За и против: стоит ли​ ​отдавать ребенка в музыкальную школу

Аргументы читателей
59
За и против: стоит ли​ ​отдавать ребенка в музыкальную школу
Аватар автора

Варвара Андреева

изучила мнения

Страница автора

Чаще всего дети поступают в музыкальную школу в том возрасте, когда оценить их реальную заинтересованность и мотивацию может быть сложно.

Тем не менее учеба требует дисциплины, усердия и постоянной практики. Даже у тех, кому в итоге нравятся занятия музыкой, временами возникают проблемы с самоорганизацией, а желание учиться пропадает. Если же оказывается, что ребенок вообще не хочет играть или петь и мечтает стать футболистом, обучение становится пыткой.

Читатели Т⁠—⁠Ж поделились аргументами за и против учебы в детской музыкальной школе. Собрали их мнения в этом материале — выбирайте, какая позиция вам ближе, и присоединяйтесь к обсуждению в комментариях.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

👍 За: обучение музыке полезно для развития

Аватар автора

Виктория Кондратьева

наслышана о пользе музыкальных занятий

Страница автора

Есть исследования, что музыкальная грамотность тесно связана с логическими, аналитическими и лингвистическими способностями, так как за развитие всех этих навыков отвечают одни и те же нейронные связи.

Аватар автора

Наталия Дудина

благодарна родителям

Страница автора

Учебный год — 2024/25 в музыкальной школе для меня последний. После восьми лет обучения мне есть что сказать. Перечислю главное, что мне дала музыкалка.

В первую очередь, умение играть на фортепиано, петь. Из качеств — дисциплинированность, развитую мелкую моторику, быстрое мышление, хорошую память, особенно мышечную и зрительную.

У меня хорошо развит навык самообучения. В моей семье нет музыкантов, и все задания приходилось выполнять самостоятельно. Я, кстати, даже не припомню таких моментов, чтобы я со слезами на глазах сидела над домашним заданием, пытаясь вникнуть в суть. Видимо, на занятиях так хорошо все объясняли.

Еще аргумент к самообучению: у меня никогда не было репетиторов по школьным предметам. Недавно окончила девятый класс, все ОГЭ — русский язык, математику, биологию, обществознание — сдала на пять.

Буду ли я продолжать обучаться музыке? Нет, я выбрала другой путь. Хотела ли я бросить это дело? Однозначно. Не раз думала об этом. В какие-то моменты просто получала выгорание — впрочем, так бывает со всеми в любой деятельности.

Сама захотела пойти в музыкальную школу? Нет. В семь лет я еще не знала, чего хотела. Но мне нравилась «Лунная соната» Бетховена, я часто о ней твердила. Возможно, по этой причине родители меня и отдали в музыкальную школу.

Жалею ли я, что учусь музыке? Нет! Я благодарна родителям, которые решили, что мне стоило получить дополнительное образование. Благодаря хору я стояла на сцене перед большим количеством людей, исполняла для них произведения, получая взамен яркие аплодисменты. Это меня очень радовало.

Музыкальная школа — это не кружок. Занятия музыкой развивают достаточное количество качеств, умений. Некоторым вбивают любовь к искусству.

Аватар автора

Ольга А

видит много плюсов

Страница автора

Мне было очень удивительно, когда дочь призналась, что ей нравится сольфеджио. Я его ненавидела в свое время. Музыкальное образование очень хорошо с разных точек зрения: воспитывает вкус к хорошей музыке, расширяет кругозор, тренирует мозг и мелкую моторику.

Аватар автора

Александра В

опытная

Страница автора

У меня трое детей окончили в общей сложности пять музыкальных школ. Я практически не участвовала в этом, только в выпускных классах оплачивала репетитора по сольфеджио.

Могу сказать одно: музыка очень развивает ребенка на всех уровнях. Как говорил наш преподаватель по общему фортепиано, «у этих детей другие мозги».

👎 Против: занятия часто становятся стрессом для ребенка

Аватар автора

Тоскливая деваха

больше не играет

Страница автора

Ненавидела учебу в музыкальной школе. Препод по фортепиано постоянно ругалась, что мои ногти стучат по клавишам, и приходилось стачивать их короче и короче, так что теперь ногтевая пластина уродская и кривая.

После окончания школы ни разу не садилась за инструмент.

Аватар автора

Алина

научена горьким опытом

Страница автора

Моя музыкальная школа — это восемь лет кошмара. В детсад пришли преподы из музыкалки и обнаружили у меня музыкальный слух, предложили записаться в школу. Конечно, ребенку хочется чего-то нового. Мать сказала, мол, если поступишь — бросить не дам. И когда к концу первого класса выяснилось, что и слуха особого нет, и пианист я фиговый, бросить не дала.

Меня перевели на хоровое. Филонить там было легче, но сольфеджио я так и не осилила. Руководству школы выгонять меня было невыгодно: обучение платное. Ставили на уроках два, а за год три. Короче, годы унижений и борьбы за свою самооценку, пока подростковый бунт не победил родительскую волю: бросила, не доучилась два месяца.

Брат учился легко, но пианино тоже бросил. Сам освоил гитару. Племяшка с удовольствием занималась скрипкой, у них даже был свой ансамбль. Она заработала сколиоз. После школы инструмент в руки не брала.

Аватар автора

Екатерина Воронцова

разбила фортепиано

Страница автора

Восемь лет ада — это общее впечатление об учебе в музыкальной школе. Когда родители спрашивали, хочу ли я ходить на пение, я, конечно, согласилась: петь о-о-очень любила и люблю до сих пор. На прослушивании определили хороший слух, дома стояло мамино пианино — она тоже отучилась в музыкалке, в общем, было решено поступать.

В итоге к обещанному пению добавилось фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература. И это четыре раза в неделю, плюс домашка. Все гуляют, а я прусь в музыкалку, а потом делаю домашнюю работу по школьным предметам и по музыке.

Еще и учитель по фортепиано — ей тогда уже под 80 было — за неправильную постановку пальцев била металлической линейкой по рукам. К счастью, через год она уволилась.

В общем, возненавидела я эту школу через полгода. Остальные семь с половиной лет заставляли ходить, бросать же нельзя: это музыка, культурное развитие! Хорошо, что там обзавелась друзьями, мы периодически прогуливали.

