Как я работала в управляющей компании и нашла ответы на 5 неудобных вопросов к ЖКХ

8

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Проработав два года в Управляющей компании, которая занимается обслуживанием и эксплуатацией домов застройщика ДОНСТРОЙ, я захотела поделиться рассуждениями на популярно-болезненные вопросы, ответы на которые и давала все два года клиентам.

Я занималась информационным обслуживанием клиентов.

Честно, но кратко, поговорим о работе ЖКХ (только часть, всю объять — слов не хватит), как вообще все это работает и почему управляющей компании приходится повышать тарифы.

Коммунальная сфера — очень сложная, и от глаз жителей скрыта большая часть процессов и проводимых работ, которые в буквальном смысле ведутся без перерывов на обед, праздников и выходных.

Сотни специалистов, в составе инженеров, диспетчеров, энергетиков, уборщиков и дворников ежедневно трудятся, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение дома всем необходимым, для вашей обычной жизни — водой, светом, электричеством, теплом (чистотой и порядком, конечно).

У собственников и жителей к Управляющим компаниям, как правило, всегда много вопросов. Ниже попробуем разобраться в некоторых из них и заодно увидеть, где фронт работ управляющих компаний, а где городских служб.

Первый вопрос

Начнем с самого наболевшего — почему УК ничего не делает со шкафами/велосипедами/колясками/обувными тумбами жителей на лестничных площадках?

Как мы все знаем, коридор — это путь эвакуации, и стоящая у чьей-то двери коляска — препятствие. Всем кажется, что обойти коляску ни для кого не составит труда. В обыденной жизни — да, но в момент пожара, когда по коридору бегут жители всех квартир этажа — это риск для жизни.

УК не может прийти и выкинуть ваши или чужие вещи, даже если они нарушают нормы пожарной безопасности, но может выписать предписание, направив его в МЧС, а те в свою очередь выпишут вам штраф, и будет выписывать его, пока вещи не будут убраны из мест общего пользования.

На момент моей работы было два крупных возгорания в двух ЖК — в первый раз загорелся строительный мусор в общем коридоре, второй случай был по серьезнее: загорелся чехол для рояля, рояль стоял так же в коридоре общего этажа.

В обоих случая, слава богу, обошлось без жертв, но черные потолки, стены и двери квартир наводят настоящий ужас и заставляют задуматься.

Второй вопрос

За деньги да — что будет со мной и моей квартирой, если я не плачу за ЖКУ? А взносы в Фонд капитального ремонта я не плачу, кстати, принципиально!

Здесь без чудес — УК будет настойчиво напоминать вам о задолженностях. И не забывайте про пени — они тоже капают, увеличивая сумму долга. А запрет выезда заграницу — как бонус. Таковы правила Жилищного Кодекса РФ.

А про взносы в Фонд капитального ремонта многие рассуждают так — «Зачем они вообще нужны, если у нас новостройка?» — на первый взгляд логичный вопрос.

Но по последней поправке закона о назначении срока выплат взносов в ФКР — любой дом, даже самый «свежепостроенный», обязан осуществлять взносы, начиная с 5-го месяца с момента ввода дома в эксплуатацию (ну не дом, конечно, собственники).

Деньги могут храниться двумя способами: в Фонде Капитального Ремонта вашего города (по умолчанию) или же собственники, собрав Общее собрание, открывают в банке N счет и деньги хранятся там.

В обоих случаях — денежные средства никто и никогда не украдет, но второй вариант удобнее, так как собственники смогут оперативно, приняв общее решение, воспользоваться средствами, в случае такой необходимости, а когда средства «в городе» — решения принимает город.

С неоплатой взносов — та же история с запретом выезда, но заплатить все равно придется, рано или поздно, как минимум — при продаже квартиры.

Третий вопрос

Вывоз мусора — УК плохо справляется с этой задачей.

Так как я, автор данной статьи, живу в Москве, и работала в Московской УК, то говоря о данной проблеме в разрезе нашего города, начинаю с того, что УК не осуществляет вывоз Твердо-бытовых (ТБО) и строительных отходов, это делает региональный оператор АО «Экотехпром», и логичнее направлять все вопросы ему.

