советы по учебе в вашем вузе вы бы дали следующим поколениям?

Лайфхаки, наверное, в основном про конкретных преподавателей, но они были бы актуальны лет 5 назад, а сейчас там могло всё поменяться. Думаю, если в приоритете английский язык и иностранные языки в принципе, то здесь будет хорошо и приятно. А ещё здесь можно попасть на факультет международных отношений (МО) и потом работать в посольстве РФ в какой-нибудь стране:) Хотя и с МЭО есть ребята, которые там оказались.

Посмотрим, будет ли это актуально.

  • Xardas>В МГИМО был термоядерный экзамен по английскому: просто так его не сдать, будь ты хоть носитель языка. Дело в том, что там ждут (не знаю, как сейчас) определенной лексики в каждом примере на перевод, и даже если переведено правильно, но нет ожидаемого выражения или фразового глагола — пример не засчитывается. Если честно, то ничего сложнее вступительного я потом все 4 года не писал. Даже на госе было попроще.2
  • OxanaXardas, а как это работает? Предполагается, что абитуриент откуда-то знает набор тех самых выражений и глаголов, которые обрадуют экзаменаторов? Они встречаются в каких-то пособиях по подготовке?0
  • XardasOxana, нет, просто требуют строго соблюдения продвинутой грамматики (типа инверсии). При поступлении подразумевается что абитуриент знает английский на достаточно хорошем уровне, и в процессе обучения его уже учат специфическим предметам - Legal English, Bussiness English и т.п. со своим специфическим вокабуляром.2
Вот что еще мы писали по этой теме