В итоге, получив аттестат в торжественной обстановке, выкинула его при всех в окно и высказала все, что накопилось. Получила детскую травму на всю жизнь: ненавижу пианино, терпеть не могу его слушать, дома через несколько лет разбила его молотком и осталась безумно удовлетворена этим. Не нужно заставлять детей.

👍 За: детям проще освоить инструмент, чем взрослым

Аватар автора

Яна Седова

учится музыке

Страница автора

Я человек, который во взрослом возрасте тратит кучу денег и времени, пытаясь освоить музыкальную премудрость. В детстве ноты гораздо легче даются.

👎 Против: ребенок быстро забросит музыку, если не хочет заниматься

Аватар автора

Якен Хгар

не видит смысла

Страница автора

Есть дети, которые упорно ходят в музыкалку, «потому что мама настояла», а после ее окончания больше никогда не садятся за инструмент.

Аватар автора

Как дела?

хотел гонять мяч

Страница автора

Родители часто проецируют на своих детей собственные мечты — часто это что-то из времен СССР, когда было модно учится петь или играть. Я вот ходил на хор и вокал, а хотел играть в футбол. Когда немного подрос, вместо музыкалки топал на стадион пинать мяч и быть счастливым.

Аватар автора

alena_lanskaya

бросила

Страница автора

Я вам как человек с почти восемью классами музыкальной школы и повернутой на музыкалке мамой скажу так: в гробу я ее видала, ту музыкалку. Бросила на последнем году и ни дня не жалела.

👍 За: с хорошим педагогом и правильным репертуаром учиться интересно

Аватар автора

Oxygen2023

вспоминает учебу с теплотой

Страница автора

Я училась пять лет на флейте, а после окончания еще год с разрешения педагога занималась в хоре. Хор был любимым предметом, сольфеджио тоже не вызывало трудностей. Музыкантов в семье нет, так что помогать было некому, да это и не требовалось.

Профессиональным исполнителем я не стала, но еще лет десять после окончания школы с удовольствием музицировала дома и в универе, причем на фортепиано, а не на флейте. В универе тоже занималась с чудесным педагогом в вокальном ансамбле, что вряд ли было бы возможно без начального музыкального образования.

Потом пришлось переехать в другой город в съемную квартиру, возможности играть не стало, навык утерян. Сейчас пытаюсь восстановить его для удовольствия и образования новых нейронных связей.

Годы учебы в музыкалке вспоминаю с теплом. Ни один педагог никогда не повысил голос, некоторые обладали отменным чувством юмора, и в целом атмосфера была какая-то интеллигентная.

Аватар автора

Виктория Ефимовская

рада, что сын доволен

Страница автора

Во многих музыкальных школах есть фольклорное отделение: народный ансамбль, общее фортепиано или народный инструмент, сольфеджио. Некоторые народники поют в хоре. Мой сын пожелал, попросился — и его взяли.

Именно фольклор для нашего ребенка оказался идеальным направлением: сыну нравится петь на сцене в косоворотке. Педагог приглашает детей участвовать в конкурсах и фестивалях. Это все равно серьезная учеба, но она проходит в веселой и дружелюбной форме.

Аватар автора

Влад Беляков

представлял интересы школы

Страница автора

Учился играть на аккордеоне в нулевые. Первые шесть лет обучения была проблема: мне не нравился репертуар. В конце шестого класса на лето дали выбрать свою программу. Я покопался в нотах, оставшихся от матери. Там нашел всякие французские мелодии, музыку из «Крестного отца» и советскую эстраду. В результате в седьмом классе катался по всем концертам. Даже на восьмой класс бесплатно остался, чтобы представлять интересы школы.

Аватар автора

Marin Kitagawa

благодарна педагогу

Страница автора

Мой личный опыт с игрой на скрипке был грустным: пришлось бросить во втором классе. Учителя часто менялись, а меня не хотели отдавать слабым педагогам. Когда приняли это решение, я очень сильно плакала и ходила расстроенная. В итоге после первого семестра во втором классе перевелась на отделение фортепиано.

Моя новая учительница обучала меня шикарно, у нее был хороший подход к ученикам. Она никогда не била детей, всегда с радостью их встречала и помогала в изучении материала. За первый год я наверстала программу первого и второго классов фортепиано и смогла спокойно перевестись в третий. По программе даже обогнала сестру, которая все это время занималась: мы поступили в музыкальную школу одновременно.

Благодаря своей учительнице я до сих пор сохранила любовь к классической музыке и фортепиано. Хороший педагог всегда найдет подход к ученикам и не будет применять физическую силу, чтобы заставить их выучить материал.

👎 Против: система образования может отбить желание заниматься музыкой

Аватар автора

lapsus_naturae

не может слушать классику

Страница автора

У меня много знакомых, которые окончили музыкальную школу. Только двое из них пошли дальше в музучилище. Остальные бросили инструмент, как только получили аттестат. Я с огромным удовольствием продала свое старое фортепиано и купила на вырученные деньги крутые наушники и сабвуфер для компа. Не слушала никакую музыку до 20 лет вообще, потому что ненавидела всю музыку в целом: классику, попсу, рок — какая нафиг разница.

Потом я вышла замуж, а хобби мужа оказалась музыка. Родители не отдали его в музыкалку в детстве, потому что не было денег. Он сам накопил на гитару, занимался до кровавых мозолей и морозил пальцы, чтобы меньше чувствовать боль от струн.

Потом я вышла замуж второй раз. А хобби мужа оказалась музыка. Мама не отдала его в музыкалку, потому что сама работала в музучилище и не хотела сыну такой судьбы. Он прибился к какой-то молодой группе, научился играть на барабанах и клавишах. Сейчас играет просто божественные импровизации, может с ходу исполнить любую композицию, в принципе пишет музыку, но не знает нот. До сих пор жалеет, что не получил музыкальное образование.

А я уверена, что если бы они оба попали в музыкалку, приключилась бы та же самая история, что и со всеми остальными, то есть ненависть к музыке. Практически всю классику не могу слушать до сих пор, аж мутит.

Аватар автора

Александра

недовольна системой

Страница автора

Мой сын в семь лет попросил отвести его в музыкальную школу, хотел научиться играть на гитаре. С первого раза не поступил. И он сам уже на следующий год пришел туда снова и поступил.