Важные моменты — уборка зоны вокруг контейнеров — зона ответственности УК. Собственникам следует придерживаться правила утилизации мусора: твердо-бытовые отходы и строительный мусор утилизировать в разные контейнеры.

Утилизация бытового мусора в контейнер для строительных отходов приводит к перезаполнению емкостей и повышению их тоннажа. Региональный оператор не забирает переполненные «с горкой» контейнеры, что приводит к нарушению графика вывоза и скоплению на территории мусорных отходов, перезаполненных емкостей и созданию антисанитарных условий.

Очередной яркий пример на моей практике, когда жители пренебрегали правилам выброса отходов и их территория буквально превратилась в помойку, так как оператор просто не мог забрать контейнеры.

Четвертый вопрос

Почему периодически отключают воду/электричество/отопление?

И опять же, иногда жители — злейшие враги своему же дому, например, когда захламляют коридоры вещами, или когда самостоятельно, без специальных технических испытаний, увеличивают энергоэффективность квартиры с 220 до 380 V (подключение трех фаз), а это неравномерно распределяет напряжение во всем доме! Да еще и влечет нагревание и возгорание кабельных линий.

Или не хочет мусорить в квартире и проводит какие-либо ремонтные работы в общем коридоре — а потом строительная пыль попадает в датчик АПС и пожарная сигнализация срабатывает в 10 вечера во всем доме (здесь речь про современные постройки, оснащенные датчиками АПС внутри квартир и коридорах).

Самое распространенное — сотрудник рабочей бригады жителя слил в унитаз строительный мусор, а еще лучше — бетон.

В этот момент с канализационной системой происходят страшные вещи, коллеги с объекта присылали мне фото- и видео-отчеты по последствиям и устранению таких ситуаций, я прикладывала все файлы в свои информирования для жителей, но нарушения, к сожалению, все равно всегда повторялись.

Да, халатность и безответственность жителей или ремонтных бригад действительно иногда является причиной отключения каких-либо коммуникаций, а еще иногда это производится по требованию городских служб, Мосводоканал, ОЭК, Мосэнергосбыт — для проведения необходимых или аварийных работ. Обычно УК предупреждает о таких вещах заранее.

Пятый вопрос

Почему УК повышает тариф на обслуживание?

Здесь тоже никаких секретов нет. Берется в расчет общая инфляция, учитывается, какие службы и подрядчики (например, клининг) стали дороже стоить — и это закладывается в повышение тарифа.

Если этого не сделать — подрядчик либо не сможет осуществлять свою деятельность в полную меру (будет мыть этажи не ежедневно, как ранее, а раз в неделю, например), либо подрядчика в принципе придется сменить на более дешевого, но смысл останется тем же — та же услуга не может быть оказана за тот же размер оплаты, что и пять лет назад.

Как правило, УК дают расшифровки и подробные разъяснения таких вещей, потому что если повышение тарифа связано с причинами, описанными выше, то не возникает проблем показать это возмущенным собственникам наглядно.

Самый лучший вывод из этих мыслей, думаю, можно сделать следующим: залог комфортного проживания в первую очередь начинается с жителей. И уровень элитности вашей недвижимости здесь совершенно не важен, проблемы везде одни и те же, потому что люди везде одни и те же. Надеюсь, что после прочитанного материала вам будет легче наладить взаимопонимание и контакт с вашей Управляющей компанией.

