Я люблю читать и трачу на покупку книг не меньше 15 000 ₽ в год
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Предыстория
Кто-то любит вязать крючком, кто-то играет на гитаре или занимается скалолазанием, а я люблю читать. Не знаю, может ли чтение книг считаться хобби, но для меня это целая сфера жизни, где есть свои радости, открытия, а также траты, потому что я люблю читать исключительно бумажные книги и предпочитаю их покупать, а не брать в библиотеке.
Я активно покупаю книги около 20 лет и последние годы стабильно трачу на это не меньше 15 000 рублей в год. Расскажу подробнее о том, какие книги я любила раньше и люблю сейчас, где и почему их покупала и покупаю, а также о своих увлечениях, связанных с книгами, — наблюдением за литературными премиями и встречах с писателями.
Книги я любила всегда. Меня научили читать в 3 года, и с тех пор я не могу остановиться. Причем я люблю именно бумажные книги. В детстве я не любила, чтобы мне читали вслух: видимо, я лучше воспринимаю текстовую информацию, чем аудио. И сейчас я тоже предпочитаю читать, а не слушать. Аудиокниги — это не моя история. Книги в электронном виде тоже не люблю: ведь это не может сравниться по ощущениям с перелистыванием страниц. Разумеется, чем дальше, тем больше приходится читать текстов в электронном виде, но все-таки именно для души нужна бумажная книга. При этом для меня в книгах все-таки первичен текст. Даже в детстве я не была особым фанатом книг с картинками, а сейчас и подавно.
Процесс
Домашняя библиотека. Мое детство пришлось на 90-е, для нашей семьи это было нелегкое время, и мои родители книги тогда не покупали. До школы мне хватало книг из нашей домашней библиотеки, в основном там были книги, которые в детстве читала еще моя мама. Сейчас, когда я выбираю в подарок книги детям друзей, я восхищаюсь иллюстрациями и полиграфией изданий, в моем детстве все было скромнее. Однако все же это были неплохие советские иллюстрированные издания. Некоторые иллюстрации я помню и люблю до сих пор. Так, например, я очень любила книгу «Волшебник Изумрудного города». Могла перечитывать ее бесконечно.
Библиотека. Когда я пошла в школу, мама записала меня в библиотеку. Там мне открылся новый мир — огромное количество книг, которые можно было бесплатно брать домой. Библиотека для меня долгие годы была местом, где можно было гарантированно получить положительные эмоции. Там я брала и книги по школьной, а потом и по институтской программе; и детскую классику, и детские детективы из серии «Черный котёнок»… Где-то лет с 13 я перешла из детского зала во взрослый и продолжила чтение уже в основном отечественной и зарубежной классики 19 и 20 веков. В определенный момент я стала в основном читать современную российскую прозу. В 2000-е и 2010-е годы библиотечный фонд (по крайней мере в Петербурге) стал неплохо пополняться книгами современных авторов, но все же книжные новинки там появлялись позже, чем в книжных магазинах. Кроме того, меня всегда расстраивало, что книги в библиотеку приходится возвращать, что нельзя оставить себе особенно полюбившиеся издания. Поэтому постепенно, по мере того как я стала формировать свою собственную домашнюю библиотеку, я стала ходить в библиотеку все реже и реже. Последние годы, увы, не хожу туда совсем.
Иногда мне не хватает походов в библиотеку. С удовольствием вспоминаю эмоции, с которыми я выходила из библиотеки и несла домой кучу книг с предвкушением, как я буду их читать. Помимо того, что книги в библиотеке дают бесплатно, у библиотеки есть еще один несомненный плюс — то, что книги там дают на определенный срок. Это стимулирует не откладывать чтение, а читать сразу. Но это я поняла позже. Раньше это казалось скорее минусом — до тех пор, пока я не поймала себя на мысли, что я покупаю больше книг, чем успеваю прочесть.
Букинистика. Несколько лет я была завсегдатаем букинистических магазинов. Старые книги дешевле новых, и меня радовал факт, что за сущие копейки я могу купить себе книги, которые люблю, но которые раньше приходилось возвращать в библиотеку. Началось все с моей любви к книгам Чарльза Диккенса. Я ходила в библиотеку и методично брала там его книги. В итоге в один прекрасный момент я попросила родителей подарить мне на день рождения (14 лет) его собрание сочинений в 30 томах, выпущенное в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Родители мою просьбу выполнили. Они нашли объявление о продаже собрания сочинений в газете «Из рук в руки», и я стала обладателем 30 темно-зеленых томов с произведениями Диккенса. Самое забавное, что после того, как эти книги стали моими, у меня почему-то совершенно пропало желание читать Диккенса. Но я до сих пор с любовью смотрю на эти книги в своем книжном шкафу и не готова с ними расстаться.