Заниматься ему нравилось, никто из семьи его не заставлял. Не скажу, что он был отличником, но успехи были неплохие. И вот на третьем году обучения, когда по уровню он стал одним из первых учеников школы, его стали буквально «разрывать» учителя: ругаться между собой, в чьем ансамбле или группе он должен заниматься, и давить на ребенка. Ведь каждому нужен именно успешный ученик, чтобы улучшить свои показатели.

В итоге ребенок измучился, и желание стало пропадать. Рассказал мне о ситуации, после чего мы обсудили это с преподавателем. К сожалению, не помогло. Из музыкальной школы сын ушел без желания когда-нибудь еще заниматься музыкой и с сильным стрессом, с которым мы разбирались с помощью психологов очень долго.

И таких «пережеванных и выплюнутых» детей мы видели немало. К сожалению, система, которая сложилась у нас в музыкальных школах, часто приводит именно к такому.

👍 За: музыкальное образование учит понимать и ценить искусство

Аватар автора

Татьяна Филиппова

считает обучение инвестицией

Страница автора

Учиться музыке нужно ради развития мозга, дисциплины, опыта, прикосновения к прекрасному. Ради того, чтобы познакомить ребенка с искусством, в конце концов. Музыка — это всегда про развитие, возвышенность чувств и творчество. В подростковом возрасте можно учиться дополнительно на электрогитаре, барабанах. Это все отличные инвестиции в будущее ребенка.

Я сама отучилась в музыкальной школе, к концу уже ненавидела это все. А сейчас играю ребенку и сама разучиваю популярные классические произведения — невероятные ощущения. И ребенок тянется к прекрасному, видя мой пример.

Аватар автора

Евгения Маленкова

думает, что со временем учиться становится проще

Страница автора

Баланс строгости и любви к музыке у преподавателя, регулярные занятия — залог успеха. А как только появляются выступления и возможность играть сложное и интересное, становится намного легче.

Каждому ребенку предстоит совместное музицирование в ансамбле. Струнники, народники и духовые с ударными будут играть в оркестре — реально захватывающий опыт. Пианисты займутся аккомпанементом — тому же оркестру или кому-то из струнных или духовых.

И не страшно, если музыка не станет профессией, а инструмент будет заброшен: все равно вырастет грамотный слушатель и образованный человек.

Аватар автора

Елена

не представляет жизни без музыки

Страница автора

Мой ребенок отучился в музыкальной школе по классу фортепиано уже пять лет. Сам осознанно выбрал инструмент. Важно не заставлять, если не хочет, надоело, устал, чтобы не отбить охоту. Наш преподаватель хотела бы, чтобы он занимался по 2—3 часа в день, но так он давно бросил бы. Нужно музыку культивировать: ходить на концерты, балет, слушать дома.

Это самое прекрасное, что есть в нашей жизни, это настроение, вдохновение, смысл!

👎 Против: в наше время обучение музыке не назовешь необходимостью

Аватар автора

Ell'

не считает музыкальное образование обязательным

Страница автора

Музыка как элемент обязательного образования была актуальна в дворянских семьях в 18 и 19 веках. Вместе с французским и латынью. Это не базовая потребность в 21 веке.

👍 За: музыка часто становится любимым хобби

Аватар автора

Тоталитарный лидер

гордится сыном

Страница автора

Музыкальное образование учит видеть мир шире, может пригодиться при выборе профессии. Наш сын отучился в музыкальной школе, и так вышло, что показал талант. Он у нас конкурсный был, а это как большой спорт: занятия по четыре часа плюс дополнительные в школе, репетиции в больших концертных залах, поездки.

Произведения на конкурсы — это произведения по курсу консерватории. То есть Лист, Рахманинов и так далее. И программа — 25 минут исполнения на сцене, вышел и играешь. Ее выдержать физически надо. Очень все это сложно, но круто!

А потом сын решил, что будет математиком, физиком. И тоже получилось. Сейчас учится на третьем курсе технического вуза из топ-3 страны. И играет в студенческом оркестре — физик-лирик. Вообще не жалею, что так жили. И он тоже.

👎 Против: научиться играть или петь можно без музыкальной школы

Аватар автора

user-shmuser

поддерживает самообразование

Страница автора

Необязательно мучиться с музыкалкой, чтобы научиться играть для своего удовольствия. Она скорее отобьет все желание на долгие годы. Освоить инструмент можно самостоятельно в любом возрасте.

👍 За: музыка может оказаться призванием

Аватар автора

Джемайма Джонс

рассказывает про брата

Страница автора

У меня мама окончила музыкалку и работала музыкальным руководителем. И мы с братом пошли, вариантов не было. Он на гитару, я на фортепиано. Мама уроки с нами не делала: может это странно, но осваивать сольфеджио приходилось самостоятельно.

Я по этой стезе не пошла, окончила школу для общего развития и гибкости мозга и рук. А вот брат стал преподавателем классической гитары и уже открыл свой класс, нашел призвание.

Аватар автора

Наталья

умеет проявить настойчивость

Страница автора

Своего ребенка мы отдали в музыкальную школу с целью общего развития в два с половиной года — и только из этих соображений. Хотя надо сказать, что сын — музыкант в пятом поколении с двух сторон. Изначально думали, что хватит музыкантов в семье. Но все пошло иначе. Генетику не обхитрить.

Дважды собирался бросать, оба раза убеждала продолжать, мотивируя тем же, чем в свое время мотивировал меня мой отец, тоже профессиональный музыкант: если начал какое-то дело, доведи его до конца, а дальше — вольному воля. В итоге сын окончил музыкальную школу по двум специальностям, фортепиано и саксофон. Обе блестяще освоил.

В колледж искусств поступил по принципу «все подумали, и мама решила». Когда начал там учиться, сказал, что «наконец-то он дома» — подразумевая, что на своем месте. Уже на четвертом курсе опять хотел бросить. Опять договорились завершить образование. Окончил колледж — поступил, уже сам выбрав специальность, в консерваторию.

