Москва — Владивосток: мой опыт поездки в плацкарте за 6 000 ₽
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Всем привет! Мне 29 лет, большую часть своей жизни я живу в Москве, но всегда хотел побывать во всех уголках нашей страны. Так уж получилось, что с самого детства мне безумно нравятся поездки на поезде. Помню, как будучи школьником, впервые поехал на нем до Казани, тогда для меня это было что-то новое и масштабное. Несмотря на постоянное шатание поезда, сквозняк и жуткую усталость, мне настолько понравилось, что я решил, что когда-нибудь проеду до самого дальнего края, Владивостока.
Приближаясь к 30 годам, я все больше начал осознавать, как мимолетна наша жизнь, и не нужно откладывать все на «потом» и «когда-нибудь». Исполнить задуманное получилось не сразу, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Я отношусь к тому типу людей, которые очень любят и ценят одиночество и совершенно его не боятся. Поэтому в планах было поехать одному, но для любопытства я все же спросил у своих близких, не хочет ли кто-нибудь составить мне компанию. Мнения разделились: первая половина крутила у виска и считала меня ненормальным, а вторая — восхищалась и поддержала мою идею. Однако поехать со мной не получилось ни у кого — у одних не было желания, а у других — возможности и времени. Поэтому было принято решение ехать от Москвы до Владивостока в одиночку, максимально сэкономив бюджет.
Спойлер: мне понравилось, но подробности дальше 😊.
Билеты
Конечно, мне хотелось максимально сэкономить, но не настолько, чтобы ехать в плацкарте семь суток. Однако при планировании поездки я заметно облажался и упустил очень важную деталь: начался разгар туристического сезона. Это значит, что цены на билеты выросли в несколько раз. Стоимость места в вагоне купе варьировалась от 27 000 рублей. Ситуация также усугублялась тем, что все самые выгодные варианты были моментально раскуплены. Поэтому было принято нелегкое решение покупать билет в плацкарт.
Не сказать, что место «боковушки» в плацкартном вагоне обошлось сильно дешевле — я заплатил за билет 22 900 рублей. Однако здесь обстоятельства сложились наилучшим образом. Недавно я отметил свой 29-й День рождения, а мои близкие знают, что лучший подарок для меня — это деньги. Поэтому практически всю подаренную мне сумму в 20 000 рублей отложил на поездку и оплатил место в поезде. Таким образом, мне удалось сэкономить на билете.
Итого 2 900 рублей
Развлечения в поезд
Я прекрасно понимал, что как человек, привыкший к жизни в мегаполисе, не смогу все время спать или бесконечно смотреть в окно. Поэтому решил заранее спланировать в поезде свой досуг. По опыту предыдущих поездок знаю, что связь в пути между разными городами ловит не всегда, что уж говорить об интернете. Я заранее скачал в ноутбук несколько игр-головоломок и фильмы жанров «триллер», «детектив». Как ни странно, это максимально успокаивает мою нервную систему, помогает отвлечься от ежедневной рутины. У меня есть подписка сервиса «Okko» Прайм за 199 рублей, очень выгодно за такую небольшую стоимость просматривать огромное количество контента. На сервисе появилось несколько фильмов, которые я также давно хотел посмотреть, но их пришлось покупать отдельно: здесь меня очень выручили бонусы Спасибо от Сбер, которыми оплатил покупку.
Помимо этого, я большой поклонник чтения литературы, из любимых жанров — психология и детективы. У меня есть ежемесячный абонемент на платформе Литрес за 399 рублей, откуда я заранее скачал несколько книг, чтобы точно хватило на неделю.
Итого 598 рублей
Продукты в дорогу
Чтобы не тратить все деньги в вагоне-ресторане, я решил заранее продумать список продуктов на неделю. На первые два дня взял овощей, фруктов, нарезки сыра и колбасы — долго они не пролежат. Про запас оставил хлебцы, кофе и чай, каши в пакетиках, лапшу и пюре быстрого приготовления, консервы, воду, мучное и снеки. Заказал за день до выезда в Самокате. При оплате вспомнил, что тоже можно потратить бонусы Спасибо, поэтому в итоге заплатил всего рублей 20 за приличный такой набор еды.
