Я училась играть на фортепиано и тратила на это около 75 000 ₽ в год
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Когда я была очень маленькая, родители брали меня в гости к своим друзьям. У них в гостиной стояло пианино, и их старшая дочка учила меня играть одну незамысловатую мелодию. С тех пор я мечтала играть на фортепиано. Но родители не поддерживали меня в этом начинании, да и наши жилищные условия не позволяли моей мечте сбыться.
Жизнь шла своим чередом и детская мечта забылась на долгие годы. Я училась, поступала в университет, начинала свой карьерный путь. Съехала от родителей, снимала квартиру на свою небольшую зарплату. В какой-то момент моя жизнь обрела наконец некоторую стабильность — я стала жить со своим будущим мужем и у нас начали появляться какие-то свободные деньги. Я решила, что вот он — момент, который был мне раньше недоступен: у меня наконец появились ресурсы на осуществление детской мечты. Мне было 24 года и тогда я купила свой первый инструмент.
Я сразу решила, что даже не буду пытаться учиться самостоятельно, особенно на первых порах. У меня была знакомая преподавательница фортепиано, к ней я и пошла — она настоящий профессионал, за ее плечами Нижегородская и Московская консерватории и огромный опыт. Думаю, это было верным решением — следующие мои преподаватели отмечали мою верную технику, замечая, что взрослые часто пытаются начинать самостоятельно и делают ошибки в базовой технике, от которых потом непросто избавляться. Я занималась у нее раз в неделю (к сожалению, она была очень занята и не могла уделять мне больше времени), на тот момент за 500 рублей в час. Я быстро начала играть простенькие пьесы и радости моей не было предела.
Огромным моим минусом было то, что лень у меня в крови, и первые радости достижений быстро сменились отсутствием прогресса из-за отсутствия самостоятельных занятий. Помню, преподавательница говорила мне: «Ты такая молодец, у тебя есть все предпосылки для игры, если бы ты только занималась, хотя бы по 15 минут!». Так и прошли первые лет пять моих занятий. Нельзя сказать, что прогресса не было — был, но мягко сказать, небыстрый. У меня всегда были проблемы с самодисциплиной, и несмотря на то, что играть на пианино мне правда нравилось, с регулярностью все было плохо.
Затем я приняла решение сменить преподавателя. Главной причиной была географическая — я жила далеко от своей знакомой и приходилось тратить много времени на дорогу, что также не помогало мне побеждать свою лень. Оказалось, что найти хорошего преподавателя не так-то просто. Или даже точнее, непросто найти «своего» преподавателя. К одной женщине я сходила на несколько занятий, и она показалась мне профессионалом, но она пыталась работать со мной как со своими учениками-детьми и, например, отчитывать меня за не сделанные домашки. Может быть я и немного ленива, но я в то же время полноценно работаю и оплачиваю эти занятия, а клиент ожидаемо не любит, когда его ругают за его же собственные деньги.
Я сменила еще пару преподавателей, прежде чем судьба свела меня с «той самой». Мы так же просто договорились о встрече на PROFI.ru, но с первого занятия с ней я поняла, что это то, что я искала. Она была дружелюбна и всегда уважительна, но при этом — очень требовательна. Сочетания этих трех качеств сделали ее идеальным кандидатом для меня: она никогда не позволяла себе отчитывать меня за что-то не сделанное, но в то же время не допускала, чтобы сделанное было сделано спустя рукава, не доведено до совершенства. С ней я занималась два следующих года до переезда, и именно с ней я добилась лучшего прогресса, а вместе с этим и наибольшего удовольствия от своего хобби.
Когда я наконец начала заниматься постоянно и стабильно, я ходила на часовые занятия с преподавательницей два раза в неделю. Там мы с ней подбирали произведения для работы, разбирали нотный текст, она подсказывала, как и над какими местами лучше работать. Дома между занятиями я делала то, что она говорила и как она говорила: какие-то упражнения для пальцев и техники, учила произведения. Через какое-то время мы начали активно учить меня музыкальной теории: я и до этого что-то изучала, разумеется, но не очень системно, а теперь я достигла уровня, когда пробелы в теории тормозили развитие. В какой-то момент я поняла, что моя техника «переросла» мой инструмент — мне захотелось более навороченной клавиатуры, которая бы больше имитировала акустический инструмент, давала бы больше контроля над звукоизвлечением: пришлось раскошелиться на цифровое пианино классом повыше.