Учится блестяще, с легкостью, востребован везде, работает по специальности, счастлив. И вишенка на торте: женился на сокурснице. Возможно, будет продолжение музыкальной династии :)


Варвара АндрееваА как насчет профессионального спорта? Поделитесь мнением, нужно ли​ отдавать туда детей:
  • Евгения МалиновскаяМне кажется самое главное - хочет ли ребенок.50
  • pokataeshЕвгения, и если в процессе обучения он перехотел, надо разрешить ему не продолжать обучение53
  • Михаил Викторович16
  • zaychiВсе мои бабушки и дедушки, а также мама и папа окончили музыкальную школу. Я тоже очень хотела и просилась на фортепиано, но мама сказала, что пойду я туда только через её труп. Желание было такое бесноватое, что в детстве научилась играть сама, даже полонез Огинского разучила с дедовой помощью) Порою мечтаю купить себе хотя бы складной синтезатор и как-то возобновить музыку, освежить навыки, разучить Лунную сонату, чтобы играть её и рыдать!10
  • Major TomКак-то жалко стало мальчика из консерватории, за которого всю жизнь мама решает.5
  • Вячеслав ГрейтьКо всей внеучебной активности, в том числе к музыкальной школе, нужно относиться как к хобби. Пока ребенку нравится - пусть ходит, занимается. Разонравилось - нужно отстать от ребенка и не заставлять его ходить туда куда он не хочет. В противном случае вся эта внеучебная деятельность превращается в насилие над ребенком.23
  • вупсеньОй, у меня есть история про музыкалку! Когда я училась во втором классе, к нам пришёл парень из местной музыкалки и сыграл Бумера на баяне. Я поняла, что вот оно, я хочу так же. Мама не была против, и с третьего класса я пошла в музыкальную школу. Каково было моё удивление, когда меня, вместо бумера, начали учить петь по нотам, строить трезвучия и писать музыкальные диктанты. Так вот, первый год было легко и весело, а потом стало сложнее - способности у меня не выдающиеся, слух и голос часто подводили. К тому же, почему-то преподаватели думали, что у меня всё получится, если меня унизить и заставить повторять одно и то же на глазах у всего класса, а на хоре - вообще при всей музыкалке. И, кстати, на сольфеджио я должна была играть на фортепиано, только я баянистка и фортепиано видела только в самом кабинете сольфеджио. Тоже не помогало преуспевать. В общем, я перестала заниматься, начала прогуливать и умоляла маму перестать платить за этот ад. Но меня заставили закончить. К инструменту с тех пор я не подходила, естественно, и перехожу на другую сторону улицы, если вижу кого-то из "музыкальных учителей". К чему всё это, у детей быстро меняются интересы. Если выдающихся способностей нет, то и смысл заставлять? Пусть порадуется жизни ребенок, пока не пришло время взрослеть.21
  • Александра_Я7 лет отучилась. Захотела пойти сама, услышала как соседка играет на флейте - очень понравилось. Помимо флейты, доп инструментом было фортепиано - воткнули на втором году обучения, чтобы закрыть "окно" между уроками, так оно дальше и осталось. Фортепиано терпеть не могу, за 6 лет так и не научилась на нём играть нормально, сейчас не помню ничего, даже басовый ключ. Что это доп занятие можно бросить узнала на последнем году обучения, но оставила, т.к. по всем предметам были 5, а по ф-но - 4, хотелось исправить. На флейте играть нравилось, но вот что я действительно обожала - так это оркестр. И сейчас бы с удовольствием вписалась бы в какой-нибудь любительский. Бросить, конечно, хотелось. Но первые 4 года родители не разрешали, а оставшиеся 3 уже мне было жалко бросать, учитывая, что больше половины пройдено. Не жалею, в итоге, совершенно.11
  • Чай УлунВопрос "а стоит ли отдавать ребенка в музыкалку" должен быть третьим, а первые два: 1 - что за музыкалка: как обучают и нравится ли там детям, 2 - есть ли у ребенка тяга к музыке и должная усидчивость. Первое важно, потому что муз школа может напрочь отбить у ребенка любовь к музыке на долгие года, а то и на всю жизнь. Как собственно и было со мной и 99% знакомых, кто учился в гос музыкалках в 90-е-2010-х. Нас не учили, нас дрессировали: давали программу на четверть, задача была - выучить наизусть к экзамену, домашки представляли собой выучивание по кускам, уроки - проверку выученного и битье по рукам за кривую игру. Читать с листа за 7 лет я так и не научилась - и никто не учил. Все творческие позывы типа подобрать на слух или сочинить свое грубо и жестко пресекались. Сольфеджио и музлитература - параллельные миры, никто не связывал их с непосредственной игрой на инструменте и уж тем более между собой. Только когда сама занялась музыкой (спустя 15 лет после окончания музыкалки) поняла, зачем оно вообще надо. Во время учебы это была наискучнейшая китайская грамота. Из всех предметов нравился только хор благодаря харизме педагога и врожденной любви к пению, не убиваемой ничем)) Доучилась со скандалом под мамины уговоры "при поступлении пригодится", а после еще лет 10 тошнило от классики и мыслей об инструменте. Собсно и сейчас немного корежит и от того, и от другого - рефлекс( Знаю девочку, которую загнобил препод за то, что она пришла учиться на ударных играть - единственная девочка в его классе, по его мнению пришла только чтобы кому-то подражать, год убеждал ее, что ей на самом деле не хочется, хотя ребенок искренне увлекался и тренировался дома, приходил на занятия и учился вопреки унижениям. Через год ушла все же - сломалась. В 8-летнем возрасте не удивительно. Если в выбранной музыкалке системный подход, детей увлекают, поддерживают их интерес и творческое начало (даже если оно и правда продиктовано желанием кому-то подражать) - отлично, можете переходить к вопросу номер два. Если ребенок сам не особо интересуется игрой на инструменте, да к тому же непоседа, отдавать его в музыкалку - гиблое дело. Уж лучше танцы - там и координация, и ритмика, и музыкальный слух разовьются, а еще выход "двухсот грамм взрывчатки" обеспечен. Музыкалка - это сидеть по 45 минут на каждом предмете допом к школе, и еще сидеть дома за инструментом допом к школьной домашке. Попа оквадратится, а детям для здоровья полезней двигаться. Лучше отдать ребенка в комплексную школу искусств, где есть и танцы, и инструмент, и пение, и рисование и все на свете. А уже потом идти более серьезно туда, куда его самого потянет.21