  • Владимир КоваленкоЗамечательно, Виктория! Сейчас Вы нашли ответы с позиции УК на 5 неудобных вопросов. Теперь, не работая в УК, Вам надо будет найти ответы еще на ряд неудобных вопросов, но уже с позиции собственника жилья (если Вы арендуете жилье, то вопросов будет меньше, но они возникнут в полной мере - как только станете собственником). Такие вопросы у Вас возникнут, если Вы заметите ухудшение качества обслуживания со стороны УК, и ими могут стать следующие: 1) как расходуются деньги, которые мы сдаем на текущее обслуживание и ремонт, если УК не отчитывается за их использование? 2) каким образом используются дополнительные поступления от аренды, провайдеров, рекламы и на что они потрачены? 3) почему я вынуждена сама вызванивать сантехника/электрика/мастера, что бы устранили неисправность, если должна работать аварийно-диспетчерская служба с единым телефоном и установленными нормативно правилами? 4) за чей счет зимой заливают каток у нашего дома, если на нем катается весь квартал? 5) почему я как собственник не могу осмотреть наше общее имущество (подвал, крышу) и вынуждена верить "липовым" отчетам УК? Это лишь небольшой ряд актуальных вопросов для многих МКД в разных городах страны.... в большинстве случаев они возникают тогда, когда УК не хочет качественно выполнять свои обязанности, а надзорные органы (прокуратура и Государственная инспекция) лишь говорят - меняйте УК или идите в суд решайте свои проблемы...по крайней мере, в нашем регионе все так и есть ...хочется верить, что в Мск бОльший порядок в сфере ЖКХ и указанные вопросы возникают редко1
  • Натали КузнецоваШестой вопрос: почему УК не ремонтирует подъезд? Мы исправно оплачиваем содержание и текущий ремонт общего имущества. Однако мой подъезд не знает, что такое ремонт с 90-х. Стены в подъезде в некоторых местах разрушены до кирпича. Живу почти в центре Екб, а дом в убитом состоянии. Госжилинспекция выдала предписание УКашке, она одна из крупнейших в городе, до 1 ноября устранить нарушения, то есть сделать косметический ремонт, повесить информационный стенд и наконец-то начать делать уборку. Ремонтом и уборкой не пахнет. Куда уходят наши деньги?0
  • ВикторияВладимир, добрый вечер, я сама житель в доме 70-х годов постройки и у нас Жилищник, поверьте, тоже все не так шоколадно, как хотелось бы (идеального в сфере ЖКХ нигде и ничего не бывает, это суровая реальность, которую остается только принять), но со своей стороны делаю все, что могу: "долблю", звоню, пишу, сама участвую в уборке придомовой территории, разгоняю бомжей под окнами — я человек гражданского общества =) Давайте на ваши вопросы порассуждаем: 1. вы запрашивали отчетность о расходах в УК? возможно вас пошлют на портал ГИС ЖКХ — это гос. информ. система, где УК выкладывают отчетность для прозрачности для собственников. 2. про аренду не поняла — а при чем тут УК? у коммерческих, так же, как и у жилых помещений, есть собственники, которые в дальнейшем сдают свои помещения в аренду, они так же платят за ЖКУ и все такое, никакого дополнительного навара УК тут не имеет, насколько мне известно. а вот по размещению рекламы я бы вопросики задала. 3. здесь я от ответа воздержусь. 4. если у вас НЕ закрытая территория ЖК и каток/коробка находится на общей городской территории, то почему бы не кататься на нем всему кварталу?) он же общий. откуда конкретно берут воду зимой — сказать не могу, но волноваться вам стоит, только если вы увидели, что вода берется конкретно из вашего дома — это ваше общедомовое имущество и за воду заплатят все жители. думаю, что с вопросом, откуда вода, можно обратиться в районную управу. 5. относительно допуска мне тоже сложно сказать, но если нет конкретных препятствий (ремонт, авария), то я не думаю, что есть основания ограничивать вам допуск на общедомовую территорию, по типу крыши или подвала, если вам все же проход запрещают, я бы, конечно, попробовала обратиться в полицию (?). смена УК — очень долгий и непростой процесс, и не всегда результативный, к сожалению, потому что чудес не бывает, чтобы, условно, "ваша очень плохая УК" ушла и пришла идеальная. проблемы и вопросы будут всегда, так что лучше постараться наладить коннект с теми, кто занимается эксплуатацией на данный момент.0