Итого 20 рублей
Условия в вагоне
Настал день X, день моего отправления. Давно не испытывал этого чувства трепета и волнения перед предстоящей поездкой, десять раз проверил, все ли я взял, не забыл ли паспорт и деньги. Также тревога нарастала из-за того, что я взял плацкарт. У меня были сомнения, как я вообще решился на такую авантюру, и сожаления, что, возможно, я решил сэкономить в ущерб себе.
Дело в том, что мне достаточно давно не приходилось ездить на поездах дальнего следования, поэтому ожидания были несколько хуже. Я представлял плохо пахнущий вагон с антисанитарными условиями и вечными сквозняками. Однако когда я зашел туда, то понял, что все не так страшно. Современные поезда дальнего следования выглядят совсем по-другому, все довольно ухоженно: чистые стекла, заправленные постели, кондиционер и обогреватель, работающие розетки, ночник, два биотуалета. Конечно, вечный шум от разговоров людей, запах копченой курицы, вареных яиц и громкий храп посреди ночи будут присутствовать в большинстве случаев, но от этого никуда не деться, и морально я был к этому готов.
Кстати, за небольшую плату в поезде можно было приобрести дополнительные услуги. Например, принять душ или поменять использованное постельное белье. Мне это очень пригодилось, потому что 7 дней в плацкартном вагоне — очень долгий срок не только для такого чистоплотного, как я, но и для любого другого человека.
Сразу скажу, что контингент в поезде смешанный, и в столь длительных поездках в одиночку всегда необходимо сохранять бдительность и осторожность. Но в большинстве пассажиры доброжелательные, могут угостить едой и помочь. Можно интересно скоротать время, пообщавшись и послушав истории жизни абсолютно разных людей.
Поездка
Расстояние между станциями Москва — Владивосток — 9259 км. Время в пути — 6 суток, 22 часа, 29 минут.
День 1. Москва — Киров
В первый день нет осознания чего-то необычного: пока путешествие ничем не отличается от стандартной поездки на поезде.
Интернет формально есть, но по факту плохо работает. Смирившись с этой участью, я выключил все уведомления, чтобы максимально отвлечься и расслабиться.
В первый же день я понял, что необходимо быть бдительным. У мужчины, который ехал в самом конце вагона на «боковушке», пропала банковская карта из сумки, пока он уходил курить в тамбур. Вероятнее всего, он ее выронил, но не исключено, что ее попросту украли. Ему крупно повезло, что на пропавшей карте практически не было денег. Благодаря нормально работающему интернету во время стоянки ее удалось оперативно заблокировать.
День 2. Пермь — Тюмень
В Перми вышел попутчик, с которым я ехал из Москвы, и на станции «Екатеринбург-Пассажирский» его место заняла прекрасная девушка. На вид она выглядела намного моложе меня, но по факту оказалась моего возраста. Девушка тоже очень любит поезда, едет к родственникам до Иркутска. Мы сразу нашли общий язык, и по итогу этот человек стал главным попутчиком не только в поезде, но и, возможно, в жизни. Наверное судьба все-таки существует. Недавно она вернулась в родной Екатеринбург, куда я в скором времени поеду знакомиться с ее родителями. Эта история требует отдельного рассказа, как-нибудь расскажу в другой раз 😊.
День 3. Омск — Новосибирск
На третий день ты уже чувствуешь себя опытным пассажиром, который в курсе всего, что происходит в поезде. Люди передвигаются в двух направлениях: за чаем и в туалет.
Соседи за это время стали уже близкими людьми. Очень интересно узнавать истории жизней — настолько все разные и уникальные.
А еще со мной произошел небольшой инцидент, сейчас даже вспоминаю с улыбкой, потому что удалось легко отделаться. В общем, я вышел немного прогуляться на одной из станций, на ровном месте споткнулся и упал — ничего серьезного, но осталась ссадина на коленке. В этот раз я правда тщательно собирался в дорогу, поэтому и небольшую аптечку тоже захватил (вообще был уверен, что она не пригодится) — быстро обработал рану хлоргексидином и намазал зеленкой, чтобы ничего не занести. Вообще, всем советую в поездках на всякий случай иметь минимальный медицинский набор — как видите, всякое бывает, а стоит копейки (я вообще почти все медикаменты купил за бонусы Сбера).