  • Чай Улунpokataesh, либо выяснить, почему перехотел, и изменить условия. Может, он не хочет на фано, а хочет на гитаре, или препод-самодур отбивает у ребенка желание учиться и надо всего лишь поменять предпода.31
  • DmitryЯ учился в музыкалке 7 лет, не закончил последний класс потому что не уже не мог. Фортепиано. Все детство это было практически из-под палки. В младших классах как будто бы нравилось (плохо помню, начал с 6 лет). А потом видимо стало не так интересно, хотя слух есть. В итоге постоянный шантаж от деда "или ты идешь в спорт, или занимаешься музыкой" и угрозы "мы тогда пианино отдадим если ты бросишь" - а я был маленький, мне было жалко пианино, а родители особо не вступались в этот вопрос за меня. В 13 лет позвонил своему преподавателю по фортепиано в сентябре и сказал, что больше ходить не буду. Мне все говорили, что "ты однажды очень сильно пожалеешь". С тех пор прошло больше 15 лет. Ни разу ни на секунду не пожалел. Считаю, что было лучшее решение в моей жизни вообще. И только к 18 годам я примерно стал понимать, что же от меня хотели в этой музыкальной школе. Что значит играть выразительнее и вкладываться. Был маленький - это были просто какие-то непонятные слова. Сейчас, во взрослой жизни, я осознал, что тогда просто в силу своего умственного развития я не мог понять, что от меня хотели, поэтому и пытался учиться механически - вот ноты, вот мы их худо-бедно пытаемся играть. Ну и еще одна вещь, которую я давно понял и не могу простить - а точнее даже две. Мой дед, который был идеологом этого начинания, боялся, что я свяжусь с какой-нибудь уголовщиной, поэтому пусть уж идет или в музыку, или в спорт - лишь бы всегда был занят после школы и не было времени на глупости (на которые меня и так никогда и не тянуло в силу характера). И через мою музыкалку он закрывал свой гештальт с музыкой - сам в детстве очень хотел заниматься, но в силу некоторых причин не мог. Не было бы этой пресловутой музыкальной школы все детство - может быть бы и нормальным человеком стал...10
  • Чай УлунDmitry, обнимемся( я из-за музыкалки вообще весь подростковый движ пропустила - потом оч тяжко было социализироваться, до сих пор иногда впадаю в режим "пугливый кот"((( уж лучше учиться самостоятельно говорить "нет" жизни за гаражами и выбирать себе досуг, чем тянуть лямку в "музыкальной" изоляции(1
  • НиколайРебенка не надо никуда "отдавать" во всякое дополнительное и образовательное. Он должен сам захотеть. А уже дальше надо трезво оценить его способности (возможно совместно со специалистами) в им желаемом и только тогда принимать решение.5
  • GuliettaДа, самый главный вопрос хочет ли ребенок. Меня заставляли ходить на фортепиано. После того как закончила, ни разу не села за инструмент, ненавижу музыкалку 😂3
  • МявМне не давали бросить музыкалку из-за поездок. Семьи у детей разные были, в основном со средним доходом, но каждый год набиралось по 25 детей для двухнедельной поездке на автобусе по Европе на фестивали. Вот это самое интересное было.2
  • DanaLernerТолько если это нравится ребенку и он сам хочет. И больше никак. У ребёнка должно быть детство, а не только школа, кружки и доп. образование.7
  • juarhala"Препод по фортепиано постоянно ругалась, что мои ногти стучат по клавишам, и приходилось стачивать их короче и короче, так что теперь ногтевая пластина уродская и кривая." Вот это конкретно удивило) зачем их стачивать, вы же не кошка? Все дети обычно ногти просто стригут, и это никак не влияет на ногтевую пластину. Отучилась 12 лет, и не просто музыкалки, а муз лицей, а потом колледж, итого имею диплом преподавателя игры на фортепиано, то есть явно играла побольше чем автор мнения)) и ногти в порядке. Выдумывайте себе проблем поменьше, и будет вам счастье😂2
  • juarhalazaychi, не понимаю я родителей ,которые становятся в позицию " через мой труп". Ну все же разные , тебе не понравилось, отправили учиться через силу - это твой личный опыт, дай ты ребенку хотя бы попробовать, видишь же что у него глаза горят! Что за маразм. Может ему надоест и бросит через полгода, а может у вас новый Моцарт в семье растет, откуда вам знать? Мне обучение музыке много нервов потрепало, не буду спорить, но и дало тоже очень много( согласна с самым первым мнением поста), мой трехлетний ребенок уже сейчас проявляет признаки музыкальности и хорошего слуха (много поет, точно попадает в ноты и узнает мелодии с первого звука). Если выразит желание развить свои способности, то кто я такая чтобы ему мешать? Заставлять - ни за что, но палки в колеса вставлять смысла тоже не вижу.7
  • АнонаЧитаю отзывы о музыкальной школе и поражаюсь их полярности, от дикой ненависти до душевной благодарности. Да, творческие школы отличаются от общих количеством предметов и учителей, как следствие, если не возник коннект с преподавателем по специальности, все насмарку. Общие предметы (сольфеджио, муз. грамота и литература, хор/ оркестр) в этом случае не особо повлияют. Во всяком случае, у меня именно так было. Моя учительница по специальности ( со 2 по последний класс) была очень чуткой и терпеливой, что сделало наше общение незабываемым. Хорошо, когда в жизни ребенка есть человек, по-доброму относящийся к нему независимо от выученных сегодня уроков и его настроения. В целом, в нашей школе относились к ученикам с уважением, которого невозможно было получить в общей школе, просто другой формат. Я счастлива, что в моей жизни есть этот опыт. Неважно, стал человек музыкантом или нет, если ему доступен язык музыки, он может многое воспринимать иначе и ценить красоту в ее различных проявлениях..10
  • Наталья ФилипповаЕвгения, можно еще попробовать заинтересовать ребенка0
  • Наталья ФилипповаМихаил, этому место на пикабу2
  • HeidyМузыкальная школа для ребенка которому на фиг это не нужно это жесточайшая пытка У ребëнка должна быть к ней тяга Чтобы виртуозно играть не нужно идти учиться на пианино, вокал или флейту Если это будующий музыкант главное - поддерживать его в начинаниях, а не насиловать и втаптывать в грязь Либо пусть учится играть сам или наймите ему репетитора, остальное само прийдëт2