  • Владимир КоваленкоВиктория, для понимания: я не говорил, что живу в "старинном" доме (это к Вашей фразе "я тоже..."). Вообще у нас в семье есть несколько объектов жилой недвижимости и сейчас мы живем в относительно "новом" доме 2019 г.р. (гарантия застройщика закончилась полгода назад). Я и супруга в совокупности были председателями советов домов свыше 8 лет на разных МКД. За это время меняли несколько раз УК, делали ремонт МКД за счет средств на капитальный и текущий ремонт. Учитывая это, видели много разных УК и изучали рынок. Любую УК надо контролировать, но есть УК, которые не хотят, чтобы их контролировали = они просто отказываются выполнять требования ЖК РФ и подзаконных актов. При этом такие УК управляют чаще всего даже не десятками, а сотнями МКД, и у них есть необходимый административный ресурс, помогающий избежать "проблем" со стороны собственников МКД. Естественно, что у нас есть опыт противодействия нерадивым УК - от всяческого рода обращений (включая Президента РФ) до судебных разборок по защите своих прав. Это исключительно пишу для Вашего понимания - о том, что у нас есть и четкая позиция, и определенные умения, и необходимые знания + инициатива и энергия изменений. Теперь давайте к вопросам: 1. Согласно требований ЖК РФ и в случае принятия такого решения общим собранием собственников МКД председатель совета дома или другое выбранное лицо наделяется правом подписывать акты выполненных работ УК. Это те самые работы, которые должны проводится ежемесячно, периодически или по необходимости в отношении содержания и текущего ремонта Вашей недвижимости. Учитывая, что Вы платите УК ежемесячно до 10-го числа нового месяца, вполне логично, что акт выполненных работ УК за прошедший месяц должен предоставляться по его окончании и именно это является подтверждением выполненных работ. Если акт подписывается, то все замечательно. Если же не подписывается, то составляется претензия, согласно которой и должен быть проведен учет выполненных работ (а значит, и списания денег!). Годовой отчет УК на сегодняшний день носит формальный вид, к нему нет особых нормативных требований и нерадивые УК делают его абсолютно "непрозрачным". Здесь ситуация очень проста и сравнима с бытовой: в магазине Вы берете чек после покупки и сравниваете цифры. Если они не совпадают с ценниками, то Вы требуете возвратить лишнее. Так и здесь - Вы можете смотреть в чек после покупки, а можете не смотреть и удивляться, почему все так стало дорого. Вот и задача собственников МКД состоит в том, чтобы контролировать действия УК, которой они платят деньги. И лучше это делать ежемесячно, чем ежегодно. Но нерадивые УК могут просто не выполнять требования ЖК РФ и решения общего собрания собственников (это высший орган управления МКД!), а Государственная инспекция (ГЖИ) просто не наказывает такие компании и чаще всего говорит: сменить УК или идите в суд, ну не можем мы наказать УК) при этом придумываются разные несуразные причины - как со стороны УК, так и ГЖИ.0
  • Владимир Коваленко2. УК может использовать общее имущество собственников МКД на безвозмездной или возмездной основе - если такой пункт проходит в Договоре управления (ДУ) или принимается общим собранием собственников (ОСС). При этом на фасаде могут устанавливаться вывески, реклама; в самом доме и лифтах могут вывешиваться рекламные стенды и т.п. При этом УК заключает договор с коммерческой организацией и та платит за это деньги, которые должны тратиться на текущее содержание и ремонт. Но по факту, УК опять не отчитывается о тратах и просто их списывает. Поступления от такой "сдачи" имущества могут достигать десятков и даже сотен тыс. руб. ежемесячно. 