Идеалом для меня был час игры на инструменте каждый день — на два часа ежедневной игры, как советуют ученикам, меня, конечно, не хватало, да и я старалась не ставить себе неберущихся целей. Конечно, и эту планку я не выдерживала — «программой минимум» была игра хотя бы по 10 минут каждого произведения в работе, то есть 20-30 минут.
Минимально, чтобы начать, требуется пианино. Если начинать с нуля, то не советую экономить на преподавателе. Очень нелишней может оказаться регулируемая банкетка — удобная посадка на нужной высоте очень важна для техники, чтобы движения были свободными и удобными. Ноты сейчас можно найти в интернете. Все можно найти в любом музыкальном магазине.
Трудности бывают нескольких видов. Во-первых, трудности с дисциплиной — обучение игре на фортепиано требует регулярных занятий. Часто говорят, что 15 минут каждый день намного лучше 2 часов раз в неделю, но чисто организационно мне намного проще выделить 2 часа в субботу, чем 15 минут каждый день. Во-вторых, технические сложности. Многие произведения и правда сложно играть чисто физически. Слабые пальцы, нехватка растяжки, тяжело подвижный безымянный палец, игра двойных нот, интонирование, окраска аккордов (когда берешь аккорд одновременно, но акцент должен быть на какой-то одной ноте, остальные должны играться тише) — вот только некоторые технические сложности которые приходится преодолевать. Тут помогают упражнения и упорство. Также важно не пытаться играть сразу сложные произведения, прогресс идет намного лучше, если он поступательный. В этом, кстати, тоже может таиться сложность — не всегда просто понять, какое произведение взять для развития дальше, не окажется ли оно слишком простым, или наоборот сложным — помощь преподавателя в этом вопросе бесценна.
Еще одна трудность, хотя она немного философская, это само отслеживание своего прогресса. Когда постоянно играешь все более и более сложные произведения, может показаться, что ты все преодолеваешь и преодолеваешь. Может оказаться полезно и приятно взять какое-то произведение попроще, и с радостью осознать, что такую технику ты уже освоил, и тебе уже не нужно тратить долгие часы на какие-то технические моменты, ты не зря страдал раньше. Лично мне это приносит большое удовольствие: когда в произведении попадается момент, который у меня уже получается легко, вспоминаю, как я кропела над похожей техникой полгода или год назад.
Основные статьи расходов для этого хобби в моем случае — это покупка инструмента и оплата труда преподавателя. Начинала я с простенькой модели Casio Privia 150, 10 лет назад оно стоило около 25 000 рублей. Пару лет назад купила пианино Yamaha премиум класса, на тот момент чуть больше, чем за 200 000 рублей. Думаю, сейчас в России цифровые фортепиано подорожали еще сильнее. Если вы развиваетесь именно в пианистическом направлении (а не, например, в аккомпанементе), то с ростом техники вырастут и требования к инструментам — они могут стоить многие сотни тысяч. Есть, конечно, вариант приобретать акустическое пианино (новые они стоят еще дороже, а б/y можно забрать и за самовывоз, хотя я бы такие не советовала) — но это очень много сложностей и в поиске б/у инструмента, и в его эксплуатации. Думаю, сейчас сносное цифровое пианино начального уровня в России не стоит меньше 50 000 — 70 000 рублей.
Преподаватели бывают разные, как показывает мой опыт, можно потратить много времени в поисках идеального. Я платила 800 — 1000 рублей за часовое занятие, в моем городе это средняя цена, в Москве и Питере думаю может быть чуть дороже. В Белграде, где я обитаю сейчас, преподаватели берут 15 — 25 евро в час, но я пока не искала преподавателя здесь.
По большому счету, это все расходы на мое хобби. Можно время от времени покупать какие-то нотные сборники или ноты в интернете, но очень много материалов просто лежат в свободном доступе, особенно для начинающих. Я подписана на многих пианисток в инстаграмме, все они продают какие-то свои инфопродукты, пару раз я брала подписку на фортепианный клуб — они ведут чаты в телеграмме с любителями вроде меня, помогают им со сложностями, записывают полезные материалы и т.д.