  • АльдекДетям надо всего лишь уметь правильно объяснять и теорию музыки, и пользу спорта, и возможность выразить себя с помощью рисования , потому что это основы воспитания человека в человеке , всем детям надо давать этот шанс! Другое дело, что родителям часто не до своих детей, но в этом случае неизмеримо вырастает роль педагогов, которым в современной жизни совершено не уделяется внимания , а ведь Учителями должны быть самые лучшие ! К сожалению, у эпохи потребления другие законы - «больше золота, больше!»:) А вопросы пробуждения интеллекта «правильные» идеологи переложили на компьютеры :))) И поэтому становление человека в духовном плане , его развитие как-то само собой растворяется во времени и он в итоге становится просто биомашиной по переработке пищи , утрачивает способность к приобретению новых знаний, решению задач, адаптации к новым ситуациям и творчеству. Его личность перестаёт быть конкурентной в разных сферах жизни: учебе, работе, спорте ,общении, саморазвитии. И им становится удобно управлять :)))1
  • Екатерина ВасильеваЕвгения, я хотела, но мое мнение никого не интересовало. Моя мама бросила музыкалку через три года, значит, и мне не надо. И не важно, что я другой человек. Она всю жизнь отработала на заводе, весь культурный досуг сосредоточен на телевизоре, у меня совсем другие интересы. Сейчас моя дочь заговорила о музыкалке. Отдам, пусть походит. Если передумает, не буду заставлять дальше ходить. Я не понимаю, почему этот вариант никто не рассматривает. Либо нравится и сам ходит, либо не нравится, но заставляют. Какой смысл насильно заставлять учиться музыке? Её любить надо. Либо искать себя в другом.13
  • Екатерина ВасильеваНаталья, не надо0
  • Екатерина Васильеваjuarhala, вот позиция моей мамы была: она бросила, значит, и я брошу, не нужна мне музыкалка. Ну если бы и бросила, то что? А вдруг не бросила бы? Мне особо нечем было заниматься в школьные годы помимо учебы, ни на какие кружки не ходила. Казалось бы, сейчас можно найти преподавателя на свой вкус и выучиться чему угодно, но нет времени, ни денег, ни сил. Взрослая жизнь - это капец.2
  • Екатерина ВасильеваDmitry, странно, что в музыкальных школах методика не учитывает возраст ребёнка. В методике преподавания иностранных языков подробно расписаны особенности каждого возраста и как с ними нужно работать. Даже продолжительность уроков будет разная. Количество новой информации - само собой. Способ ведения урока. А музыка - это тоже язык в некотором смысле. Плюс к умственной деятельности добавляется физическая. Моторика в каждом возрасте развита по-разному. Педагоги все эти тонкости должны знать и подходить к обучению соответственно. Но, судя по рассказам людей, в музыкалках звери какие-то работают, а не люди. Унижают, бьют, пытаются выжить. Нормально так прививают любовь к прекрасному. Зачем они пошли вообще в эту профессию?4
  • LeylaKGulietta, меня заставляли играть на гитаре. После окончания музыкалки гитару я в руки не брала.1
  • Мадемуазель ФифиДа, но без фанатизма. Физкультура и гимнастика укрепляют организм, а большой спорт убивает2
  • iiviiВо-первых, нужно спросить ребенка. Меня привели в школу искусств на танцы, но тк набора на них не оказалось и "мы что зря пришли", пришлось выбрать инструмент. Хотела фортепиано, но его было некуда ставить в коммуналке. Выбрала гитару, и школа пошла мне на встречу дали занятия еще общего фоно. Но, тк дома нет инструмента, играть нормально на фортепиано я могла только в школе, а дома у меня была распечатка-склейка - я "нажимала" кнопки и называла ноту. Во-вторых, первые два года прошли ничего. Но потом у меня сменился учитель по гитаре, и занятия превратились в ад. Мне не нравилось, мне было не интересно, я не хотела продолжать. Однако, "и чем ты будешь заниматься", "начала доводи до конца", "мы же купили тебе инструмент дорогой (моя первая гитара стоила 3к рублей, возможно, тогда было дорого, но манипулировать так ребенком низком)". И так я проходила из-под палки до 6 класса. В 7, когда остался последний год обучения, пришел новый учитель, и не побоюсь этого слова она была гениальна, но у меня уже не было желания. Увы мы домучились до выпуска, и гитару я не брала больше в руки. Кажется, прошло уже 17 лет. Тогда учитель говорила, что если я захочу, я все еще смогу стать очень достойной гитаристкой. Но мама, заставляющая меня играть и не слушавшая мои просьбы, просто убила во мне желание к игре. С выпуска из школы искусств я не брала гитару в руки, и когда мне исполнилось 18, я просто разбила и сожгла ее. Закрыла гештальт, так сказать ) Что сейчас? Я имею сорванные связки на хоре, потому что учитель там был некомпетентный. Закрыла гештальт с фортепиано, купив себе электронное, и это один из немногих инструментов, за которые я сажусь. У меня еще есть укулеле, но с гитарой это не сравниться, и недавно мне подарили пробные уроки на электронной гитаре. Еще не сходила, но думаю рискну, тем более, что дома есть Гибсон. Но из положительных черт - я разбираюсь в муз. литературе, обожаю балет и оперу. До сих пор по коже идут мурашки при прослушивании "В пещере горного короля" Грига и Рахманинова Прелюдии №5 в соль-миноре. Школа искусств дала мне много развития, но также оставила не мало неприятных моментов. Отдайте ребенка, пусть попробует. Но если он трижды скажет "я не хочу, мне не нравится" - выясните почему и, если он реально не хочет, то не заставляйте. А если ему не нравится именно стиль преподавания, попробуйте найти ему новую школу и учителя. Иногда дело реально в этом. Ну, и так не только с музыкой) Мама отдавала меня на большое кол-во кружков, спасибо, конечно, но многие преподаются просто отвратительно.5
  • АлёнаЯ училась в школе с музыкальным уклоном и так же мои родители,мои бабушка и дедушка,мои дети все в одной школе Мне не нравилось особо,но что делать и завидовала что класс в и г после урок шли домой,а мы продолжали учится. Закончила по классу домбра и второй инструмент( он был обязателен ) фортепиано,а вот сольфеджио не любила,а вот мой старший сын обожал сольфеджио ходил на две группы и играл на альте и это хорошо что в школе я не разрешала трубу таскать домой 😁 младший на флейте у него были слабые лёгкие,а вот у дочки слуха не было,но чувство такта было и ей предложили барабан и второго инструмента у неё не было😁😁. Дети уже взрослые ,но никто не жалел что занимался музыкой иногда я не в настроение сяду за синтезатор и сыграю или любимую домбрачку возьму и мой муж любил меня попросить что нибудь наиграть когда усталый приходил.1