Когда я уже сама начала работать, я стала постоянным покупателем в букинистических магазинах. У меня было два любимых магазина. Один располагался на втором этаже в здании Финляндского вокзала. Там за 30—100 рублей можно было купить советские издания русской и зарубежной классики, что я регулярно и делала. Магазин около метро «Старая деревня» был хорош тем, что там был огромный выбор книг по любой тематике. Кроме того, помимо советских изданий, там было и много современных изданий. Разумеется, стоили они значительно дороже советских. И в какой-то момент я решила, что лучше я буду покупать новые книги, чем старые. Скорее всего, в этом решении свою роль сыграло то, что мое образование и моя работа связаны с книгоизданием. И я подумала, что покупкой книг я должна поддерживать современных авторов и издателей, чьи доходы не столь уж впечатляющи, а не перекупщиков книг.
Сейчас букинистические издания можно покупать на «Авито» или на сайтах типа alib.ru, libex, meshok.net. Это актуально для книг, чей тираж распродан, а переиздания нет. Но я чаще покупаю новинки, поэтому для меня покупка букинистики осталась в прошлом.
«Буквоед». Около 10 лет я была постоянным покупателем сетевого книжного магазина «Буквоед». По сравнению с другими книжными магазинами Петербурга он мне нравился тем, что у него было много магазинов по всему городу, что он одним из первых запустил свой интернет-магазин, где можно было заказать книги дешевле, чем в розничных магазинах, и тем, что у него была программа лояльности для покупателей. У меня всегда была их дисконтная карта, а кроме того, несколько лет я писала отзывы на книги на их сайте. За каждый отзыв мне начисляли 15 рублей, которые можно было использовать для получения скидки при покупке новых книг. Это занятие мне очень нравилось — всегда неплохо зафиксировать впечатление от книги в письменном виде, а тут еще была мотивация. Чем быстрее напишешь отзыв, тем скорее получишь скидку. Иногда мои отзывы попадали на главную страницу сайта. В общем, все было неплохо, пока в один момент «Буквоед» не изменил свою программу лояльности, и я не поняла, что выгоднее будет покупать книги в других местах. Поэтому нам с «Буквоедом» пришлось расстаться. Но воспоминания об этом магазине о меня сохранились хорошие — там всегда можно было купить книжные новинки всех ведущих российских издательств («Эксмо», «АСТ» (в том числе «Редакция Елены Шубиной»), «Лимбус пресс», «Лениздат» и т. п.).
Независимые книжные магазины. Помимо «Буквоеда», я всегда любила независимые книжные магазины Санкт-Петербурга. Во-первых, в таких магазинах своя атмосфера, своя специфика. Во-вторых, там можно купить книги, которые не купишь в сетевых книжных магазинах. Так, например, в магазине «Порядок слов» я всегда покупала книги о кино, которые выпускал журнал «Сеанс». Кроме того, там нередко бывают интересные бесплатные кинопоказы. В магазине «Все свободны» я долгое время покупала книги современных авторов, которые выпускало полуподпольное издательство «ил music» (Евгений Алехин, Кирилл Рябов, Марат Басыров, Валерий Айрапетян, Антон Секисов, Илья Леутин и др.). В магазине «Во весь голос» можно было подешевле купить книжки издательства «Городец», выпущенные в серии «Книжная полка Вадима Левенталя». Сейчас я покупаю книги в этих магазинах редко, но все равно заглядываю туда с удовольствием.
Книжные выставки-ярмарки. Книжные выставки-ярмарки — это прекрасный способ купить книги по издательской цене, без магазинных наценок. Одно время я каждый год ходила на Книжный салон в Санкт-Петербурге и каждый раз уходила оттуда с кипой книжных новинок. Один раз была на Московской международной книжной ярмарке (и она оказалась еще более впечатляющей, чем Книжный салон). На огромных площадях крупные и мелкие российские издательства продают свои книги, попутно проходят различные мероприятия — это ли не рай для любителя книг? Но уже несколько лет я запрещаю себе ходить на книжные выставки, потому что я знаю, чем это заканчивается: я теряю волю, неконтролируемо скупаю книги, а в итоге все равно прочитываю меньше, чем купила. С этим приходится бороться.
«Лабиринт». Это, наверное, самый крупный российский книжный интернет-магазин. Я стала там покупать книги после того как распрощалась с «Буквоедом». Но полюбить его не смогла. Во-первых, я не смогла найти для себя удобный пункт выдачи, и мне приходилось ходить за книгами специально, а не между делом. Во-вторых, «Лабиринт» не начислял бонусы за любой отзыв на книги, как «Буквоед». Я писала там отзывы уже скорее по инерции, мотивация терялась, и в итоге кончилось тем, что я перестала писать отзывы совсем, о чем периодически жалею. Кроме того, в какой-то момент и «Лабиринт» перестал быть самым дешевым способом купить книги, хотя за покупки там время от времени начисляли какие-то бонусы, и росла моя персональная скидка.