День 4. Красноярск — Иркутск
На четвертые сутки я был готов окончательно выпасть из реальности. За это время теряется ощущение времени, количества съеденной еды.
Поэтому решил составить распорядок дня и старался его придерживаться: обозначил для себя фиксированное количество часов сна (получалось не всегда), вел подсчет калорий и ограничил время использования гаджетов.
С каждым днем становилось интереснее наблюдать, как быстро меняются пейзажи за окном. К этому времени наш поезд мчался уже в Сибири, в окрестностях озера Байкал. Сразу чувствуется смена климата, здесь он резко континентальный: нет такой влажности, как в Москве или на Урале, но днем и ночью бывают резкие перепады температур. На этой территории много природных чудес: живописные горы, реки, равнины, песчаные дюны и глубочайшее в мире озеро. По дороге заметно прослеживается слабая заселенность территорий, большие пространства до сих пор остаются дикими, нетронутыми человеком — в этом есть своя прелесть.
День 5. Улан-Удэ — Чита
На пятый день начинаешь окончательно отвыкать от обычного распорядка и думать, что всю жизнь прожил в поезде, в сидячем и лежачем положении. Путешествие по Сибири все еще продолжается: на пути попадается станция с названием «Зима», и ты понимаешь, что тут действительно зима даже летом.
В Улан-Удэ к нашему вагону присоединились европейцы, которые путешествуют по разным местам России. Со своим уровнем английского я могу спокойно общаться с иностранцами, поэтому решил узнать их впечатления. Они спрашивали, всегда ли так холодно в России, и когда я ответил, что сейчас самое жаркое время года, а зимняя температура в некоторых регионах может опускаться до -50 градусов, то невозможно было описать реакцию их удивления и шока.
День 6. Ерофей Павлович
Нет, речь идет совсем не о новом попутчике, а о малоизвестном населенном пункте в районе Хабаровска. Пейзажи за окном нетронутые, а мобильная связь почти совсем пропадает.
День 7. Хабаровск — Владивосток
На седьмой день появляется ощущение того, что вот-вот поездка приблизится к завершению. Все начинают постепенно собирать сумки, сдавать белье и готовиться к выходу, поглядывая в окно и на часы. Собрался и я. Упаковал багаж, доел остатки еды, выкинул мусор.
Рано утром, спустя неделю, моя мечта исполнилась: я приехал во Владивосток, ура!
Итоги
За развлечения в дорогу, оплату дополнительных услуг в поезде (смена постельного белья, душ), покупки на станциях получилось чуть больше 6000 рублей. Билеты оплатил деньгами, подаренными на День рождения, поэтому не включил их в общую сумму. Несмотря на жесткие ограничения по бюджету, поездка получилась очень выгодной и при этом вполне комфортной, а все благодаря подаркам от близких, собственным сбережениям и накопленным бонусам.
Мне все понравилось. Возможно потому, что я изначально понимал, что еду с ограниченным бюджетом, и рассчитывать на сказку не придется.
Советы
Рекомендую заранее продумать расходы и позаботиться о том, что есть и пить в дороге, особенно если вы следите за калорийностью или пытаетесь питаться правильно. В поезде еда довольно вредная, а физическая активность на минимуме. Возьмите что-нибудь не скоропортящееся и белковое. Всё остальное можно купить в поезде, в вагоне-ресторане или на многочисленных станциях. Чтобы сэкономить на закупках, что-то можно оплатить накопленными бонусами.
Плюсы и минусы поездки
Плюсы:
- Отдых от повседневных забот и смена обстановки. Возможность посмотреть на необъятные края России: горы, равнины, степи, холмы, реки, озера.
- Бюджетный вариант для путешествия: выходит дешевле, чем поездка на самолете.
- Современные вагоны достаточно комфортны: широкие кровати, кондиционер, розетки.
Минусы:
- Если вы не можете уснуть в поезде, это точно не ваш вариант.
- Однообразная вредная еда, которая начинает надоедать с каждым днем.
- Нужно быть бдительным и осторожным, даже если кажется, что все вокруг милые, порядочные и приветливые.
Надеюсь, что когда-нибудь вам пригодится описанный мной опыт!