  • iiviiКстати, из положительного - учитель сольфеджио и муз литературы. Музыкальные диктанты я всегда писала на ура, даже до сих пор без проблем определяю тональность, размер и кол-во тактов. К тому же там нас учили музицировать, придумывать свое и подбирать сопровождение к другим композициям. А муз литература вообще восторг. Мы жили недалеко от Москвы, и нас часто вывозили в оперу и на балет, а не просто читали книжку и включали записи.2
  • РомбикВ моей музыкальной школе девочек-пианисток били по пальцам крышкой, которая над клавишами, во время игры, когда они ошибались. Часто они возвращались с уроков зареванные, при этом в последствии ничего не рассказывая родителям. Мне повезло, у меня был другой инструмент, на меня просто орали. Если хотите понять, если у ребенка тяга к музыке, лучше просто отдать его к репетитору. А там уже по ситуации5
  • Чай УлунАнона, препод - это правда очень важно, не только в музыкалке. Если очистить мнение от эмоций, моя личная претензия к музыкалке - отсутствие системности образования. Это в общеобразовательной школе предметы могут существовать отдельно (что, в общем, тоже не оч правильно), но в музыкальной школе, где, по сути, один предмет изучается с разных сторон, должна быть взаимосвязь обязательно. И препод по специальности должен на практике объяснять, зачем нужно сольфеджио: а вот тут ритмы, вот строится гамма, а в произведении это используется так, а давай транспонируем и тп. Или хор - вот мы поем партию, а что это за аккорд, какие интервалы, смотрите, как звучат. На спецке попробовать подобрать на слух то, что на хоре поется. Музлитра - вот мы проходим такого-то композитора, пусть на спецке каждый разучит фрагмент какого-то его произведения, прочувствует его пальцами сам. Ничего это нет даже близко. Везде дрессура: взяли, выучили, экзамен сдали, забыли. Никакой системности, никакой помощи в обработке этой разносторонней инфы, а сами дети еще не в состоянии ее перерабатывать и связывать между собой предметы. Сольфеджио - вообще по сути математика в музыке, в сферическом вакууме ребенок его вообще не вкурит, нет смысла преподавать его в отрыве от непосредственной муз деятельности. Среди знакомых музыкантов, которые музыкалку закончили, все говорят: пока сами не стали играть, сочинять, подстраиваться под всех в группе, не поняли, зачем нужно было сольфеджио в музыкалке учить, и теперь приходится самостоятельно разбираться по сути с нуля, т.к. в школе не понимали, не любили и учили механически. И это те, кому повезло с преподом по спецке и кто не бросил, закончил и остался в музыке. Так что главная беда всех музыкалок даже не преподы и отношение к ученикам, а отсутствие системности образования.4
  • dreamfilletЕсли у ребенка есть желание - почему бы и нет. Скажу на своем опыте - в детстве в музыкалку не водили, а вот в институте стал играть на барабанах и по своему желанию пошел обучаться в музыкалку. Было сложно, сменил пару музыкалок, так и не закончил. Но опыт определенно положительный.3
  • Васин Петяребенок должен двигаться, лучше на бег отдать))1
  • Андрей ЛТолько по желанию ребёнка и его способностям!2
  • ЕленаРомбик, я ходила с первого класса в музыкальную, правда ушла после первого класса, видимо очень не хотела ходить и мама прислушалась. После мама сказала, что в итоге эта учительница угодила в психбольницу. А я помню только концерт, на котором я выступила однажды и как пианино несли нам на 5 этаж и потом спускали через год)))1
  • Ольга З***Чай, то есть непоседа в принципе не потянет музыкалку? Дочь в этом году пошла на скрипку( ее желание), но я вся в сомнениях: у нее шило в попе, торопыга, хоть и смышленая и с отличной памятью. Игрой интересуется, но долгие занятия ей в тягость. Решила, что если перехочет, не буду заставлять. Бог с ней, с музыкалкой.1
  • Чай УлунОльга, тут зависит, это возрастное или просто не интересны "сидячие" занятия. В 6-7 лет, например, у ребенка может еще недозреть кора головного мозга, отсюда и проблемы с усидчивостью: просто сил и концентрации не хватает, через 20-30 минут такие дети уже растекаются по стулу и не воспринимают материал. С возрастом это пройдет. Если вопрос в незрелости и чрезмерной нагрузке, можно просто уменьшить длительность занятий или разбивать каждое на два с "переменкой" между ними на побегать-попрыгать, Если 45 минут концентрации она выдерживает, но просто скучно, можно попробовать разнообразить урок. Например, совмещать несколько видов деятельности: пальчиковая гимнастика и легкая физра для разминки, потом основная пьеса/гаммы, в конце пятиминутная разрядка какой-нибудь веселой мелодией из пары тройки нот: пропеть-сыграть. Тот же "Кузнечик", который в траве сидел - пусть повеселится. В упражнениях игровой компонент усилить: например, изображать на скрипке, как мяукает большая кошка (нижний регистр) и маленький котенок (высокий регистр), как кто-то быстро побежал (быстрый темп игры) или медленно и тихо крадется и т.п. Это, конечно, от педагога зависит, но со взрослым человеком можно поговорить, попросить/предложить. Плюс помогать получать больше удовольствия от успехов - пусть домашний концерт организует или бабушке с дедушкой подготовит что-то (если нравится выступать, например) или из мультика разучит мелодию, которая нравится и в удовольствие вне занятий иногда наигрывает. Бросить вы всегда успеете) Попробуйте сохранить интерес - для ребенка это тоже важно: уметь стараться, преодолевать себя, трудиться ради результата в том, что ему нравится. Но не из-под палки, а на собственном энтузиазме, потому что интересно и получается. Не в музыке, так в других сферах пригодится)4
  • АлинаDmitry, читаю вас и вижу себя 😁. У матери была детская мечта - она не попала в музыкалку, а младшая сестра отучилась.. дети должны! Получить музобразование. И мы учились.. И препы не фонтанировали талантом. Помню первую 2-ку за экзамен по фоно. Я же правильно все ноты нажала! Я так поняла задачу! А там тише-громче-мягче... не доходило 😆2