Маркетплейсы (Ozon, Wildberries). Наверное, сейчас самый дешевый способ купить книги. Перед покупкой я сверяю наличие и цены на Wildberries, Ozon и в «Лабиринте», и все чаще делаю выбор в пользу маркетплейсов. Но не могу сказать, что такой способ покупки книг приносит мне удовольствие — все-таки часто мне не хватает атмосферы книжного магазина.
Помимо собственно покупки и чтения книг, есть пара увлечений, связанных с книгами, которые не требуют финансовых затрат, зато приносят мне большое удовольствие.
Литературные премии. Это отличный способ открывать новые имена в книжном мире. Самыми известными и престижными российскими литературными премиями долгое время были «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Разумеется, факт, что писатель стал лауреатом или финалистом литературной премии, не гарантирует, что его книги понравятся, а автор станет любимым, однако списки номинантов и победителей литературных премий определенно дают представление о современном литературном процессе, поэтому я всегда с интересом слежу за ходом и результатами премий. В этом смысле самой моей любимой премией была премия «Национальный бестселлер». Много лет я следила за ходом премии, читала рецензии на книги номинантов, погружалась в мир литературных интриг и скандалов… Жаль, что в 2023 году премия не проводилась. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем она возобновилась. Также интересны премии для молодых писателей: раньше была премия «Дебют», теперь есть премия «Лицей». Обе эти премии предназначены для молодых авторов до 35 лет, и благодаря им я тоже узнала немало новых имен (Евгения Некрасова, Кристина Гептинг, Булат Ханов, Ислам Ханипаев, Екатерина Манойло).
Встречи с писателями. Это один из моих самых любимых форматов культурных мероприятий. Обычно встречи с писателями проходят бесплатно в книжных магазинах в рамках презентации новой книги. На встречу может прийти любой желающий. Обычно есть ведущий или модератор, который задает автору различные вопросы, также автор отвечает на вопросы из зала. Иногда автор может прочесть отрывки из своей книги. В конце встречи проходит автограф-сессия, когда можно подписать у автора книгу. Я очень люблю такие мероприятия. Когда тебе нравится писатель и ты прочел много его книг, у тебя есть ощущение, что ты познакомился с автором. На встрече с писателем есть возможность сверить свои ощущения от прочтения текста с ощущениями от общения, пусть и формального, с автором; узнать из первых уст о том, как создавалось то или иное произведение. Все авторы ведут себя очень по-разному. Кто-то держится уверенно и подробно рассказывает о себе и о своем творчестве; кто-то, наоборот, стесняется. Так или иначе впечатления от таких встреч всегда незабываемые. Количество людей на таких встречах тоже различается. Бывают мероприятия, на которые приходит всего несколько человек, половина из которых — знакомые автора. А бывают такие встречи, когда зал ломится, а за автографами выстраивается гигантская очередь, как будто перед вами рок-звезда, а не писатель. Это, разумеется, касается в первую очередь известных авторов (Дмитрий Быков, Эдуард Лимонов, Захар Прилепин и др.).
Сейчас я хожу на встречи с писателями реже, чем раньше, потому что почти всех самых любимых авторов я уже видела, некоторых даже не по одному разу. У меня уже есть целая коллекция книг с автографами авторов. Но я продолжаю следить за афишей мероприятий в книжных магазинах. Вдруг будет встреча еще с кем-нибудь интересным? Ведь так или иначе со временем все это становится историей. Из тех писателей, на встречи с кем я ходила, кто-то уже умер; кто-то уехал из страны, и неизвестно, вернется ли. А когда-то я видела их на расстоянии вытянутой руки — и об этом всегда приятно вспомнить.
Расходы
Практически всегда я покупала больше книг, чем прочитывала (хотя всегда казалось, что все успею прочесть). Последние годы я вообще стала читать меньше (возможно, потому что очень много времени отнимает чтение дневников трат и других материалов на Т—Ж). Поэтому сейчас я стараюсь ограничивать свои покупки. Но все равно на книги уходит не меньше 15 000 рублей в год. Просто сейчас на эту сумму можно купить гораздо меньше книг, чем раньше, потому что последние 3 года книги только и делают, что дорожают. И если раньше легко можно было купить книгу за 300—400 рублей, то сейчас уже цена 600—700 рублей за книгу не сильно удивляет. Периодически я провожу ревизию в своем книжном шкафу и часть книг отношу в библиотеку. Мне не хочется заморачиваться продажами на «Авито», поэтому я предпочитаю книгообмен. В любой библиотеке есть стол, на котором можно оставить книги, а желающие заберут их себе бесплатно. Однажды друзья подарили мне экслибрис — и это стало знаком качества. Если я оставляю книгу у себя — ставлю на форзаце или на титуле штампик, если отдаю в библиотеку — книга остается непроштампованной.