4. По факту катаются все) вопрос в том, что заливается каток и освещается за счет стоящего рядом дома = мы оплачиваем ОДН (СОИ) - разницу между суммой показаний по отдельным помещениям и показаниями коллективного прибора учета. Эта разница затем делится на метры недвижимости и каждый ее владелец оплачивает свою сумму. Здесь могут быть сотни рублей ежемесячно каждому - вроде мелочь, но если считать за весь дом, то выходит прилично. Так же получается, что за год переплачиваете в неизвестность уже тысячи рублей...управа (администрация района) ничего при этом не решает (если в доме нет муниципальных квартир!), все опять сводится к ГЖИ, которая говорит: мы не можем решать вопросы финансового характера, идите в суд. Приблизительно такие же ответы и от прокуратуры, которая имеет право "копать вглубь", но не копает. 5. Нормативно каждый собственник имеет права знать, как содержится общее имущество - осматривать его, изучать техническую документацию МКД и документы УК. Но по факту, УК не дает этого делать. ГЖИ объявляет УК предостережение (это как погрозить пальчиком! ай-ай-ай) и все. Дальше традиционно: идите в суд...по крайней мере, именно так происходит в НАШЕМ регионе. Знаю, что есть регионы, где ГЖИ РЕАЛЬНО защищает права жителей, но это не про нас... с полицией мы трижды попадали в подвал, обнаружили там свалку стройматериалов, горючие вещества, "офис" лифтеров с несанкционированным подключением к общедомовым сетям...также обнаружили и нежилые помещения, которые удивительным образом не указаны в Реестре, который обязана вести УК (нарушение лицензионных требований!). По этим нежилым помещениям в течение 5 лет (!) собственнику-застройщику не выставлялись платежи, т.е. мы все вместе оплачивали коллективно его расход воды и электричества (это опять про ОДН-СОИ), а также теплоснабжение (оно делится на всех собственников, если нет индивидуальных приборов учета). Про коннект с УК: до проведения ОСС по выбору совета дома (которому УК всячески препятствовала почти 5 лет) встретились с руководством и учредителями УК, где было четко сказано: тариф наш, в аренду и рекламу не лезьте и, вообще, пишите нам официальные запросы. Эта УК - одна из монополистов в сфере ЖКХ города, создана и поддерживается крупнейшим застройщиком. Поэтому "законы ей не писаны". Сейчас и разбираемся с проблемной ситуацией, учим УК работать на благо собственников. А если не получиться ей научиться, то будем менять. Надеюсь, что в других городах большой страны ситуация проще и решается быстрее. В любом случае, надо понимать, что все мы в сфере ЖКХ = платим за услуги и у нас есть выбор: 1) ни о чем не думать и просто платить (не проверять чеки из магазина) или 2) защищать свои права (анализировать покупки в чеке и требовать пересчета, а может быть потом просто больше и не ходить в этот магазин).0
  • Владимир КоваленкоНатали, проблемы регионов во многом одинаковы (см. подробный ответ Автору поста)...Вам же остаётся дождаться 1 ноября и затем уже обратиться в прокуратуру = иначе любой Ваш запрос до этого времени опять вернется в ГЖИ, где ответят, что предписание вынесли, ждем-с...главное в этой ситуации, чтобы ремонт не оказался фикцией - иногда "косметического" ремонта даже на год может не хватить, но УК и ГЖИ поставят "галочку" = сделано)0
  • ЕленаКак раз у нас так и сделали. Провели косметический ремонт для галочки, при этом уделан весь подъезд, стены белили краскопультом - забрызгано всё, от пола до дверей и окон. А уборку после всего этого безобразия делать никто не собирается...0
  • Владимир КоваленкоЕлена, начните с простого - задайте вопрос УК на Госуслуги.дом (мобильное приложение ГИС ЖКХ), приложите фото, сделайте заявку коллективной (разместите ссылку в общедомовом чате для присоединения или поставьте отметку при написании и она отразится в чате на ВК). В данном случае сложней будет оспорить качество ремонта - для этого надо составить акты с приглашением УК - в том случае, если реально сделано плохо и требует переделки (непрокрашены стены, не закреплены поручни, отваливается штукатурка и т.п.). По уборке проще - достаточно просто подать заявку в УК. В идеале надо видеть, что проходит по смете, чтобы давать Вам реальные советы. Но капитальная уборка в любом случае должна быть.0
Вот что еще мы писали по этой теме