  • АлинаЧай, ребенок не всегда сможет высказать почему перехотелось. Я с годами только поняла что меня достало быть тупой-глухой на сольфеджио. Ну как так все слышат и пишут диктанты а я нет и получаю двойки... ребенок не всегда может оценить и понять причину. Может быть хороший преп и помог бы разобраться, но моим это не надо было - а мне 2-ки портили карму.. я теряла уверенность в себе.. В школе обычной была в порядке, а тут ноги о тебя вытирают и кому этого захочется. Но это взрослое понимание!5
  • Ольга З***Чай, интерес я поддерживаю, потому что мне и самой интересно( я музыке не училась, но вместе с ней стала больше интересоваться, даже ноты выучила с ней вместе, немного на пианино играть по нотам вместе научились сами). Но дело в том, что оценить уровень способностей и музыкальных возможностей ребенка я не в состоянии. Преподаватель вроде относится по-доброму, подбадривает, но возникают и сложности( напрягает руки, торопится). И мне трудно понять, насколько это критично, стОит подождать, поработать над этим и пройдет, или это караул и надо завязывать с музыкалкой). Сама дочь пока легко поддается всяким манипуляциям, ее довольно просто увлечь и она моментально запомнит небольшое произведение по нотам. Но вот сказать, что играет прям хорошо- нет, играет не очень(0
  • juarhalauser3460370, откуда у ребенка нервный срыв если он сам забросил? Забросил значит надоело, не нужно. Нервные срывы будут если заставлять профессионально заниматься даже если надоело и не нравится.3
  • YulkarambaМоя мама в детстве ходила в музыкалку, но ей не понравилось, было мамино пианино, и я в детстве пыталась на нем что-то бренчать, просила отдать меня в музыкалку, но мама отказала В итоге пианино давно продали, а я сейчас, в 28 лет осваиваю сама нотно-музыкальные премудрости и учусь играть на гитаре, планирую еще на клавишах и флейте научиться И это сложно, научись я всему в детстве сейчас было бы в разы проще все осваивать Музыку всегда обожала до некого фанатизма, постоянно в наушниках, даже когда готовлю поесть или укладываю волосы, музыкальный слух хороший Музыку действительно нужно ЛЮБИТЬ, если ребенку это не интересно то и не стоит его заставлять2
  • Чай УлунАлина, ребенок скажет хотя бы что-то простое: не хочу двойку опять, у меня не получается, меня там обижают и т.п. А дальше уже взрослый будет разбираться в ситуации: с педагогами поговорить, попробовать с ребенком вместе разобраться в предмете. Ну если совсем тупик, то бросать занятия. Как вариант - забить на двойки и заниматься инструментом/пением в удовольствие)2
  • Чай УлунОльга, вспомните, как она училась ходить - поначалу тоже получалось не очень)) Без проблем, ошибок и падений учебы не бывает, каждая трудность - сигнал, над чем работать. Спешит? Замедляемся. Руки напрягает? Перестраиваем привычку, работаем над расслаблением. Это часть учебы. А по поводу оценки уровня способностей - зачем это сейчас делать? Нравится - пусть занимается. Разонравится - ну вот тогда вопрос, стоит ли продолжать и насколько серьезно. В конце концов талант - это 10% успеха, а 80% - это труд. Ну и еще 10% - удача)3
  • Ольга З***Чай, спасибо)1
  • Tatiana VasilievaАбсолютно любой кружок может стать адом или счастьем, если ребёнка туда гонят насильно. Видела я этих бедных детей, когда училась в школе - которые ненавидели музыкалку. С тех пор у меня тоже предубеждение, хотя сама ходила год на домру. Но в моем случае надоело - пошла в другое место, никаких проблем. А, если нравится, то и самое тяжелое будет в удовольствие. Никогда не забуду одноклассницу-баллерину, которая жила на яблоках, и ей было норм. С музыкалкой сейчас еще история, как мне кажется, что это одно из небольшого количества направлений, которое осталось бесплатным. Для моей семьи обязателен в детстве спорт. Любой. Потому что это здоровье на всю жизнь. Но не профессиональный, а обще развивающий. Тоесть соревнования - да. Команда - да. Тяжелые тренировки - да. Но не 6 раз в неделю три раза в день вместо жизни. Это однозначно - нет.1
  • Elena KlimovaПро музыкальную школу очень сложный вопрос. Не помню, как я в ней оказалась, и почему именно в этой (при муз.училище). Есть легенда, что кто-то где-то обнаружил, что у меня плохо с чувством ритма, и посоветовал родителям учить меня музыке. Я честно закончила 7-летку (в 1980-м) по классу фортепиано. Проблемы конкретно нашей школы была в том, что а) абсолютно все занятия вели студенты музучилища, соответственно, они каждые год-два менялись, и б) все групповые занятия были по воскресеньям, т.е. при 6-дневке в обычной школе никакого дня отдыха в учебном году не было. Сольфеджио и музлитература очень нравились, хор был вполне терпим, отношения со специальностью складывались по-разному, в зависимости от преподающей студентки, которых у меня поменялось 5 (с благодарностью вспоминаю только двоих, работавших в 1-2 и 6 классе). Желание бросить периодически возникало, но родители каждый раз убеждали не бросать. По итогу - я рада, что у меня есть знания, умения и навыки, приобретенные в муз.школе (и это неотъемлемая часть моей личности, отличающая меня от других), но стОят ли они понесенных нервных и временнЫх затрат, я не уверена. Двух своих дочерей я тоже пыталась учить музыке. Это было в начале 2000-х. Младшая продержалась только один год, но я не стала заставлять дальше, потому что у нее были серьёзные проблемы со здоровьем, важней было решать их. Старшая без особого нажима с моей стороны и энтузиазма со своей отзанималась по программе 7 лет. Что меня поразило - учили их по тем же учебникам, что и нас. В школе был отличный хормейстер. Сольфеджио вели нудно, развитию любви к музыке это не способствовало. По специальности "правильный" педагог была только в первом классе, затем она уехала, и дали даму, которой надо было "досидеть до пенсии". Спрос с ребенка был минимальный, к 7 классу дочь играла вещи максимум за 4-й, если брать требования "моего" времени. Все мои попытки предложить что-то посложнее саботировались преподавателем. В общем, здоровья на обучение музыке дочь потратила меньше, чем я, но и мало чему в результате научилась. Хотя тоже говорит, что факт учебы в муз.школе считает скорее плюсом, чем минусом и благодарна за это родителям. Думаю, что знакомить ребенка с миром музыки нужно обязательно, но обучение в музыкальной школе подойдет не каждому...0